Урок по технологии 2 класс «Народные промыслы. Матреш ка. Работа с текстильными материалами (апплицирование)»


ТЕМА: Народные промыслы. Матрешка. Работа с текстильными материалами
(апплицирование)
Изделие: матрешка из картона и ткани.
Задачи урока: закрепить знания учащихся об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец); познакомить учащихся с историей матрешки; закрепить навыки
работы с тканью и навыки самостоятельного анализа изделия по заданной схеме; на практической основе воспитывать бережное отношение к материалу.
Планируемые результаты: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров,виды изображений матрешек; усвоить последовательность
изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.
Основные термины и понятия: матрешка, резчик по дереву, аппликация, фукурума.
Ресурсы и оборудование. У учителя: иллюстрации хохломских, городецких и дымковских изделий;образцы изделий матрешки, настоящая матрешка, таблица «Последовательность изготовления матрешек», виды ткани. У учащихся: кусочки ткани, ножницы,
Предварительная работа: подготовка таблицы с изображением последовательности изготовления матрешек (номера последовательности скрыты).
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний и сообщение темы урока.
На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов.
На доске под номерами представлены образцы изделий различных промыслов.
- Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?» Под каким номером хохломская и городецкая. В чем их отличия?
Где мы можем встретить эти узоры в жизни? ( в одежде)(слайд 1.)
«Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом —
Отгадайте о какой куколке идет речь.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек, упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – пять, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …… (матрешка). (слайд 2.)
- Сформулируйте тему урока.
- Определите учебно – познавательную задачу.
III. Работа по теме урока.
Скажите, а в чем же секрет этой игрушки». (Матрешка — это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.)
Обычно в матрешек помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавице».
( слайд 3)
- Скажите, из какого материала делают матрешек. (Из дерева.) Этим занимаются резчики по дереву – мастера по художественной резьбе по дереву. Делали они и матрешек.
- Как появилась матрешка? ( слайд 4)
Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий
( слайд 5)
( слайд 6) С. А. Малютин — художник, который расписал первую русскую матрешку. Одел он веселую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала черного петуха. ( слайд 7).
Вы все знаете или слышали такое русское имя — Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название „матрешка“. Посмотрите на матрешку,(представленной на столе). Какие образы матрешек вы видите? (Женщину, девушку.) Матрешка – она же «мать», этот сувенир символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ.
А теперь посмотрите на процесс изготовления матрешки
1. Выбор дерева. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть
2. Вытачивание формы на токарном станке. ( слайд 8)
Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. т.д3. Подготовка формы под роспись. Форму шкурят и грунтуют (слайд 8)
4. Роспись. Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносят основу рисунка. Иногда рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Затем намечают контуры. И уж затем матрешку расписывают, используя гуашь, акварель или акрил.
5. Лакировка. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость
Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом
- Посмотрите на готовое изделие.
- Какой материал использован для его изготовления? (Картон для основы и кусочки ткани.)
- Какие виды ткани вы знаете? ( шелк, ситец, драп, шерсть и т.д)
- Как называется прием работы над поделкой? (аппликация)
- Что такое аппликация? ( изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей из бумаги, из природных материалов из ткани)
- Какова главная цель нашего урока?
IV. Физкультминутка
Составте план работы.
1. Подготовка материалов и инструментов.
2. Заготовка формы матрешки (сначала вырезать по шаблону из картона заготовку).
3. Рисунок основных частей матрешки.
4. Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку).
5. Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).
Прежде чем мы приступим к работе, повторим ТБ при работе с ножницами.
Вспомните, как правильно выкраивать изделия из ткани.
V. Самостоятельная работа.
VI. Выставка работ учащихся.
Анализ работ осуществляется по следующим критериям: вариативность
используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность.
VII. Подведение итогов
- Чем мы занимали сегодня на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Где вы в жизни можете применить полученные знания?