Выступление на тему: «Применение электронных презентаций на уроках естественно — математического цикла, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

Тема выступления:

«Применение электронных презентаций на уроках естественно - математического цикла, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят всё более широкое обсуждение среди педагогов школы. Педагоги понимают, что одних знаний, умений, навыков недостаточно, нужно осваивать деятельностные технологии, изменять содержание уроков. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования.
Что же такое информационная компетенция? Информационная компетенция - это умение:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
На сегодняшний день информационные технологии прочно вошли в образовательную практику и стали одной из характерных черт современного обучения. Использование медиапроектора или компьютера(ов) на уроках сегодня никого не удивляет, скорее, это стало обыденностью.
Однако многие вопросы практического использования информационных технологий в образовательном процессе, весьма актуальны. Это касается и применения на уроках электронных презентаций.
Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально. Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект, так как большая доля информации у многих ребят усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Хорошо известно, что при аудио и визуальном преподнесении запоминается до 65% информации. Для сравнения: устной информации запоминается лишь - 12 %, с записями - 25 %.
 Предоставление знаний в форме презентации облегчает изучение темы, учащиеся чувствуют себя более раскрепощённо. Презентации во время урока представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным
. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Необходимо оговориться, что положительный эффект будет только в том случае, если презентация применяется не единоразово, а систематически.

Весь урок, по нашему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.
Варианты работы с презентацией:

1. Презентация – основа урока. Использовать презентации можно и при изучении нового материала, и при закреплении уже пройденного, и при контроле полученных знаний. Примеры: презентация как дополняющая и иллюстрирующая слова учителя информация, презентация-игра или презентация-викторина, презентация-учебное задание.
2. Презентация – основа фрагмента урока. Не менее результативным будет применение презентации на одном из этапов урока (презентация-сообщение одного из учащихся, презентация-доклад учителя).  
3. Презентация – домашнее задание. Чтобы заинтересовать учащихся, в том числе и с низкой успеваемостью, можно поручить им создание презентаций на узкие темы в рамках изучаемого раздела.
Очень важно, чтобы главную мысль уловил каждый ученик, иначе презентация станет простым заполнением времени урока. Использование презентаций на уроках и внеклассных занятиях имеют как свои плюсы, так и минусы.
Преимущества использования презентаций:
уроки и мероприятия проводятся на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
появляется возможность усилить мотивацию обучения;
в процесс занятия включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые;
позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать благоприятный климат на уроках;
появляются новые варианты использования традиционных форм работы;
ученики сами активно создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера;
учащиеся начинают работать очень творчески с информацией, которая обычно воспринимается как сухая и малоинтересная;
позволяет преподавателям работать в большой аудитории;
развивает коммуникационные компетенции у всех школьников;
сближает обучение в школе с повседневной жизнью общества;
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
позволяет использовать различные стили обучения;
позволяет сократить время на усвоение материала;
дает возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами.
Минусы использования презентаций:
оборудование и техника могут подвести учителя и не включиться вовремя;
часто возможна разница офисных программ: поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с традиционной школьной доской, магнитофоном;
качество оборудования не всегда соответствует задаче урока;
испортить урок или мероприятие может и сама презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним;
могут отрицательно сказываться на здоровье школьников.
Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены, в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Не стоит проводить уроки с применением ЦОР (цифровые образовательные ресурсы) постоянно, но в то же время ученики должны чувствовать, что такие уроки проводятся в системе.   Грамотная, продуманная, вписанная в структуру урока презентация, учебному процессу приносит пользу. Но основным инструментом учителя всё же остаются классная доска и мел, на использование новых компьютерных средств обучения можно отводить максимально 10-15 минут урока. Если использование презентации на данном уроке - это более эффективный подход, его необходимо использовать.  Не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем.
Компьютер на современном уроке не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения. Действительно, с помощью презентаций, интерактивных досок, электронных учебников вести уроки намного легче и интереснее. Однако бесспорно и то, что ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) это не панацея, а хорошее средство обучения в руках умелого учителя.
Всё зависит от учителя –
хороший урок презентация украсит,
плохому же уроку – все равно не поможет.