Портфолио учителя истории Зайцевой Л.А.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ:
“ВЛАДИСЛАВОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА”
КИРОВСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ПОРТФОЛИО
учителя истории
Зайцевой Людмилы Александровны
2016 год
Раздел 2.Документы для проведения процедуры аттестации
• два комплекта экспертных заключений (для работы экспертов);
Лист самооценки педагогической деятельности
Зайцевой Людмилы Александровны
учителя истории (МБОУ «Владиславовская общеобразовательная школа)
№ п/п Утверждения для оценивания 1 2 3 4 5
1.Компетентностьвобластиличностныхкачеств
1. Все обучающиеся безбоязненно обращаются ко мне за помощью, столкнувшись с трудностямиврешениитого илииноговопроса +
2. Я умеюсмотреть на ситуацию с точкизрения другихидостигать взаимопонимания +
3. Я умею поддержать обучающихсяиколлегпо работе +
4. Я умею находить сильные стороны иперспективы развитиядля каждого обучающегося + 5. Я обладаюширокимкругозором,легкоподдерживаюразговорынаразличные темы +
6. Мое поведение ивнешнийвидсоответствуютэтическимнормам +
7. Я осведомленобосновныхсобытияхиизмененияхсовременнойсоциальной жизни +
8. Я обладаюпедагогическимтактом, деликатенвобщении +
9. Я своевременновношукоррективывнамеченныйпланурокавзависимостиот сложившейсяситуации +
10. Я сохраняюсамообладаниедаже вситуацияхс высокойэмоциональной нагрузкой +
11. Я умею организовать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижениянамеченныхцелейурока + 12. Мое рабочее пространствохорошо организовано +
Сумма баллов S1 58
Среднее значение (S1/12) 4,8
2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности
Я умею обоснованно ставить цели обучения по предмету+
Я умею ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями обучающихся+
Я корректирую цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала урока +
Я умею ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся+
Я знаю и учитываю уровень обученности и развития обучающихся при постановке целей и задач урока +
Я умеюформулировать целиизадачина основе темыурока +
Я умею конкретизировать цельурока до комплекса взаимосвязанныхзадач +
Я умеюсформулировать критериидостижения целейурока + Я умеюдобиться пониманияобучающимисяцелейизадач урока +
Я умеюсоотнестирезультатыобученияс поставленнымицелями + Я умеювовлечь обучающихсяв процесс постановкицелейизадачурока +
Я спрашиваю,какобучающиеся поняли целиизадачиурока +
Сумма баллов S2 58
Среднее значение (S2/12) 4,8
3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности
Я умеювызвать интересуобучающихсяксвоемупредмету +
Я отмечаюдажесамыймаленькийуспехобучающихся +
Я демонстрируюуспехиобучающихсяродителям +
Я демонстрируюуспехиобучающихсяодноклассникам +
Я умеюдифференцировать задания так, чтобыученикипочувствовалисвой успех +
Я выстраиваюдеятельность на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации +
Я владеюбольшимспектром материаловизаданий, способныхвызвать интерес обучающихсякразличнымтемам преподаваемогопредмета +
Я используюзнанияобинтересахипотребностяхобучающихсяв педагогическойдеятельности + Я умеюсоздать доброжелательнуюатмосферунауроке +
Обучающиесяудовлетворены образовательнойдеятельностью,выстраиваемой мною:содержание, методы, результаты идр. +
Я создаю условия для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познанияпопредмету:олимпиады, конкурсы, проектыит.д. +
Я умеюактивизировать творческие возможностиобучающихся +
Сумма баллов S3 59
Среднее значение (S3/12) 4,9
4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности
Я своевременновношукоррективывметодыпреподаваниявзависимостиот сложившейсяситуации +
Мои применяемыеметодысоответствуютцелямизадачамобучения,содержанию изучаемойтемы +
Мои применяемыеметоды соответствуют имеющимся условиям и времени, отведенномуна изучение темы + Я владеюсовременнымиметодамипреподавания +
Я обоснованно используюна уроках современные информационно - коммуникативные технологии +
Я хорошо знаю преподаваемыйпредмет +
