Самоанализ урока русского языка в 6 классе.


Тема урока: Местоимение
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН
Вид работы: урок-практикум
Цели урока:
образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении, уметь отличить местоимение от других частей речи, выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимения в речи;
развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), активизировать мышление учащихся, развивать зрительную память через нестандартный подход к возникающей проблеме, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;
воспитательные: создавать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.
оборудование: презентация, сигнальные карты, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы, оценочный лист.
На уроке использовались такие виды работ:
Группировка, классификация, анализ, наблюдение, самоанализ.
Выбранная структура урока (организационный момент, включающий эмоциональный настрой, мотивирование на результат; актуализация знаний: постановка проблемы, подводящая к теме и цели урока, закрепление изученного: организация учебного действия по составлению алгоритма действий, закрепление изученного: самостоятельная работа по вариантам , с последующей проверкой по эталону; поведение итогов, рефлексия) была рациональна для решения задач.
Было выбрано такое сочетание методов обучения как:
практический: выполнение упражнений;
объяснительно-иллюстративный: представление информации разными способами (беседа, демонстрация слайдов презентации);
репродуктивный: повторение изученных сведений;
частично-поисковый: работа со схемами и предложениями;
проблемный (проблемная ситуация).
Для закрепления материала использовались следующие формы работы:
индивидуальная и групповая, работа в парах, самостоятельная работа по вариантам, коллективная работа.
Форму организации занятия я выбрала не случайно, т.к. детям пришлось что-то преодолевать, искать пути выхода из трудной ситуации, встретиться с незнакомым учителем, поэтому необходимо было помочь преодолеть психологический страх, расковать ученика.
Урок разрабатывался согласно принципам активизации познавательной деятельности, научности и доступности.
Так как по типу урок – обобщение, была выбрана такая структура:
1 этап – введение в тему с целью формирования интереса и мотивации к уроку осуществлялось беседой, интригующими вопросами.
2 этап – постановка целей урока, актуализация знаний, определение формы организации деятельности
3 этап – решение учебных задач: предлагались задания разного уровня сложности (От простого к сложному)
1 задание – узнавание и определение лексического значения.
2 задание – наблюдение и классификация по признаку
3 задание – поиск информации
Задания носили развивающий, творческий характер, что способствовало чувству успешности у детей и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся, активизировало познавательную деятельность.
4 этап – рефлексия.
В дискуссии определили результаты урока, актуальность работы в паре, группах,проанализировали психологический климат урока.
На уроке использовались следующие методы:
Рецептивный метод (аудиовизуальный)
Исследовательский метод
Эвристический метод,
Методы выбраны не случайно, т.к. их использование помогло мне проверить знания не только на уровне усвоения, но и на уровне применения правила.
т.е. те методы, которые развивали мыслительные процессы
Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, сигнальных карточек, самоконтроля по эталону и самооценки (сигнальные карточки).
Высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности.
На случай непредвиденной ситуации на уроке были придуманы следующие варианты:
если не хватит времени, будут сокращены по длительности упражнения;
если время останется, будут использованы дополнительные упражнения.
В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как
Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),
умение работать в микрогруппе для достижения поставленной цели,
личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)
Деятельность ученика, т.е. совершенствование способов деятельности
была на уроке ведущей, поэтому считаю, что удалось создать деятельную среду.
Созданию мотивационной среды способствовало необычное начало, которое побуждало к действию, у ребят на протяжении всего урока наблюдалось желание преодолеть трудности.
Положительная психологическая среда на уроке создавалась посредствами интересных, нестандартных творческих элементов урока , обращения к личности ребёнка, посредствами сотрудничества и взаимопомощи не только со стороны одноклассников, но и со стороны учителя. Часто звучали слова «вместе», «помощь», «дружба» и др.
На уроке использовалась традиционная технология, но всё-таки я сумела использовать элементы развития.
Поставленных целей на уроке добилась: дети обобщили знания по теме «Местоимение», развивали память, внимание; совершенствовали мыслительные операции, получали эмоционально-положительную направленность на деятельность, как основного способа решения реальных проблем и сотрудничали, преодолели трудности в паре.
Недостатки, выявленные по итогам проведенного урока:
1.Не удалось, приступит к заданиям, связанным с поиском информации.
2. Технические трудности, вызванные не совсем четкой работы проектора.
3. Не всегда в своей работе использовалось личностное обращение к учащимся.
4. Приходилось прерывать просмотр работы с презентацией, основываясь на здоровьесберегающие технологии.