Методическое пособие для студентов Медикаментозное лечение в сестринской практики


краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский медицинский техникум»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Специальность: Лечебное дело
1 год обучения, I курс, 2 семестр.

ПМ 07. «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Раздел 3. МДК 07.03 «Технологии оказания медицинских услуг»
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике»


Минусинск, 2016 г
ББК 74,5 УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
Н.В.Новолодская/______
«____» _________201 г.
Рекомендовано методическим советом КГБПОУ ММТ
Методические рекомендации по самостоятельному изучению темы: Медикаментозное лечение в сестринской практике.
Разработчик: Г.В. Медведева – преподаватель.
Минусинск: КГБПОУ ММТ, 2016г.
Цель данного пособия - помочь студентам в освоении процедур и технологий, которые изложены в виде чётко сформулированных алгоритмов действий медицинской сестры в соответствии с современными стандартами сестринской практики. Они имеют обоснования, для того чтобы медицинский персонал понимал суть выполняемых им практических действий, индивидуально применяя ту или иную методику их выполнения.
В пособие включены для самоподготовки, ситуационные задачи, тесты. Данное пособие соответствует федеральным требованиям к уровню подготовки выпускников средних медицинских учебных заведений.
ББК 74,5
Разработчик: Г.В. Медведева
Компьютерная верстка: О.А. Лузина
Содержание
Введение стр. 4
Пути введения лекарственных средств. стр. 6
Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей стр. 10
Порядок получения лекарственных средств из аптеки стр. 12
Выбор лекарственных назначений из медицинской карты стр. 13
Полезные советы стр. 15
Введение мази в нос стр. 17
Введение мази за нижнее веко из тюбика стр. 19
Введение мази за нижнее веко стеклянной лопаточкой стр. 21
Закапывание капель в глаза стр. 23
Закапывание капель в ухо стр. 26
Закапывание капель в нос стр. 28
Нанесение мази на кожу стр. 30
Смазывание кожи стр. 32
Применение присыпки стр. 33
Применение пластыря стр. 34
Ингаляционные пути введения лекарств стр. 35
Ректальный путь введения стр. 39
Задачи стр. 41
Тестовые задания стр. 43
Тема: «Медикаментозное лечение в сестринской практике»
Уважаемые студенты!
Пути и способы применения лекарственных средств – лекарственная терапия является важнейшей составной частью лечебного процесса. Оказывающей на организм как местное, так и общее действие. Лекарственные препараты вводят в организм человека различными путями, от способа введения зависит скорость наступления эффекта, выраженность и продолжительность действия веществ.
Материал для повторения: лекции
Цели занятия:
Учебные:
Студент должен знать:
пути введения лекарственных средств;
наружное применение лекарственных средств: на кожу, на слизистые;
технику безопасности при применении мазей;
ингаляционный способ введения лекарственных средств через рот и нос;
технику безопасности при применении ингалятора;
взаимодействие лекарственных препаратов с пищей;
порядок получения лекарственных средств из аптеки.
Студент должен уметь:
выбирать назначения из медицинской карты стационарного больного;
выписывать требование на лекарственные средства;
оформлять журнал учета лекарственных средств;
обучить пациента приему различных форм лекарственных средств;
применять на кожу мази различными способами, присыпки, пластыри, растворы, настойки;
обучить пациента технике применения дозированного и не дозированного аэрозоля в ингаляторе;
вводить лекарственные средства через прямую кишку: свечи, суппозитории;
В результате изучения данной темы студент должен овладеть следующими компетенциями:
ПК 7.1 – эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 7.2 – Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 7.3 – Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.
ПК 7.5 – оформлять медицинскую документацию.
ПК 7.6 – оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
ПК 7.7 – обеспечивать инфекционную безопасность.
ПК 7.8 – обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.
ПК 7.11 – обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.
ОК 1 – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 - организовать собственную деятельность своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3 – анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 – осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 – использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 – работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8 – соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Рекомендуемая литература:
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум, Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 480 с.
Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». Ростов на/Д: Феникс, 2002 – 448 с.
Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: Практикум, Серия «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс», 2002 – 480 с.
Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник – 2-е изд., испр. И доп. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2011.- 368 с.: ил.
Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика // Медицинская помощь. М.: Медицина, 2003. № 2
Артамонова В.Г., Мухин Н.А. Профессиональные болезни. М.: Медицина, 2004. 432 с.
Интернет ресурсы:
http:// www.coolreferat.comhttp:// medkarta.com
http:// www.medichelp.ruhttp:// www.bcetyt.ru
Пути введения лекарственных средств

