Конспект урока 42 Тема урока: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.


Конспект урока 42
Тема урока: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Цели:
показать, анализируя эти стихи, этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя;
уделять внимание углублённого восприятия и истолкования прочитанного;
помогать интегрировать знания художественной литературы со знаниями по истории Отечества;
формирование любви к русской литературе, русской природе, к Отечеству.
Ход урока:
Организационный момент.
Закрепление пройденного.
- Мы анализировали стих «Поэт» и «Пророк».
- Какие выводы сделали?
«Поэт» 1838
Некогда великое предназначенье поэзии утратило свою былую мощь. Поэтическое творчество, по мнению М.Ю. Лермонтова – игрушка. Поэт меняет власть над толпой на злато.
- А в «Пророке»? (1841)
(Поэты – пророки не признаны «в шумном граде», их пророческий дар никому не нужен, они отверженные и могут найти себе пристанище только в мире природы)
- Да, бездуховность света породила бесславное поколение, у которого нет будущего.
3. Введение нового материала. Тема Родины традиционна в русской поэзии.
- В лирике М.Ю. Лермонтова есть стихи, отражающие такую красоту мира, перед которой отступают все волнения и тревоги. Герою кажется, что это действительно приближает его к Богу, дает возвыситься до понимания окружающего мира, целесообразности существования всего живого.
- В творчестве М.Ю. Лермонтова эта тема звучит по - особенному.
- М.Ю. Лермонтов положил новую традицию звучания темы Родина.
- В чем же необычность, попытаемся определить.
- У нас 3 стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина», «Прощай, немытая Россия»!
- Будет 3 этапа, отождествляющихся с образом России.
- 1 этап: стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…», 1837 г.
- Прочитаем стихотворение.
- Выпишите из стихотворения ключевые слова-образы, связанные с темой Родины.
- Что получилось?
- Прочитайте, добавьте:
(картины природы: волнуется нива, свежий лес шумит, слива прячется, ключ играет, ландыш серебристый кивает головой, лепечет сагу… )
- Какой художественный прием?
- С чем же прежде всего отождествляется образ Родины?
- Какое чувство рождается от такой картины природы?
- Зачитайте.
- Похоже на пушкинские стихи.
- Родина как святыня, как вера. Красота родной природы, земли убеждает в высшей гармонии мудрости. Религиозная вера нетребующая доказательств.
Вывод: Истинная любовь, счастье, которые лирический герой «готов постигнуть на земле» возможны только в окружении русской природы.
- Запишем вывод. Отечество – святыня.
- Следующий этап по хронологии.
- 2 этап - стихотворение «Родина» 1841г.
- Прочитаем стихотворение.
- Что с первой строки удивляет читателя?
- Как поэт заявляет о своей Родине? («Люблю отчизну я, но странною любовью»!)
- Есть противительный союз «но».
- Поэт утверждает свою любовь к Родине, но оговаривается, есть доля сомнения.
- Что же его смущает? («Слава, купленная кровью»)
- На что это указывает? (Кавказская компания.Война с турками, отсюда противоречивые взгляды.)
- Т.о. появляется трагическое противоречие. С одной стороны лирический герой по – прежнему глубоко привязан к родной природе, к национальным традициям, но государственную систему не принимает внутренне.
Вывод: Возникает противоречие, образ Родины утрачивает целостность: с одной стороны- родная земля, с другой- чуждая сердцу поэту государственность.
- Как разрешается эта противоречивость? Что победит?
- Рассмотрим 3-ий этап: стихотворение «Прощай, немытая Россия!» 1841г.
- Оно написано незадолго до гибели Лермонтова. Прочитаем его.
- Прощается – едет на Кавказ. Последние слова: «Быть может…»
- Выпишите ключевые образы, связанные с темой России (рабы- господа, мундиры голубые, преданный народ- верный России, но оставленный ею)
- Какая идея победила? Сердечная привязанность или государственность? (государственность)
- Лермонтову было трудно отказаться от Родины. Но новая эпоха, государственная система не требовала от гражданина высокого служения, а только низкопоклонничество, карьера, бюрократизм – эпоха Николая первого.
- Вывод: Нет нравственного прогресса, нет движения вперед, время как будто остановилось – это мы и понимаем под безвременьем.
4. Закрепление нового материала.
- Точная эмоциональная характеристика этой эпохи представлена в стихотворении «Дума».
- Прочитаем.
- Выпишите ключевые слова – образы, связанные с темой времени и поколением. (печально гляжу на поколение, печально иль темно, состарится оно, богаты ошибками отцов, путь без цели, вянем без борьбы, как тощий плод, до времени созревший, ненавидим и любим мы случайно)
- Сначала идет пророчество, предсказание своему поколению (ключевой глагол стоит в будущем времени - состарится)
- Затем идет авторский приговор: у поколения нет будущего (ключевые глаголы – томит, вянем- в наст. вр.)
- Потом смотрим следующий тезис.много отрицательных частиц, местоимений, предлогов и приставок со значением отсутствия, глаголы даны в прошедшем времени)
- Это подчеркивает, что у потерянного поколения все в прошлом.
- А дальше – звучит результат бездействия поколения, которое ни к чему не стремится, хотя и «огонь горит в крови».
- Итог такой жизни – придти к гробу «без счастья и без славы», так и не поняв душевных порывов поколения отцов.
5. Итог урока.
- Последний тезис.
Поколение 1830 годов не способно оставить после себя «нерукотворных памятников», т.к. никаких добрых чувств оно не пробудило.
- Поэтому, прах его будет оскорблен «презрительным стихом» потомков, которые стыдятся своих отцов.
- Найдите ключевые глаголы. (пройдем, скорбит- в буд. вр.) Их два, текст как будто бы остановился в своем развитии, замер.
- Поколение названо толпой, почему?
- Вывод: Поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения.
- Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.
Д.з. Написать 5-6 предложений, используя выписанные слова, ответив на вопрос: Как Лермонтов видит свою эпоху и свое поколение.