Возможности применения «Конструктора задач» для формирования результатов обучения учебной дисциплине Математика в колледже

Возможности применения «Конструктора задач» для формирования результатов обучения учебной дисциплине Математика в колледже
«Мы должны научиться измерять то,
что считаем важным,
а не то, что легче всего измерить»
А.Эйнштейн

Трудно переоценить важность оценки для учебного процесса. Но взгляд на оценку преподавателя и обучающегося различен. Для преподавателя оценивание – это конечный объект обучения дисциплине, для курсанта – начальный. Ни для кого не секрет, что курсанты (студенты) будут учить то, что спросит преподаватель, что ими воспринято или вызвало интерес, а не весь материал, предложенный педагогом на занятии. Значит, встает естественный вопрос, каким образом будут оцениваться результаты обучения курсанта (студента), т.е. как можно узнать, добился ли он намеченной нами учебной цели.
«Поскольку оценивание является движущей силой обучения, мы должны чётко представлять себе, какой тип обученности мы ожидаем от наших студентов, с тем, чтобы оценочные задачи, которые ставятся перед ними, помогли достичь желаемого результата» (Кеннеди Д.) [1].
Обеспечение качества – это не новый для образования термин. Но присоединение РФ к Болонскому процессу [3] и закрепление его основных положений уже в новых Федеральных государственных образовательных стандартах, новый закон «Об образовании в РФ» заставляют говорить о качестве образования как о многослойной структуре с множеством измерений: знаний, умений, практического опыта, общих и профессиональных компетенций. Эта структура включает в себя виды деятельности, как преподавателя, так и обучающегося, все процессы, документы, обеспечивает полное удовлетворение запросов потребителя (курсанта (студента), предприятия, государства), гарантирует готовность выпускника к серьёзной, квалифицированной работе в соответствующей отрасли специалиста.
Для преподавателя выбор методов оценивания учебных достижений обучающихся закреплен на трех уровнях: в Федеральных государственных стандартах, в образовательной программе учреждения, а также в знаниях, умениях, практическом опыте и компетенциях, усвоенных в ходе изучения дисциплины (модуля). Триединый подход позволяет нам рассматривать результат как стандарт оценивания и сравнивать результаты, достигнутые обучающимся на индивидуальном и массовом уровне.
Как сделать так, чтобы оценка курсанта (студента) действительно являлась показателем его роста, максимально точно и достоверно отражала достигнутый им уровень обучения? Оценка может стать стимулом только тогда, когда обучающийся уверен в её объективности, воспринимает её как полезную для себя, знает, что ему необходимо сделать, чтобы достигнуть более высоких показателей. Из этого вытекает, что результаты обучения должны поддаваться оцениванию, обязательно быть понятными и прозрачными для обучающегося, чтобы обеспечить получение знаний, формирование компетенций.
Стремление педагога соответствовать ожиданиям курсанта, государства, работодателя находит своё отражение в программе учебной дисциплины, учитывающей требования компетентностного подхода и уделяющей особое внимание оценочным средствам, с помощью которых осуществляется оценивание уровня усвоения дисциплины и уровня усвоения компетенций.
Учебная программа дисциплины Математика второго курса построена нами на основе модульной технологии, позволяющей уделить большое внимание целеполаганию, так как цели обучения являются стержневой дидактической категорией, связывающей в единую систему все компоненты учебно-воспитательного процесса [2]. Для успешного управления познавательной деятельностью обучающегося использована таксономия педагогических целей Б. Блума [3], в которой цели образования разделены на три области: когнитивную (познавательную), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностную).
Учебная программа дисциплины разбита на 5 модулей, в каждом из которых сформулирована интегрирующая дидактическая цель, направленная на реализацию программы данного модуля. Реализацию частных целей обеспечивают конкретные учебные элементы, входящие в модуль. Задание целей изучения модуля завершается обязательным определением требований уровней усвоения. Конструкция содержания познавательной части программы представлена в виде трёх блоков: информационного, исполнительского и методического. Декомпозиция перечня основных показателей оценки результата знаний, умений, практического применения и компетенций, прописанных в стандарте специальности, помогает в создании контрольно-оценочных средств.
Остановлюсь на содержании исполнительского блока. Исполнительский блок – это аналог задачника, включающий в себя типовые, комплексные и проблемные задания, а также текущие проверочные работы (самостоятельные, практические, домашние контрольные работы, тесты), комплекты для проведения экзамена и зачетов.
Существенную помощь в формировании данного блока может оказать «Конструктор задач» доктора педагогических наук Л.С. Илюшина, состоящий из 42-х незаконченных предложений, разбитых по уровням усвоения, соответствующих таксономии Блума [4]. Конструктор представляет собой набор ключевых фраз, своеобразных клише заданий. Данный конструктор даёт педагогу возможность быстро создавать задания для каждого планируемого уровня усвоения, включая комплексные задания, используя набор формулировок из таблицы, раскрыть значимость практико-ориентированных задач и вопросов, акцентировать внимание на обязательной самостоятельной работе обучающегося. А курсанту – видеть уровень его знаний и ответить на вопросы: «За что я получил «2», «3», «4»? Зачем я это изучаю?». Построенные на основании метода Л. С. Илюшина задания контролирующего уровня имеют дифференцированный характер, что помогает проследить уровень обученности курсанта на начальном и конечном этапе изучения каждого модуля и дисциплины в целом.
Использовать данный конструктор можно также и для описания результатов обучения по дисциплине в целом (выход на промежуточную аттестацию), каждого модуля в отдельности или описания результатов отдельных тем, входящих в модуль.
Таблица 1. «Конструктор задач»
Ознакомление
Понимание
Применение
Анализ
Синтез
Оценка