Лекарственные препараты вводят в организм человека различными путями. От того, каким путем лекарственное средство вводится в организм, зависят:
скорость наступления лечебного эффекта;
величина эффекта;
продолжительность действия лекарственного средства.
Лекарственные средства могут оказывать на организм резорбтивное действие (через кровь) и местное действие.
Резорбтивное действие осуществляется: энтеральным путем т.е. через пищеварительный тракт, парентеральным путем ( минуя пищеварительный тракт) и сублингвальным путем.
Местное действие оказывают лекарства применяемые наружно.
Пероральный путь введения (Per os) т.е. через рот, это наиболее распространенный путь. При приеме внутрь лекарственные вещества всасываются в основном в тонком кишечнике, через систему воротной вены попадая в печень ( в печени возможна их инактивация) и затем в общий кровоток.
Преимущества:
Можно вводить различные лекарственные формы: порошки, таблетки, пилюли, драже, отвары, микстуры, настои, экстракты, настойки и др.Простота и доступность.
Не требует соблюдения стерильности.
Не требует специально подготовленного персонала.
Исключены ошибки при раздаче.
Прием лекарств в присутствии медсестры.
Недостатки:
Частичная инактивация лекарственных средств в печени.
Медленное всасывание, которое происходит в кишечнике.
Отрицательное действие желудочного, кишечного соков, желчи на лекарственное средство.
Неполное всасывание лекарственного средства в кровь, в результате чего трудно установить дозировку.
Введение лекарств через рот невозможно при рвоте и бессознательном состоянии пациента.
Данный метод непригоден в экстренных ситуациях, когда необходимо немедленное действие лекарственных средств.
Зависимость действия от возраста, состояния организма, индивидуальной чувствительности и патологических процессов в организме.
Через прямую кишку – (Per. Rectum), вводят – жидкие (слизи, отвары, растворы) и твердые лекарственные формы (суппозитории), которые становятся жидкими под воздействием температуры тела. Преимущества:
При данном способе введения – лекарства оказывают как резорбтивное действие на организм (всасываются через геморроидальные вены в кровь), так и местное действие на слизистые оболочки прямой кишки.
ВНИМАНИЕ!! Перед введением лекарств в прямую кишку, следует сделать очистительную клизму (если это не слабительное средство.Трансбуккально (trans bucca) – применение лекарств «за щёку», то есть лекарство необходимо разместить между верхней губой и десной или же попросту рассасывать, оставив его за щекой. Таблетки или пастилки можно назначать трансбуккально (это, как правило, касается препаратов мгновенного действия, но бывают и исключения). Способ заключается в рассасывании таблетки либо пастилки в ротовой полости, то есть защечно.
При трансбуккальных путях введения через слизистую оболочку ротовой полости хорошо всасываются липофильные неполярные вещества (всасывание происходит путем пассивной диффузии) и относительно плохо - гидрофильные полярные.
Преимущества:
Метод прост и удобен для больного;
вещества, введенные трансбуккально не подвергаются воздействию хлористоводородной кислоты;
вещества попадают в общий кровоток, минуя печень, что предотвращает их преждевременное разрушение и выделение с желчью, т. е. устраняется так называемый эффект первого прохождения через печень;
вследствие хорошего кровоснабжения слизистой оболочки полости рта всасывание лекрств происходит довольно быстро, что обеспечивает быстрое развитие эффекта. Это позволяет использовать такой путь введения при неотложных состояниях.
Недостатки:
Из-за небольшой всасывающей поверхности слизистой оболочки полости рта трансбуккально можно вводить только высокоактивные вещества, применяемые в небольших дозах, такие как нитроглицерин, некоторые стероидные гормоны.
Сублингвально – применение лекарственных веществ под язык (Sub- linqua). Как правило назначают препараты быстрого действия в таблетках, каплях, растворах
Преимущества:
При данном пути введения лекарства хорошо всасываются через слизистую оболочку в подъязычной области и довольно быстро (через несколько минут) попадают в кровь, минуя печень и не разрушаясь пищеварительными ферментами.
Недостатки:
Этим путем пользуются сравнительно редко, т.к. всасывающая поверхность подъязычной области мала и под язык можно назначать только очень активные вещества, принимаемые в малых количествах (нитроглицерин 0,0005; валидол по 0,06 г).
Ингаляционный путь введения – введение лекарственных веществ через дыхательные пути (рот или нос), путем их вдыхания (т.е. ингаляции)
Этим способом можно вводить в организм:
а) газообразные вещества (кислород);
б) пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);
в) аэрозоли (взвеси в воздухе мельчайших частиц растворов лекарственных веществ).
Преимущества:
Действие непосредственно в места патологического процесса в дыхательных путях.
Попадание, в очаг поражения, минуя печень в неизменном виде. Что обусловливает высокую концентрацию лекарственного вещества.
Недостатки:
Возможность раздражения слизистой оболочки дыхательных путей лекарственными веществами.
При резко нарушенной бронхиальной проходимости плохое проникновение лекарственного вещества непосредственно в патологический очаг.
Введение лекарственных препаратов интравагинально.
Этим путем вводят специальные вагинальные таблетки, свечи, гели, суспензии и эмульсии, если данный тип приема препарата предписывается в инструкции по применению.
Преимущества:
Главное преимущество — прямая доставка лекарственного препарата к месту применения. Растворяясь во влагалище, препарат начинает действовать буквально сразу же. Это особенно важно в тех случаях, когда инфекция или воспаление, развиваясь во влагалище, может подняться  выше и проникнуть в цервикальный канал или матку. Поэтому специалисты и назначают интравагинальное введение. Вагинальный путь введения как альтернатива пероральному приему выбирается в случае, когда:
препарат дает побочные эффекты при приеме перорально;
есть противопоказаниях для перорального применения при выраженных нарушениях функций печени или ЖКТ.
Взаимодействие лекарственных препаратов с пищей
Очень часто, глотая таблетки, пилюли, капсулы, мы упускаем из виду, что сочетание некоторых из них с определенными видами продуктов питания может не только снизить терапевтический эффект, но и резко усилить побочные явления.
Проблема взаимодействия лекарств и пищи имеет несколько аспектов:
влияние компонентов пищи на терапевтическую эффективность лекарств;
влияние компонентов пищи на токсичность лекарств;
влияние лекарств на физиологические процессы пищеварения;
влияние лекарств на состояние ЖКТ. 
Необходимо учитывать:
1) Рыбная диета удлиняет время кровотечения у больных, принимающих ацетилсалициловую кислоту.
2) Молочные продукты и продукты содержащие фитин (орехи, пшеница) и дубильные вещества (чай, кофе), ограничивают всасывание препаратов железа, образуя с ними плохо растворимые соединения.
3) Тирамин и серотонин, содержащиеся в пище, могут серьезно повлиять на фармакодинамику антидепрессантов, психостимуляторов, изониазида, уменьшить их терапевтическую эффективность и спровоцировать усиление побочных эффектов в виде подъе-ма артериального давления (так называемый «сырный» синдром). Тираминсодержащими продуктами являются все виды сыров, брынза, маринованая и копченая сельдь, мясные и рыбные консервы, изюм, йогурт, лосось, копченая сельдь, икра красная и черная, высокосортные колбасы, кофе, шоколад, пиво, красные вина, а также бананы, авокадо, ананасы, финики, цитрусовые, виноград, смородина белая и красная, крапива, арахис. 4) Больные, получающие антикоагулянты непрямого действия, должны исключить из рациона брокколи и брюссельскую капусту, шпинат, салат, кабачки, кресс-салат, грецкие орехи, зеленый чай, сою и цветную капусту, так как листовые овощи содержат витамин К, являющийся антагонистом антикоагулянтов непрямого действия. Зато при приеме в сочетании с жирной рыбой, печенью, яичным желтком антикоагулянты непрямого действия могут вызвать кровотечения.
5) Прием гипотензивных препаратов, снижающих давление, совместно с большим количеством черноплодной рябины, свеклы или земляники может привести к гипотонии, так как эти продукты содержат сосудорасширяющие вещества.
6) При применении солей кальция противопоказана пища, богатая щавелевой кислотой (шпинат, портулак, ревень, щавель) т.к. снижается терапевтический эффект препаратов кальция.
7) При лечении препаратами наперстянки необходимо избегать пищи, богатой клетчаткой, поскольку эти лекарства связываются как с растворимой, так и с нерастворимой клетчаткой, что снижает эффективность лечения. Но при этом следует обогащать питание калием (курага, изюм, бананы, картофель).
8) Принимая антибактериальные препараты и антибиотики, необходимо поддерживать нормальную микрофлору кишечника с помощью живого йогурта.
9) Белковое питание, употребление маринованных, кислых и соленых продуктов ухудшает всасывание изониазида, а безбелковое, наоборот, улучшает. Применение изониазида может вести к пеллагре — заболеванию, связанному с дефицитом никотиновой кислоты. Чтобы этого не случилось, необходимо включить в рацион пищевые продукты, богатые пиридоксином (витамином В6).
10) Нистатин может блокировать действие витаминов В2 (рибофлавина) и В6 (пиридоксина), поэтому при терапии необходимо употреблять пищу, богатую витаминами группы В, такую как продукты из цельного зерна, мясо, яйца и молоко.
11) При наличии в продуктах фолиевой или бензойной кислоты существенно ослабляется или полностью теряется терапевтическая эффективность сульфаниламидов. Продукты, содержащие серу (яйца и др.), способствуют образованию метгемоглобина при одновременном приеме сульфаниламидов.
12) При применении препаратов лития следует контролировать употребление соли, поскольку соль снижает их эффективность.
13) Всасывание никотиновой кислоты ускорит пища, богатая метионином (например, творог). Эффективность аскорбиновой кислоты понижают огурцы, кабачки, петрушка.
Порядок получения лекарственных средств из аптеки
Для обеспечения лечебно-диагностического процесса отделения больницы получают лекарственные средства из аптеки согласно требованиям.
Требования на получение из аптеки лекарственных средств оформляются: штамп, круглая печать лечебно-профилактического учреждения, подпись руководителя или его заместителя но лечебной части, подпись заведующего отделением.
В требованиях указывается наименование лекарственного средства на латинском языке, дозировка, форма изготовления (таблетки, мази, ампулы, суппозитории и т.д.) вид упаковки (коробки. Флаконы, тубы и прочее).Указывается способ применения лекарственного средства: для инъекций, для наружного применения, в/венно, в/мышечно, глазные капли, капли в нос, в ухо и т.д.
Требования на наркотические, ядовитые, сильнодействующие, психотропные вещества, а также на препараты, содержащие: апоморфина гидрохлорид, атропина сульфат, гомотропина гидробромид, дикаин, серебра нитрат, пахикарпина гидрохлорид, этиловый спирт с указанием концентрации – выписываются на отдельных блпнках требований для каждой группы препаратов со штампом, круглой печатью ЛПУ, подписью руководителя учреждения или его заместителя по лечебной части и подписью заведующего отделением.Требования в аптеку на лекарственные средства выписываются в 2-х экземплярах под копирку, на ядовитые, сильнодействующие наркотические, психотропные вещества, этиловый спирт – в з-х экземплярах.
Отпуск лекарств из аптеки для отделений производится только при наличии доверенности на их получение медицинскому персоналу. Категорически запрещается отпуск лекарств подсобному персоналу (санитаркам, грузчикам и т.д.).
Отпуск производится по графику в промаркированную тару, изготовленную из материалов позволяющих стерилизовать или дезинфицировать её, использование данной тары для других целей в том числе и для посуды надо промаркировать.
Стерильные лекарственные средства для новорожденных отпускаются обязательно в дополнительную промаркированную упаковку
( салфетку, наволочку и т.д.).
Транспортировка лекарственных форм из аптеки осуществляется в условиях исключающих их загрязнение.
Выборка лекарственных назначений из медицинской карты
Врач ежедневно, проводя осмотр пациента в отделении, записывает в медицинскую карту необходимые данному больному лекарственные средства, их дозы, кратность приема, пути введения и т.д.
Палатная (постовая) медсестра ежедневно, делает выборку назначения (которые сделал врач) из медицинской карты больного, переписывает их в специальную тетрадь.
Сведения о назначенных пациентам инъекциях передаются в процедурный кабинет медсестре выполняющей инъекции.
Правила раздачи лекарственных средств в отделении
Раздача лекарственных средств в отделении проводится палатной (постовой) медсестрой в соответствии с врачебными назначениями. Медсестра не имеет право сама назначать, отменять лекарственные средства или заменять их другими. Исключение составляют те случаи, когда пациент нуждается в экстренной помощи или появились признаки непереносимости лекарственного вещества, о чем необходимо сообщить врачу.
Последовательность выполнения:
Вымыть руки, осушить.
Поставить на передвижной столик ёмкости с лекарственными препаратами (твердыми и жидкими), пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, графин с водой, ножницы, «листы назначения».
Передвижной столик с лекарственными средствами и всем необходимым транспортировать в палату.
Проверить годность лекарственного средства, изучить маркировку, сверить с назначенной дозой (лекарственное средство должно быть только в аптечной упаковке).
Убедиться, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения.
Переходя от пациента к пациенту, раздать лекарственные средства непосредственно у постели пациента, согласно назначений врача.
ПОМНИТЕ!
Данный порядок раздачи лекарств является наиболее оптимальным, так как:
а) медсестра контролирует прием больным лекарственного препарата;
б) медсестра может ответить на вопросы пациента о назначенном ему лекарстве;
в) исключаются ошибки при раздаче лекарств.
Учитывать положение пациента в постели, так как лучше лекарства принимать в положении стоя или в положении Фаулера.
Раздавать лекарственные средства непосредственно из упаковки в рот пациенту и давать запить их водой (0,5 стакана).
Капсулу или таблетку доставать из упаковки пинцетом или отрезать от «блистера» ножницами (не прикасайтесь руками к таблеткам – это опасно для здоровья).
Микстуры и отвары надо дозировать градуированными стаканчиками, столовыми или десертными ложками.
Лекарственные средства, назначенные в каплях, дозировать пипеткой в стаканчик с водой.
Порошок высыпать пациенту на корень языка (придав бумажке форму «желобка»), дать запить водой или предварительно развести в воде (если разрешено в аннотации).
Давая лекарство пациенту, предупредить его об особенностях данного средства (горький вкус, резкий запах, изменение цвета мочи, кала и т.п.).
Дополнительная информация
Во многих ЛПУ медсестры в целях экономии времени, заранее раскладывают лекарства в лотки, разделенные на ячейки. В каждой ячейке указаны ФИО пациента и номер палаты. Затем медсестра в этом лотке разносит лекарства больным по палатам.
Недостатки данного порядка раздачи
отсутствие контроля за приемом лекарственных средств пациентами ( забывают принять, принимают не вовремя, выбрасывают, «копят»);
возможность допустить ошибки при раздаче ( медсестра может положить лекарство в другую ячейку, пациент ошибочно возьмёт лекарство другого;
невозможность индивидуальной схемы раздачи лекарств, режима приема ( до еды, после еды, во время еды, на ночь и т.д.);
трудно ответить на вопросы пациента по поводу назначенных ему лекарственных средств, т.к. они лежат в лотке без упаковки.
Полезные советы
При раздаче лекарств нужно учитывать:
Лекарственные средства раздавать пациентам не менее, чем 3 раза в день и всегда вовремя.
Выдавать лекарства только на один прием – ЭТО ВАЖНО!
Таблетки, не имеющие черту, делить на части нельзя!!!
Лекарства чаще даются внутрь ДО ЕДЫ ЗА 15 – 20 минут, т.к. при взаимодействии с пищей замедляется их всасывание.
ПРЕПАРАТЫ РАЗДРАЖАЮЩИЕ слизистую оболочку ЖКТ принимают ПОСЛЕ ЕДЫ ЧЕРЕЗ 15 – 20 минут ( препараты железа, аспирин, раствор CaCl и др).
ФЕРМЕНТЫ, улучшающие пищеварение, даются пациенту ВО ВРЕМЯ ЕДЫ (фестал, панзинорм и др).
Препараты, назначенные пациенту «НАТОЩАК» должны быть приняты за 20 – 60 минут до завтрака.
СНОТВОРНЫЕ применяются за 30 минут до сна.
ЗАПОМНИТЬ!!!
•Железосодержащие лекарства надо заливать подкисленной водой (10 -12 капель соляной кислоты на 0,5 стакана воды).
•Сульфаниламиды – запивать щелочной водой.
•Нельзя запивать лекарства фруктовыми или овощными соками.
•Препараты тетрациклина несовместимы с молоком, молочными продуктами (обратить внимание на диету).
Следить за тем, чтобы пациент не накапливал таблетки и родственники не приносили ему их из дома.
Если лекарства нужно давать (или вводить несколько раз в сутки, необходимо соблюдать соответствующие интервалы для постоянного поддержания достаточного уровня лекарства.У пациента могут находиться препараты, снимающие боли в сердце (валидол, нитроглицерин, валокордин и др).
Медсестра не имеет права без ведома врача назначать и заменять одни лекарства другими.Если лекарство дано ошибочно или превышена его разовая доза – немедленно сообщить врачу.
Настои, отвары, растворы, микстуры – назначаются обычно столовыми ложками (15 мл.).
Спиртовые настойки, экстракты – назначают в каплях (если во флаконе нет капельницы, используют пипетки).
Пилюли, драже, капсулы, таблетки содержащие железо, принимаются в НЕИЗМЕННОМ ВИДЕ ( не ломать, не разгрызать).
Прием антибиотиков требует соблюдения строгого временного промежутка, специфического для данного антибиотика, то есть через 24 часа, 12 часов, 6 часов, 4 часа, 3 часа.
Введение мази в нос
Цель: лечебная (гигиеническая)
Показания: определяет врач
Противопоказания: определяет врач(носовые кровотечения, травмы)
Оснащение:
ватные жгутики (или марлевые турундочки);
флакон (тюбик) с мазью;
стеклянная лопаточка (стерильная)
стерильный лоток
лоток для использованного материала
ёмкость с дез.растворами;
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информационность о лекарственном средстве, ходе процедуры. Получить согласие.
Вымыть руки, надеть перчатки.
Прочитать название лекарственного препарата (обратить внимание на срок годности, концентрацию, отсутствие признаков непригодности).
Попросить пациента сесть (или лечь) и слегка запрокинуть голову.
Взять ватную турунду и выдавить на неё 0,5 – 0,7 см. мази из тюбика. ВНИМАНИЕ! Если мазь во флаконе, воспользуйтесь стерильной стеклянной лопаточкой.
Осторожно, вращательными движениями, ввести ватную турунду в нижний носовой ход (с одной стороны) на 2 -3 минуты.
Извлечь турунду и положить её в ёмкость для использованного материала (лоток).
Повторить предыдущие действия при введении мази во вторую половину носа.
Спросить пациента о его самочувствии.
Положить использованные материалы в ёмкости с дез. раствором.
Снять перчатки, вымыть руки, осушить.
Полезные советы: чтобы удалить мешающие пациенту корочки из полости носа, можно закапать в каждый носовой ход 2-3 капли вазелинового, растительного масла или глицерина. Через 2 -3 минуты удалить корочки при помощи ватных турунд («фитильков»).