Моя рабочая программа попредметупостроена сучетоммежпредметныхсвязей+
Приподготовкекурокам используюдополнительныематериалыпопредмету (книги для самообразования, медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресурсы) +
Впроцессеформированияновыхзнанийопираюсьназнанияобучающихся, полученные имиранееприизучении другихпредметов +
Добиваюсьвысокихрезультатов попреподаваемомупредмету + Хорошо знаю Конвенцию оправахребенкаидействуювсоответствиисэтим документом +
Систематически анализируюуровень усвоения учебногоматериала и развитияобучающихсянаосновеустныхиписьменныхответов,достигнутых результатов идр.диагностическихпоказателей + Сумма баллов S4 57
Среднее значение (S4/12) 4,75
5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений
Знаю основные нормативныедокументы, отражающие тре-бования к содержаниюи результатамучебнойдеятельности попредмету,учебникии УМКпопреподаваемому предме-ту,допущенныеили рекомендованные МинобрнаукиРФ+ Я могупровести сравнительный анализ учебных программ, УМК, методических и дидактических материалов по преподаваемому предмету, выявить ихдостоинстваинедостатки + Обоснованно выбираю учебники и учебно-методическиекомплексы по преподаваемомупредмету + Моя рабочая программа предполагаетрешение воспитательныхзадач +
Моя рабочаяпрограммасоставлена с учетом нормативныхтребований, темпаусвоенияматериала,преемственностиидр.моментов,повышающихее обоснованность +
Я поощряювысказыванияивыслушиваюмненияобучающихся,дажееслиони расходятсяс моей точкойзрения +
Коллеги по работе используют мои предложения по разрешению актуальныхвопросовшкольнойжизни + Я умеюаргументировать предлагаемые ими решения +
Я умею пересмотреть своерешениеподвлияниемситуацииилиновыхфактов +
Я учитываюмнение родителей, коллег, обучающихсяприпринятиирешений +
Продуктивно работаю в составе рабочих групп, разрабатывающих и реализующих образовательные проекты, программы, методические и дидактические материалы + Выступаю перед коллегами с информацией о новых программных, методических и дидактических материалах, участвует в конкурсах профессиональногомастерства + Сумма баллов S5 54
Среднее значение (S5/12) 4,5
6. Компетентность в области организации учебной деятельности
Я умею устанавливать отношения сотрудничества с обучающимися, вестис нимидиалог +
Я умеюразрешать конфликты оптимальнымспособом +
Я умею насыщать общение с обучающимися положительными эмоциями и чувствами +
Я умеювыстраиватьотношениясотрудничествасколлегами,проявлятьсебя как член команды при разработке и реализации различных мероприятий, проектов, программидр. +
Я умеюсоздавать рабочуюатмосферунауроке, поддержать дисциплину +
Учитываю возрастные и индивидуальные особенности обучающихсяпри оценивании+
Аргументируюоценки, показываю обучающимсяих достижения и недоработки +
Применяюразличные методы оцениванияобучающихся + Я умею сочетать методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценкиобучающихся+
Способствуюформированию навыковсамооценки учебнойдеятельности. + Используюметоды, побуждающие обучающихсясамостоятельнорассуждать +
Формирую уобучающихсянавыки учебнойдеятельности +
Сумма баллов S6 58
Среднее значение (S6/12) 4,8
Итоговое среднее значение ((S1 + S2 + S3 + S4 + S5 + S6)/6) 4,75
15 января 2016 г. Зайцева Л.А.
СПРАВКА
Дана Зайцевой Людмиле Александровне, учителю истории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Владиславовская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым о том, что она действительно взысканий не имеет за период с 2011 года по 2016 год
Справка выдана для предъявления по месту требования
Директор школы Васильчук Н.Н.
Раздел 3.Владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективность их применения
Учиться – все равно, что плыть противтечения, остановишься – и тебя отнесло
назад.
Китайская пословица
Одна из задач современной школы – задача социализации учащихся. Задача эта очень актуальна в преподавании таких предметов как история и обществознание. Формирование универсальных учебных действий возможно с использованием инновационных технологий.
