Статья о коучинг-занятии Как новые подходы в преподавании и обучении влияют на развитие функциональной грамотности


-43815952500Лингер Алена Викторовна
учитель самопознания
КГУ «Б-Чураковская средняя школа отдела
образования акимата Алтынсаринского района»
Костанайской области
«Влияние новых подходов в преподавании и обучении на развитие функциональной грамотности»
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом,
самым живым примером для
ученика является сам учитель». А. Дистервег
В настоящее время в сфере образования общепризнана равная значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке (Руководство Программы второго уровня).
Современная педагогика перестраивает свою теорию, четко ориентируя ее на успешную и конкурентоспособную личность: личность ученика, ориентируя всю систему образования на ее развитие. Эти изменения вызваны изменениями в обществе. Сегодня развитие казахстанского общества зависит от людей, обладающих критическим мышлением, творческим воображением, незаурядными лидерскими качествами, демократической культурой и способных взять на себя ответственность в решении задач экономического, политологического и культурологического порядка.
Пройдя первый этап "Лицом к лицу», Программы курсов второго уровня и ознакомившись с теоретическим материалом, я определила себе модуль, над которым буду работать на практике в школе. Учитывая, что тема моего самообразования связана с формированием успешности у учащихся я выбрала модуль "Новые подходы в преподавании и обучении". Меня, как психолога интересует не только тема развития успешности в своих учащихся, но развитие саморегуляции как учеников, так и педагогов. Очень большое внимание я уделяла саморегуляции учащихся, т.к. самостоятельное добывание знаний имеет больший эффект и способствует формированию внутренней мотивации, а личные достижения – это сильнейший стимул для дальнейшей деятельности и внутреннего развития.
Актуальность системы ключевых компетенций (в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте, предполагающем наличие базовой грамотности в сочетании с глубоким концептуальным пониманием послужила интегрированию идеи модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» с функциональной грамотностью в проведении коучинг-занятия для учителей на практике.
В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Так же тема коучинга связана с темой методического объединения, над которой работают наши учителя «Изучение новых технологий и практическое их применение на уроках».
Поэтому я при выборе темы для коучинг занятия сфокусировала свое внимание на теме, которая бы отвечала потребностям педагогов и интересам школы «Как влияют новые подходы в преподавании и обучении на развитие функциональной грамотности».
left8180000Для достижения цели коучинг- занятия я сформулировала следующие задачи:
умение правильно организовать работу в группе;
демонстрация значения диалогического обучения в учебном процессе;
использование ресурсов для создания условий развития функциональной грамотности через развитие саморегуляции. Затем провела мастер – класс «Сделай снежинку своими руками». Каждый участник, выбрав листок, повторяя за моими действиями, которые я озвучивала, своими руками мастерили снежинку. Несмотря на то, что мы находились в одном классе в одних условиях и имели одинаковые листы, снежинки у нас получились разные, так же как у нас у каждого своего видения, опыт и понимание. Данный мастер-класс был проведен для создания в группе доверительных отношения друг к другу и положительного настроя. А также доказывал, что невозможно добиться эффективного обучения демонстрируя ученикам только свои знания, не применяя дополнительных ресурсов.
5143584455001718309211328000Важным этапом занятия было деление на группы по цвету снежинок и распределение ролей между членами группы. В данном случае я применила неструктурированное деление на группы с помощью выбора закрытых карточек с ролями. Это позволило сократить время на распределение ролей и возможности проявить себя в новом статусе. Например, карточка лидера досталась учителю, который данной роли себя не представлял, но с интересом проявил лидерские качества.
Это позволило не только положительно настроить учителей на совместную работу, но и создать коллаборативную среду в группах.
right508000 На этапе вызова в коучинге я продемонстрировала видеролик «Хорошее образование», который отражает понятие «функциональная грамотность». И попросила обсудить в группе свои размышления, которые оказались аналитическими и в то же время эмоциональными. Основной идеей этого ролика была демонстрация закрепления продемонстрированных и полученных знаний в практических ситуациях. Что подтверждает значимость процессов формирования у обучающихся как актуальных знаний, так и соответствующих практических навыков. Следующий этап — это просмотр презентации о Новых подходах в обучении, демонстрация видеороликов о саморегуляции, коллаборативной среде. После просмотров я предложила обсудить в группах просмотренный материал и определить, что включают Новые подходы в преподавании и обучении. Для того, чтобы прийти к результатам поставленной цели по теме коучинга, я провела следующее задание. Оно заключалось в том, чтобы каждая группа заполнила сравнительную таблицу современного и традиционного урока согласно приложениям.В ходе обсуждения группы пришли к выводу: основу подхода «Обучение тому, как обучаться» составляет - метапознание, а подхода «Диалоговое обучение» - три типа беседы по Мерсеру.
С целью обобщения информации я предложила, используя ресурсы и дополнительную информацию по данной теме составить кластер показывающий влияние новых подходов в обучении на развитие функциональной грамотности.
Для получения обратной связи, то есть рефлексии, провела «Две звезды и пожелание» и попросила заполнить анкеты для оценивания эффективности и использования метода коучинга.
Проанализировав анкеты по результатам коучинга я поняла, что мои коллеги ознакомились с содержанием Новых подходов в преподавании и обучении, а также с условиями развития функциональной грамотности через развитие саморегуляции и диалоговое общение.
Использованная литература:
Руководство для учителя. Второй (основной) уровень/ Бакиров К.А., Намысова Г.А. и др. – 3-е изд. – Астана: Изд-во Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2014 год.