Урок по химии в 8 классе «Важнейшие классы неорганических соединений»


ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Кинель - Черкассы









Конспект
открытого урока по химии в 8 классе по теме
«Важнейшие классы неорганических соединений»








Учитель химии: Долгополова Галина Александровна.

















Обобщающий урок по теме:
«Важнейшие классы неорганических соединений».

Девиз: Если то, о чем тебе известно, ты один иль сотни слышишь раз,
Не ропщи: «Мол мне - не интересно». Повторенье образует нас!
Цели:
образовательные: закрепить и систематизировать полученные на уроках знания о классах неорганических веществ;
развивающие: развивать логическое мышление на примерах генетической связи между классами неорганических веществ и решении экспериментальных задач;
воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимоуважения в условиях работы в командах.
Задачи для учащихся: 1. Знать определения важнейших классов неорганических соединений.
2. Уметь составлять формулы и давать названия неорганическим соединениям.
3. Уметь записывать химические свойства неорганических веществ.
4. Вырабатывать умения применять знания для решения экспериментальных задач.
Оборудование: SMART - bord, карточки с заданиями, карточки для самостоятельной работы, кроссворды (3 шт.), 3 штатива с реактивами.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Форма проведения урока: в виде игры – клуб находчивых химиков.
ХОД УРОКА
О проведении игры - клуба находчивых химиков (КНХ) объявляется заранее, дается домашнее задание:
1) придумать название команды, выбрать капитана;
2) подготовить сообщения о применении неорганических веществ в быту, в медицине, в сельском хозяйстве.
( В игре принимают участие 3 команды).
I. Организационная часть.
1). Организация класса.
2). Подготовить учащихся к проведению игры КНХ.
Сегодня мы собрались в клубе находчивых химиков для того, чтобы обобщить полученные вами знания об оксидах, кислотах, основаниях, солях и получить новые. На этом уроке вы вспомните о химических свойствах важнейших классов неорганических соединений и взаимосвязи между ними.
Для того, чтобы ваши знания были правильно оценены, у нас на уроке присутствует жюри - учащиеся 10-х классов: Ковригина Арина, Иноземцева Анастасия, Платонова Анна и родители: Сударева Е.М., Рудниченко С.В.
II. Основная часть урока.
Наша игра пойдет по следующим этапам:
Приветствие команд.
Разминка.
Конкурс капитанов.
Конкурс эрудитов.
Проверь себя.
Это интересно знать
Итак, начинаем нашу игру КНХ (команды рассаживаются по группам).
1) ПРИВЕТСТВИЕ (отводится по одной минуте на приветствие, оценивается в 3 балла)
1 команда – «КИСЛОТЫ».
2 команда – « ВОДОРОД».
3 команда – «ОСНОВАНИЯ».
2) РАЗМИНКА
1. Ведущий поочередно каждой команде задает вопросы, за правильный ответ – 1 балл.
а) Какие вещества называются основаниями?
б) Какие вещества называются кислотами?
в) Какие вещества называются солями?
2. (Задание выполняется с использованием интерактивной доски). На интерактивной доске вы видите формулы неорганических веществ: Ca, H2SO4, KCl, NaOH, KNO3, SO3, MgCO3, KOH, Cl2, Cu(OH)2, HNO3, Fe(OH)3, HCl, Ca(HSO4)2, H3PO4, NH3.
Выберите из них:
1 команда – соли (красный цвет)
2 команда – основания (жёлтый цвет)
3 команда – кислоты (синий цвет)
( оценивается в 3 балла).
Устно осуществите их классификацию, дайте названия.
Выходят по одному представителю от каждой команды к доске и с помощью цветных фламастеров подчеркивают нужные формулы, определяют классификацию и названия выбранным соединениям.
3. С какими из перечисленных веществ будут реагировать данные вещества?
(Раздаются каждой команде карточки с заданиями, которые выполняются на отдельных листах. Каждый участник команды пишет по одному уравнению реакции. Задание оценивается в 6 баллов (5 очков за уравнения и одно очко за быстроту решения; это очко присуждается команде, которая быстрее, а главное, правильно записала все возможные уравнения реакций).
а) HCl: Zn, AgNO3, Cu, S, CaO, ZnCl2, Cu(OH)2, Na2CO3.
б) CuCl2: HNO3, KOH, Fe, K2CO3, HCl, AgNO3, Cu, H3PO4.
в) NaOH: H2SO4, CuCl2, CO2, Cl2, HNO3, KOH, CaO,
4. (Задание выполняется с использованием интерактивной доски). Выберите из приведенного перечня CO2, CaSO4, H2SO4, S, Ca(OH)2, Na, SO2, CaO, NaOH, SO3, BaSO4, Ca, Na2O, AlCl3, MgO, Na2SO4 формулы тех веществ, которые составляют генетический ряд:
а) для команды «КИСЛОТЫ» - генетический ряд кальция;
б) для команды «ВОДОРОД» - генетический ряд серы;
в) для команды «ОСНОВАНИЯ» - генетический ряд натрия.
(оценивается в 3 балла). Представитель от каждой команды выходят к доске и составляют заданный генетический ряд. Из ряда исходных формул выносят нужные им и составляют ряд.
[ а) Ca CaO Ca(OH)2 CaSO4
б) S SO2 SO3 H2SO4
в) Na Na2O NaOH Na2SO4 ]
Затем ведущий на итнерактивной доске открывает «шторку» для проверки составленных цепочек.
5. Установите соответствие между оксидами и соответствующими гидроксидами (задание выполняется на интерактивной доске). В один столбик записаны формулы оксидов, во второй – гидроксидов (кислоты и основания). Представители от команд заполняют соответствующие таблицы (оценивается в 3 баллa).
Команда «КИСЛОТЫ» Команда «ВОДОРОД» Команда «ОСНОВАНИЯ»
Оксиды Гидроксиды Оксиды Гидроксиды Оксиды Гидроксиды
SO2 H2SO4 Al2O3 H2SO3 B2O3 HNO3
Cl2O7
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Заполните таблицы:
Оксиды
Гидроксиды


