Традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества как основа духовно-нравственного воспитания молодежи – из опыта работы студенческого научного общества.


Традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества как основа духовно-нравственного воспитания молодежи – из опыта работы студенческого научного общества.
Карасева Н.В., преподаватель ГБПОУ СГПК.
Сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества признаны стратегическими целями в обеспечении национальной безопасности России.
31 декабря 2015 года Президент России подписал Указ N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации". Согласно данной Стратегии, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: 
- приоритет духовного над материальным, 
- семья, 
- служение Отечеству, 
- нормы морали и нравственности, 
- гуманизм, 
- милосердие, 
- справедливость, 
- историческое единство народов России, 
- преемственность истории нашей Родины.
Человек, живущий в реальных условиях конкретной исторической эпохи, под влиянием среды и воспитания, усваивает и присваивает те или иные ценности. Так возникает ценностная ориентация. Каждый человек в той или иной мере ориентирован на нравственные ценности. Но только устойчивые ценностные ориентации характеризуют развитую, зрелую личность.
Конечной целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно стать формирование личностных нравственных идеалов. Обобщенный идеал современных школьников и студентов - это самостоятельная, материально обеспеченная личность, уверенная в себе, успешная в жизни и карьере. Если бы при этом ценились такие социально- нравственные качества, как трудолюбие, профессионализм, ответственность, самодисциплина, самоконтроль, позволяющие достичь высокого уровня притязаний, то в таком идеале не было бы ничего противоречащего моральным нормам и ценностям. По мнению Н.Е. Щурковой, культурного человека характеризует не отказ от материальных потребностей (что в принципе невозможно, поскольку человек - биосоциальное существо), а равномерное соотношение духовных и материальных ценностей в его ценностном мире.
Приобщение к ценностям, социальному опыту и нормам общества происходит в результате процесса социализации. Базовые ценности личности формируются к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.
Исследователи В. Пантин и В. Лапкин определяют ценности как «обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества.
Т. А. Рассадина характеризует традиционные ценности как «разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре».
Великий русский философ Н. О. Лосский писал: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой свет и гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство».
Воспитание национально. Подтверждением этого утверждения К.Д. Ушинского может служить «золотое правило» этнопедагогики, сформулированное академиком РАО Г.Н. Волковым: «без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (исторической личности)».По мнению Д.А.Медведева «…в современных условиях мы просто обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов: справедливости, свободы, жизни человека, его благосостояния и достоинства, семейных традиций, любви и верности, заботы о младших и старших, патриотизма, самостоятельности и независимости государства, межнационального мира. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть, чем гордиться, есть, что любить, есть, что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться».
Благодаря исторической памяти народа реализуется универсальная социально-культурологическая и педагогическая идея преемственности как основы связи прошлого, настоящего и будущего в развитии культурного процесса.
Содержание проекта «Ставрополь: гордимся прошлым, строим будущее!» разработано в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сказано, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», и на основе концепции воспитательной работы Ставропольского государственного политехнического колледжа.
Безусловно, современное развитие города предполагает реконструкцию сложившейся застройки Ставрополя.
Мне, как педагогу, хочется сохранить и передать память о своеобразии и уникальности родного города и сформировать понимание бережного отношения к его истории.
Когда я задумалась, что для этого необходимо, стали очевидны мои шаги:
1) познакомить с историей возникновения Ставрополя;
2) дать представление о развитии города через исследование исторической и современной застройки;
3) развивать умение и навыки работы с разными историческими источниками, проводить исторические исследования, оформлять собранный материал;
4) развивать творческие способности через оформление презентаций, докладов, рефератов, фотовыставок, проведение акций;
5) формировать патриотизм, сострадание и милосердие в общении с пожилыми людьми, сотрудничество, ответственность, умение работать в коллективе.
Эта работа долговременная, включает два направления и осуществляется в несколько этапов.
Первое направление – изучение исторической и современной застройки Ставрополя, второе – истории малой родины.
Можно выделить следующие этапы работы:
- мотивация научно- исследовательской работы;
- выбор направления исследования;
- постановка задач;
- фиксация и обработка данных;
- обсуждение результатов исследования, выдвижение и проектировка гипотез;
- оформление результатов работы;
- представление исследовательской работы;
- печатные материалы, выставки;
- награждение талантливых детей.
Работу веду по всем направлениям: связь со Ставропольской епархией, со Ставропольским государственным историко-культурным и природно-ландшафтным музеем - заповедником имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, с картинной галереей пейзажей П.М.Гречишкина, с региональным отделением Союза архитекторов России, с Советом ветеранов г. Ставрополя, с кружком МБОУ СОШ №34 «Град Креста» и музеем колледжа.Первый этап индивидуальный: только с теми обучающимися, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем студентов использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.
Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты. Так, например:
- повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;
- изменился уровень мыслительной деятельности, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;
- в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию;
- стали ярче проявляться познавательные интересы и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
- студенты начали активно участвовать в творческой проектной деятельности.
На мой взгляд проектная деятельность по узнаванию, восстановлению и передаче исторического опыта прежних поколений раскрывает творческий потенциал обучающихся и способствует живому соприкосновению с нашей исторической традицией. Не случайно эпиграфом стали слова А.П.Чехова: «Все мы народ, и то лучшее, что мы делаем, есть дело народное».
Список использованной литературы
О стратегии национальной безопасности // Указ №683 от 31 декабря 2015.
Абрамова Е.А. Традиционные ценности в современной культуре //http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/02/01/statya-traditsionnye-tsennosti-v
Данилюк А.Я. и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Просвещение, 2009.
Добролюбова Л.М. Из опыта реализации программы внеурочной деятельности для учащихся 1-х класов «Борская азбука» //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. - №2.
Драченкова О.А. Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию проектной деятельности по подготовке к празднованию Дня Победы //Концепт. – 2013. - №02 (февраль).
Казначеева Г.А. Формирование гражданственности и патриотизма молодежи – ключевая задача социокультурной модернизации России // Среднерусский вестник общественных наук. – 2011. - №2.
Кароян И.В. Перспективы развития гражданского воспитания молодежи в условиях модернизации российского общества // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2011. - №5.
Павлов В.И. Духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи на примерах жизни и деятельности космонавтов // Фундаментальные исследования. – 2011. - №12.
Побежук Н. Доклад на IV Свято-Мефодиевских образовательных чтениях «Традиционные ценности в современном мире» //http://hvs.kz/tradicionnye-cennosti-i-sovremennaya-sistema-obrazovaniyaСейдниязова Н.В., Серикова Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. - №6.
Фролова С.Л. О реализации приоритетных направлений воспитания учащихся: формирование идеалов и ценностей // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. - №1.