Технологическая карта урока математики на тему Числовые и буквенные выражения


ГБПУО «Троицкий педагогический колледж»
Технологическая карта урока математики
По теме: «Числовые и буквенные выражения»
В МБОУ СОШ №3, 4 «Б» классе
Арсеньевой Евгении
Методист: Лапкова О.И. _______
Кл.руководитель: Корявцева И.А. _______
2016 г.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
I. Орг. момент - Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста, ровненько, уберите всё лишнее с парт. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. С улыбкой у нас всё получится выполнить. Присаживайтесь. Приветствуют учителя. II. Устный счёт. В – Увеличьте вдвое число 210.
- Как узнал?
Ы – Какое число уменьшили в 7 раз и получили 40?
- Как посчитал?
Р – Во сколько раз 800 больше 80?
- Как узнал?
А – Чему равна 5 часть числа 50?
- Как решил?
Ж – Найди делимое, если делитель 6, частное 5, остаток 2.
- Как посчитал?
Е – Сколько минут в 5 ч?
- Как выяснил?
Н – Сколько всего сотен в числе 9 108?
- Как узнал?
И – Найди площадь участка квадратной формы, если сторона равна 90м?
- Как узнал?
Я – Палку длиной 8м распилили на части, по 1м каждая. Сколько надрезов сделали?
- Как узнал?
- 420
- 210*2
- 280
- 40*7
- 10 раз
- 800:80
- 10
- 50:5
- 32
- 5*6+2
- 300 мин
- 60*5
- 91 (сколько нулей в записи числа 100? Закрываем 2 цифры с конца числа – получаем количество сотен)
- 8100 м
- 90*90
- 7
- (рисунок на доске) III. Постановка учебной задачи. На доске появилось слово ВЫРАЖЕНИЯ.
– Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён урок?
- Правильно, ребята! Мы с вами поговорим о выражениях, вспомним то, что уже знаем, а так же узнаем много нового. - Мы будем работать с разными видами выражений, наверно узнаем что-то новое о них. IV. Актуализация знаний. На доске: 38 • (457 + 24) – 10246
625 : х = 5
а • 2
5 • в – 1
375 – х = 481
– Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. Назовите одним словом, что вы видите на доске?
– На какие группы вы бы разделили данные выражения?
-Ребята, что значит найти значение выражения?
- Найдите значение первого выражения.
(Задание выполняется с комментированием у доски: 1 ученик указывает порядок действий, 2 выполняет сложение столбиком, 3 – умножение столбиком, 4 – вычитание столбиком.)
– А кто сейчас сможет сказать, что такое уравнение?
– Что значит решить уравнение?
– Как называется данное число?
– Посмотрите внимательно на уравнения. Что вы заметили?
– Действительно, мы пока не умеем решать такие уравнения, но в старших классах вы научитесь решать и такие уравнения тоже.
(На доске уравнение решает один ученик с объяснением, а остальные в тетради.) - Выражения
- 3 группы
- ) Первая группа – числовые выражения:
38 • (457 + 24) – 10246
-Значит выполнить действия или решить пример
- 1) 457 + 24 = 481 2) 481 • 38 = 18278 3) 18278 – 10246 = 8032
- Вторая группа – уравнения:
625 : х = 5 375 – х = 481
- Уравнение – это равенство с неизвестным.
- Решить уравнение – это значит найти такое число, которое нужно записать вместо буквы, чтобы получить верное числовое равенство.
- Данное число называется корнем уравнения.
- Второе уравнение мы решить не можем, так как значение разности не может быть больше уменьшаемого.
- 625 : х = 5
х = 625 : 5
х = 125
625 : 125 = 5
5 = 5
IV.Знакомство с новым материалом. – Как вы думаете, называются эти выражения?
(На доске появляется карточка со словом БУКВЕННЫЕ)
– Можно ли найти значение данных выражений?
– Предложите любое число.
