«Научно — дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте международных исследований TIMSS,PIRLS.»


Министерство Науки и Образования Республики Казахстан
КГУ «Средняя школа № 2»
ДОКЛАД
На тему: «Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте международных исследований TIMSS,PIRLS.»

Подготовила: Даньярова С.К.
Учитель начальных классов
г.Кокшетау 2016 г.
Научно - дидактические основы деятельности учителя начальных классов по формированию функциональной грамотности учащихся в контексте международных исследований TIMSS,PIRLS. Слайд 1
Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Слайд 2
Этот документ занимает одно из главных мест в процессе модернизации образования. Он определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования. Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем, к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребёнка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом.Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Слайд 3
Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан. Слайд 4
Задачи Национального плана:
Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников определены семь механизмов ее развития.
Слайд 5
1) обновление содержания образования (стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
 Организации образования РК приступили к освоению нового Государственного общеобязательного стандарта образования, учебных программ.
Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывает телевидение: образовательные программы, мультфильмы учат действовать в различных жизненных ситуациях.
В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»? Слайд 6
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются: Слайд 7
знания 
умения 
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований TIMSS,PISA, PIRLS. Слайд 8
Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе.
Цели и задачи исследований Слайд 9
Исследование TIMSS и PIRLS
- Оценка качества математического и естественнонаучного образования в начальной, основной и средней школе (4, 8 и 11 классы)
- Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы (4 класс)
- Выявление динамики в результатах (TIMSS: 1995, 1999, 2003, 2007 2011; PIRLS: 2001, 2006, 2011)
- Выявление факторов, позволяющих объяснить различия в результатах
Цели участия Казахстана в TIMSS и PIRLS: Слайд 10
· Независимая международная оценка конкурентоспособности казахстанского образования;
· Получение новых знаний эффективных замеров оценки качества образования;
• Использование лучшего опыта и практики лидеров мировых образовательных систем.
2-3 марта 2015 г. В Астане АО «Информационно-аналитический центр» провел обучающий семинар для участников международных исследований PISA-2015, TIMSS-2015 и апробации PIRLS-2016.
В работе семинара приняли участие областные и школьные координаторы, руководители организаций образования. Слайд11
По итогам TIMSS-2011 средний балл казахстанских четвероклассников в направлении математическая грамотность составил 501 и 495 - естественнонаучная компетентность (по 1000 балльной системе).
В TIMSS-2015 примут участие 9 890 казахстанских школьников из 179 школ всех регионов страны (4-е классы – 4 852 чел.)
В данном исследовании Казахстан будет принимать участие впервые. В апробации PIRLS-2016 примут участие 1412 учащихся 4-х классов из 14 регионов (исключением являются Карагандинская обл. и г. Астана).
В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности:
грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная грамотность.
В исследовании TIMSS-2007 приняли участие 4271 учащийся Казахстана только 4-х классов из всех регионов страны, отобранных методом случайной выборки. Из общего числа 2599 учащихся с казахским языком обучения и 1672 - с русским. По Акмолинской области в исследовании приняли участие 5 организаций образования в количестве 94 человек:1. Анарская СШ Аршалынского района - 4Б класс, 2. Капиновская СШ Буландынского района - 4 класс, 3. СШ №3 г. Щучинска - 4А класс, 4. ШГ №8 г. Щучинска - 4А класс,5. СШ №11 г. Кокшетау - 4В классРезультаты: качество 60% и 57% в среднем.В исследовании TIMSS-2015 (апробация) со 2-4 декабря 2114г1. СШ имени Кутпанулы Аршалынского района – качество 70%2. СШ №6 с.Караоткель Целиноградского района – 73%, 50%3. НШ №8 с.Каражар Целиноградского района – 83% Слайд 12
Анализ текущей ситуации: Слайд 13
Педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях
 Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. 
Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать определенные условия:
Слайд 14
обучение должно носить деятельностный характер 
учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии ;учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как: Слайд 15
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
С целью внедрения указанных технологий в системе образования проводятся конференции, семинары и курсы повышения квалификации учителей начальных классов.
В июне месяце в городе Алматы я была участником республиканского учебно-методического семинара для учителей начальных классов по теме: «Начальное математическое образование: организационный, содержательный и методический аспекты», организованный Республиканским научно-методическим центром «Дарын».
В ходе семинара лекторы методического центра ознакомили нас с особенностями построения современного курса математики начальной школы, созданием и использованием презентации на уроке математики, с методикой работы с нестандартными заданиями в курсе математики в начальной школе.
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
Учителю важно знать и помнить о трех основных факторах, Слайд 16 определяющих функциональную грамотность сегодняшнего выпускника. 
Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой). 
Второй - компьютерные и информационные умения. 
Третий - коммуникативные умения
В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ» Слайд 17
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой,  используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей. Слайд 18
Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.