Конспект по русскому языку для 1 класса «Самоанализ урока русского языка»


Самоанализ урока по ФГОС
Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС  НОО
Самоанализ урока русского языка, проведённого учителем начальных классов Мякота Н.Ю.
 
Урок  русского  языка  был проведён в 1А классе 11.04.2014г.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком», раздел «Звуки и буквы».
Целью данного урока является: создание условий для фор-мирования умения обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком.                                                  Были определены задачи педагога: формировать новые спо-собы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  разви-вать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанав-ливать связь с жизненным опытом ребенка.          
 По типу урока-это урок открытия нового знания, при исполь-зовании проблемно-диалогической технологии.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны  формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. А также использовано оборудование:компьютер,интерактивная доска,проектор.
Урок по данной теме является первым и знакомство с правилами обозначения мягкости согласного звука мягким знаком(по учебнику) происходит не в полной мере, была выбрана структура урока.
Структура урока
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1.     Ориентация на новые образовательные результаты
    2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные: ученик научится
        обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;
    ученик получит возможность научиться:
        выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;
        участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
личностные: ученик
       проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
       понимает причины успеха в учебной деятельности
 Универсальные учебные действия:
регулятивные     ученик
       определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
       учится работать по предложенному учителем плану;
познавательные    ученик
       использует знако-символические средства при оформлении правил переноса слов с ь в середине;
       делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
       составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные   ученик
       слушает и понимает речь других;
       договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
 
3.Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии,  ИКТ, технология здоровьесбережения ( двигатель-ные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
 Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Этап Результат Форма достижения
1. Организационный этап
 
Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. работа в группах
2.Актуализация знаний
 
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. исследовательская деятельность
3. Постановка учебной задачи
 
Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. Фиксация во внешней речи причины затруднения.
Формулировка учебной задачи как темы   урока работа в парах
проблемный вопрос
предположение
работа в тетрадях на печатной основе
4. Открытие «нового» знания
 
Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
  Сформулированное правило, представленное в громкоречевой форме .исследовательская деятельность
инструкция
целеполаганиепредъявление результата
 
чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание
 
групповая работа
 
5.Реализация построенного проекта: Структурирование полученных знаний
 
Цель: Построение нового способа действия.
6.Первичное закрепление нового способа действия
 
Цель: Зафиксировать во внешней речи новое учебное действий.
  Составленный алгоритм переноса слов.
 
 
 
 
Выполненное задание. схемы-модели правил
работа со словами на файлах.
 
 
 
 
взаимопроверка
самопроверка
7.Рефлексия
 
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности. смайлики
 
     
 
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.
     Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу  Конфуцию : «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
 
Цели:
повторить знания о буквах как средствах графики языка;
совершенствовать умение правильно пользоваться буквами для обозначения твердости- мягкости согласных;
сопоставить два способа обозначения мягкости согласных (с помощью букв гласных и ь);
развивать фонетические умения;
совершенствовать навык списывания и навык применения, известных правил;
формировать системные представления о графике языка;
развивать мышление и речь.
1. Организационный момент.
Поприветствуйте друг друга.
Прозвенел уже звонокСядьте тихо и неслышно,И скорей начнем урокБудем мы писать, трудитьсяВедь заданья нелегкиНам, друзья, нельзя ленитьсяТак как мы ученики.
- Начинаем урок русского языка.
- О каких правилах нам говорит плакат?(поведение на уроке,порядок на рабочем месте)
-А кто вам помогает учиться?-А вы сами можете помочь друг другу? –Как?
(не мешать,если трудно,объяснить,прислушиваться к совету друга)
2. Повторяем изученное ранее.
-Что узнали на прошлом уроке?(Согласные звуки бывают мягкие и твердые)
-От чего это зависит?(От последующего гласного звука)
Выполняем задания проверочной работы к уроку из диска к учебнику.
3. Подготовка к новому материалу.
Игра “Найди лишнюю букву”.
Вот цветочек непростойА чудесный он какойБукву лишнюю найдитеВсем нам чудо покажите!