Исходя из этого, применяю технологии на уроках истории и обществознания: проблемного обучения, использования игровых методов, лекционно-семинарскую систему, ИКТ, активные методы обучения, метод проектов, здоровьесберегающие технологии и т.д.
Обучение личностно-ориентированное, т.к. одна из задач учителя – формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки полученной информации.
Использование информационно-коммуникативных технологий в преподавании обществознания и истории вызывает у детей живой интерес и усиливает мотивацию учения, создает возможности доступа к современной информации. ИКТ широко используются на всех этапах учебного процесса: при проверке домашнего задания, во время объяснения нового материала, при самоподготовке, для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала.
Использование средств мультимедиа в преподавании истории подчиняется общей задаче: наиболее полно, наглядно и просто раскрыть какую-либо тему. Важно отметить, что компьютерные технологии представляют большой интерес, как новое эффективное средство создания принципиально новых наглядных пособий, электронных учебников и систем по проверке знаний. В результате они смогут успешно объединить в себе свойства многих средств и форм обучения.
Опыт использования мною информационных технологий в процессе преподавания истории в школе доказал эффективность и значительное повышение качества обучения. Например, использование на уроке электронного учебника «История России: XX век» позволяет учащимся облегчить усвоение обширного материала за счет комплексного воздействия видеоряда, звука, а также посредством чисто компьютерных возможностей – диалога с учеником, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала. Учебник снабжен обширным справочным материалом -персоналии, подробная хронология, терминологический словарь, анимированные карты, иллюстрации, кинохроника, документы, фонограммы.
Электронный учебник необходим для самостоятельной работы учащихся, потому что он облегчает понимание изучаемого материала, предоставляет возможность для самопроверки на всех этапах работы.
Данный учебник удобен и для преподавателя, потому что он позволяет выносить на уроки и практические занятия материал, выбранный учителем по собственному усмотрению; позволяет индивидуализировать работу с учениками.
Для сохранения стиля преподавания и разработанной схемы урока я использую отобранный материал электронного учебника для создания презентации в среде Microsoft Power Point.
При подготовке к уроку, мною разрабатывается необходимое количество слайдов, отражающих основное содержание урока, готовится необходимый видео- и звукоряд, выполняющий иллюстративную функцию.
Представление информации в различных анимационных, видео-, аудио-формах активизирует внимание учеников, позволяет эффективно использовать время урока, сосредоточив внимание на наиболее сложных исторических вопросах. Технология презентации создает широкие возможности для реализации дидактического принципа наглядности:
демонстрация карт, иллюстраций исторических событий, портретов царей, государственных деятелей, документов, художественных образов, картин;
демонстрация звукового и видео - материалов (кадры из исторических документальных и художественных фильмов).
Предварительная подготовка информации позволяет выполнить этот фрагмент процесса обучения на более высоком методическом уровне, нежели подготовка школьной доски.
Четкая структура урока, определяемая порядком слайдов, повышает системность, логичность изложения материала. Текст, представленный на экране для класса, в то же время является опорным конспектом для учеников и самого учителя.
Эффективным на уроках является также применение метода проектов. Усвоение материала будет более качественным,  если возникает потребность в знаниях,  когда каждый ученик становится активным участником своего обучения. Создание собственного компьютерного проекта позволяет активизировать познавательные способности,  развивает творческие возможности,  учитывает интересы учащихся. Цель проектного метода - индивидуализировать процесс обучения,  дать возможность каждому ученику обучаться в удобном для него режиме.       
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в преподавании истории дает возможность перехода на качественно иной уровень образования, значительно активизирует учебный процесс и учебную деятельность учащихся. Использование тренировочных заданий, лабораторных работ и тестовых тренингов позволяет лучше подготовиться к итоговой аттестации.
