Урок математики в 5 классе Числовые и буквенные выражения


Урок математики в 5 классе
Учитель: Фёдорова Людмила Александровна
Тема урока: Числовые и буквенные выражения
Цели: способствовать формированию знаний учащихся о числовых и буквенных выражениях, значениях выражений, правилах получения буквенного выражения на основе числового; способствовать формированию навыков составления и решения выражений; создать условия для формирования УУД
личностных: мотивация учения, формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, синтез, как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения, классификации объектов, умение выполнять действия в соответствии с имеющимся алгоритмом;
коммуникативных: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнера;
регулятивных: целеполагание, планирование, самоконтроль и взаимоконтроль; способность к мобилизации сил и энергии.
Тип урока: учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, работа в группах, в парах.
Оборудование: компьютеры, проектор.
Дидактическое обеспечение урока: презентация Power Point , тест в MicrosoftOffice Excel, карточки.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
(Проверить готовность учащихся к уроку)
2. Устная работа.
1.Вычислить удобным способом:
(6112+1596)-496
(1823+846)-1723
(835+ 326) -126
Какие знания нам пригодились, чтобы найти значение выражения
Какие знания нам понадобились для нахождения значения выражения?
Какие трудности вам встретились при выполнении задания?
2. Прочитать выражение:
453-153 870-240
789-519 61-38
3. Какие из выражений «лишние» ?34; 52 ; 15; 47; 489;
120+(120+54) 120+(120+m)
Почему вы так решили? Объясните.
Как вы думаете, как называется такое выражение, которое содержит только числа? Числа и буквы? Если вы назовете, то узнаете тему сегодняшнего урока.
3.Восприятие и осмысление учащимися нового материала и первичная проверка понимания
Итак: тема нашего урока «Числовые и буквенные выражения»
(Открыть тетради, записать число, тему урока).
Исторический экскурс
Историческая справка: Латинский алфавит произошел от одного из вариантов западного греческого алфавита и стал самостоятельным примерно в VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли, поскольку изучается всеми школьниками либо на уроках математики , либо ….на уроках иностранного языка . физики .Латинский алфавит называют алфавитом международного общения.
А что вы знаете числах и буквах?
Как вы думаете, что мы еще можем узнать о выражениях, чему можем научиться?
(Дети формулируют цель урока)
Кто может дать определение числовых и буквенных выражений?
Проверим нашу правильность в учебнике. С.48-49
Работа с учебником. Групповая работа.
Прочитайте статью учебника на стр. 48-49 и выполните задание
Соединить линиями соответствующие части определений.
Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (самоконтроль).
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Числовые выражения – это выражения, составленные из чисел, букв, знаков математических действий и скобок.
Буквенные выражения – это числа, которыми заменяют букву
Значение выражения – это такие выражения, которые составлены из чисел, знаков математических действий и скобок
Значения буквы – это число, получаемое в результате выполнения всех указанных действий в числовом выражении
Проверка выполнения задания. Анализ ошибок (взаимоконтроль).
Решение задач.
Поезд шел двое суток. В первые сутки прошёл 980км, а во вторые – на 50км больше. Сколько километров прошёл поезд за двое суток?
Поезд шёл двое суток. В первые сутки он прошёл 980км, а во вторые – на 65км
больше. Сколько километров прошёл поезд за двое суток?
Поезд шёл двое суток. В первые сутки он прошёл 980км, а во вторые – на а кмбольше. Сколько километров прошёл поезд за двое суток?
(Дети составляют выражение).
Физкультминутка. Упражнения для рук и глаз.
Решение №299
- Ребята, а теперь давайте попробуем составить выражение по условию задачи.
Задача. В полдень термометр показывал температуру t0C, а к полуночи температура опустилась на р0С. Какую температуру показывал термометр в полночь?
Составьте выражение и найдите его значение:
При t=25 p=7
(Дети с помощью учителя составляют уравнение).
- А умеем мы решать такие выражения?
- Задача нашего урока, научиться решать такие выражения. Работа с учебником: стр.51, №309
4.Первичное закрепление.
С древних времен решение уравнений считалось трудным разделом математики. Ребята, давайте докажем сегодня, что выражения не смогут нас поставить в трудное положение
Решение задач самостоятельно
1 вариант Решите задачу.
Три банана можно купить за т рублей, а три апельсина – за
п рублей. На сколько один банан дороже апельсина?Вычислитепри = 18, п = 15
2 вариант Решите задачу Стол стоил а рублей, а стул –
b рублей. На сколько стол дешевле четырех стульев?
Вычислите при a = 1120, п = 300
Решите задачу, составив числовое выражение
У товарного поезда 57 вагонов, у пассажирского – в 3 раза меньше, у электрички – на 15 меньше чем у товарного и пассажирского вместе. Сколько вагонов у всех поездов?
5. Итог урока
Чем мы занимались на уроке?
Какие цели мы ставили?
Справились мы с работой?
Достигли поставленных целей? Почему?
Что нового вы узнали на уроке?
Что запомнилось?
VІІІ. Домашнее задание.
328(а,в),335,330