Рабочая программа и КТП по истории 5 класс ФГОС


Муниципальное образование Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №32 им. И.С.Исаковахутор Островская Щель
Утверждено
решение педсовета протокол №1
от «28» августа 2015 года
Председатель педсовета
__________ /В.Л. Рогожина/
подпись руководителя ОУ
Рабочая программа
по истории
Ступень обучения (класс) общее образование, 5 класс
Количество часов 68Уровень базовый
Учитель Дьячкова Наталья Владимировна
Программа разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 8 апреля 2015 года, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», 2010г1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «История Древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, изучающих предмет в первом концентре исторического образования, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол №1/15 от 8 апреля 2015 года, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», 2010г
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2014.
Вигасин, А. А. История Древнего мира. 5 класс [Электронный ресурс] : электрон, прил. к учебнику / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. - М. : Просвещение, 2008. - 1 электрон, опт. диск (СО-КОМ).
Годер, Г. И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток / Г. И. Годер. - М. : Просвещение, 2014.
Годер, Г И. История Древнего мира. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. Ч. 2. Древняя Греция. Древний Рим /Г. И. Годер. -М. : Просвещение, 2014.
Годер, Г. И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 класс [Текст] : пособие для учителя / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2009.
Необходимо также использовать атлас и контурные карты по истории Древнего мира для 5 класса (М.: Дрофа, ДИК, 2014).
2.Общая характеристика учебного предмета
Целью курса истории Древнего мира является формирование у школьников знаний о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
Задачи курса:
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства).
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.
Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
3.Место учебного предмета
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-9 классах в общем объеме 374 часа, в 5-8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе -3 часа в неделю. В 5 классе - 34 учебных недели (68 часов).
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «История»
Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Должен знать:
основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников.
Должен уметь:
определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
5.Содержание учебного курса
Что изучает история (не менее 3 ч)
Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление. Исторические события.
Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого.
Историческая карта.
Всеобщая история. История Древнего мира (не менее 45 ч)
Понятия «первобытность» и «древний мир». Хронологические рамки Древней истории.
Первобытное общество
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования.
Зарождение искусства.
Древний Восток
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммура-пи. Ассирийская держава.
Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.
Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания.
Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая Китайская стена.
Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция и эллинистический мир
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.
Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний.
Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан.
Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п Содержание Основные учебные действия
Что изучает история 1 Историческая карта. Географические названия – свидетели прошлого Общеклассные дискуссии: формирование представлений о том, как жили древние люди; умений работать с историческими картами и иллюстрациями.
2 Счет лет в истории. Источники исторических знаний 3 Генеалогия. Геральдика Первобытное общество 4 Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей 5 Возникновение искусства и религии 6 Возникновение земледелия и скотоводства 7 Появление неравенства и знати 8 Контрольная работа по теме «Первобытность» Древний Восток Древний Египет 9 Государство на берегах Нила Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древнего Египта и Древнего Двуречья, Древней Индии и Китая, хозяйственные занятия местного населения, владение понятийным аппаратом по темам, умение правильно показывать на карте исторические объекты, сравнивать географическую среду изучаемых стран, распознавать интересы различных общественных групп.
10 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 11 Жизнь египетского вельможи 12 Военные походы фараонов 13 Религия древних египтян 14 Искусство Древнего Египта 15 Письменность и знания древних египтян Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья 16 Древнее Двуречье17 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 18 Финикийские мореплаватели 19 Библейские сказания 20 Древнееврейское царство 21 Ассирийская держава 22 Персидская держава «царя царей» Древняя Индия 23 Природа и люди Древней Индии 24 Индийские касты 25 Чему учил Конфуций Древний Китай 26 Первый властелин единого Китая 27 Контрольная работа по теме «Древний Восток» Древняя Греция Общеклассные дискуссии: географические и климатические особенности Древней Греции; умения правильно показывать на карте местоположение ключевых городов Древней Греции и основные военные действия раздела; умение на элементарном уровне различать афинскую и современную демократии; знать ключевые понятия по теме; знание причины и ход основных военных действий раздела; уметние на основе учебника, карты и иллюстративного материала давать характеристику событиям и их участникам; формирование у детей умения делать выводы в конце каждого вопроса. Сплочение класса посредством коллективной работы по ряду ключевых вопросов.
