Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Активное включение ребенка в процесс создания, сотворения, развития его творческих способностей, является актуальным на современном этапе обучения.
Ученые-психологи определяют творчество как высшую форму психологической активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Творчество – норма детского развития, это такое состояние ребенка и такая его деятельность, когда проявляется выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, способность предложить новое решение известного вопроса, найти оптимальный выход из сложной ситуации.
Для формирования личностных качеств школьника: креативности, готовности к нестандартным решениям , созидания в разных сферах- необходима система работы и условия ( предпосылки) для развития творческих способностей детей.
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
У детей способность к творчеству складывается постепенно, проходя несколько стадий развития. Исследователи детского творчества выделяют три стадии развития творческого мышления:
-Наглядно-действенное мышление (5-6 лет)
-Причинное мышление (8-9 лет)
-Эвристическое мышление (12-14 лет)
Но есть еще один компонент творчества, без которого немыслимо созидание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в искусство слова, живописи, музыки и т.д.
Воображение – основа любого творчества, и можно предполагать, что существуют некоторые общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.
Л.С. Выготский доказал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни.
За проявление литературного творчества мы принимаем любую попытку школьников осмыслить какой-то факт, высказывать по его поводу свое личное мнение, отобрать для доказательства неповторяющийся ни у кого материал, оригинальность в области формы. В общем все, что выходит за рамки простого произведения.
Благодаря литературному творчеству идет практическое освоение языка, реализуются цели, предусмотренные программой, формируется ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности. Через литературное развитие ребенок входит в мир человеческих отношений.
Можно выделить следующие этапы литературного развития:
1 этап – репродуктивность (воспроизведение).
Ребенок основывается на одном произведении не выходя за его рамки.
2 этап – обобщение и сравнение.
Ребенок оперирует материалом нескольких произведений.
3 этап – творчество, интерпретация.
Ребенок использует факты из прочитанных произведений, может абстрагировать от конкретных произведений и переносить рассуждения в сферу реальной жизни. Оперирует своими мыслями, создает на основе прочитанного свое творчество.

4 этап – изобретение.
Это переход от самодеятельного творчества к высшему его проявлению, самостоятельному созданию творческого продукта.

Основой литературного творчества являются уроки литературного чтения, по программе В. Ю. Свиридовой и Н.А.Чураковой, на которых через осмысление и анализ художественного произведения постепенно подводим ребенка к высказыванию своего мнения, сочинению, стихосложению
Форма организации таких работ разнообразны:
-коллективное начало с индивидуальной доработкой;
-работа с индивидуальным предложением в творческой группе;
-соединение в коллективное произведение результатов работы творческих
групп.
Место работы тоже может быть разным: на уроке в классе, если это общее задание (сочинение стихотворения «Новогодняя фантазия»), или начало сделано на уроке, а заканчивают работу индивидуально дома каждый в своем темпе и по желанию.
Основой литературного творчества является наблюдение над художественным произведением. Поэтому направления, формирующие творческое литературное развитие, взаимосвязаны и подвижны.
1 направление - обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдения.
Цель: формирование у детей способности воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, созданного им, и потребность в нравственно- эстетическом отношении к окружающему миру.
На первом году обучения предмету, объектом наблюдения становятся состояние природы в разное время года, поведение животных, их позы выразительные движения.
На выставке рептилий мне очень понравилось. Больше всего меня испугала змея, которая открывала крышку террариума. Скорпион восхитил меня своими хвостами. Удивила меня тигровая змея своей большой длиной. А умилила меня большая обезьяна. Она кувыркалась, как в цирке. Огорчило меня то, что не было фотоаппарата.
Пензар Павел
Развивается способность радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми; замечать красивое в окружающем мире.
Самое красивое в мире- это ромашки. Мне нравятся их красивые белые лепестки. Серединка у ромашек желтая, как солнышко. Я люблю их за то, что они веселые.
Борискова Анастасия
Формируется умение передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению.
И чем раньше мы начнём развивать у ребёнка такое восприятие действительности, тем большего успеха можно будет ожидать. Как же приступить к этому?
Предлагаю такой вариант:
На прогулке в парке мы собираем осенние листья. Хотелось узнать, кто из них- «лист – путешественник». Наверное, этот: самый запыленный
Или вот этот: он так отличается от остальных цветом и контуром, настоящий иноземец, а может, этот, заострённая форма которого наводит на мысль о стремительном движении?
А в классе мы уже сочиняли историю осеннего листика.
Осенью с дуба ветер сорвал желтый листик. Листочек стал падать, но его подхватил сильный ветер. «Путешественник» полетел над землей и упал на гриб подберезовик. Люди срезали гриб, и наш листочек упал на ежа. Ежик фыркнул и уполз к себе в норку. Листик так и остался лежать в норе у ежа и служил ему постелькой.
Самойлов Глеб
Жил на свете листик. Он был желто – красного цвета. Оторвался он однажды от дерева и понес его ветер далеко-далеко. По дороге наш листочек встретил березовый листик, и полетели они вместе.
Однажды, когда ветер стих, листочки упали на шляпу художника. Дома художник заметил листочки. Он нарисовал композицию «Листики на столе». Картина получилась очень красивая. Вся семья любовалась ею. А листочки художник засушил и оформил в букет.
Так закончилась эта история.
Азарин Клим