Привлекать к работе с информационными источниками и учащихся. Работы, созданные учащимися самостоятельно и под руководством учителя, активно используются при проведении уроков истории и обществознания. Использование современных образовательных технологий способствует повышению эффективности образовательного процесса. Например, учащимися созданы самостоятельно презентации по следующим темам:
№ Ф.И. учащегося Класс Название мультимедиа продукта Вид продукта
1. Шевченко Ольга 11 Капризы моды Презентация
2. Жукова Татьяна 10 Село моё, ВладиславовкаПрезентация
3. Сейтумерова Мария 9 Эпоха Петра I Презентация
4. Ачкасова Мария 11 Мой класс как малая социальная группа Презентация
5. Пилипчук Оксана 11 Нашему роду нет переводу Презентация
Наряду с информационными технологиями в основе процесса обучения лежат технологии личностно-ориентированного, рефлексивного обучения, современные методы психолого-педагогической диагностики. Эффективно сочетаются традиционные методы и инновационные технологии обучения. Эффективность использования современных образовательных технологий связана с повышением интереса учащихся к исследовательской деятельности, активным участием в научно-практических конференциях, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах. Различные виды технологий, применяемых мною на уроках истории и обществознания, представлены в следующей таблице:
Технология Предмет Результат использования
технологий
ЗдоровьесберегающаяИстория и обществознание Направлены на сохранение и укрепление здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, осуществляет личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Проблемное обучение История и обществознание Создает условия для внутренней дифференциации, помогает развитию умения мыслить на уровне взаимосвязи и взаимозависимости.
Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов История и обществознание Разработка разноуровневых заданий, отработка образовательных стандартов.
Развитие
исследовательских
навыков История и обществознание Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы.
Проектные методы обучения
История и обществознание Достижение результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов.

Лекционно-
семнинарско-зачетная
система. История и обществознание Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов, развивает умение работать с различного рода справочным материалом.
Технология игровой деятельности История и обществознание Снятие психологического утомления, использование для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития организаторских способностей.
Информационно-коммуникативные технологии История и обществознание Повышение качества образования, самостоятельности учащихся.
1.Презентации к урокам
2. Экзамен в новой форме.
История и обществознание отличаются от других предметов тем, что способствуют формированию собственных норм и ценностей, установлению отношений с окружающими, формированию активной жизненной позиции. Поэтому на уроках использую различные приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся, развитию критического мышления и умения аргументировать свое мнение.
Использование проблемных задач и вопросов, которые помогают мыслить, раздумывать, рассуждать, искать ответ на поставленный вопрос, начинаю с 5 класса. Развиваться помогает многочисленная литература по этому вопросу: Степанищев А.Т. «Проблемные задачи по истории России» ; Гевуркова Е.А., Егоров В.И.,Колосков А.Г., Ларина Л.И. «История России: проблемы, события, люди» ; Володина С.И. «Основы правовых знаний» . Литературу можно и не называть, т. к. большую помощь сейчас получаем во всемирной паутине – интернет.
Кроме проблемных задач и вопросов, использую и другие задания, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся.
Отыскать в тексте правильный ответ на поставленный вопрос. Такие задания способствуют умению находить и выделять главное, формируют навыки работы с текстом.
Установить соответствие между словами и их значением. Это способствует усвоению новых понятий, их запоминанию. Такие задания лучше всего применять после изучения определенной темы.
Закончи предложение (выбрав правильный ответ или без вариантов ответа).
Назови одним словом. Подобные задания относятся к работе над понятийным рядом, что, безусловно, способствует запоминанию и усвоению терминов-понятий.
Составить рассказ по определенной теме. Такой прием позволяет увидеть, как дети усвоили понятия, как применяют их на практике. В то же время, это полет фантазии, развитие творчества. Составление рассказа от лица участника событий вызывает большой интерес учащихся.
Дать оценку явлению или событию. Подобные задания учат осмысливать, анализировать, оценивать, высказывать свое мнение. Доказывать его, что имеет немаловажное значение. Выполняя именно такие задания, каждый ученик должен иметь возможность быть выслушанным и понятым, и каждая точка зрения должна быть услышана, осмыслена.
Составление кроссвордов по определенной теме. Такой прием работы способствует активизации познавательной деятельности, делает работу интересной, позволяет работать с дополнительной литературой. В то же время идет работа по закреплению понятийного ряда, оттачивается умение составлять вопросы, видеть главное и отсеивать второстепенное.
