Сценарий классного часа на тему: Всемирный день прав ребенка


БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа дляобучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» Минобразования Чувашии
СЦЕНАРИЙ
внеклассного мероприятия «Я имею право!»,
посвященного Всемирному дню прав ребенка
(для 1 – 4-ых классов)
Составитель:
социальный педагог Иванова А.Г.
Чебоксары, 2016
Внеклассное мероприятие «Я имею право!», посвященное
Всемирному дню прав ребенка
«Дети святы и чисты.
Нельзя делать их игрушкою своего настроения»А.П. Чехов
Цель мероприятия: познакомить обучающихся с основными правами и обязанностями ребенка, научить применять их в жизни.
Задачи мероприятия:
- сформировать (для 1-ого класса) и обобщить знания обучающихся об основных правах ребенка;- разграничить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей ребенка;
- воспитывать уважение к правам одноклассников.
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор, презентация, фонограммы песен, тематические плакаты.
Ход мероприятия:
Приветствие. Психологический настрой обучающихся.
Добрый день, ребята! Я пришла к вам не просто так, а для того, чтобы рассказать какой праздник отмечают сегодня люди во всем мире. Но для начала давайте поделимся друг с другом хорошим настроением.
Сейчас мы с вами поздороваемся, но сделаем это разными способами!
1-ый ряд: скажем «Здравствуйте» руками!
2-ой ряд: скажем «Здравствуйте» глазами!
3-ий ряд: скажем «Здравствуйте» ртом!
Знакомство обучающихся с темой мероприятия. Постановка задач.
Ребята, взгляните на доску, перед вами число «20 ноября». Может кто-нибудь знает, какой праздник в этот день отмечается во всем мире?
Давайте я вам зачитаю стихотворение, а вы попробуете догадаться, о какой дате мы будем сегодня говорить.
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребенок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!!!
Отгадывание названия праздника с помощью ребуса (на карточках на доске):
Й С В И Н М Е РЫЬ Н Д Е В РА ПБ А Ё РК Н Е
9 2 1 5 7 4 3 6 8 4 3 1 2 4 2 3 1 3 7 4 1 6 5 2
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка. Эта дата была выбрана не случайно, именно в этот день в далеком 1959 году была принята Декларация прав ребенка. Этот документ провозгласил своей целью «обеспечить всем детям счастливое детство». А через 30 лет, в 1989 году, была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенция – это документ, в котором все страны взяли на себя обязательство заботиться обо всех детях, их здоровье, благополучии и всестороннем развитии.
Основная часть.
А сейчас, ребята давайте разберемся какие права у вас есть, что именно закреплено в Конвенции.
А как вы понимаете, слово «право»? (мнения детей)
Право – возможность что-нибудь делать, осуществлять. А до скольки лет человек считается ребенком?
Как вы думаете, какими правами вы обладаете? (мнения детей).
- Право на жизнь. - Право на имя при рождении. - Право на воспитание в семейном окружении.- Право на медицинскую помощь. - Право на образование. - Право на отдых и досуг. - Право иметь имущество. - Право свободно выражать свои взгляды. - Право на свободное перемещение. - Право на свободу и воспитание родителями. - Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. - Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища. - Право говорить на своем родном языке. 
Давайте подробнее остановимся на пункте «Право на имя» и поиграем в игру «Имена».
Условие игры. Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).
Ребята, а можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? (мнения детей)
Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
Кто из вас знает, какой документ вы получите при достижении 14-летнего возраста?
А сейчас разберем какие же у вас еще есть права (работа по иллюстрациям, ребята рассказывают какие права изображены на слайде).
Игра «Определи, кто из героев сказки лишен прав».
(слайды с изображением фрагментов из сказок)
Ребята, представьте, что вы очень хорошо разбираетесь в правах детей, и к вам приходят сказочные герои за советом. По иллюстрации вы должны определить кто чьи права нарушает и какое именно право.
1. Право на жизнь («Колобок»)
2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)
3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)
4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)
5. Право на отдых и досуг («Золушка»)
6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
7. Право на защиту от физического насилия («Волк и семеро козлят»)
8. Право воспитываться в семье («Маугли»)
9. Право воспитываться в семье («Снежная королева»)
10. Право на бесплатную медицинскую помощь («Айболит).
Но ребята, давайте не будем забывать, человек может пользоваться своими правами только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека. Кто знает, что обозначает слово «обязанность»?
Обязанность – это те действия, которые мы обязательны должны выполнять каждый день.
А давайте подумаем, какие обязанности у вас есть дома, в семье? (держать в чистоте и порядке свою комнату, помогать родителям по дому, умываться, следить за личной гигиеной, помогать в уходе за младшими братишками и сестренками, домашними питомцами и т.д.).
А какие правила вы обязаны соблюдать в школе? (иметь опрятный и аккуратный вид, не опаздывать, не пропускать учебные занятия без уважительной причины, прилежно учиться, слушаться и уважать учителей, уважать одноклассников, соблюдать технику безопасности, беречь школьное имущество и т.д.).
Заключительная часть. Подведение итогов.
Сейчас, для того, чтобы узнать насколько вы усвоили материал нашего мероприятия, я предлагаю вам разобрать ситуации из повседневной жизни и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Ведущий: - Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить!
Ведущий: - Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности - дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Ведущий: - Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников обязан беречь школьное имущество).Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Ведущий: - Правильно ли рассуждает Петров?
Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Конвенция о правах ребенка запрещает использовать труд детей!
Ведущий: - Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Ученики высказывают свое мнение.
Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ - наши дети.
Ни в коем случае нельзя нарушать права детей, но и дети, в свою очередь, не должны уважать права окружающих людей.
ВЫВОД: ЗАЩИЩАЯ ПРАВА НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ О СВОИХ ОБЯЗАННОСТЯХ.