Доклад Формирование функциональной грамотности у учащихся начальных классов на уроках чтения


ФОРМИРОВАНИЕ функциональной грамотности
у учащихся начальных классов
на уроках литературного чтения
А.К. Махашеваучитель начальных классов
СОШ № 1 ЗКО с. Жанибек
Work purpose: One of the main ways of formation it is functional – the competent personality, introduction of children through literature to the world of the human relations, moral values is. To teach children to read fiction, to prepare for its systematic studying at high school, to cause interest to reading and to lay the foundation for formation of the competent reader owning both equipment of reading, and receptions of understanding read, knowing and able them independently to choose books, is a main objective of lessons of literary reading at elementary school.
Key words: Functional literacy, intelligence of the card, creative tasks, coherent speech, creative speech activity, the perception of works developing tasks, ICT use, dictionary work, carrying out non-standard lessons
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Одним из главных путей формирования функционально – грамотной личности, является введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.
Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся поставлено Главой государства приоритетной задачей. По поручению Президента страны был разработан «Национальный план действий по развитию функциональной грамотности на 2012- 2016 годы».
Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе учитель проводит диагностику детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха.
Диагностика проводится по следующим показателям компетентностного развития учащихся:
Связная речь;
Творческая речевая деятельность;
Восприятие произведений
Использование в речи элементарных формул речевого этикета.
Проведенная диагностика показывает не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и «зону его ближайшего развития». Это позволяет педагогически грамотно организовать процесс обучения в дальнейшем.
Исходя из проведенной диагностики и собственного анализирования, можно сделать вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. И только лишь интересные, развивающие задания творческого характера могут решить эту задачу. Однако, существует вероятность того, что дети окажутся не готовы к пониманию творческих заданий, к их непривычной для младшего школьника формулировки, поэтому главным принципом работы был выбран принцип от простого к сложному, дифференцированный подход к детям, учет их индивидуальных и возрастных особенностей.
На начальном этапе основное внимание уделяется технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места начинает занимать работа с текстом. И так по итогам 1 четверти у наших учеников начальных классов
2 «А» 2 «Б» 2 «В» 2 «Г» 3 «А» 3 «Б» 4 «А» 4 «Б» 4 «В»
На начало 59 % 50% 53 42% 59% 63% 60% 89% 79%
На конец 70% 55% 56 % 64% 64% 69% 65% 71% 84% Литературное произведение - произведение искусства, а не только средство формирования навыка чтения.
В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста:
1. формирование читателя;
2. приобщение к литературе как к особому виду искусства.
Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя- способствовать перерастанию любопытства в любознательность, помогать ученику не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения.
Учим ребенка читать не для взрослых, а для себя. Значит, его нужно научить умению понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой человек.
Технология обучения чтению:
Медленное чтение художественного текста, т.е. продумывание в ходе чтения смысла каждого слова;
Умение задавать вопросы и находить ответы на них в тексте;
Умение сопереживать и размышлять, анализировать прочитанное;
Умению понимать главную мысль, которая заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой человек.
Работа с текстом
354584013144500 Этапы
1536065603250031172156032500
Подготовительный
Подготовительный
Проверка осмысления текста каждым учеником
Проверка осмысления текста каждым учеником
Развивающие задания
Развивающие задания

Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его. Вопросы к автору, а ответы на них нужно искать в самом тексте. Учащиеся видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем. Выбор слов-эмоций, слов-настроений с объяснением.
После словарной работы идет проверка осмысления текста каждым учеником. Чтобы посмотреть, как продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного произведения, выбран наиболее оптимальный вариант – тесты. Цель – проверить понимание текста на уровне содержания. Данный тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета, имен героев, литературоведческих терминов и понятий).
Очень часто дети уверены, что уже после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста, подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
Большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, педагогических мастерских, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т. д.
На уроках литературного чтения необходимо использовать информационные технологии. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.
На уроках литературного чтения используются иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Хорошо проходит данный вид работы в группах. Выполненные работы сканируются, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме.
Большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, педагогических мастерских, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т. д.
На уроках литературного чтения необходимо использовать информационные технологии. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.
Так ,например, технология Тони Бьюзена: метод интеллект-карт. Поскольку на смену знаниевому подходу приходит системно-деятельностный подход, то нужно думать, как не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.
Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.
Карты памяти, или интеллект-карты – это термины обозначают сравнительно новый способ альтернативной записи информации. Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге.
Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи.
Проще говоря, все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями – ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта – это изображение информации в графическом виде.
При составлении интеллект-карты (ИК) работают оба полушария мозга. ИК могут помочь учиться, так как в процессе их построения участвует большинство каналов восприятия.
Рисование ИК – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее – для этого интеллект-карты и были придуманы.
Можно использовать интеллект-карты при повторении пройденного материала, при изучении нового материала, при проверке изученного материала, т.е. практически на всех этапах урока.
Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворения от труда.
Использование ИК вооружит учащихся самым важным умением – умением приобретать самостоятельно знания и использовать их в своей деятельности.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.
Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой.
Продуманные творческо–аналитические задания на уроках литературного чтения позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.
Именно литературное образование помогает ребенку ощутить «себя в мире», создавать условия для переживания, проживания вместе с героями произведения, умения выразить свое мнение и доказать его. И здесь большую значительную роль играет атмосфера урока, где учитель «видит» ученика, его проблемы, и умеет управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.
Сегодня, как никогда, обществу нужна личность, способная сделать свой выбор и нести за него ответственность. Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках литературного образования, способствуют формированию функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой, которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым жизнь.
Работа эта очень сложная, но очень важная, и её нужно проводить систематически. От этого зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С. Лупан: “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Формирование функциональной грамотности
младших школьников на уроках в начальной школе
С.Тунгускова, методист
ГУ «Рудненский городской отдел образования»
акимата города Рудного
Вся образовательная система нашей Республики стоит на пороге перехода на 12-летнее образование. Это позволит интегрировать систему образования нашей страны в мировое образовательное пространство. С этой целью в июне 2012 года №832 Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников.
Этот документ занимает одно из главных мест в процессе модернизации образования. Он определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования. Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем, к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребёнка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом.Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан.
Цель Национального плана: создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
Задачи Национального плана:
Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
В Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников определены семь механизмов ее развития.
1) обновление содержания образования (стандарты, учебные программы);
2) формы и методы обучения;
3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
4) программы внешкольного, дополнительного образования;
5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
С 1 сентября 2013 года организации образования РК приступили к освоению нового Государственного общеобязательного стандарта образования, учебных программ.
Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывает телевидение: образовательные программы, мультфильмы учат действовать в различных жизненных ситуациях.
В этой связи, уроки и внеурочные занятия, проводимые учителями начальных классов, тоже должны иметь точки соприкосновения с жизнью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются:
знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Каждая образовательная область (в начальной школе их 7) участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Рис. 1
Содержание функциональной грамотности
255270117475Функциональная грамотность
грамотность в чтении и письме
грамотность в естественных науках
математическая грамотность
компьютерная грамотность
грамотность в вопросах семейной жизни
грамотность в вопросах здоровья
юридическая грамотность
00Функциональная грамотность
грамотность в чтении и письме
грамотность в естественных науках
математическая грамотность
компьютерная грамотность
грамотность в вопросах семейной жизни
грамотность в вопросах здоровья
юридическая грамотность
278447534016950027844752546350032277051024255003067050605155003417570963295003417570963295003067685605155003067050302831500322707027089100034175702312035003417570129095500278511025463500254889010242550038290502898775юридическая грамотность
00юридическая грамотность
38290502533015грамотность в вопросах здоровья
00грамотность в вопросах здоровья
38290502083435грамотность в вопросах семейной жизни
00грамотность в вопросах семейной жизни
38290501138555компьютерная грамотность
00компьютерная грамотность
3829050772795математическая грамотность
00математическая грамотность
3829050422275грамотность в естественных науках
00грамотность в естественных науках
3829050117475грамотность в чтении и письме
00грамотность в чтении и письме
255270833755Функциональная грамотность
00Функциональная грамотность
3829050117475грамотность в чтении и письме
00грамотность в чтении и письме

2784475501650027851105016500
306768519685000306705019685000382905013970грамотность в естественных науках
00грамотность в естественных науках

3829050160020математическая грамотность
00математическая грамотность

34175701460500034175701460500025527016510Функциональная грамотность
00Функциональная грамотность

322770525400025488902540003829050116840компьютерная грамотность
00компьютерная грамотность

34175706477000
382905039370грамотность в вопросах семейной жизни
00грамотность в вопросах семейной жизни

34175706350000
382905080010грамотность в вопросах здоровья
00грамотность в вопросах здоровья

32270705143500
306705016637000382905036830юридическая грамотность
00юридическая грамотность

278447513081000………………………………………
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.
Рис.2
ЗУНы как основа компетенций
3806190198755на основе основных навыков
00на основе основных навыков
1238250198755На основе навыков мышления
00На основе навыков мышления

5002530177165Жизненные навыки
00Жизненные навыки
2449830177165Функциональная грамотность
00Функциональная грамотность
57150177165ЗУНы по ОО
00ЗУНы по ОО

