Выступление на тему:Арт-терапия в работе с аутичным ребенком


Страх – это сильнейшее внутреннее напряжение, которое испывает аутичный ребенок. Испытывая страх, ребенок находится в постоянном стрессе, который влияет на качество жизни. Поэтому напряжение, испытываемое в определенных ситуациях, необходимо снизить и даже нейтрализовать.
В психологии существует много методов для преодоления различных видов страха. Для работы со страхом наряду с другими методом применяются методы арт-терапии.
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Арт-терапия при аутизме - один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. Она помогает развивать коммуникативные навыки и формировать терапевтические отношения. Арт-терапия при аутизме позволяет проникнуть вглубь внутреннего мира такого особенного ребенка, «заглянуть в скважину» и попробовать понять, что он думает, что происходит в его «голове».
Методы арт-терапии используется детьми от 3 лет и старше и взрослыми любого возраста.
В общем смысле, арт-терапия при аутизме оказывает воздействие на фундаментальном уровне, помогая развивать как коммуникацию ребенка, так и его воображение.
Сама по себе арт-терапия - это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве.
Главные задачи арт-терапии включают: 1. Дать человеку социально приемлемый выход, выплеск агрессии и иным негативным чувствам. 2. В качестве вспомогательного способа облегчить лечение (психотерапию). 3. Получить наглядный материал для психодиагностики пациента. 4. Проработать подавленные чувства и мысли. 5. Установить контакт. 6. Помочь развить самоконтроль. 7. Научить концентрировать внимание на чувствах и ощущениях. 8. Развить в ребенке творческие способности и дать возможность повысить самооценку.Основные принципы арт-терапии. Собственно для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные: 1. снятие оценочности - погружение ребенка в творческое состояние при помощи музыки, рисования, аппликации, лепки; 2. взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере; 3. снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).
Как осуществляется арт-терапия при аутизме? лечение аутизма арт-терапиейАрт-терапевтические занятия могут проводить как в индивидуальной, так и в групповой формах. В случае индивидуального подхода применяются авторские методики, которые, как правило, центры лечения аутизма детей разрабатывают индивидуально для каждого конкретного пациента, в соответствии с его личными особенностями. Групповые формы обучения (при условии, что степень аутистического расстройства позволяет ребенку в них участвовать), особенно ценны коммуникативными, вербальными и социальными контактами, в непринужденной атмосфере творчества и художественного самовыражения. Данные методики, в первую очередь, направлены на развитие воображения, вербальных и социальных навыков, внимания, мелкой моторики, навыков рисования (к слову, именно данный навык является основой для умения писать). Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии. Какова эффективность арт-терапии при аутизме?
В результате применения комплекса методик арт-терапии, наблюдаются следующие позитивные изменения. В частности: установление контакта, более доверительные отношения аутиста с другими детьми, улучшение поведения, расширение и укрепление диапазона способов взаимодействия с предметами, материалами, как известными детям, так с новыми, которые применяют в изобразительной деятельности. Кроме того, «лечение детского аутизма творчеством» помогает уменьшить стереотипии и использование схем в рисовании, развить мелкую моторику и координацию рук.
Одно из направлений арт-терапии изо-терапия. Психолог предлагает человеку, пришедшему на прием, проработать свой страх, осознать источник возникновения страха через свой рисунок целью которого является не красота рисунка, а выражение «проработка» через творческое переживание на листе бумаги своего внутреннего состояния. Таким же образом можно работать и с другими эмоциями и чувствами: гневом, ненавистью, яростью, обидой, чувством вины. Радость это или печаль, спокойствие или напряжение, гнев или любовь. В ходе работы над рисунком часто происходит раскрепощение, снятие внутреннего напряжения. На консультации у психолога идет проработка негативных мыслей и замещение их позитивными. С помощью арт-терапии можно развить креативность и целостность личности.Изобразительная деятельность способствует снижению эмоционального напряжения и созданию у аутиста ощущения большего комфорта. Это очень ценно для повышения толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Благодаря этому снижается тревожность, и ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом. При помощи изобразительной деятельности особенный ребенок может рассказать нам о себе, своем мире, своих страхах и переживаниях.
Хочется обратить особое внимание на одну из методик изотерапии – это проективный рисунок. Эта методика интересна тем, что носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие.
Проективный рисунок
Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.
Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.
Проективный рисунок
Может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе.
Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания ребенка, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно при коррекции детских страхов.
Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как
вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.
Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и
касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. Обычно тема
рисования охватывает:
1. Собственное прошлое и настоящее ("Моя самая главная проблема в общении с детьми", "Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно", "Мой обычный день");
2. Будущее или абстрактные понятия ("Кем бы я хотел быть", "Три желания", "Остров счастья", "Страх");
3. Отношения в группе ("Что дала мне группа, а я ей", "Что я ожидал, чтополучи от общения в группе").
В проективном рисовании используются следующие методики (классификация Кратохвила):
* Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются
индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или
выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 мин., затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке
высказываются члены группы, а затем сам автор. Обсуждаются асхождения в интерпретации рисунка.