Конспект. Мастер-класс для учителей. Снежные секреты


Мастер-класс для учителей.
Учитель: Маслова Наталья Петровна
этапы содержание
Тема Снежные секреты
Задачи
Цель: через интерактивные формы обучения познакомить со стратегиями критического мышления, диалогового обучения, оценивания
Задачи:
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с формами и приёмами работы;
показать практическую значимость использования данных приёмов работ;
убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Результаты обучения
Педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Основные идеи, отработанные на занятии Вовлечение в совместную деятельность в группе дает возможность повышения мотивации и качества обучения.
Источники, оснащение и оборудование: Дм, гуашь, губки, кисти, снежинки для украшения класса, музыкальный фильм «Зима», мячи для игрыЭтапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный момент Учитель читает стихотворение наизусть
Дети — это чудо света,Я увидел это сам.И причислил чудо этоК самым чудным чудесам.
Мы пред будущим в ответе:Наша радость, боль и грусть,Наше будущее — дети!Трудно с ними — ну и пусть!В наших детях — наша сила,Внеземных миров огни.Лишь бы будущее былоСтоль же светлым, как они.
Я предлагаю вам побывать в роли учеников.
Психологический настрой
Приглашаю всех в круг. Повторяйте за мной.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
- Выберите цветовую карточку, Сформируйте группы.
Деление на группы №1 – по цвету снежинок.
Стратегия «Ладошка»
- Покажите ваше настроение. Слушают
Повторяют за учителем
Показывают настроение
«Правила работы в группе»
- Познакомьтесь с правилами - ГФ
- Добавьте свои правила, или изменить предложенные? Обсуждают, дополняют
Определение
темы, цели и
задач урока «Составьте стихотворение» - Г. Р.
У каждой группы отдельные строчки стихотворений.
Прочитайте классу.
- Что общего во всех стихотворениях?
- Сформулируйте тему.
- Раскроем несколько снежных секретов.
-Заполните первую строку таблицы «ЗХУ» - Знаю
- Запишите, что вы знаете о снеге. Составляют стихотворения
- О снеге, о зиме.
Заполнение таблицы «ЗХУ» - первый столбик
Актуализация знаний
Игра «Верю. Не верю»
- Верите ли вы, что снежинка состоит из воды?
- Верите ли вы, что снежинка состоит из воздуха?
- Верите ли вы, что бывают одинаковые снежинки?
- Верите ли вы, что игловидные снежинки называются алмазной пылью?
- Верите ли вы, что снежинка весит полграмма?
- Верите ли вы, что бывают желтые и синие снежинки?
- Верите ли вы, что в природе существуют несимметричные снежинки?
- Верите ли вы, что бывают одинаковые снежинки?
- Верите ли вы, что бывают одинаковые снежинки?
- Верите ли вы, что снег поднимает настроение?
- Верите ли вы, что ледяной наст, который ранит лапы зверей, называется сковорода?- Верите ли вы, что в русском языке 200 слов связано со значением снег?
- Верите ли вы, что игловидные снежинки называются снежной пылью?
Заполните вторую строку таблицы – Хочу узнать
Прочитайте, какие задачи вы поставили.
Отвечают на вопросы, заполняют вторую строку таблицы «ЗХУ»
Усвоение нового материала
У каждой группы – теоретический материал.
Приложение 1
Прошу изучить в группе внимательно.
Стратегия «Карусель».
«Три хлопка»- спасибо всем! Изучают материял
Группы обмениваются знаниями. Задают вопросы друг другу.
Физминутка Игра «Веселые мячи»
Игра проводится под музыку.
Все участники встают в круг. Идет передача мяча по кругу. Добавляется мяч. Затем еще один, так 5 мячей. Играют, отдыхают
«Снежные слова» ГР (Приложение 2)
-Я заинтересовалась, а сколько снежных и ледяных слов в русском языке, великом и могучем. Оказалось 100 слов
Соедините понятия с определениями
Фронтальная проверка
- Что помогла вам понять эта работа?