3806190156845общего характера
00общего характера
1238250194945(интеллектуальных умений)
00(интеллектуальных умений)
1238250654050038061906540500
Как отмечалось выше, составляющими функциональной грамотности являются умения (ключевые компетенции или универсальные учебные действия) определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Для успешного формирования и развития функциональной грамотности школьников, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо соблюдать следующие условия:
обучение должно носить деятельностный характер (одна из целевых функций обучения любому предмету в начальной школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности, поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается, как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов быстрой адаптации в современном мире);
учебная программа должна быть взвешенной и учитывать индивидуальные интересы учащихся и их потребность в развитии (новый Стандарт соответствует данному условию);
учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;
учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
школы активно поддерживают исследования учеников в области сложных глобальных проблем.
Кроме того, для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности младших школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
С целью внедрения в указанных технологий с 2013-2014 учебного года на городском уровне организованы творческие лаборатории учителей начальных классов города Рудного («Разработка и внедрение критериального оценивания учебных достижений учащихся при изучении основных предметов начальной школы (1 - 4 классы) – руководитель Урускаева Э.М., учитель высшей категории ГУ «Начальная школа №9»; «Внедрение технологии проблемно-диалогического обучения в УВП начальной школы» (1 - 4 классы) – руководитель Иконникова С. С., учитель высшей категории ГУ «Гимназия №2»; «Влияние технологии развивающего обучения RWCT (Развитие критического мышления через чтение и письмо на формирование компетенций учащихся)» (1 - 4 классы) – руководитель Дивянина Е. И., учитель 1 категории ГУ «Начальная школа №9»).Справочно:
Наиболее известной и успешной на сегодняшний день является модель школы СадбэриВэлли (SudburyValley), основанной в 1968 г. Дэниэлем Гринбергом. Основные элементы педагогической концепции Садбери Вэлли заключены в следующих положениях: «Свобода в сочетании с ответственностью», «Самомотивация, саморегуляция, саморазвитие», «Демократия». Опыт школы Садбери Вэлли переняли многие учебные заведения по всему миру. Результаты обучения в такой модели школы показывают, что выпускники получили настоящую подготовку к жизни в обществе.
Как известно, основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Таблица 1.
Логические приемы Примеры заданий
уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
уровень - использование Применить, проиллюстрировать, решить
уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план
уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Самый высокий уровень – это оценка. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление? Из наглядно-действенного перевести в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, развить фантазию и воображение, пространственное восприятие, развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику, так как развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.
При формировании функциональной грамотности важно помнить, что концепция функциональной грамотности основывается на одном из наиболее известных международных оценочных исследований – «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которая оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях, и TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов).
Перспектива участия РК в международных сравнительных оценочных исследованиях закреплена в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы - базовом документе, определяющем политические и концептуальные рамки развития образования страны в долгосрочной перспективе. В частности, планируется, что Казахстан будет участвовать (наряду с уже известными PISA и TIMSS) в таких международных исследованиях, как: «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS), сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира).В ходе тестирования оцениваются три области функциональной грамотности: грамотность в чтении, математическая и естественнонаучная, грамотность.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
Результаты участия Казахстана в PISA и TIMSS показывают, что педагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуациях. Выпускники школ в большинстве своем не готовы к свободному использованию в повседневной жизни полученных в школе знаний и умений.
В связи с этим давайте все запомним одну математическую формулу, которая позволит сформировать у учащихся в процессе изучения математики и других дисциплин качества мышления, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»
Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Проблема повышения качества школьного образования остается актуальной, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров.
Учителю важно знать и помнить о трех основных факторах, определяющих функциональную грамотность сегодняшнего выпускника. Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой). Второй - компьютерные и информационные умения. Третий - коммуникативные умения. Первый фактор никак не связан с типом школы. Вместе с тем, чем выше материальное положение школьника, тем выше оценка умения самостоятельно решать жизненные задачи в различных областях. Что касается других двух факторов, то они примерно в равной степени связаны как с материальным статусом семьи, так и с типом школы.
Учитель должен знать индикаторы функциональной грамотности. Российские ученые выделяют следующие индикаторы грамотности: общая грамотность; информационная; компьютерная; коммуникативная; владение иностранными языками (на уровне бытовой лексики); грамотное решение бытовых проблем; грамотность действий в чрезвычайных ситуациях; правовая и общественно-политическая грамотность. В свою очередь каждый индикатор включает характеристики умений, раскрывавших его содержание. Они приведены в табл. 1.
Таблица 2. Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели
Индикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели):
Общая грамотность Написать сочинение, реферат.
Считать без калькулятора.
Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов.
Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная Искать информацию в сети Интернет.
Пользоваться электронной почтой.
Создавать и распечатывать тексты.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.
Заботиться о своем здоровье.
Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.
Читать чертежи, схемы, графики.
Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).
Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.
Анализировать числовую информацию.
Коммуникативная Работать в группе, команде.
Расположить к себе других людей.
Не поддаваться колебаниям своего настроения.
Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.
Организовать работу группы.
Владение иностранными языками Перевести со словарем несложный текст.
Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе.
Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.
Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных).
Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.
Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.
Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором
Правовая и общественно-политическая грамотность Отстаивать свои права и интересы.
Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса
Предложенные индикаторы функциональной грамотности в большей степени подходят к обучающимся, находящимся на этапе завершения школьного образования и начала самостоятельного существования. Начальная школа ориентирована на достижение элементарной функциональной грамотности как ведущего уровня образованности ученика начальной школы.
Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.Дерево – функционально грамотная личность
Вода – педагогические технологии
Яблочки – ключевые компетенции
Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников.
При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.