Дети учатся передавать впечатления с помощью высказывания. С развитием мышления школьника усложняется объект наблюдения. Ребенок учится видеть, открывать для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроения природы, эмоционально отзываться на ее красоту. Проявляет интерес к оригинальным, нестандартным взглядам
Формируется свое видение окружающего мира, умение находит находить необычное в обычных предметах. Объектом наблюдения становится человек, его состояние в разных ситуациях, выраженное в позах, мимике, жестах, голосе, поступках. Ребенок учится видеть отношение человека к окружающему миру, размышлять над причинами, вызвавшими подобные эмоциональные состояния и отношения, давать нравственно-эстетическую оценку ситуации.
На свете есть разные люди: трудолюбивые и ленивые, добрые и злые, умные и глупые.
Но мне больше всех нравятся люди с теплой душой и добрым сердцем. Почему? Да потому, что с ними всегда приятно общаться. А еще мне нравятся аккуратные люди! Ну, разве приятно когда человек не умыт, не причесан? Другое дело, когда человек следит за собой, красиво одевается.
Мне нравятся такие люди!
Чижова Полина

2 направление- Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира.
На этом этапе необходимы целенаправленные упражнения.
Поэтому с первого класса одна из постоянных игр на моих уроках литературного чтения «Перевоплощение».
Дети придумывают различные истории о предметах и явлениях окружающего мира и ведут рассказ от их имени («я – будильник, карандаш, игрушка, радуга»).
Я - будильник. Такого блестящего, круглого, пузатого и добродушного невозможно не купить в магазине. Я очень звонкий. Я нужен людям.
Борискова Настя
Я - ручка. Я очень тонкая и красивая. Мой наряд блестящий. Я словно принцесса в шляпке. Моя хозяйка дорожит мной .
Шиловская Кристина
Очень важно в творчестве осознанное переживание своего непосредственного с миром единства.
«Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом» (средневековый китайский художник).
По мере художественного развития ребёнка, отношение родственности будет распространятся на все в окружающем мире. Действительно, ребёнок готов наделить жизнью, характером, судьбой всё в окружающем мире; в этом одна из ценных возрастных предпосылок художественного развития.
На уроках литературного чтения использую такой вариант работы: предлагаю прочитать рассказ К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома», а затем назвать героев рассказа.
( - Не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы. Нарисуйте этих героев. Об одном из них расскажите.)
Это увлекательная работа, она раскрывает все возможности ребёнка.

Еще один вид игровых упражнений на наших уроках – это создание своего варианта развития сюжета различных произведений.
В первом классе – это придумывание своего конца к известным сказкам .
Когда вновь наступила зима, и выпало много снега, Иван да Марья слепили снова снегурочку. Стройная, красивая получилась девочка. В Новогоднюю ночь ребятишки слепили снеговика, и Снегурочка с ним подружилась. Так продолжалось каждую зиму.
Леонова Вика
Позвали подружки Снегурочку прыгать через костер. Снегурочка перепрыгнула и не растаяла, а стала обычной девочкой.
Серегина Настя
Во втором классе – изменение сюжета произведения.
Ю.Коваль «Капитан Клюквин»
-Мне очень понравился этот рассказ, но он чуть-чуть грустный, поэтому я написал продолжение: «Вот и кончилось лето. Наступили прохладные дни. Как обычно, вечером мальчик вышел на балкон и заиграл этюд Джульяни.
Вдруг он увидел Капитана Клюквина! Клест летел прямо на балкон. Хозяин обрадовался, а клест весело цокал
Через несколько дней они выступили дуэтом на концерте в Центральном доме детей железнодорожников.»
Соколов Миша
3 направление- Развитие умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека.
Цель: Обучение предметам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приемам рассуждения и повествования на заданную тему.

Развивает внимание детей к средствам художественной выразительности – заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов, подбора слов с авторским описанием.
Художественное слово в произведении незаменимо. Сказать по другому, значит сказать хуже.
Так, в рассказе Дж. Родари «Солнце и туча» ребята подбирали близкие по смыслу слова, глаголы к слову «швыряйся» (бросайся, кидайся и т.д.) и пришли к выводу, что сказать по другом у нельзя, теряется художественный смысл выражения.
Во всех произведениях мы прислушиваемся к слову автора. Но и на примере своих заданий стараюсь развить у ребенка чуткость к ньюансам слова. Это работа со словами-синонимами.

