Статья Арт-терапия искусством в воспитательской деятельности


КОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 I-II вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
Свиридова Юлия Сергеевна, воспитатель.
Развитие личности глухого ребенка.
Моей задачей является коррекционно-образовательная работа с детьми, воспитывающихся в депривационных условиях, с учетом состояния психического здоровья и личностного потенциала каждого ребенка. Именно поэтому арт-терапия так необходима и, как показывает опыт, так эффективна в работе с нашими детьми, является важным элементом их полноценного развития.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать ситуации, какие-либо проблемы наиболее удобным для психики ребенка способом. Арт-терапевтические методы и техники позволяют погружаться в творчество,являются безопасными для восприятия детей. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то,что с ним происходит, но это помогает преодолеть ему трудности и решить проблемы, его тревожащие, через сам творческий процесс. Многочисленные исследования, выполненные в России ( Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Карабанова О.А., Копытин, А.И.,Левченко И.Ю., Л.Д Лебедева., Е.Е. Свистовская) и зарубежом (В.Ловенфельд, Ф. Кейн, М. Эссекс, К.Фростиг, К.Уелсби), связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспективность в области интегративной медицины,общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.
Арт-терапия преследует единую цель: гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства. Изучив все виды арт-терапии, я выбрала несколько ее направлений, которые, на мой взгляд, являются более эффективными в коррекционной работе. На одном из них я остановлюсь более подробно: танец.
Моя задача учить детей передавать средства музыкальной выразительности (метроритм, темп, форму, динамику) через движения. Итак, танец - форма кинезитерапии, в процессе которой формируется ориентировка в пространстве, произвольная двигательная активность, необходимая для функционирования всех психических процессов, обеспечивается регуляция мышечного тонуса, происходит снятие локальных зажимов, напряжения; развивается чувствование своего тела, осознание возможностей адекватной передачи своих чувств и переживаний через выразительные движения под музыку.
В своей статье мне хотелось бы осветить несколько наглядных примеров, как терапия искусством повлияла на моих учеников. Один из моих воспитанников - Даня Ковалев - ранее не принимал участия в школьных мероприятиях, был зажатым, стеснительным и неповоротливым. В прошлом году мне удалось привлечь его к участию в сказке «Вертолетик ». Дома, по словам мамы, он перед зеркалом постоянно репетировал танец из сказки. Ему нравилось, что родители его были зрителями и хвалили его. Это стимулировало его интерес к дальнейшему творчеству на последующих школьных мероприятиях. У него стало исчезать внутреннее беспокойство, появилось позитивное мышление, т.е. способность видеть положительные стороны в различных явлениях, а самое главное - он избавился от страха сцены.
Хочется так же привести запомнившийся мне пример из моей практики - подготовка к новогоднему празднику 2015 года. Мы готовили с моими воспитанниками (Быковой Аней и Черниковой Лизой) танцевальный этюд. Номер получился очень красочным, и девочки очень хотели с ним выступить на новогоднем празднике. Но Лиза сломала ногу за несколько дней до праздничного концерта. Номер был рассчитан на двух человек, и, так как за такой короткий срок я не нашла замену Лизе, пришлось отменить выступление. Аня очень расстроились из-за этого, и я пообещала ей, что найду замену Лизе и что они обязательно выступят на празднике 8 Марта с этим номером. Итак, пока Лиза болела, мы готовились к празднику 8 Марта. Ее партию учила Маслиева Настя из 4Б. Ей я сказала сразу, если Черникова Л. выздоровеет и захочет танцевать на своем месте, я выберу лучшую! Так и получилось. Елизавета сняла свой гипс, пришла в школу и захотела танцевать. Так как девчонки сдружились, неожиданно для меня Настя даже взялась обучать Лизу.
Таким образом, можно проследить ряд положительных результатов: повысилась творческая активность, появилось умение работать в команде, девочки стали более дисциплинированны, доброжелательны по отношению друг к другу, открыты для сотрудничества, стали более ответственны. Одним словом, терапия искусством послужила гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением ребенку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в утверждении и познании своего «Я».
Инновационные методы работы воспитателя становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ с нарушениями слуха и речи.