- Трудно работать в группе? Работают в группе.
Обсуждают, соединяют
Деление на новые группы №2 (по форме снежинок) Видеофильм «Зима»
- Придумайте другое название фильму.
Рисование пейзажа «Снег идет» - ГР
- Создайте зимний пейзаж по плану
План работы:
■ Положите вырезанные фигурки на альбомный лист, частично закрывая его.
■ Приготовьте на палитре цвета.
■ Закрасьте с помощью губки все вокруг прикрытого места,
■ Закрашивайте контур, слегка выходя за него. Красками и кисточкой нарисуйте животным носик, ножки и глазки.
В группе подготовьте презентацию своей работы
Оценивание «Ладошка» Работают в группе
Представляют работы
Итог урока
Рефлексия Рефлексия «Узнал»:
Вспомните задачи, которые вы поставили. Выполнили мы задачи?
Что помогло выполнить задачи?
Что было для вас важнее сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?
Заполняют таблицу, отвечают на вопросы
«Телеграмма учителю»
Запишите, что вы хотите сказать учителю.
Пишут телеграммы, оформляют на доске.
Приложение 1
1 группа. Почему снежинки имеют симметричную форму?
Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы! Снежинка является кристаллом, а симметричность - это свойство всех кристаллов. Фактически, мы наблюдаем увеличенную кристаллическую решетку. Особенность кристалла в том, что его рост происходит не изнутри, как живой организм, а извне, как снежный ком. Наблюдая симметрию снежинки, мы имеем возможность наблюдать симметрию молекул!
Какого цвета бывает снег и почему?
Окраска снега связана с цветом пыли, попадающей в облака или осадки, которые из них выпадают. Так в 1989г сильные ветра из Сахары принесли много мелких песчинок, которые окрасили в желтый цвет снег, выпавший в ряде европейских стран. Черный снег обрушился на Швейцарию в 1969 году, а в Калифорнии в 1955 году выпал зеленый снег. Также в антарктических горах живут существа, которые обитают в снегу. Называются эти существа снежными хламидомонадами. Они делают снег розовым, фиолетовым, красным и желтым.
Если в воздухе находится большое количество пыли, примесей или песка, то можно увидеть, как падает розовый, коричневый, оранжевый или красный снег. Оранжевый снег выпал в Сибири в 2007 г, а Краснодар красовался розовым снегом в 2010 г.
2 группа. Можно ли обойтись без снега зимой?
Начнём с народной поговорки - "Много снега - много хлеба".
Конечно, зимой снег просто не обходим. Не смотря на то, что это доставляет кучу неприятностей людям, однако без снега могут вымерзнуть озимые, а так же и корни деревьев и травы. В результате погибнуть множество растений, насекомых и ряда других животных. А это уже может нарушить баланс экосистемы, а так же лишить нас того же хлеба. Это просто необходимо земле, людям. Укрытая снегом земля отдыхает как под тёплым пушистым одеялом.
Бывают ли одинаковые снежинки?
Снежинок одинаковых не бывает, как не бывает одинаковых листьев на деревьях, одинаковых капель дождя, одинаковых людей. Природа всегда творила и никогда не прекращает творить, и в этом Ее Величие, что Она никогда не повторяется, а новые Ее творения хоть чем-то, но отличаются от старых.
3 группа. Может ли снег поднять настроение?
А как поднимается настроение, когда выпадет первый пушистый сверкающий снег. Белый снег с алмазным блеском снимает напряжение и дарит надежду на светлое будущее. Когда можно полюбоваться такой красотой, как не зимой!? А как хорошо и спокойно в это время в лесу. Такое созерцание очищает наши мысли от негатива, вселяет самые прекрасные мысли. Хоть на какое-то мгновение можно окунуться в мир прекрасного. Это дарит ощущение чистоты, добра, надежды.
Почему опасно ловить снег ртом?
Он может быть грязный, особенно если лежал у дороги, вдобавок он вреден для горла. А обычный, чистый, теоретически, снег можно есть, расплавив и очистив. Это всегда же вопрос гигиены, рискуйте, если вам это так хочется
Сколько весит снежинка?