Введение мази за нижнее веко из тюбика
Цель: лечебная
Показания: определяет врач
Противопоказания: индивидуальная непереносимость препарата
Оснащение:
стерильный лоток (для стерильного материала);
стерильные марлевые шарики _ «монашки» или стерильные салфетки;
тюбик с лекарственным препаратом;
лоток под использованный материал;
ёмкость с дез.раствором.
Последовательность действий:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и получить согласие пациента.
Помочь пациенту удобно сесть или лечь.
Вымыть руки, надеть перчатки.
Прочитать название мази (проверить концентрацию, срок годности, признаки НЕПРИГОДНОСТИ).
Открыть тюбик с мазью.
Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад.
Оттянуть 1 пальцем левой руки (при помощи марлевого шарика) нижнее веко.
Попросить пациента посмотреть вверх.
Правой рукой выдавить из тюбика мазь, располагая её от внутреннего угла глаза к наружному так, чтобы мазь вышла за наружную спайку век. ВНИМАНИЕ!!! Мазь из тюбика необходимо выдавить на конъюнктиву нижнего века по границе его с глазным яблоком.
Отпустить нижнее веко, пациент должен плотно сомкнуть веки.
Удалить мазь вытекающую из –под сомкнутых век стерильной салфеткой.
Если необходимо заложить мазь за нижнее веко другого глаза, повторив те же действия.
Закрыть тюбик с мазью.
Помочь пациенту занять удобное положение.
Убедиться, что пациент не испытывает дискомфорта в связи с проведенной процедурой.
Весь использованный материал поместить в дез. рваствор.
Снять перчатки.
Вымыть руки.


