Формирование коммуникативных компетенций учащихся путем введения интерактивных форм обучения на уроках французского языка.


Тема опыта: Формирование коммуникативных компетенций учащихся путем введения интерактивных форм обучения на уроках французского языка.
Сегодня идет процесс быстрого наполнения образования информационно-коммуникационными технологиями (далее ИКТ), что вызывает необходимость качественной оценки современных подходов к образовательному процессу с точки зрения их адекватности новым жизненным реалиям XXI века, ведь информационно-коммуникационные технологии являются технологическим базисом знаний граждан нашей страны.Использование ИКТ в процессе обучения иностранным языкам (далее ИМ) является не самоцелью, а педагогически оправданным подходом, который должен рассматриваться в плане педагогических преимуществ по сравнению с традиционными технологиями организации учебного процесса. Несмотря на это, современные исследования направлены преимущественно на изучение вопросов, касающихся разработки и внедрения новых ИКТ в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений в целом и процесс обучения ИМ в частности, однако проблема использования указанных технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования мотивации учащихся еще не была предметом специального педагогического исследования и остается актуальной. Итак, актуальность, недостаточный уровень теоретической изученности и практической разработанности данной проблемы, отсутствие системного научного анализа формирования мотивов учения в условиях мультимедийной среды как пути достижения существенного повышения эффективности освоения учащимися иностранного языка обусловили выбор темы опыта.Целью опыта является раскрытие содержания понятия «мультимедийная среда», рассмотрение возможностей его использования на уроках французского языка с целью формирования мотивации школьников к иноязычной коммуникации.Соответствии с целью определены следующие основные задачи опыта:- Обобщить опыт использования мультимедийной среды на уроках французского языка;- Создать инновационный информационное пространство для формирования интеллектуальной, социально активной, творческой личности;- Активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать пробуждению интереса к знаниям, учитывая психологические особенности детей разного возраста;- Разработать и внедрить в практику методические рекомендации по использованию мультимедийной среды на уроках французского языка.Качественное преподавание иностранного языка не может осуществляться без использования средств, которые предоставляют компьютерные технологии и Интернет. Ведь они позволяют учителю лучше подать новый материал, сделать его более интересным, быстро проверить знания учащихся и усилить их интерес к учебе. Учитель имеет возможность получения последней информации, активно общаться с коллегами, учениками и родителями. Благодаря этому повышается авторитет учителя, он действительно может быть носителем культуры, знаний, всего передового [13: 8].Проблеме разработки и внедрения новых ИКТ в учебный процесс, как показывает анализ современной научно-методической литературы, посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных ученых, среди которых исследования В.Ю. Быкова, М.И. Жалдака, М.З. Згуровского, В.М. Кухаренко, Н.В. Морзе, С.А. Ракова и других, С. Пейперта, М. Резника; Е.Д. Патаракина, Е.С. Полата, А.В. Хуторского, Б.Б. Ярмахова, А. Ястребцева. Вопросы использования ИКТ в обучении ИМ рассматривали в своих исследованиях А.А. Зимовец, Л.А. Карташова, Л.М. Морская, Ю.А. Гапон, С.Ю. Николаева, В.Я. Ляудис, Е.А. Маслыко, Е.Л. Носенко, А.А. Палий, M. Коллинз, M. Саймонсон, A. Томпсон и другие ученые. Теоретико-методологическую базу исследования феномена «мультимедийная среда» представляют работы А.В. Соколова, Н.А. Василик, В.А. Ильганаевой, Ф.И. Шаркова, А.И. Каптерева, Т.Ф. Берестовой, Я.Л. Шрайберга, Р.Ф. Абдеева, А.М. Ермоленко и др. Психологические исследования использования различных средств мотивации проводились многими учеными, в частности Л.В. Занковой, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинским, Г.М. Дульневой, В.Г. Петровой, Н.Н. Нудельманом, М.П. Феофановой и др.