При размере от 5 до 7 мм вес снежинки составляет 0,004 грамма. Снежные кристаллы размером более 1 сантиметра считаются снежными хлопьями.
Сами снежинки состоят на 95% из воздуха. Этим обусловлена низкая скорость падения - около 0,9 км/ч.
Может ли снег поднять настроение?
А как поднимается настроение, когда выпадет первый пушистый сверкающий снег. Белый снег с алмазным блеском снимает напряжение и дарит надежду на светлое будущее. Когда можно полюбоваться такой красотой, как не зимой!? А как хорошо и спокойно в это время в лесу. Такое созерцание очищает наши мысли от негатива, вселяет самые прекрасные мысли. Хоть на какое-то мгновение можно окунуться в мир прекрасного. Это дарит ощущение чистоты, добра, надежды.
4 группа. Как появляются снежинки?
Знакомый с детства "круговорот воды в природе" Вода испаряется с земли, собирается в облака. Где-то вода из облаков льется дождем, а где-то замерзает, превращаясь в маленькие льдинки. Пока льдинки легкие - они остаются в воздухе. Но они слипаются друг с другом (кстати, очень интересно слипаются - все мы рассматривали красивые, правильные снежинки) - и начинают падать. Если снег выпадет в теплое время года - он не долетит до земли в виде снежинок, конечно же. Но зимой снежинки не будут таять и во время падения, и даже выпав на землю.
Почему снежинки имеют симметричную форму?
Снежинки имеют не просто симметричную форму, все они исключительно шестиугольной формы! Снежинка является кристаллом, а симметричность - это свойство всех кристаллов. Фактически, мы наблюдаем увеличенную кристаллическую решетку. Особенность кристалла в том, что его рост происходит не изнутри, как живой организм, а извне, как снежный ком. Наблюдая симметрию снежинки, мы имеем возможность наблюдать симметрию молекул!
Можно ли обойтись без снега зимой?
Конечно, зимой снег просто не обходим. Не смотря на то, что это доставляет кучу неприятностей людям, однако без снега могут вымерзнуть озимые, а так же и корни деревьев и травы. В результате погибнуть множество растений, насекомых и ряда других животных. А это уже может нарушить баланс экосистемы, а так же лишить нас того же хлеба. Это просто необходимо земле, людям. Укрытая снегом земля отдыхает как под тёплым пушистым одеялом.
Приложение 2
Буран – густой мокрый снег в теплую погоду.
Изморозь- отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при туманной и морозной погоде, разновидность инея.
Навись – перенос ветром снега, поднятого с поверхности земли.
Метель – снег, нависающий на карнизах и стволах.
Шорох перенос снега ветром с поверхности снежного покрова в слое высотой 0.5-2 м, не приводящий к заметному ухудшению видимости; позёмка верховая и низовая.
Позёмок- тонкий, льдистый наст, который шуршит при ходьбе.
Рянда– степная метель
Сковорода- ледяной наст, который ранит лапы зверей.
Приложение 3. Фото урока

33337521653500Итог групповой работы
Рефлексия «Телеграмма учителю»
Приложение 4. «Составление стихотворений»
Мы белые снежинки, Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки Мы все запорошим.
Танцуем над полями, Ведем, свой хоровод,
Куда, не знаем сами,
Нас ветер понесет.
Снегопад, снегопад!
Засыпает снегом сад,
И болота, и луга,
И речные берега,
И тропинки горные,
И поля просторные.
Снег идёт, снег идёт,Снег по свету бродит.
И откуда он идётИ куда уходит?
Снегопад, снегопад,Снежное паденье.
Снег идёт наугад,Словно сновиденье.
Сны земли, сны небесВидит, засыпая,
Белый сад, белый лесСнегом засыпая. Снегопад,
Снегопад.
Шёл он деньИ ночь подряд.
Шёл он полем,Шёл он лесом,
Заглянул и под навесы,
Пухом лёг онНа дома,
И мы поняли :Зима.