План-конспект «Неклеточные формы жизни – вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Преподаватель: Рагульская Елена Александровна
Дисциплина: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ Группа: ______________ Дата: _______
Тема: «Неклеточные формы жизни – вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.»
Тип занятия: формирование новых знаний (с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий, проблемного обучения

Цели и задачи урока:
Образовательная:
Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о неклеточных формах жизни – вирусах и бактериофагах;
Обеспечить условия для изучения особенности строения вирусов, механизма их взаимодействия с клеткой.
Развивающая:
Обеспечить условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения исследовательской работы с различными источниками информации.
Воспитательная:
Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;
Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;
Создать условия для формирования навыков работы в группе.

Оборудование: раздаточный материал (алгоритмы подготовки сообщений по заданной теме), учебник «Естествознание» для студентов образовательных учреждений СПО под редакцией А.Л. Петелина, учебник «Общая биология» для студентов средних профессиональных учебных заведений под редакцией С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Вирусы» для демонстрации.



ХОД ЗАНЯТИЯ
Орг. момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Кто в классе дежурный, кто отсутствует?

Подготовка к активному восприятию новой темы.
Вступительное слово учителя: Задумывались ли вы над тем, что с самого начала существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные враги. Являлись они нержиданно, коварно, не звеня оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней. О чем же мы будем говорить с вами сегодня на уроке? (О вирусах). Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение, где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так, кто такие вирусы? А самое главное, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Поэтому целью нашего урока является рассмотрение особенностей строения и жизнедеятельности вирусов, а также изучение роли вирусов в жизни человека. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть следующее. Обратимся к плану урока.
План урока: 1. Общие сведения о вирусах
2. История открытия вирусов
3. Строение вирусов и их биологические особенности на доске
4. Репродукция вирусов
5. Вирусные инфекции и их профилактика.