28 Греки и критяне 29 Микены и Троя 30 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 31 Религия древних греков 32 Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 33 Зарождение демократии в Афинах 34 Древняя Спарта 35 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 36 Олимпийские игры в древности 37 Победа греков в Марафонской битве 38 Нашествие персидских войск на Элладу 39 В гаванях афинского порта Пирей 40 В городе богини Афины 41 В афинских школах, гимнасиях, театрах 42 Демократия при Перикле 43 Города Эллады подчиняются Македонии 44 Поход Александра Македонского на Восток 45 В Александрии Египетской 46 Контрольная работа по теме «Древняя Греция» Древний Рим 47 Древнейший Рим Общеклассные дискуссии: умение оперировать терминами по разделу; знать географические и климатические особенности изучаемого региона; умение формулировать несложные выводы в конце каждого ответа; уметь выделять главное из ответа учителя и одноклассников; знание положение зависимого населения в древнем Риме; знание основных исторических личностей по разделу; знание основного содержания периода правления первого императора Рима и связанных с этим изменений в государственном устройстве республики. Знание основных достижения римской цивилизации и возникновения христианской религии. Умение анализировать правления императоров и вычленять в них общее и особенное.
48 Завоевание Римом Италии 49 Устройство Римской республики 50 Вторая война Рима с Карфагеном 51 Установление господства в Средиземноморье 52 Разрушение Коринфа и Карфагена 53 Рабство в Древнем Риме 54 Земельный закон братьев Гракхов55 Восстание Спартака 56 Подавление восстания 57 Единовластие Цезаря 58 Установление империи 59 Соседи Римской империи 60 При императоре Нероне 61 Первые христиане и их учение 62 Расцвет империи во втором веке 63 «Вечный город» и его жители 64 Гибель Помпеи 65 Римская империя при Константине 66 Взятие Рима варварами 67 Контрольная работа по теме «Древний Рим» 68 Наследие древних цивилизаций Защита проектов по выбранным темам
ИТОГО Контрольные работы 7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
1. Печатные пособия.
Список литературы для учителя
Азимов, А. Древний Восток / А. Азимов. - М. : Аст, 2006.
Алексеев, С. И. Задачи по счету лет истории Древнего мира. 5 класс / С. И. Алексеев. - М. : Русское слово, 2006.
Бутромеев, В. П. Всемирная история в лицах: Древний мир. Кн. 2 : энциклопедия для школьника / В. П. Бутромеев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004.
Буданова, В. П. Древний Рим / В. П. Буданова, В. Н. Токмаков, В. И. Уколова. - М. : Аст-рель : Аст, 2006.
Булычёв, К. Тайны античного мира / К. Булычёв. - М. : Дрофа-плюс, 2006.
Бейкер, Дж. Август. Первый император Рима : [пер. с англ.] / Дж. Бейкер. - М. : Центрпо-лиграф, 2003.
Буркхард, Я. Век Константина Великого / Я. Буркхард. - М. : Центрполиграф, 2003.
Гиббон, Э. М. История упадка и крушения Римской империи / Э. М. Тиббон. - М. : Олма-Пресс, 2002.
Коттерилл, Г. Б. Древняя Греция / Г. Б. Коттерилл. - М. : ЭКСМО, 2007.
Кулидж, О. Золотые дни Греции / О. Кулидж. - М. : Центрполиграф, 2002.
Макашов, Ю. И. Тесты по истории Древнего мира. 5 класс / Ю. И. Максимов. - М. : Экзамен, 2010.
Саплина, Е. В. Введение в историю. Книга для учителя / Е. В. Саплина, А. И. Саплин. - М. : Дрофа, 1996.
Сухов, В. В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы: дидактические материалы / В. В. Сухов [и др.]. - М. : Дрофа, 2000.
Фицджералд, Ч. П. История Китая / Ч. П. Фицджералд. - М. : Центрополиграф, 2004.
Эдварде, М. Древняя Индия. Быт, религия, культура / М. Эдварде. - М. : Центрополиграф, 2005.
