Теоретические аспекты применения педагогической технологии для обучения специалистов в области компьютерных технологий правовой защите интеллектуальной собственности


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕЛОВАЯ ИГРА» ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Кириллова Н.Г.,
Курский государственный университет
e-mail: vertoprashka@rambler.ruАннотация: в статье рассмотрены определения, сущность, характеристика, структура педагогической технологии «деловая игра»; педагогическое руководство и положения, обеспечивающие эффективное протекание деловой игры на занятии; применение деловых игр при обучении информатике.
Ключевые слова: деловая игра, педагогические технологии, информатика, авторское право, интеллектуальная собственность, педагогическое руководство.
Организация учебной деятельности и повышение ее эффективности на современном этапе развития общества и всей системы образования требует от педагога тщательного подбора технологий, используемых им во время проведения занятий. Эти требования обусловлены как внедрением новых инновационных технологий, так и возрастанием необходимости активизировать познавательную деятельность современного обучающегося. Нельзя забывать и о том, что процесс информатизации общества на современном этапе также является непрерывным и постоянно возрастающим, и, следовательно, вносит свои коррективы в педагогическую науку. Перед преподавателем сегодня стоит задача организовать обучение так, чтобы обучающиеся использовали усвоенные знания, умения и навыки из образовательной области информатика в учебной или профессиональной деятельности осмысленно, грамотно и своевременно. А это возможно при условии, что в процессе обучения каждый развивается как личность со своими индивидуальными особенностями.
Образовательная область информатика обладает широким спектром метапредметных связей. Невозможно изучение информатики без знаний английского языка, математики, физики и других учебных предметов. Поэтому информатика является ярким примером того, как можно реализовать условия для всестороннего развития личности, в том числе и в области обществоведения с целью обучения будущих специалистов правовой защите своей интеллектуальной собственности, не являясь при этом специалистами в юриспруденции.
Естественно перед педагогом встает ряд вопросов, связанных с грамотным и корректным выбором педагогических и информационных технологий обучения сопутствующим наукам и областям знаний, учетом индивидуальных особенностей подопечных, соответствием выбранных форм и методов процессу и требуемым результатам по окончании учебного курса. То есть преподаватель информатики сегодня должен четко представлять, какие средства для представления материала занятий заинтересуют современных обучающихся, какие из них будут наиболее мощными, а какие он будет использовать для контроля усвоения знаний и формирования умений, успеваемости, отслеживания проблемных сфер в ходе обучения. Нельзя забывать, что применение педагогических технологий, в том числе информационных, должно ориентироваться на активизацию познавательной деятельности, развитие гибкости мышления и формирование навыков ориентирования и адаптации обучающихся в своей деятельности.
Интересными технологиями осознанного обучения информатике, отвечающими выше обозначенным требованиям, являются проблемное обучение, проектная деятельность, интерактивные формы, деловая игра, интегрированные занятия и другие. [4] Каждый из перечисленных методов интересен тем, что помогает решать задачи как одного занятия, так и их совокупности. Более подробно в данной статье рассмотрим метод деловой игры, его сущность и особенности.
Чем обусловлено пристальное внимание к выбранному методу организации учебных занятий? Педагогическая технология «деловая игра» является, как видно из названия, игровым методом. То есть ее применение позволит обучающимся в непринужденной форме усвоить знания из такой сложной области как юриспруденция, так как ситуации, связанные с правой защитой и заимствованные педагогом из реальной жизни, будут проигрываться участниками игры в процессе учебных занятий.
Итак, что же подразумевают под словосочетанием «деловая игра»? Однозначного понятия пока нет. В разных источниках можно найти следующие определения рассматриваемой технологии.