Расположение в хронологической последовательности. Как правило, вопросы, связанные с хронологией, для учащихся являются сложными. Но применение подобных заданий активизирует мышление, способствует запоминанию. А если усложнять вопросы добавлением событий, личностей, то это позволяет лучшему запоминанию исторической эпохи.
Составление тестовых вопросов по изученным темам. Такие задания используются в классах среднего и старшего звена. Они способствуют формированию умений работать с книгой, текстом, умению выделять главное, умению составлять вопросы, запоминать понятийный ряд.
Организация самостоятельной работы с различной литературой, Интернет - ресурсами, другими источниками. Подобная работа может использоваться при подготовке учащихся к семинарам, диспутам в старшей школе, при выполнении олимпиадных заданий. Работая самостоятельно, учащиеся расширяют свой кругозор, учатся обобщать и делать выводы, развивается их речь. А в ходе занятий учащиеся учатся слушать и слышать мнение других по такому же вопросу, воспринимать его, соглашаясь или нет.
Дискуссия. В ходе ее можно увидеть, как учащиеся могут применять полученные знания, как способны отстоять свою точку зрения, выслушать и воспринять чужое мнение и не только. В ходе позиционной дискуссии ученик может, что называется, взглянуть на проблему, другое – чужое ему мнение - своими глазами. Во время работы учащиеся делятся на три группы – команды: защитники, оппоненты, аналитики. Команды будут меняться местами: те, кто были защитниками, в следующем действии будут оппонентами, а оппоненты перейдут в группу аналитиков. Это и даст возможность каждой команде и каждому участнику взглянуть на проблему с разных сторон. Обсуждение проблемы завершается подведением итогов.
Работа в малых группах , «мозговой штурм», «мозговая атака» - это приемы, относящиеся к активным методам обучения.
Приемы эти могут использоваться на разных этапах урока, работа в группе учит детей считаться с мнением другого, чья точка зрения отличается от твоей, учит отстаивать свою точку зрения цивилизованным путем, учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.А это все элементы процесса социализации личности.
Суть мозгового штурма в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы. Партнерство выступает фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению, и эти ожидания активизируют мыслительную деятельность каждого члена группы.
ИКТ технологии дают мне возможность сделать урок не просто интересным и красочным, но и содержательным, не только на каком-то отдельном этапе, а на протяжении всего учебного процесса.
   Я считаю, что применение ИКТ технологий:
усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
позволяет проводить уроки на высоком методическом, эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает возможность привлечения большого количества дидактического материала;
повышает объем выполняемой работы на уроке; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;
расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки исследовательской деятельности;
доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, и многое другое.
Все вышеперечисленное способствует повышению качества образования.
А во внеурочной деятельности, где временной ресурс больше, используем метод проектов: участие в конкурсе социально-значимых проектов школы. Главным считаю, что ребята имеют право на свое мнение, имеют право его отстаивать, защищать. Поэтому и во внеклассной работе использую такую форму как позиционная дискуссия, создание проблемы при решении определенных вопросов, мозговой штурм, метод проектов.
Главное, пожалуй, не то, какие приемы и технологии используются, а главное - использование их в системе. Только тогда можно получить результат.
Целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только, и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества. Моя деятельность направлена на управление активной и сознательной деятельностью  обучающихся по усвоению учебного материала. Но сам учебный процесс невозможен без активной деятельности учеников как субъектов учения. Моё педагогическое кредо – создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей, через личностно – ориентированный подход, что соответствует проблеме работы школы.