Эббот, Дою. Ромул - основатель Вечного города / Дж. Эббот. - М. : Центрполиграф, 2004.
Ярхо, В. Н. Семь дней в афинском театре Диониса / В. И. Ярхо. - М. : Лабиринт, 2004.
Список литературы для учащихся
Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Римляне / М. Н. Ботвинник. - М. : Просвещение, 2008.
Ботвинник, М. Н. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. Греки / М. Н. Ботвинник. -М. : Просвещение, 2008.
Бутромеев, В. Всемирная история в лицах. Древний мир : энциклопедия для школьника / В. Бутромеев. - М. : Олма-Пресс, 1998.
Воронкова, Л. Ф. Сын Зевса. В глуби веков / Л. Ф. Воронкова. - СПб. : Северо-Запад, 1992.
Гузик, М. А. Культура Древнего Востока. Занимательные игры / М. А. Гузик. - М. : Просвещение, 1997.
Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. - М. : ЭКСМО, 2010.
Лурье, С. Я. Заговорившие таблички / С. Я. Лурье. - М. : ЗАО «МК-Периодика», 2002.
Можейко, И. В. Тайны Древнего мира / И. В. Можейко. - М. : АСТ, 2010.
Слетер, Ф. Д. Чудо пылающего креста / Ф. Д. Слетер. - М. : АСТ, 2002.
Тудоровская, Е. А. Приключения Одиссея. Троянская война и её герои / Е. А. Тудоровская. -М. : Астрель : АСТ, 2009.
2. Наглядные пособия.
Исторические карты:
Древний Египет.
Междуречье и Восточное Средиземноморье.
Египет и Междуречье.
Индия и Китай в древности.
Греция в IV в. до н. э.
Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинские государства.
Древняя Италия до сер. III в. до н. э.
Древняя Италия в УП-Ш вв. до н. э.
Римская империя в 1У-У вв. Падение Западной Римской империи.
Демонстрационные таблицы:
Общество Древнего Египта.
Афинская демократия в V—IV веке до н. э.
Римская республика в Ш-П веке до н. э.
Рабство в Древней Греции и Древнем Риме.
Греко-персидские войны 500-449 гг. до н. э.
3. Информационно-коммуникативные средства.
История Древнего мира. Загадки Сфинкса [Электронный ресурс]. - М. : Медиа Хаус, 2000. -1 электрон, опт. диск (СТЖОМ).
На заре истории. Интерактивный задачник по истории Древнего мира [Электронный ресурс]. - М. : Новый диск, 2009. - 1 электрон, опт. диск (СТЖОМ.).
История. Древний мир. Средние века. 5-6 классы (карточки) [Электронный ресурс] / авт,-сост. Т. В. Ковригина. - Волгоград : Учитель, 2010. - 1 электрон, опт. диск (СТЖОМ).
Учебно-методические материалы Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков http://www.shpl.ru http://www.history.ruhttp://www.hist.msu.ru http://lesson-history.narod.ru/obl01 l.htm http://his. 1 september.ru/index.php http://predania.ruhttp://bibliotekar.n1/mu2eu.htm________________________
Исторические фото-
документы, репродукции http://www.aubum.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html
http://www.humanities.edu.ni/db/sect/44/6http://www.sovr.ru___
Исторические фото-
документы, записи песен, гимнов, речей http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6Карты http://www.ostu.nl/personal/nikolaev/index.htmlПрезентации http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriyahttp://viki.rdf.rnhttp://prezentacii.com/istorihttp://pedsovet.suhttp://powerpt.ru/prezentacii-po-istoriihttp://www.uchportal.ruhttp://metodisty.ruhttp://ooc-school.ruhttp://www.openclass.ruhttp://www.history.lact.ruhttp://mirppt.ucoz.ruhttp://www.proshkolu.ruhttp://ppt-presentation.ru____________________________
Справочные и дополнитель-ные материалы по истории Исторические понятия, персоналии http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=lanskiyhttp://www.rusarchives.ru5. Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
6.Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Согласовано
Зам.директора по УВР
_________ /И.Н. Щирова /
«28» августа 2015 года
Муниципальное образование Туапсинский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 32 им. И.С.Исакова хутор Островская Щель
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории
Класс 5
Учитель Дьячкова Наталья Владимировна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 час;
Календарно-тематическое планирование составлено на основе рабочей программы «История 5 класс», автор Н.В.Дьячкова, разработанной на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, авторской программы А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира» и утвержденной решением педсовета протокол № 1 от «28» августа 2015годаИстория 5 класс
68 часов

п/п Содержание Кол-во
часов Дата проведения уроков УУД Оборудование урока
план факт Что изучает история 3 1 Историческая карта. Географические названия – свидетели прошлого 1 Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. карта
2 Счет лет в истории. Источники исторических знаний 1 Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. 3 Генеалогия. Геральдика 1 мультимедПервобытное общество 5 4 Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей 1 Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.