Полезный совет: для того чтобы после закладывания мази за веко она вытекала как можно меньше, необходимо:
а) взять стерильную салфетку в руки и при сомкнутых веках пациента круговыми движениями, осторожно, в направлении от наружного угла к внутреннему, распределить мазь в конъюнктивальной полости;
б) остатки мази снять стерильной марлевой «монашкой» или стерильной салфеткой в области внутреннего глазного угла.
Введение мази за нижнее веко стеклянной лопаточкой
Цель: лечебная
Показания: определяет врач
Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарственного препарата.
Оснащение:
стерильный лоток (для стерильного материала);
стерильные марлевые шарики ( «монашки») салфетки;
две стеклянные стерильные лопаточки;
глазная мазь;
лоток под использованные материалы;
емкости с дез.растворами.
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры. Получить согласие пациента.
Помочь пациенту удобно сесть или лечь.
Вымыть руки, надеть перчатки.
Прочитать название мази (проверить название, концентрацию, срок годности, признаки НЕПРИГОДНОСТИ);
Открыть флакон и не задевая краев флакона взять стеклянной палочкой немного мази. (Закрыть флакон) ВНИМАНИЕ!!! Мазь из флакона надо брать только одной стороной лопаточки и не более 0,5 – 1 см.
Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад и посмотреть вверх.
Расположить лопаточку у глаза пациента – горизонтально, чтобы лопаточка с мазью была направлена к внутреннему углу глаза.
Оттянуть указательным пальцем левой руки нижнее веко пациента вниз, при помощи стерильного шарика (салфетки).
Заложить за нижнее веко пациента лопаточку (мазью к глазному яблоку, а свободной поверхностью к веку.Осторожно провести лопаточкой в направлении от внутреннего угла глаза к наружному, отпустить нижнее веко.
Пропустить пациента без усилий сомкнуть веки глаза.
Извлечь лопаточку из под сомкнутых век.Удалить вытекающую из под сомкнутых век мазь стерильной салфеткой ( можно попросить сделать это пациента).
Если необходимо – заложить мазь за нижнее веко другого глаза – повторить те же действия.
Помочь пациенту занять удобное положение.
Убедиться, что пациент не испытывает дискомфорта в связи с проведенной процедурой и может передвигаться безопасно.
Замочить весь использованный материал в дез. раствор.
Снять перчатки.
Вымыть руки.