Оксиды
Гидроксиды

Оксиды
Гидроксиды


















































3) КОНКУРС КАПИТАНОВ
1. Используя данные таблицы, которую вы видите на экране (на интерактивной доске), каждый из капитанов за 1 минуту должен составить формулы разных солей, комбинируя нижеприведенные составные части солей по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз) при условии, что солеобразующие части стоят рядом. Назовите полученные соли (формулы не должны повторяться). Побеждает тот капитан, кто составит больше правильных формул за отведенный промежуток времени. Индексы в формулах расставляют капитаны самостоятельно.
Zn

K
S
O

Ba
С
O
S
Na

Ca
Р
O
Zn
K
S
Cu

Mg
S
O
K
H
S
O
N
О


2. Выявите в каждом ряду закономерность, в соответствии с которой заполнены клетки формулами разных неорганических веществ и в соответствии с правилом заполните пустые клетки подходящими формулами. (Задание выполняется на интерактивной доске. Капитаны команд при помощи фломастеров вписывают в таблицы, заготовленные заранее, необходимые формулы. По окончанию ведущий приоткрывает «шторку» для проверки) (оценивается в 3 балла).
На интерактивной доске таблицы:
а)



б)
NO
N2O5
HNO3

SO2



в)
Ca
CaO
Ca(OH)2



КOH


4) КОНКУРС ЭРУДИТОВ
1. Задаются вопросы каждой команде, на обдумывание дается 30 секунд, и оцениваются в 3 балла:
а) Какой великий русский химик был поэтом, физиком, географом, геологом, стекловаром? (М.Ю.Ломоносов)
б) Какая кислота всегда находится в желудках здоровых людей, а при недостатке этой кислоты ее употребляют как лекарство? (соляная кислота)
в) Какой камень искали химики средневековья, хотя такого камня в природе не было и нет? («философский»)

2. Головоломка. Решите кроссворд.
Надо заполнить клетки по горизонтали так, чтобы по вертикали «А» можно было прочитать фамилию известного композитора – химика.
«А»

К
А
Р
Б
О
·
Н
А
Т
Ы




Ф
О
С
Ф
А
Т
Ы




Б
Р
О
М
И
Д
Ы



Х
Л
О
Р
И
Д
Ы



С
У
Л
Ь
Ф
И
Д
Ы




С
У
Л
Ь
Ф
И
Т
Ы





Н
И
Т
Р
А
Т
Ы


Соли угольной кислоты.
Соли фосфорной кислоты.
Соли бромоводородной кислоты.
Соли соляной кислоты
Соли сероводородной кислоты
Соли сернистой кислоты.
Соли азотной кислоты.
(А. Бородин).
Решение кроссворда оценивается в 5 баллов.
( Каждой команде на столы раздаётся кроссворд, после выполнения задания кроссворд сдается жюри для оценивания.)
3. Экспериментальные задачи.
Ведущий раздает каждой команде задание на карточках – решить экспериментальную задачу и штатив с необходимыми реактивами. Результаты опытов проверяют члены жюри и учитель. Оценивается задание в 5 баллов, при оценивании учитывается фактор скорости выполнения.
[ а) Задача для команды «КИСЛОТЫ».
В трех склянках без этикеток находятся прозрачные растворы гидроксида калия, соляной кислоты и дистиллированной воды. Установите опытным путем, используя выданные вам реактивы, в какой склянке какой раствор.
б) Задача для команды « ВОДОРОД».
Даны три пробирки с растворами: щелочи, фенолфталеина, дистиллированной воды. Определите, где какой раствор, не прибегая к дополнительным реактивам.
в) Задача для команды «ОСНОВАНИЯ».
В трех пробирках находятся гидроксид натрия, соляная кислота, сульфат натрия. Определите содержание каждой пробирки, используя не более двух реактивов. ]
5) ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Ведущий предлагает карточки с заданием «Осуществите превращения», помеченные разным цветом:
красные – оценка «5»
синие – оценка «4»
зеленые – оценка «3».
Ученик сам выбирает цвет карточки, и, следовательно, дифференцированно выбирает себе задание. На выполнение дается 5 минут. Оценки за это задание выставит учитель на следующем уроке.
Осуществите превращения:
На оценку «5»
1 вариант 2 вариант
KCl K K2O K2CO3 NaOH Na Na2O NaOH NaH2PO4

