Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 5-6 классов


Задания на развитие функциональной грамотности чтения учащихся 5-6 классов
Цель : подготовка учащихся к международному исследованию PISA и развитие функциональной грамотности.
Задание 1.
Прочитай текст. Что нового ты узнал о названиях дней недели?
Слово понедельник в современном языке утратило связи с этимологическим корнем дел-(ать). Древнерусское слово неделя первоначально обозначало «воскресенье», то есть день, когда ничего не делали, затем слово неделя постепенно утратило значение «воскресенье» и стало означать «отрезок времени продолжительностью 7 дней». Соответственно понедельник первоначально объяснялся как «день, идущий после (по-) недели, то есть воскресенья». В результате  таких переосмыслений в современном языке у слова понедельник мотивировка (признак, по которому слово получило название) отсутствует, объяснить его через однокоренное слово невозможно.
А. Понедельник – один из дней недели.
Б. Древнерусское слово неделя первоначально означало «воскресенье»
В. В понедельник положено начинать все новые дела
Задание 1 проверяет умение  извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций.
Ключ оценивания
0       - не приступал к выполнению задания или указал неверный ответ (А, В);
1       - указан ответ Б, но не указана недостающая информация;
3 - указан ответ Б и верно указана недостающая информация.
Задание 2.
Распредели следующие имена существительные по их лексическому значению в несколько групп.
Нос, глубина, синева, старик, полёт, чтение, карандаш, пение, девушка.
_______________________________________________________________________________________________
Докажи, что лексическое значение предмет и грамматическое значение предмет не всегда совпадают.
_______________________________________________________________________________________________
Задание 2 проверяет умение находить сходство и различие фактов и явлений.
Верные ответы:
Признаки: глубина, синева
Предметы: нос, старик, карандаш, девушка
Действия: полёт, чтение, пение
Ключи оценивания:
0 – не справился с задание
1 – указал не менее двух групп, но не сумел объяснить почему.
2- указал не менее трёх групп, но не сумел объяснить, почему
3- распределил слова по трём группам, правильно ответил на поставленный вопрос.
Задание 3. 
Прочитай текст.
При – или пре-? Пре- или при-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Если «очень такой» или «очень сякой»,
Пре- мы напишем при этом.
Прибыл ли поезд, приплыл теплоход,
Космонавт прилетел из вселенной –
В словах придёт, прилетит, приплывёт
Пишется при-, несомненно.
 
Назови основное условие выбора букв в приставках пре- или при?___________________
______________________________________________________________________________
Сделай вывод о правописании букв е, и, в приставках пре-, при-.
_____________________________________________________________________________
Задание 3 проверяет умение делать выводы на основе обобщения знаний.
Верные ответы:
Пре-  высшая степень признака или близка к приставке пере-. При-  присоединение, приближение.
Правописание е или и в приставках зависит от их значения.
Ключ оценивания:
0 – 2 – по числу верных ответов