Закапывание капель в глаза
Цель: лечебная
Показания: определяет врач
Противопоказания: определяет врач: индивидуальная непереносимость
Оснащение:
стерильный лоток;
стерильные марлевые шарики («монашки»);
стерильные салфетки (малые);
2 стерильные пипетки (для каждого глаза);
лоток для использованного материала;
ёмкость с дез. раствором.
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, цели и ходе процедуры. Получить его согласие.
Прочитать этикетку на флаконе с каплями (обратить внимание на герметичность, срок годности, концентрацию, признаки непригодности).
Помочь (при необходимости) пациенту сесть или лечь.
Вымыть руки, надеть стерильные перчатки.
Правой рукой набрать пипеткой лекарственное средство из флакона, на ½ от стеклянной части. ВНИМАНИЕ!!! Попадание раствора в резиновую часть пипетки недопустимо.
Попросить пациента СЛЕГКА запрокинуть голову назад и посмотреть вверх.
Оттянуть вниз нижнее веко марлевой салфеткой указательным пальцем левой руки.
Поднести пипетку к СЕРЕДИНЕ нижнего века глаза на расстояние, равное одной капле.
Наклонить пипетку под углом 450 к нижнему веку.
Закапать (осторожно) в нижнюю складку 2 – 3 капли лекарства.
Попросить пациента закрыть глаза (глаз).
Промокнуть стерильной салфеткой вытекшие капли (излишки) из внутреннего угла глаза.
Повторить те же действия при закапывании в другой глаз.
Спросить пациента о самочувствии.
Убедиться, что пациент не испытывает неудобств после процедуры.
Пипетку и весь использованный материал опустить в дез. раствор.
Снять перчатки.
Вымыть руки.


Полезные советы
Если пациенту необходимо закапать в глаза несколько лекарственных средств, надо для каждого препарата использовать отдельную пипетку.
Чтобы не допустить случайной травмы глаз – желательно, чтобы пипетки были с закругленным концом.
Перед применением капель в глаза ПРЕДВАРИТЕЛЬНО, не менее, чем за 2 часа, необходимо вынуть флаконы с лекарством из холодильника. Чтобы температура лекарства на момент введения в глаза была не менее + 250.
Если в одном глазу имеется гнойное отделяемое, то необходимо контролировать, чтобы при закапывании лекарственное средство из больного глаза не попало в здоровый глаз. Это может произойти, если накапать в глаз большое количество раствора и он скопившись в углу глаза перельется через переносицу, в другой глаз.