1. Назовите основные части
8. Объясните причины того, что
15. Изобразите информацию о графически
22. Раскройте особенности .
29. Предложите новый (иной) вариант
36. Ранжируйтие и обоснуйте

2. Сгруппируйте вместе все.
9. Обрисуйте в общих чертах, необходимые для того, чтобы
16. Предложите способ, позволяющий
23. Проанализируйте структуру.с точки зрения
30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий)
37. Определите, какое из решений является оптимальным для.

3. составьте список понятий, касающихся
10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между
17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает..
24. Составьте перечень основных свойств, характеризующих с точки зрения
31. Найдите необычный способ, позволяющий
38. Оцените значимость для

4. Расположите в определённом порядке..
11. Постройте прогноз развития
18. сравните и , а затем обоснуйте
25. Постройте классификацию на основании
32. Придумайте игру, которая .
39. Определите возможные критерии оценки

5. Изложите в форме текста
12. Прокомментируйте положение о том, что
19. Приведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что ..
26. Найдите в тексте (модели, схеме и т. п.) то, что
33. Предложите новую (свою) классификацию
40. Выскажите критические суждения о

6. Вспомните и напишите
13. Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что.
20. Проведите презентацию
27. Сравните точки зрения и на
34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития
41. Оцените возможности для

7. Прочитайте самостоятельно
14. Приведите пример того, что (как, где)
21. Рассчитайте на основании данных о .
28. Выявите принципы, лежащие в основе
35. Изложите в форме своё мнение (понимание)
42. Проведите экспертизу состояния


В качестве примера предлагаю проходящий апробацию банк вопросов и заданий двух вариантов: 1) в целом по модулю «Комплексные числа»; 2) по теме «Геометрическая интерпретация комплексного числа», входящий в модуль «Комплексные числа».
Категория 1. «Ознакомление» (вариант 1)
Дайте определение аргумента комплексного числа.
Найдите форму записи комплексного числа в тригонометрической форме: 13 EMBED Equation.3 1415.
Составьте список основных понятий, касающихся комплексных чисел.
Выберите правильный ответ: Действительная часть комплексного числа 13 EMBED Equation.3 1415 обозначается и равна: А) Re(z) = 13 EMBED Equation.3 1415 Б) Im(z) = 13 EMBED Equation.3 1415.
Изложите письменно правило сложения двух комплексных чисел 13 EMBED Equation.3 1415, заданных в алгебраической форме.
Вспомните и напишите формулу для нахождения модуля комплексного числа.
Прочитайте самостоятельно материал по теме «Применение комплексных чисел», используя Методические рекомендации по организации и контролю самостоятельной работы курсантов (студентов) (стр. 15).
Категория 1. «Ознакомление» (вариант 2) для темы «Геометрическая интерпретация комплексного числа».
Опишите основные этапы изображения комплексного числа в 13 EMBED Equation.3 1415.
Выберите, какое число соответствует точке, симметричной точке (-2; 4) относительно оси ОХ: а) (2; 4) б) (-2; -4).
Определите ошибку в изображение комплексного числа 13 EMBED Equation.3 1415.
Расположите комплексные числа 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415, 13 EMBED Equation.3 1415 в порядке расположение четвертей в координатной плоскости.
Запишите определение аргумента комплексного числа.
Используя чертеж, найдите значения мнимой и действительной части комплексных чисел.
Самостоятельно разберитесь с принципами построения множества точек z, удовлетворяющим условиям: 13 EMBED Equation.3 1415 13 EMBED Equation.3 1415. И т.д.
Данное клеше можно использовать в конструировании ситуационных задач, взяв в качестве заданий из по одному предложений.
Главная задача оценки – установление глубины и объёма индивидуальных знаний. Кроме того, оценивание является здесь не только наиболее очевидным показателем уровня образования, но также основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи.
Список литературы
Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения.URL:http://main.isuct.ru/files/edu/umu/publ_result_obucheniya.pdf (дата обращения 19.09.2013)
Юцявичене П. А.Теория и практика модульного обучения.- Каунас, 1989г. 158с.
Болонский процесс: Результаты обучения и компетентностный подход/Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2009.-536 с.
Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс]/Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ Сост. О. Е. Лебедев. СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2006. 160с. URL:http://www.lfond.spb.ru/programs/likhachev/100/lessons/ (дата обращения 5.01.2013).
Чошанов М. А. Инженерия обучающих технологий. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 239 с.









13PAGE 15


13PAGE 14415




Root Entry