Одним из путей формирования позитивного отношения детей к обучению является создание системы мотивов деятельности личности. Поскольку мотивация школьников к обучению является важной составляющей учебно-воспитательного процесса, то направленность действий любого учителя определяется его стремлением и жизненной необходимостью повысить уровень мотивации обучения учащихся - от негативного и нейтрального к положительному, ответственного, действенного.Под мотивацией понимают совокупность побудительных факторов, определяющих активность личности. Основными мотивами учения у школьников являются: личностное развитие, интерес, результат деятельности, желание в будущем стать квалифицированным специалистом, потребность в познании нового [6].Каждый из этих мотивов по-разному влияет на общую мотивацию. Изучение особенностей мотивационной направленности позволяет выявить нарушения в системе взаимоотношений ученика и учителя и на этой основе разнообразить средства и методы обучения, ставить конкретные и реальные задачи и цели, осуществлять коррекцию психологической защиты, применять в случае необходимости положительную оценку достижений, тем самым создавая наиболее оптимальные условия поддержки учебного процесса.Процесс преподавания французского языка тесно связан с развитием информационной компетентности, внутренняя структура которой содержит мотивационный, когнитивный, деятельностный, ценностно-рефлексивный, эмоционально-волевой компоненты. Залогом развития информационной компетентности считаю мультимедийную среду, как основной фактор интерактивности урока.На основе анализа определений А.В. Шлыкова [14], Л.И. Алешина [1], Н.И. Дворко [7], В.А. Ильганаевой [9] в понятие «мультимедиа» можно выделить два основных подхода к трактовке его содержания в сфере преподавания ИЯ:- Мультимедиа как технология - особый вид компьютерной технологии, объединяет как традиционную статическую (текст, графику), так и динамическую информацию (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию и т.п.);- Мультимедиа как информационный продукт - организованная совокупность связанных определенной теме мультимедиа элементов, обеспечена средствами навигации и предусмотрена в первую очередь для зрительного и слухового восприятия; характерной особенностью мультимедиа продукта является наличие в его содержании нескольких сюжетных линий (в том числе и тех, что выстраиваются самим пользователем на основе «свободного поиска»).Несмотря на большое количество понятий, производных от мультимедиа, термин «мультимедийная среда» используется в настоящее время в профессиональной литературе преимущественно в технократическом контексте. Зато очень часто в научных публикациях как синонимы «мультимедийной среды» применяются такие понятия, как «информационное пространство», «информационная среда», «Инфосфера», «Медиасфера» [2, 3, 4, 9, 10, 11]. Хотя в определенных аспектах эти понятия синонимичны к «мультимедийной среды», они значительно шире его и не отражают ни коммуникационной природы последнего, ни характерных свойств передачи именно мультимедийной информации в обществе.Структурными компонентами мультимедийной среды является коммуникационные агенты (коммуникант и реципиент) и коммуникационные посредники (издатели мультимедиа, разработчики и провайдеры веб -сайтов, телекомпании, киностудии и т.д.), которые взаимодействуют на основе использования коммуникационных средств создания, передачи и хранения мультимедийной информации и коммуникационных каналов (Интернета, телевидения и т.д.).По методике использования мультимедийной среды на уроках ИМ, то она имеет эпизодический характер. За три года внедрения системы работы в мультимедийном классе мной был разработан комплекс упражнений и приемов использования мультимедийного оборудования с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.В современном образовании очень важными и актуальными становятся вопросы о методах, приемы, технологии организации образовательной деятельности, направленные на применение мультимедийной среды и интерактивной доски.Моя методика и технология базируется на таких компонентах:- Использование интерактивной доски;- Электронное компьютерное тестирование;
-Презентация урока с помощью программы «Power Point».В интерактивной доске сочетаются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отражает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки, коррективы, делать пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования , то есть превратить процесс обучения в интерактивное действо. Подключив интерактивную доску к компьютеру-сервера школьной сети, можно организовать работу на уроке ИМ, используя возможности локальной сети. Например, я активно веду в своей работе электронное тестирование на компьютерах, результаты которого отражаются на интерактивной доске, и с помощью тактильного управления учитель может отметить правильные и ошибочные ответы, а ученики могут одномоментно их скорректировать. Преподавание с помощью интерактивной доски имеет целый ряд преимуществ:- Материалы к уроку готовятся заранее, что обеспечивает хороший темп урока и сохраняет время на обсуждение;- Можно создавать ссылки с одного файла на другой (например, мультимедийные файлы или веб-страницы);- Кроме того, к интерактивной доске можно подключить различное оборудование: цифровой фотоаппарат, видеокамеру, колонки;- Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода и облегчает планирование;- Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, имеет возможность поддерживать постоянный контакт с классом.Таким образом, интерактивная доска позволяет формировать коммуникативные умения и навыки, создает условия для психологического контакта участников образовательного процесса; используя такую доску, мы можем сочетать традиционные методы и приемы работы с обычной доской с набором мультимедийных и интерактивных возможностей.Использование интерактивной доски предполагается на разных этапах урока. Так, на этапе актуализации знаний - для повторения материала предыдущего урока, проверки домашнего задания, подбора соответствий (сопоставление слов, картинок, определений), передвигая объекты на доске.На этапе закрепления знаний использую задача «численный выбор» («Multiple choix»): на доске множество понятий, из которых нужно выделить правильное. Можно предложить упражнение «Правильное - ложное» («Vrai / faux»).