Закапывание капель в ухо
Цель: лечебная
Показания: определяет врач (чаще всего это болевые ощущения и воспалительный процесс в ухе).
Противопоказания: индивидуальная непереносимость препарата.
Оснащение:
пипетка (стерильная);
лекарственное средство
ёмкость с горячей водой (t – 600 );
водный термометр;
стерильный лоток со стерильными шариками и салфетками;
лоток для отработанного материала;
емкости для дезинфекции отработанного материала, пипеток, перчаток;
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве цели и ходе процедуры. Получить его согласие.
Прочитать название лекарственного препарата (обратить внимание на концентрацию срок годности, признаки непригодности).
Подогреть лекарственный раствор до температуры тела на водяной бане (поставить флакон в ёмкость с горячей водой, температуру контролировать водным термометром).
Подготовить руки к работе. Надеть перчатки.
Помочь (если необходимо) пациенту лечь набок, или сидя наклонить голову на здоровую сторону.
Набрать пипетку 2-3 капли лекарственного средства (если нужно закапать капли в одно ухо).
Убедиться, что они теплые (а не горячие): капнуть себе одну каплю на тыльную сторону кисти руки.
Оттянуть левой рукой ушную раковину назад и вверх (чтобы было видно наружный слуховой проход).
Держать пипетку правой рукой и закапать 2 -3 капли в ухо.
Спросить пациента о его самочувствии.
Помочь пациенту занять удобное положение.
Пипетку, перчатки и весь использованный материал положить в дез. раствор.
Вымыть руки.

Полезные советы
Для лучшего контакта лекарственных капель с барабанной перепонкой можно не сильно нажать несколько раз пальцем на козелок уха.
Для того чтобы капли, введенные в ухо, быстро не остыли – можно после окончания процедуры ввести в наружное ухо пациента ватный тампон.
Чтобы увеличить эффект действия лекарственных капель в ухе, пациенту необходимо находиться в исходном положении от 2 до 5 минут ( т.е. пациент лежит на боку или сидит, наклонив голову на здоровую сторону).
Закапывание капель в нос
Цель: лечебная
Показания: определяет врач (воздействие на слизистую оболочку носа)
Противопоказания: индивидуальная непереносимость препарата.
Оснащение:
стерильные пипетки (лучше глазные);
лекарственное вещество;
емкости с дез. растворами.
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, цели и ходе процедуры. Получить его согласие.
Приготовить пипетку 9если капельница вмонтирована в пробку флакона ( заводская упаковка), ею можно пользоваться только одному пациенту). ВНИМАНИЕ!!! Для каждого пациента и лекарственного средства должна быть индивидуальная пипетка.
Вымыть руки, надеть перчатки.
Прочитать название лекарственного средства (обратить внимание на герметичность, срок годности, концентрацию, отсутствие признаков непригодности).
Набрать правой рукой в пипетку лекарственное средство ( 3-4 капли для каждой половинки носа).
Попросить пациента сесть (или уложить его на спину без подушки), слегка запрокинув голову и склонить её (при закапывании в левую ноздрю – влево, в правую - вправо).Приподнять кончик носа пациента большим пальцем левой руки.
Закапать 3-4 капли в нижний носовой ход (на слизистую перегородку носа) – пипетку не вводить глубоко в нос.
Попросить пациента прижать указательным пальцем крыло носа к перегородке сделать легкие круговые движения, не отнимая пальца.
Закапать капли во вторую ноздрю, повторив те же действия.
Спросить пациента о его самочувствии.
Положить пипетку в емкость с дез. раствором.
Снять перчатки.
Вымыть руки.

Полезные советы
Чтобы при закапывании капель в нос пациент не испытывал неприятные ощущения – подогреть капли до 36 -37 градусов.
Если в носу есть выделения или корочки – перед введением капель, надо очистить нос ватными жгутиками, смоченными в вазелиновом масле.
Чтобы случайно не травмировать пациента во время процедуры – пипетку вводить в носовой ход на глубину 1 – 1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
Для того, чтобы эффект от закапывания капель был высоким - надо закапывать назначенное количество капель поочередно – сначала в ту половину носа, куда наклонена логова, потом ОБЯЗАТЕЛЬНО интервал 1 – 2 минуты и можно капать в другую половину носа.
При некоторых заболеваниях носа и глотки в нос закапывают масляные капли, которые через нижний носовой ход попадают и на заднюю стенку глотки, оказывая лечебный эффект не только на слизистую носа, но и глотки.
Перед закапыванием масляных капель НЕОБХОДИМО предупредить пациента, что он обязательно почувствует вкус капель после закапывания.
Нанесение мази на кожу
Цель: лечебная
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: определяет врач (индивидуальная непереносимость).
Оснащение:
перчатки;
мазь;
стерильный шпатель (лопаточка)
емкость для дез.растворов.
Последовательность действий:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.
Спросить, не хочет ли пациент, чтобы его отгородили ширмой (если в палате не один).
Помочь пациенту занять удобное положение в постели.
Вымыть руки, надеть перчатки.
Осмотреть участок кожи, куда будет накладываться мазь.
Прочитать название препарата (обратить внимание на срок годности и концентрацию).
Выдавить из тюбика на стеклянную лопаточку (или взять стерильным шпателем из флакона) нужное для пациента количество мази.
Нанести мазь тонким слоем на кожу стеклянной лопаточкой или шпателем. ВНИМАНИЕ!!! Руками без перчаток мазь не наносить, т.к. некоторые мази всасываются и через неповрежденную кожу.
Предупредить пациента, что не следует надевать одежду на часть тела с нанесенной мазью, ранее, чем через 10 -15 минут.
Спросить пациента, не испытывает ли он дискомфорта в связи с процедурой.
Снять перчатки, поместить их в дез. раствор.
Вымыть руки.
Осмотреть кожу, убедиться, что мазь впиталась.
Помочь (при необходимости) пациенту одеться.
Убрать ширму.
Полезные советы
Чтобы мазь лучше впитывалась в кожу – можно сверху на мазь положить полиэтиленовую пленку.