- Какая буква лишняя?
Дети! “ь”
- А почему буква “ь” лишняя?
Дети! “ь” не обозначает звука.
- Какое общее свойство есть у всех остальных букв, изображенных на лепестках?
Дети! Они обозначают мягкость согласных звуков.
- Ребята, а вам не жалко было выгонять мягкий знак?
- Может мы сегодня на уроке найдем общий признак, по которому можно будет оставить мягкий знак в этой группе слов?
Цель: Сегодня на уроке мы найдем, что общего есть у этих букв и узнаем еще один способ обозначения мягкости согласных.
4. Работа над новым материалом.
- Отгадайте загадку.
Я его держу в рукеИ пишу им на доске.
Дети! Мел.
- Посмотрите на звуковую запись слова.
Дети! (Мэл)
- Сделайте буквенную запись.
- Назовите звуки м, э, л.
- Соедините мил, мэл.
- Назовите мягкий согласный м.
- Слышу мягкий согласный (м) звук (э) обозначаю буквой “е”
или
- Звук (э) после мягкого согласного звука обозначаю буквой -
- Записываю “мел”, пишу гласную букву “е”.
- Покажите буквы гласные.
- Показатель чего буква “е”?
Дети! показатель мягкости. (М эл) – мел - 3 буквы, 3 звука.
- Откройте учебник. Упражнение 119.
- Посмотрите на первую запись значками звуков. Назовите звуки.
Мел, a-м пишут в школе, мель опасна на море.
- Запишем ниже.
Дети! (м эл) - мел(ь) - мел(ь) – 4 буквы, 3 звука.
- Чем отличаются две записи на конце (л•)?
Какое слово должно получиться?
Мель
Мелководное место в реке, в реке, в водоеме.
Давайте запишем с помощью букв.
1. После мягкого согласного звук (э) обозначаю буквой “е”. Хорошо, это мы знаем.
2. А посмотрите мягкий согласный есть, а следующего за ним гласного
нет. Как быть?
Подождите, кажется, кто-то стучится?
Сценка про мягкий знак из книги Волиной “Веселая грамматика”
- Спасибо мягкому знаку, что он пришел к нам на работу.
- Сам звука не обозначает, а предыдущий согласный сделал мягким.
Но еще изменил смысл слова.
Значит показателем мягкости могут быть не только гласные, но и “ь”.
- Новый способ может встретиться на конце слова и для этой работы нужен “ь”.
- Ребята, когда вы читали, вам уже встретились такие слова.

- Подберите такие слова.
Дети! День, пень, лень, тень, соль, моль.
Посмотрите на следующую звуковую запись.

Прочитайте, что получилось?
Знакомо пи, после мягкой согласной, а дальше.

Но ведь ни на конце, а в середине слова, да еще и перед согласной. Как быть?
Пригласить на работу ь.
Значит “ь” может быть в середине слова, перед согласным звуком.
- Запишем письмо - 6 букв, 5 звуков.
Итак: вывод.
- Какими двумя способами обозначается мягких согласных в русском языке?
1. Буквами гласных.
2. “Ь” (в конце и в середине слова).
Подвижная физминутка.
5. Применение правила.
- Объяснение по компьютеру.
Работа в группах.(Мальчики и девочки)
-На интерактивной доске ребята определяют.нужен в слове ьили нет.
- Важно применять правило.
- Назовем действия, которые надо выполнить.
Слушаю слово и узнаю где? слышится мягкий согласный звук.
1 способ: Слышу мягкий согласный звук перед гласными - мягкость обозначаю гласными буквами.
2 способ: Слышу мягкий согласный звук на конце слова или в середине перед согласным мягкость обозначаю “ ь”.
- Давайте применять правило, работа в парах.(повторяем правила работы в парах)
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ В ПАРАХ ЗАДАНИЕ ИЗ ТЕТРАДИ С.45,№2.
Та пара,которая готова,выходит и объясняет всему классу.
1 способ: Слышу мягкий согласный звук перед гласными - мягкость обозначаю гласными буквами.
2 способ: Слышу мягкий согласный звук на конце слова или в середине перед согласным мягкость обозначаю “ь”.
-Скажите ,а может ли получиться так,что слово с ь нужно будет перенести с одной строки на другую?
-Как поступить в данном случае расскажет нам компьютер.
6.Закрепление изученного.(работа в группах:1ряд,2ряд,3ряд)
Даны слова:ПАЛ-МА,ПИС-МО,КОЛ-ЦО .Дети добавляют нужную букву и делят слова для переноса.
6. Итог.Рефлексия.
- Давайте вернемся к нашему чудо-цветку.
- Нашли ли мы с вами общий признак, по которому можно оставить “ь” среди гласных букв?
Дети! Все они показатели мягкости согласного звука.
-Что нам помогло справиться с работой?
-У нас на доске 3 смайлика.Выясняем настроение до урока и после урока.
-У кого настроение улучшилось,почему?
-Улыбнитесь друг другу.