Использование мультимедийной среды и новых учебных систем позволяет создать принципиально новый формат учебного процесса.Долгое время классно-урочная форма обучения была наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Изменения, происходящие в современном обществе, требуют внедрения новых методов образования, учитывающие индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, навыки самостоятельного движения в информационных полях. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать свои решения, четко планировать действия для достижения целей, а также эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.Современный мультимедийный урок - это не только удачная презентация и обилие эффектов. Подобные уроки предусматривают еще более тщательную подготовку, чем традиционные. Такое понятие, как сценарий урока, в этом случае не просто новомодный термин, а важная составляющая подготовки к учебному процессу. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы представления информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учениками, развивающий эффект обучения.Совершенно очевидно, что мультимедийное среду для усиления наглядности, подключение одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала. В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации, с помощью анимации «оживить» изучаемый предмет, и тому подобное.Конечно, обязательным элементом такого урока является презентация. Следует помнить, что мультимедийная среда всего лишь средство демонстрации презентации, а не цель, о чем многие забывают, чрезмерно увлекаясь спецэффектами. Используя презентации, нужно учитывать, что:- Они быстро и доходчиво изображают вещи, которые невозможно передать словами;- Они вызывают интерес и разнообразят процесс презентации;- Усиливают действие презентации.Наиболее эффективное использование презентаций на таких этапах урока:- Объяснение нового материала;- Закрепление материала (презентация используется как тренажер с определенной темы школьного курса).Методы и приемы использования мультимедийной среды на уроке - разные, но, внедряя их, мы выполняем единственную задачу -сделать урок ИЯ интересным. А нетрадиционные уроки с использованием интерактивной доски должны привлечь современного школьника к процессу обучения, облегчить его, пробудить интерес к предмету.Благодаря наглядности и интерактивности класс привлекается к активной работе. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.Одним из основных показателей качества преподавания иностранных языков является результативность учеников. За 3 года системной и систематической работы в мультимедийном классе мной наблюдается повышение мотивации к изучению французского языка в 5-11 классах. По результатам мониторинга успеваемости учащихся,которые постоянно учились в условиях использования мультимедийной среды на уроках французского языка в течение 2011-2012 гг. И 2012-2013 гг. Наблюдается достаточный и высокий уровень владения всеми видами речевой деятельности на конец учебного года. Мои выпускники становятся студентами языковых факультетов и занимаются по французским программам в вузах Украины.Такие результаты и внеклассная деятельность свидетельствуют о достаточно устойчивой учебной мотивации моих учеников. Поднять работу на такой уровень помогло системное использование мультимедийной среды на уроках французского языка.Итак, суммируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Использование мультимедийной среды активизирует процесс обучения, повышает эффективность усвоения материала, прививает интерес учащихся как к знаниям, так и к процессу их получения.Список использованных источников1. Алешин Л. И. Автоматизация в библиотеке: учеб. пособие: Ч. 1. / Л. И. Алешин. - М.: Изд-во МГУКИ, ИПО Профиздат, 2001. - 176 с.2. Берестова Т. Ф. Информационное пространство библиотеки: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. - М.: Либерея "Бибинформ,2007. - 240 с. - (Б-рь и время. ХХ век; Вып. 76).3. Берестова Т. Ф. Общедоступная муниципальная библиотека в единоминформационном пространстве: науч.-метод. пособие / Т. Ф. Берестова. -...
Начало формы
М.: Либерея-Бибинформ, 2005. - 288 с. - (Б-рь и время. ХХ век;Вып. 19).4. Бунькивська А. В. Информационное пространство: социокультурная сущность,состояние и проблемы функционирования в Украине: Автореф. дис. ... Канд.филол. наук [Электронный ресурс] / В. Бунькивська; Киев. нац. ун-ткультуры и искусств. - К., 2009. - Режим доступа: http: //www.nbuv.gov.ua/. - Загол. с экрана.5. Геля А. А. Роль современных информационных технологий в обучении иностранным языкам в начальной школе [Электронный ресурс] / Научные работы студентов Педагогического института Киевского университета имени Бориса Гринченко. - Режим доступа: www / URL: http://www.psyh.kiev.ua/ - загол. с экрана.6. Гулеватый В. Л. Пути повышения мотивации обучения. / В. Л. Гулеватый. - Винница, 2006.7. Дворко Н. И. Профессия - режиссер мультимедиа / Н. И. Дворко;Санкт.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб. : СПбГУП, 2004. -159 с. - (Новое в гуманит. Науках; Вып. 12).8. Дегтярова Г.А. Подготовка учителя к проведению современного урока в условиях информатизации образования: [учеб. пособие] / Дегтярева А., Папернов Т.В.; [Под общ. ред. Покроевой Л.Д.]. - Х. Харьковская академия непрерывного образования, 2011. - 220 с.9. Ильганаева В. А. Социальные коммуникации (теория, методология, деятельность): словарь-справочник / В. А. Ильганаева. - Х.: КП «Городская типография». 2009. - 392 с.10. Информационная среда [Электронный ресурс] // Словарь по экономике ифинансам. Глоссарий.ру. - Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/. -Загл. с экрана.11. Кирпич Д.А. Инфосфера РФ [Электронный ресурс] / Д. А. Кирпич. - Режим доступа: http://www.nnmoiseev.ru/zyat_ifo.htm. - Загл. с экрана.12. Костикова И. Теоретико-методические основы профессиональной подготовки учителей иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий: Автореф. дис. ... Д-ра пед. наук: 13.00.04 / И. Костикова; [Харьковский национальный педагогический ун-т им. С. Сковороды]. - Х., 2009. - 35 с.13. Морзе Н. В. Основы информационно-коммуникационных технологий / В. Морзе. - М.: Издательская группа BHV, 2008. - 352 с.14. Шлыкова О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособие / В. Шлыкова;Моск. гос. Ун-т культуры и искусств. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 415 с. : Ил.