Смазывание кожи
Цель: лечебная (широко применяют при кожных заболеваниях).
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: определяет врач ( индивидуальная непереносимость).
Оснащение:
перчатки;
лекарственное вещество;
стерильный лоток для стерильных салфеток, ватных тампонов);
стерильный стаканчик (мензурка);
лоток для использованного материала;
стерильный пинцет;
емкость с дез.растворами.
Последовательность действий:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.
Спросить, не хочет ли пациент, чтобы его отгородили ширмой (если он в палате не один).
Помочь пациенту занять удобное положение.
Вымыть руки, надеть перчатки.
Осмотреть участок кожи, где будет производиться смазывание.
Прочитать название лекарственного препарата (обратить внимание на срок годности, концентрацию).
Налить в стерильный стаканчик (мензурку) небольшое количество назначенного лекарства.
Стерильную марлевую салфетку или ватный тампон взять пинцетом со стерильного лотка и смочить лекарственным веществом (излишки отжать).
Нанести лекарственное вещество на кожу пациента легкими продольными движениями ( по направлению роста волос).
Спросить пациента, не испытывает ли он дискомфорт от процедуры.
Поместить использованный материал в дез. раствор.
Снять перчатки, вымыть руки.
Помочь пациенту (если необходимо) одеться.
Убрать ширму.
При необходимости, в месте втирания мази, волосы сбривают. Кожа в месте втирания мази должна быть чистой. В случае загрязнения того места, куда нужно втирать мазь перед процедурой его необходимо вымыть и высушить.
Следует помнить, что нанесение мазей не защищенными руками может быть небезопасно!
Применение присыпки
Присыпки – применяют для подсушивания кожи при опрелости и потливости
Цель: лечебная
Показания: по назначению врача (для подсушивания кожи при опрелости и потливости).
Противопоказания: определяет врач.
Оснащение:
перчатки;
присыпка;
емкость с водой;
стерильные салфетки;
емкость с дез.раствором.
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.
Спросить у пациента, нужно ли его отгородить ширмой на время процедуры (если он в палате не один).
Вымыть руки и надеть перчатки.
Прочитать название лекарственного средства (порошок для присыпки расфасован в емкости с точечными отверстиями, как «солонка»).
Бережно вымыть и просушить марлевой салфеткой (промокательными движениями) область, на которую будет наноситься присыпка.
Перевернуть вверх дном емкость с порошком и встряхивающими движениями равномерно нанести порошок на нужную поверхность (припудрить кожу).
Использованный материал (салфетки) – поместить в дез.раствор.
Снять перчатки, вымыть руки.
Убрать ширму.
Спросить пациента о самочувствии после процедуры.

Применение пластыря
Пластырь применяют - для фиксации повязок, игл, других приспособлений и с лечебной целью.
Перед наложением пластыря необходимо:
Кожу пациента обезжирить спиртом.
В месте наложения пластыря сбрить волосы.
Нарезать ножницами пластырь необходимого размера.
Наложить на кожу
ПОМНИТЕ: снимать пластырь с кожи пациента ПОСТЕПЕННО, начиная с одного края, предварительно смочив края СПИРТОМ.

Ингаляционный путь введения лекарств
Ингаляторы бывают: стационарные и портативные, карманные.
В медицинской практике широко используют:
а) паровые ингаляторы
б) тепловлажные ингаляторы;
в) масляные ингаляторы.
Цель: лечебная
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: определяет врач
Оснащение:
баллончик с лекарственным средством;
вода и мыло;
салфетки;
емкости для отходов.
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и получить его согласие.
Прочитать название лекарственного препарата.
Вымыть руки.
Снять с баллончика защитный колпачок и повернуть его вверх дном.
Хорошо встряхнуть баллончик.
Сделать глубокий выдох.
Взять в рот мундштук ингалятора.
Охватить плотно губами мундштук.
Голову слегка запрокинуть назад.
Сделать глубокий вдох и на вдохе нажать на дно баллончика (в этот момент выдается доза аэрозоля).
Извлечь мундштук ингалятора изо рта.
Задержать дыхание несколько секунд (5 -10 сек).
Сделать медленный выдох (спокойный).
После ингаляции промыть мундштук водой с мылом и вытереть насухо. ЗАПОМНИТЕ!!! Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.
Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.
Вымыть руки.
Спросить о самочувствии пациента, назначить время следующей процедуры.
Техника безопасности при применении ингалятора
Введение в организм лекарственных средств путем их вдыханиям называется ингаляцией. Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоля. С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос.
Ингаляционно вводят газообразные вещества, жидкости и аэрозоли. При назначении последних очень важен размер твердых частичек. Частицы размерами:
60 мкм и больше оседают на поверхности глотки и заглатываются в желудок;
20 мкм проникают в терминальные бронхиолы;
6 мкм — в респираторные бронхиолы;
2 мкм — в предальвеолярный проход;
1 мкм — в альвеолы.
Всасывание происходит в основном из глубоких отделов легких. Данный способ обеспечивает быстрое возникновение резорбтивных эффектов (особенно при введении липидорастворимых веществ), так как абсорбирующая поверхность легких лишь незначительно уступает желудочно-кишечному тракту и составляет около 100 м2. Попавшее на поверхность слизистых оболочек бронхов вещество вызывает преимущественно местное действие (бронходилатацию, разжижение мокроты и т.д.). Медицинская сестра должна обучить пациента этой процедуре, поскольку он выполняет ее, как правило, самостоятельно.
Обучение пациента технике ингаляции складывается из трех этапов:
1) получение информативного согласия на процедуру;
2) обучение технике ингаляции;
3) контроль (при необходимости) или коррекция действий пациента:
дать пациенту и взять себе по пустому баллончику.
не распылять лекарственный препарат в воздухе. Это опасно для вашего здоровья.
предложить пациенту на время обучения сесть, но если его состояние позволяет, лучше выполнять эту процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее.
продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства для этого:
а) снять с ингалятора защитный колпачок;
б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;
в) сделать глубокий выдох;
г) взять в рот мундштук ингалятор, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад;
д) сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;
е) извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5–10 с (акцентировать на это внимание пациента);
ж) сделать спокойный выдох.
предложить пациенту самостоятельно выполнить процедуру, вначале с пустым, а затем с действующим ингалятором, в вашем присутствии.
информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо.
количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.


