Игорпрактикум Страна понимания для учащихся четвертых классов на развитие функциональной грамотности

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»





ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
ИГРОПРАКТИКУМ
«СТРАНА ПОНИМАНИЯ»
для учащихся 4 класса


Автор: Солякова Валентина Владимировна
учитель начальных классов
первой категории



Тараз
2015 год
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №18 отдела образования акимата города Тараза»

«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» Рассмотрено
_____________ ___________________ на заседании М/О №___
Директор СШ №18 Зам. директора по НМР Руководитель М/О
Баклагина И.Г. Шепелева Л.В. Курегенова А.М. ______ «___ »____2015 г. «___»_____2015 г. «___»_____2015 г.




ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
ИГРОПРАКТИКУМ
«СТРАНА ПОНИМАНИЯ»
для учащихся 4 класса



Автор: Солякова Валентина Владимировна
учитель начальных классов
первой категории


Тараз
2015 год
Оглавление
Пояснительная записка
Статус документа
Общая характеристика учебного предмета
Актуальность спец.курса
Цели и задачи спец.курса
Место предмета в государственном стандарте
Формы и методы обучения и воспитания
Общие учебные навыки, умения и способности
Тематическое планирование
Используемая литература Введение
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей, способных вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение не только различным видам речевой деятельности, но и обучение естественно-научной грамотности способности использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Пояснительная записка
Статус документа
Программа игропрактикума составлена на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования, утвержденного Постановлением правительства РК от 23 августа 2012 года №1080 и базисного учебного плана.
Данная программа ориентирована на учащихся 4 классов и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.




Цель: развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа по1 часу в неделю.
В современном образовательном процессе учащиеся должны чувствовать себя комфортно, быть успешными. Знание основ логики, умение правильно мыслить, доказывать истинность или ложность своих и чужих высказываний важно для каждого человека, так как является жизненной необходимостью.
Проблему формирования и развития учебно-логических умений учащихся можно отнести к разряду «вечных» вопросов педагогики.
Практика показывает, что многие трудности учащихся в процессе обучения, обусловлены их недостаточной логической подготовкой.
Овладение основными учебно-логическими умениями являются необходимым условием успешного усвоения учебного материала. Одним из средств целенаправленного формирования учебно-логических умений стал игропрактикум «Страна понимания».
Группы учебно-логических умений связаны друг с другом. Благодаря такому взаимовлиянию учебно-логических умений возможно эффективное обучение.
Формирование логического мышления, почти нового вида мышления для младших школьников, должно осуществляться с опорой на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление для функциональной грамотности школьников.



Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Страна понимания» необходимо использовать такие формы проведения занятий как исследования, наблюдение, деловые игры, конференции, практические работы. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.





Требования к результатам освоения курса в четвертом классе.
В результате изучения игропрактикума «Страна понимания» в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Регулятивные УДД /универсальные учебные действия/:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
По окончании курса учащиеся должны
знать:
ход решения логических задач
отношения между понятиями
положительные и отрицательные стороны одного предмета
технику составления загадок и чайнвордов
уметь:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
*Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
*Тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
Итоговый контроль в формах:
тестирование;
практические работы;
творческие работы;
самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по предметам естественно-математического цикла.
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.






4 класс
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Всего часов
В том числе теория
В том числе практика
Контроль
Дата

1.
Входной тест.
1

1
Тест №1


2.
Основные мыслительные операции.
1
1
Обзорная лекция




3.
Причинно-следственные цепочки.
1

1



4.
Логика в окружающем мире.
1

1



5.
Мыслительные операции.Наблюдаем, сравниваем, делаем выводы
1

1



6.
Виды отношений между понятиями.
1

1



7.
Решение логических задач.
1

1




8.
Решение логических задач.
1
1





9.
Рефлексивность отношений.
1

1



10.
Симметричность отношений.
1

1



11.
Тест «Отношения между понятиями».
1

1
Тест №2


12.
Классификация.
1

1



13.
Развитие мыслительных операций Наблюдаем, сравниваем, делаем выводы
1

1
Исследование



14.
Хочу все знать! Развитие мыслительных операций
1

1
Викторина



15.
Составление загадок, чайнвордов.
1

1



16.
Составление загадок, чайнвордов.
1

1




17.
Что мы знаем и умеем?
1

1
Тест №3


18.
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
1

1
Деловая игра



19.
Решение логических задач и задач-шуток.
1

1



20.
Решение логических задач и задач-шуток.
1

1



21.
Целое и часть.
1
1




22.
Знакомство с отрицанием.
1

1



23.
Рассмотрение положительных и отрицательных сторон у одних и тех же предметов.
1

1
Исследование



24.
Развитие творческого воображения. Наделение предметов новыми свойствами.
1

1



25.
Перенос свойств с одних предметов на другие.
1

1




26.
Как интересен мир!
1

1
Конференция



27.
Тест «Развиваем логику».
1

1
Тест №4


28.
Работа над ошибками.
1

1



29
Наблюдаем, сравниваем, делаем выводы
1

1
С использованием мультимедиа



30.
Рассуждения.
1

1



31.
Выводы в рассуждениях.
1

1



32.
Развиваем логику.
1

1



33.
В мире интересного.
1

1
Творческий отчет



34.
Конкурс эрудитов.
1

1
Конкурс





















Учебно-методическая литература для учителя
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008г.
Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва. «Рост», 2007г.
Ш.К. Беркимбаева, А.К. Кусаинов и др. "Педагогика" ROND&A баспасы ISBN, 2007

Литература для учащихся
Савенков А.И.Маленький исследователь: развитие логического мышления. Ярославль. Академия развития. 2010г.
Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления для детей 9-10 лет. Ярославль. Академия развития. 2010г.
http://deti.el.ru Сайт "Особый ребенок" целиком посвящен детям. Его девиз: "Развитие, воспитание, творчество, образование, коррекция, тестирование"












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



15