KOH KH2PO4 NaCl
На оценку «4»
1 вариант 2 вариант
CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu(NO3)2 Ca CaO Ca(OH)2

Cu CaSO4 Ca(OH)2
На оценку «3»
1 вариант 2 вариант
K K2О KOH K3PO4 Р Р2О5 Н3РО4 К3РО4
6) ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
Выступает ученик из каждой команды, делает сообщение на тему «Применение неорганических веществ в быту, в медицине, в сельском хозяйстве» на 1 – 2 минуты и оценивается в 3 балла.
III. Заключительная часть.
Жюри подводит итоги и объявляет победителей среди команд и кто победил в конкурсе капитанов.
IV. Домашнее задание:
1).Подготовиться к практической работе: стр.114 пр.раб.№6, задачи 1, 3, 5
2). Сделать слайдовую презентацию по основным классам неорганических веществ по плану: определение, классификация, физические и химические свойства, применение. (§ 14, 15, 16, 17, 18)
1 команда «КИСЛОТЫ» - для кислот
2 команда « ВОДОРОД» - для солей
3 команда «ОСНОВАНИЯ» - для оснований.

Примечание: динамичность урока дает возможность не проводить физкультминутку, перемещение по классу позволяет размять мышцы.


















Б Л А Н К Д Л Я Ж Ю Р И


Задание, наименование конкурса
Содержание
(критерии оценки)
Баллы за каждое задание
Команда
«КИСЛОТЫ»

Команда
«ВОДОРОД»
Команда «ОСНОВА
НИЯ»

1
2
3
4
5
6
7

1
Приветствие
-название команды;
-эмблема;
-эстетика оформления;
-культура представления
3




2
Разминка

-общая эрудиция команды;
-точность ответа;
-скорость ответа;
-активность команды
1зад – 1
2 зад – 3
3 зад - 5
4 зад– 3
5 зад – 3




3
Конкурс капитанов
-точность ответа;
-скорость ответа;
1зад – 5
2 зад – 3




4
Конкурс
эрудитов
-точность ответа;
-скорость ответа;
-качество выполнения;
-соблюдение правил техники безопосности при выполнении опытов
1зад – 3

2 зад – 5

3 зад – 5




5
Проверь себя
-знание химических свойств;
-правильность написания уравнений химических реакций





6
Это интересно знать
-точность ответа;
-оригинальность собственных ответов;
-использование дополнительных источников

3




7
Дисциплина участников
-поведение по отношению к соперникам и членам жюри;
-соблюдение правил проведения конкурсов
1










Таблица для подсчета баллов
Команда
«КИСЛОТЫ»
Команда
«ВОДОРОД»
Команда «ОСНОВАНИЯ»

I. Приветствие. (max 3 балла)
[-название команды; -эмблема; -эстетика оформления; -культура представления]





II. Разминка.
[-общая эрудиция команды; -точность ответа; -скорость ответа; -активность команды]

Задания-баллы Оценка
1зад – 1 _____
2 зад – 3 _____
3 зад – 6 _____
4 зад – 3 _____
5 зад –3 _____
Задания-баллы Оценка
1зад – 1 _____
2 зад – 3 _____
3 зад – 6 _____
4 зад – 3 _____
5 зад –3 _____
Задания-баллы Оценка
1зад – 1 _____
2 зад – 3 _____
3 зад – 6 _____
4 зад – 3 _____
5 зад –3 _____

III. Конкурс капитанов.
[ -точность ответа; -скорость ответа]

Задания-баллы Оценка
1зад – 3 _____
2 зад – 3 _____
Задания-баллы Оценка
1зад – 3 _____
2 зад – 3 _____
Задания-баллы Оценка
1зад – 3 _____
2зад – 3 _____


IV. Конкурс эрудитов
[-точность ответа; -скорость ответа; -качество выполнения; -соблюдение правил техники безопосности при выполнении опытов]

Задания-баллы Оценка
1зад – 3 _____
2 зад – 5 _____
3 зад – 5 _____

Задания-баллы Оценка
1зад – 3 _____
2 зад – 5 _____
3 зад – 5 _____

Задания-баллы Оценка
1зад – 3 _____
2 зад – 5 _____
3 зад – 5 _____

V. Проверь себя
[-знание химических свойств; -правильность написания уравнений химических реакций] – оценивается отдельно каждый ученик.

Это интересно знать (3 балла)
[- точность ответа; -оригинальность собственных ответов; -использование дополнительных источников]





VI. Дисциплина участников (1 балл)
[-поведение по отношению к соперникам и членам жюри; -соблюдение правил проведения конкурсов]





Окончательное количество баллов






Na2O
NaOH
NaCl

CaO







15