3. Изучение нового материала.
Общие сведения о вирусах (рассказ учителя, во время которого учащиеся делают краткие записи в тетрадях).
Вирус (от лат. virus-яд) - микроскопическая частица, способная инфицировать
клетки живых организмов
Вирусы неклеточные формы жизни, т.е. имеют неклеточную природу
Вирусы являются облигатными внутриклеточными паразитами (ведут только паразитический образ жизни и не выживают без связи с хозяином)
Вирусы избирательны. Они проникают внутрь совершенно определенной
клетки, и именно эта зараженная клетка превращается в «завод» по
производству вирусов. Для клетки вирус-это не что иное, как плохая новость в белковой оболочке.
Вирусы являются самой распространенной формой существования органической материи на планете по численности своей популяции, и, по-видимому, одной из самых распространенных по биомассе: воды мирового океана содержат колоссальное количество бактериофагов (около 1011 частиц на миллилитр воды) (показываем пробирку с водой).
Согласно последним исследованиям, геном человека более чем на 30% состоит из информации, кодируемой вирусоподобными элементами.
Учитель: Откуда же свалилась такая напасть на голову не только человечества, но и
всего живого мира? Расскажет нам об этом Вячеслав, пожалуйста, тебе слово.
«История открытия вирусов» сообщение учащегося + презентация.
В 1887 году в Крыму плантации табака поразила неизвестная болезнь: листья растений покрывались абстрактным рисунком, растекавшимся по листу, словно красочная мозаика, переливающаяся с одного листа на другой, от одного растения к другому. Сельское хозяйство несло большие убытки. На место происшествия был направлен молодой ученый, выпускник Санкт-Петербургского университета Дмитрий Ивановский. Сделано бессчетное количество опытов и исследований по изучению возбудителя. И вот в 1892 году мир науки сотрясла новость – обнаружена новая, неизвестная ранее форма жизни, открыты необычайно микроскопические организмы, проходящие сквозь самые узкие отверстия фильтров. Открытые организмы Ивановский назвал «фильтрующимися бактериями», это название использовалось в научных кругах несколько лет, пока в 1899 году голландский ученый Мартин Бейеринк не применил понятие «вирусы», что в переводе с латинского (vira) означает «яд». За открытием Ивановского последовали новые открытия вирусов и вирусных заболеваний растений, животных и человека: грипп, ящур, оспа, чума, герпес, и, наконец, открыт вирус СПИДа. Все эти открытия не только укрепили позиции новой области биологии, но и позволили появиться новой самостоятельной науке – вирусологии («vira» - яд, «logos» - учение). Открытие вирусов принесло мировую славу отечественному ученому – Дмитрию Иосифовичу Ивановскому.
Его имя в науке о вирусах следует рассматривать почти в Том же свете, как имена Пастера и Коха в бактериологии. Имеются все основания считать Ивановского отцом новой науки – вирусологии У. Стэнли
Учитель: Спасибо, присаживайся. А сейчас вы будете работать в группах. Цель работы: изучить строение вирусов их биологические особенности, а также репродукцию виусов.
Строение вирусов и их биологические особенности, а также репродукция вирусов разбираются учащимися в ходе самостоятельной работы в группах. Каждая группа получает задание в виде алгоритма действий, выполняет его.
Первая группа, внимание. По остроумному определению Питера Медавара, нобелевского лауреата в области физиологии и медицины: «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка». Так ли это вам и предстоит выяснить в ходе вашей работы. Вторая группа будет работать с афоризмом: «Вирусы – самозванные диктаторы и двигатели эволюции» и либо подтвердит его, либо опровергнет. Задания лежат у вас на партах. На работу вам отводится 10 минут, можете приступать.
Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка"
Внимательно изучите текст по учебнику "Общая биология" С.Г. Мамонтова на стр. 75-81 и А.Л. Петелина на стр. 151-155. Ответьте на вопросы:
Что такое вирусы?
Какие группы вирусов известны?
Какие виды инфекций различают?
Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?
Задание для 2 группы. «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции»
В одной из работ (автор В.З. Солоухин) можно прочесть о том, что на планете есть три природных очага сосредоточения возбудителей гриппа - это биоценоз, водоплавающие птицы, млекопитающие, а также кровососущие насекомые северных морей и тундры, водоемов умеренного и тропического поясов.
Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.
Внимательно прочитайте текст учебника о взаимодействии вирусов с клеткой, изучите рис.
После завершения работы группы готовятся к выступлению. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в тетрадях учащихся. Ключ для проверки группы № 1: на слайде рисунок строения вируса, схема «Группы вирусов», схема «Виды инфекций». Ключ для проверки группы №2: на слайде этапы проникновения вируса в клетку.
Учитель: Когда в организм человека проникает вирус, то организм начинает с ним бороться, вначале на уровне иммунитета, затем появляются антитела, которые нейтрализуют вирус и болезнь заканчивается. Но... В одних случаях, пока вырабатываются антитела, вирус успевает натворить такое, что у человека появляются тяжелейшие последствия или его вообще невозможно спасти. В других случаях вирус заражает клетку и прекращает свое действие до тех пор, пока не ослабнет иммунитет человека. Обратимся к словам японского писателя Акутагава Рюноскэ.
"Человеческая жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".
В 2002 году в экваториальном районе Республики Конго от эпидемии гриппа скончались почти 500 человек из 4000 заболевших. Инфекция уносит жизни не только в слаборазвитых странах. Например, в США за прошедшие 25 эпидемиологических сезонов смертность от гриппа и вызванных им пневмоний составляет в среднем 20-21 тысячу человек ежегодно. Вирусных заболеваний человека очень много. Большинство из них у нас на слуху: полиомиелит, бешенство, ОРВИ, ветрянка, герпес, гепатит, грипп, ВИЧ - инфекция. О некоторых из них расскажут ваши одноклассники, во время их рассказа вы должны самостоятельно вписать в таблицу название вирусов, пути их проникновения и меры профилактики.
Название заболеваний, вызываемых вирусами
Пути проникновения вируса

Профилактика заболеваний


СПИД
Половой способ, через кровь, материнское молоко
Здоровый образ жизни, личная гигиена.
Применение одноразовых шприцов.

Грипп
Воздушно-капельный


Гепатит
через кровь



Учащиеся заслушивают сообщения и заполняют таблицу.
Проверка таблицы.
Учитель: А теперь проверим ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке. (Тест)
Итак, наш урок подходит к концу. Мы осветили все вопросы, которые запланировали. И теперь, я думаю, вы сможете ответить на главный вопрос, почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? (Ответы учащихся: - Вирусы микроскопичны
- Вирусы – неклеточные формы жизни
-Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям,
т.е. мутируют
-Могут долгое время находится в скрытой форме.)

4. Домашнее задание по выбору:
Собрать материал о вирусном заболевании и оформить информацию в виде
презентации.
Написать памятки учащимся о профилактике различных видах вирусных заболеваний.
Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?



Рефлексия
И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
- Сегодня я узнал
- Я удивился
- Теперь я умею
- Я хотел бы




Я желаю вам здоровья, спасибо за активную работу.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515