Ректальный путь введения
Ректальный путь введения – путь введения лекарств через прямую кишку (Per rectum). Вводят ректально – жидкие (слизи, отвары, растворы) и твердые лекарственные формы (суппозитории).ВНИМАНИЕ!!! Перед введением лекарств в прямую кишку, следует сделать очистительную клизму.
Цель: лечебная
Показания: по назначению врача.
Противопоказания: определяет врач
Оснащение:
перчатки;
суппозитории;
ножницы;
подкладная пеленка (клеенка);
емкости с дез. раствором.
Последовательность выполнения:
Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, технике введения свечи. Получить его согласие.
Взять упаковку с суппозиториями (свечами) из холодильника, прочитать название, отрезать от «ленты» одну свечу.
Отгородить пациента ширмой (если он в палате не один).
Пациента уложить на левый бок с согнутыми в коленях и прижатыми к животу ногами, под таз пациента подложить пеленку.
Надеть перчатки.
Вскрыть упаковку с суппозиторием ( не извлекать свечу из оболочки).
Попросить пациента расслабиться, левой рукой раздвинуть ягодицы пациента.
Правой рукой ввести узким концом всю свечу в анус за наружный сфинктер прямой кишки ( оболочка остается у вас в руках).
Рекомендовать пациенту некоторое время полежать, заняв удобное положение.
Снять перчатки, поместить их в дез. раствор.
Вымыть и осушить руки.
Убрать ширму.


Задания для самоконтроля
Задачи
Задача № 1
Пациенту назначен аспирин по 0,25 г. 1 раз в день, но на посту 1 медсестры имеется только по 0,5 г.
Ваши действия.
Задача № 2
Пациенту назначено лекарственное средство доксациклин в капсулах. Как необходимо его применять пациенту ?Тактика медсестры.
Задача № 3
Пациенту Петрову назначен ампициллин в таблетках по 500 000 х4 раза в день. Пациент приобрел лекарственное средство в аптеке с дозировкой 0,25 г.
Как поступить медсестре?
Задача № 4
Пациенту назначена гепариновая мазь.
Как её применить ?Задача № 5
Пациенту назначен ампиокс 0,5 г., а у Вас флаконы по 0,1 г
Ваша тактика.
Задача № 6
Вы постовая медсестра, пациенту назначили: свечи на ночь.
Дайте рекомендации пациенту по правильному применению.
Задача № 7
Вы постовая медсестра, пациенту назначили: железо в драже, по 1 таблетке 3 раза в день.
Дайте рекомендации пациенту по правильному приему лекарства.
Задача № 8
Вы постовая медсестра, пациенту назначили: снотворные таблетки.
Дайте рекомендации по правильному приему лекарства.
Задача № 9
Вы постовая медсестра, пациентке назначили: антибиотик в капсулах через 6 часов.
Дайте рекомендации по правильному приему лекарства.
Задача № 10
Вы постовая медсестра, пациенту назначили: масляные капли в нос 3 раза в день.
Дать пациенту рекомендации по применению лекарства.
Тестовые задания
Тест
Вариант I
Сублингвальный путь введения лекарственных веществ – это введение:
а) в прямую кишку;
б) в дыхательные пути;
в) под язык;
г) на кожу.
Применение лекарств, действие которых направлено на устранение причины болезни (например, на возбудителя инфекции), называется:
а) этиологическим;
б) патогенетическим;
в) симптоматическим;
г) паллиативным.
Применение лекарств, действие которых направлено на симптом болезни, называется:
а) этиологическим;
б) патогенетическим;
в) симптоматическим;
г) паллиативным.
Лекарственная форма, изготовленная в аптеке для внутреннего употребления, должна иметь этикетку цвета:
а) белого;
б) желтого;
в) голубого;
г) розового.
Скоропортящиеся лекарственные средства (настои, отвары, микстуры) должны храниться в холодильнике не более (в сутках):
а) 10
б) 7
в) 3
г) 1
Энтеральным следует назвать способ введения лекарств:
а) внутримышечный;
б) внутривенный;
в) интраспинальный (в спиномозговой канал);
г) пероральный (через рот).
Вместимость одной десертной ложки (в мл):
а) 30
б) 15
в) 10
г) 5
Ферментные препараты, улучшающие пищеварение (сок желудочный, бетацид, кислота соляная разведенная, фестал), следует принимать:
а) до еды;
б) во время еды;
в) после еды, запивая молоком или водой;
г) между приемами пищи.
К списку «Б» относятся лекарственные вещества:
а) дорогостоящие;
б) ядовитые;
в) сильнодействующие;
г) снотворные.
Срок хранения микстур, настоев, отваров ( в днях):
а) 7
б) 5
в) 3
г) 1
Сульфаниламидные препараты запивают:
а) молоком;
б) водой;
в) киселем;
г) минеральной водой.
Запас лекарственных веществ у старшей медсестры должен быть на срок (в днях):
а) 7
б) 5
в) 3
г) 2
Тестовые задания
Тест
Вариант II
1.Места хранения лекарств группы «А» :а) стол на посту у медсестры;
б) шкаф с прочими лекарствами;
в) сейф;
г) отдельная полка в шкафу.
2.Применение лекарств, действие которых направлено не на саму причину, а на исправление нарушенных болезнью функций организма называется:
а) этиологическим;
б) патогенетическим;
в) симптоматическим;
г) паллиативным.
3. Лекарственная форма, изготовленная в аптеке для внутреннего употребления, должна иметь этикетку цвета:
а) белого;
б) желтого;
в) голубого;
г) розового.
4. Стерильные растворы во флаконах, изготовленные в аптеке, должны иметь этикетку цвета:
а) белого;
б) желтого;
в) голубого;
г) розового.
5.В лечебном отделении на посту должен быть запас лекарств, обеспечивающий потребность (в сутках):
а) 30
б) 10
в) 7
г) 1
6. Вместимость одной столовой ложки (в мл):
а) 30
б) 15
в) 10
г) 5
7. Вместимость одной чайной ложки (в мл):
а) 30
б) 15
в) 10
г) 5
8. Лекарства, раздражающие слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта (салицилаты, раствор кальция хлорида, Паск), следует принимать:
а) до еды;
б) во время еды;
в) после еды, запивая молоком или водой;
г) между приемами пищи.
9. К списку «А» относятся лекарственные вещества:
а) наркотические;
б) снотворные;
в) сильнодействующие;
г) гипотензивные.
10. Место хранения наркотических веществ:
а) шкаф на посту;
б) сейф;
в) процедурный кабинет;
г) холодильник.
11. Препараты, раздражающие ЖКТ, запивают:
а) минеральной водой;
б) молоком;
в) водой;
г) киселем.
12. Наружный способ применения лекарственных средств:
а) через рот;
б) через прямую кишку;
в) внутрикожно;
г) на кожу, слизистые.