Деловая игра – это упражнение, выполняемое в группе, на выработку последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку. [1]
Деловая игра выступает средством развития профессионального творческого мышления, в ходе которого человек приобретает способность анализировать специфические ситуации и решать новые для себя профессиональные задачи. [1]
Деловая игра – это своеобразная система воспроизведения управленческих процессов, имеющих место в прошлом или возможных в будущем, в результате которой устанавливается связь и закономерности существующих методов выработки решении на результаты производства в настоящее время и в перспективе. [1]
Деловая игра – это имитационная модель, воспроизводящая реальные объекты и события, служащая средством эффективного усвоения полученных знаний и непосредственного перехода от учебы к практике.
Деловая игра представляет собой модель, в которой содержание обучения задано системой производственных ситуаций или задач, а деятельность обучающихся на той или иной "должности" – системой ролей, ролевых предписаний и правил. [3]
Деловая игра – это условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры, при этом каждый из «игроков» решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. [2]
Общим в рассмотренных определениях выступает понятие «модель реальной деятельности специалистов». То есть в ходе игры имитируется рабочая ситуация, имеющая место в реальной жизни, например защита авторских прав. Перед участниками ставится актуальная проблема, среди «игроков» распределяются роли, имеющие отношение к проблеме. Различие целей по ролям, но наличие общей цели игрового коллектива создает атмосферу реальных отношений между «коллегами» в той обстановке, в которой предстоит принимать решения сложившемуся коллективу.
Для деловой игры характерно включение таких признаков как наличие имитационной модели профессиональной деятельности и производственных отношений, постановка проблемной ситуации, наличие роли для каждого «игрока», наличие цели для каждой отдельно взятой роли и одной общей цели для всего коллектива, взаимодействие участников игры, коллективная деятельностью, наличие цепочки решений, объективная система оценивания.
Существуют положения, соблюдая которые при организации деловой игры, процесс ее проведения принесет положительный результат как участникам, так и преподавателю ее организовавшему. Первое положение – это простота правил и четкость инструкций, с которыми организатор знакомит участников перед началом игры. Второе положение – это наличие корректной и доступной для понимания формулировки проблемной ситуации. Из проблематики вытекает задача, которую играющие и должны будут решить. Третье положение – это активность и задействованность каждого участника игры, которые обеспечиваются ролью игрока. Четвертым положением выступает открытость результатов. А в соответствии с пятым положением необходимо вести учет времени, затрачиваемого играющими на получение результата.
Также в процессе игры осуществляется непрерывное педагогическое руководство, включающее в себя подбор игр; постановку цели, продумывание вектора развития игры; подбадривание и мотивирование участников, побуждение их к действиям, активизацию познавательной деятельности; обучение приемам деловой игры, адекватным опыту обучающихся на момент проведения занятия; создание новых игровых ситуаций для продолжения и развития игры; включение в игру новых ролей с целью стимулирования играющих; наблюдение за участниками, отслеживание их интересов, способностей; оценка уровня развития каждого; подведение и оглашение итогов игры. [1] Игры подбираются исходя из их обучающей значимости, а также интересов и возможностей участников игры.
Рассмотренные теоретические аспекты применения педагогической технологии «деловая игра» для обучения будущих специалистов в области компьютерных технологий позволят преподавателю проводить занятия в более интересной для обучающихся форме. При этом появится возможность сформировать необходимые компетентности по непрофильным предметам, например из области юриспруденции по аспектам правовой защиты своей интеллектуальной собственности, что для специалистов в области компьютерных технологий является актуальной и значимой темой.
Используемая литература:
Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр // Деловые игры в мире: Материалы Международной научн.-практ. конф. "Белые ночи, посвящ.60-летию деловых игр, 23-26 июня 1992 г. в 2т. Изд. СПбИЭИ, 1992 г.3-14.
Крюкова Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий // Герялт (Просвещение). – 1998. - №1.
Северова Т.С. Деловая игра "Создание малого предприятия" (11-й класс) // Информатика. Приложение к газете "Первое сентября" № 43, 1998
Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // XIV Международная заочная научно-практическая конференция «Инновации в науке». — Новосибирск, 2012.