Показывать на карте места расселения древнейших людей.
Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.
Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. фильм
5 Возникновение искусства и религии 1 Освоение общемирового культурного наследия.
Охарактеризовать первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. мультимед6 Возникновение земледелия и скотоводства 1 Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей.
Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.
Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. 7 Появление неравенства и знати 1 Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.
Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.
Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.
Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. схема
8 Контрольная работа по теме «Первобытность» 1 Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Древний Восток 19 Древний Египет 7 9 Государство на берегах Нила 1 Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.
Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.
Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.карта
10 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте 1 Экологическое сознание.
Оценивать достижения культуры.
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.
Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. 11 Жизнь египетского вельможи 1 Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм
Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Учиться работать в малой группе над общим заданием.
Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. 12 Военные походы фараонов 1 Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.
Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.
Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.
Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. мультимед, карта
13 Религия древних египтян 1 Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.
Характеризовать религию древних египтян.
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.
Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. схема
14 Искусство Древнего Египта 1 Освоение общекультурного наследия древних египтян.
Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.
Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.
Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями) мультимед15 Письменность и знания древних египтян 1 Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.
Осуществлять познавательную рефлексию.
Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.
Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. фильм
Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья 7 16 Древнее Двуречье1 Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.
Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.
Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. мультимед, карта
17 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы 1 Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим
Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.
Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.
Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. фильм
18 Финикийские мореплаватели 1 Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.
Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей карта
19 Библейские сказания 1 Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен
Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям
Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами мультимед20 Древнееврейское царство 1 Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.
Дать оценку поступков Давиду и Самсону
Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)
Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи мультимед, карта
21 Ассирийская держава 1 формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.
Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала
Определять причины падения Ассирийской державы мультимед, карта
22 Персидская держава «царя царей» 1 Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях
Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы
Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.
Установить причины возникновения Персидской державы мультимед, карта
Древняя Индия 2 23 Природа и люди Древней Индии 1 Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии
Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)
Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру мультимед24 Индийские касты 1 Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа
Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану
Подготовить сообщение о жизни Будды
Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма схема
Древний Китай 3 25 Чему учил Конфуций 1 Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом
Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая
Определять и формировать особенности китайской религии схема
26 Первый властелин единого Китая 1 Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа
Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации
Составлять кроссворды по тематике урока
Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены мультимед27 Контрольная работа по теме «Древний Восток» 1 Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае
Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам Древняя Греция 19 28 Греки и критяне 1 Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
Работать с картой, заданиями рабочей тетради
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)
Называть отличительные признаки критской культуры мультимед29 Микены и Троя 1 Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации
Показывать по карте местоположение Микен
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты
Выделять различия между микенской и критской культурой мультимед30 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 1 Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.
Характеризовать образы основных героев «Илиады» и «Одиссея»
Принимать участие в ролевой игре.
Раскрывать кратко суть поэм Гомера фильм, мультимед31 Религия древних греков 1 Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.
Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)
Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами схема
32 Земледельцы Аттики теряют землю и свободу 1 Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции
Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь
Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)
Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом мультимед33 Зарождение демократии в Афинах 1 Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции
Дать собственную оценку поступкам Солона
Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем
Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения 34 Древняя Спарта 1 Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию
Показывать на карте расположение Спарты
Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.
Анализировать ответы одноклассников.
Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты мультимед, карта
35 Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 1 Осознавать принадлежность греков к единой культуре
Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты
Составлять план «Причины переселения греков»
Объяснять причины и значение возникновения колоний мультимед, карта
36 Олимпийские игры в древности 1 Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека
Описывать основные правила проведения Олимпийских игр
С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя
Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции мультимед37 Победа греков в Марафонской битве 1 Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства
Описывать ход боевых действий между персами и греками
Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве
Объяснять причины победы греков в Марафонской битве фильм
38 Нашествие персидских войск на Элладу 1 Описывать чувства человека-защитника своего государства
Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения
Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника
Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства мультимед, карта
39 В гаванях афинского порта Пирей 1 Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»
устно описывать торговый порт Афин
Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа
Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции мультимед40 В городе богини Афины 1 Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились
Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие
Описывать произведения древнегреческой архитектуры
Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей мультимед41 В афинских школах, гимнасиях, театрах 1 Описывать собственные представления о важности образования
Описывать особенности древнегреческого воспитания
Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте
Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции фильм
42 Демократия при Перикле 1 Объяснять значение участия граждан в управлении государством
Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле
Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте
Характеризовать афинскую демократию при Перикле схема
43 Города Эллады подчиняются Македонии 1 Описывать значение потери Грецией независимости
Показывать на карте места сражений
Характеризовать македонское войско
Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии мультимед, карта
44 Поход Александра Македонского на Восток 1 Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского
Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского
Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского мультимед, карта
45 В Александрии Египетской 1 Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока
Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней
Составлять рассказ- описание города Александрия
Объяснять причины распада державы Александра Македонского фильм
46 Контрольная работа по теме «Древняя Греция» 1 Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа
Планирование последовательности действий
Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.
Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Древний Рим 22 47 Древнейший Рим 1 Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию
Планирование последовательности действий
Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками
Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия мультимед, карта
48 Завоевание Римом Италии 1 Формирование мотивации к обучению и познанию
Планирование последовательности действий
Организация и планирование работы в группе
Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. фильм
49 Устройство Римской республики 1 Формирование активной позиции в учебной деятельности
Организация самоконтроля и самооцениванияОвладение средствами решения коммуникативных задач
Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом схема
50 Вторая война Рима с Карфагеном 1 Характеризовать цели и поступки ГанибалаСпособность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Анализировать ответы одноклассников
Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. мультимед, карта
51 Установление господства в Средиземноморье 1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Работать с картой в процессе изучения событий.
Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме 52 Разрушение Коринфа и Карфагена 1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
Работать с картой в процессе изучения событий.
Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме фильм
53 Рабство в Древнем Риме 1 Составление плана и последовательности действий
Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах
Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника схема
54 Земельный закон братьев Гракхов1 Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп схема
55 Восстание Спартака 1 Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака
Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. мультимед, карта
56 Подавление восстания 1 Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения 57 Единовластие Цезаря 1 Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря
Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Умение работать в группе
Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. фильм
58 Установление империи 1 Рассказывать о судьбах знаменитых римлян
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Организация и планирование работы в группе
Формирование умений работать с исторической картой. тест
59 Соседи Римской империи 1 Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам
Умение составлять простой план
Обмениваться в группе результатами поиска
Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации схема
60 При императоре Нероне 1 Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
Планирование и организация деятельности
Планирование учебных действий
Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону 61 Первые христиане и их учение 1 Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами фильм
62 Расцвет империи во втором веке 1 Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты
Умение слушать и вступать в диалог
Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера тест
63 «Вечный город» и его жители 1 Развитие эстетического сознания
Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы
Анализировать ответы одноклассников
Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме мультимед64 Гибель Помпеи 1 Умение выражать и отстаивать свою позицию
Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях мультимед65 Римская империя при Константине 1 Умение выражать и отстаивать свою позицию
Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях карта
66 Взятие Рима варварами 1 Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей
Организация самоконтроля и самооцениванияИнтегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем
Умение структурировать знания, строить речевые высказывания фильм
67 Контрольная работа по теме «Древний Рим» 1 Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется
Осознание учащимися качества и уровня усвоения
Планирование учебных действий
Рефлексия способов и условий действия 68 Наследие древних цивилизаций 1 Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется
Осознание учащимися качества и уровня усвоения
Планирование учебных действий
Рефлексия способов и условий действия мультимедИТОГО 68 Контрольные работы 4