В тетради оформляется запись:
если а = 5, то а • 2 = 5 • 2 = 10 (На доске запись оформляет учитель.)
если а = 9, то а • 2 = 9 • 2 = 18 (Пробует оформить запись ученик.)
если в = 12, то 5 • в – 1 = 5 • 12 -1 = 59
если в = 2, то 5 • в – 1 = 5 • 2 – 1 = 9
– Значение выражения меняется в зависимости от значения буквы. Поэтому в математике эту букву называют переменной. (На доске появляется карточка со словом ПЕРЕМЕННАЯ.)
- Откройте учебник на странице 81. Упражнение 285. Прочитайте задание.
- Давайте посмотрим на выражения ниже, как вы думаете, что обозначает каждое выражение.
- Значение какого выражения мы можем найти прямо сейчас?
- А что мы можем сделать, чтобы найти значение остальных выражений?- Прочитайте правило.
- Какое значение числа а нам предлагает автор?
- Чему равно выражение со значением 90?
- Прочитайте, что говорят Маша и Миша. Что вы поняли?
- Третья группа:
а • 2
5 • в – 1
- Не знаем
- Буквенные
- Их значение можно вычислить только в том случае, если заменить букву числом.
- Цена 1 кг яблок а рублей, 1 кг черешни – 14 рублей, 1 кг винограда – б рублей. Яблок купили 5 кг, черешни – 3 кг, а винограда – 2 кг.
- а*5, это выражение, которое обозначает стоимость яблок за 5 кг.
- 14*3, это выражение, которое обозначает стоимость черешни за 3 кг.
- б*2, это выражение, которое обозначает стоимость винограда за 2 кг.
- 14*3=42
- Подставить числа.
- 90
- 450
- Что можно подставлять любое число вместо буквы. V. Закрепление.
-6286517716500
VI.Домашнее задание.
-6286516764000
VII. Итог урока.
- Ребята, давайте выполним задание 286.
- Что значит в два раза старше?
- Как найти возраст Кати, если Вере 10 лет?
- 8 лет?
- а лет?
- б лет?
- Упражнение №287, делаем 1 и 2. ( один у доски, остальные в тетрадях)
- Упражнение №289. Сначала разберём вместе, потом вы запишите в тетрадь
- Что такое прямоугольник?
- Чем прямоугольник отличается от квадрата?
- Как найти площадь прямоугольника?
- Какое выражение у нас получится?
- Решите самостоятельно.
- Упражнение №288.
- Как найти скорость?
- Какое выражение у нас получится?
- Каждый придумайте себе своё число, и подставьте вместо а. Найдите значение своего выражения.
- №287 3, 4; №291
- Узнали ли вы сегодня что-то новое?
- Что такое буквенные выражения?
- Что значит решить буквенное выражение?
- Вы большие молодцы! Спасибо за урок, отдыхайте!
- Катя в два раза старше Веры. Запиши выражением, столько лет Кате, если Вере: 1) 10 лет; 2) 8 лет; 3) а лет; 4) б лет.
- Это значит в два раза больше.
- 10*2=20
- 8*2=16
- а*2
- б*2
- Четырёхугольник, у которого все углы прямые.
- У квадрата все стороны равны у прямоугольника-нет
- а*б
- а*8
- S:t
-18:а
- Да.
- Выражение, которое содержит букву.
- Заменить букву числом и вычислить значение полученного выражения. Тема: Числовые и буквенные выражения.
Цель: Познакомить детей с буквенными выражениями, и научить находить их значение.
Задачи урока:
1.Ввести термин “буквенное выражение” и разъяснить его смысл, совершенствовать вычислительные навыки, умение составлять и решать уравнения.
2.Развивать мышление: умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать.
3.Воспитывать аккуратность при работе в тетради, взаимоуважение, чувство взаимовыручки.
Оборудование: презентация, карточки со словами БУКВЕННЫЕ, ПЕРЕМЕННАЯ, учебник математики.