4 направление- Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы
Цель: Формирование потребности в постоянном чтении художественной литературы, желания обсудить услышанное и прочитанное; Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение.
Полноценно воспринимать художественные произведения позволяет развитие образных представлений путем включения в урок произведений изо и музыки. Так при изучении произведений К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и Г. Циферова «Тайна запечного сверчка» важное место занимали пьесы Э. Грига и В. Моцарта.
Все это способствует развитию умения выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека. Ребенок учится формулировать свои эмоционально-оценочные суждения.
Успешное художественное развитие ребенка не возможно без постоянного, богатого опыта общения с искусством. Поэтому совместно с ребенком нужно воспринимать, постигать, обсуждать произведения искусства, помогать ему понять замысел автора, вступить в «диалог» с ним.
Это является одним из основных видов работ на уроках литературного чтения. При этом, оценка художественного произведения ребенком, не может и не должна быть беспорной и однозначной.
Наблюдение над ритмичностью стихотворной речи, над изобразительностью и выразительностью словом в художественном тексте и, конечно, постепенное введение таких литературоведческих терминов, как сравнение, эпитет, метафора, олицетворение – все это влияет на развитие словотворчества у детей. Делает их работы яркими, образными, наполненными художественным смыслом.
Словотворчество- одна из форм детского творчества, где происходит переход от самодеятельного творчества к высшему его проявлению. Для его развития необходимы языковые игры, буриме, наблюдение над рифмой.
Детские сочинения являются важной частью системы литературного чтения.
Познание творчества может идти лишь через творческую деятельность. Поэтому, детские сочинения не дополнение к урокам русского языка, а одна из важных частей системы чтения, одно из важных средств приобщения учеников к искусству.
По работе над детскими сочинениями Н.В. Нечаева выделяет следующие пересекающиеся этапы:
этап косвенной подготовки, связанный с нацеленностью всего процесса обучения на достижение оптимального общего развития учащегося и общей языковой готовностью школьников;
этап непосредственной работы над сочинением (выбор темы, представление ее детям в соответствии с характером темы, организация самостоятельной работы);
этап работы над сочинением, после его написания (устное обсуждение в классе, редактирование, использование на уроках по различным учебным предметам);
Гибкость, подвижность методики – неотъемлемая черта организации литературного творчества.
Особое значение придется формулировке творческих тем, их эмоциональному представления, стремясь вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Это аспект очень важен для мотивации литературного творчества. Ведь именно то, как отреагирует ученик на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. нужно затронуть не только ум ребенка, но и,прежде всего, его чувства.(«Картинки осеннего дня», «Моя мечта», «Жил на свете человек», «Что рассказала звёздочка?», «Песня дельфина», «Какого цвета ветер?», «Моя Вологда».)
Творческие темы формируют самое главное: потребность в самовыражении, сопереживании, чувство слова; умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами или явлениями. Тем самым, создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей.
На развитие детского словотворчества ориентирует курс «Литературное чтение» через работу с поэтическими текстами.
Работа с поэтическими текстами формирует представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. Эта работа ведется в двух направлениях.
Первое направление – связано с идеей красоты: красота – это тайна, которая разлита в природе, содержится в каждой вещи как ее возможность, это та скрытая сущность окружающего мира и внутреннего мира человека, которую можно научиться обнаруживать и ценить.
Второе направление – связано с пониманием природы художественного образа как того следа в душе, который формирует целостное восприятие прочитанного, увиденного или услышанного.
Выстраивание этого понимания образа как некоего целостного итогового впечатления способствует работа с хокку – нерифмованное трехстишие, отличающееся свободой изложения, где непременно есть ритм.
Хокку, стихи-картинки, с виду очень простые, бесхитростные, незамысловатые. Но это только на первый взгляд.
Тематика хокку разнообразна: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве, и, конечно же о природе (в хокку всегда обнаруживается «сезонное» словечко).
Какое бы трехстишие мы не взяли, всюду один главный герой – человек. Поэты Японии в своих хокку стараются рассказать, как человек живет на земле, о чем размышляет, как грустит и веселится. А еще они помогают нам чувствовать и понимать прекрасное. Ведь в природе все прекрасно: и огромный дуб, и невзрачная травинка, и благородный олень, и зеленая лягушка.
Японские поэты учат беречь все живое, потому что жалость – великое чувство. Кто не умеет по- настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком.
На своих уроках литературного чтения, работу с хокку, я превращаю в своеобразную поэтическую игру. Представлю некоторые упражнения:
игра «Сезонное словечко»
В предложенных трехстишиях определить время года, используя опору на сезонное слово.
игра «Картинки с выставки»
Подобрать к трехстишию подходящую иллюстрацию с опорой на смысл хокку и др.
Таким образом, правильно организованное художественное развитие выявляет и укрепляет творческое начало в детях. Своевременное приобщение ребенка к миру искусства помогает становлению творческой активности не только в художественной сфере. При этом в основе потребности в созидании нового – полнота восприимчивости и заинтересованное отношение к окружающему.




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415