На своих уроках я формирую следующие ключевые компетенции учеников:
учебно-познавательные компетенции: приучаю планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;
информационные компетенции:  учу самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
коммуникативные компетенции: воспитываю умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других
Познавательный интерес не присущ человеку от рождения. Он формируется и развивается только в деятельности. Большую роль в активизации познавательной деятельности  играет интерес учащегося к тому, что он делает. Развивая интерес к познанию, стараюсь приобщать учащихся к участию в разных конкурсах, викторинах, олимпиадах. Дети, принимающие участие, разные по уровню знаний, принимая участие в заочных олимпиадах, они все ставятся в равные условия: могут работать с разными источниками, искать ответы на вопросы, расширяя свои знания. А успех – он окрыляет человека. Не всегда лауреатами становятся те, кто хорошо учится. Это поднимает самооценку, создает возможности для дальнейшего роста, появляется желание доказать, что ты можешь. Разумеется, способствует это и повышению интереса к предмету.Растут дети, растет и сам учитель, т.к. невозможно отставать от своих учеников.
Самой также приходится осваивать новое: учиться и еще раз учиться. Работаю над темой самообразования:
Таким образом, активные методы обучения становятся популярными в последнее время, также как и ИКТ технологии, как интерактивные технологии, как исследовательские технологии и проектные технологии. Главное их отличие в том, что учащиеся не просто накапливают знания, умения и навыки, а применяют их в практической деятельности. В этих условиях меняется и сам учитель, он больше становится организатором, консультантом. Делать это очень трудно, трудно отходить от традиционных методов преподавания, но я стараюсь следовать китайской пословице: «Учиться – все равно, что плыть против течения, остановишься – и тебя отнесло назад.»Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения.
Учебно-методический комплекс по истории и обществознанию
класс предмет Программа Учебник (автор, изд-во, год издания)
Базовый уровень
5-9 кл история История: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт. - сост. Е.И. Колусева, Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2008. Примерная программа основного общего образования по истории. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень).История. А.А.Данилов Л.Г.Косулина. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 кл.изд-во «Просвещение», 2009 годПрограммы общеобразовательных учреждений. А.А. Вигасина, Г.И.Годера История древнего мира. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2009 г.Программы общеобразовательных учреждений. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История. 6-9 классы. –М.: «Просвещение», 2009 г. Вигасин А.А. и др. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2010Майков А.Н.История 5 кл.(введение) М. Вентана –Граф, 2010Агибалова Е.В. и др. История средних веков 6 класс. М.: Просвещение, 2010Данилов А.А. и др. История России. 6 класс. М.: Просвещение, 2010 Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. М.: Просвещение, 2010Данилов А.А. и др. История России. 7 класс. М.: Просвещение, 2010Юдовская А.Я. и др. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс. М.: Просвещение, 2010Данилов А.А. и др. История России. 8 класс. М.: Просвещение, 2011Данилов А.А. и др.История России .9 кл.Москва, просвещение, 2011
6-9 обществознание Программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы.Кравченко А.И. Певцова обществознание 6-9 классы. – М.: Русское слово, 2009г. Кравченко А.И. Обществознание. 6 класс. М.: Русское слово, 2011Кравченко А.И. Обществознание. 7 класс. М.: Русское слово, 2011Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс М.: Русское слово, 2010 ,2011Кравченко А.И. Певцова  Е.А. Обществознание.9 класс.М: Русское слово, 2010,2011.
10-11 кл. история История: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт. - сост. Е.И. Колусева, Н.И. Чеботарева. – Волгоград: Учитель, 2008. Примерная программа основного общего образования по истории. Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень).Программы  общеобразовательных учреждений: История. 5-11 кл. Издательство «Просвещение»2009 годПрограммы  общеобразовательных учреждений: История  России 10-11 кл. Издательство «Просвещение»2009 год История России 10 класс: А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов. 2 части. История России с древнейших времен до конца  XIX века 10 кл.  М «Русское слово» 2009-2011 г.История России 11 класс: Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т. Минаков, Ю.А.ПетренкоИстория России XX век, М. «Русское слово»,2009-2011 г.Всеобщая история 10 класс:Н.В.Загладин.Н.А.Симония   Всеобщая история.10 кл. М.Изд-во «Русское слово», 2011г.Всеобщая история 11 класс:  Н.В.Загладин.Новейшая история зарубежных стран.11 кл. М.Изд-во «Русское слово», 2009-2011г.
10-11 обществознание Программы  общеобразовательных учреждений:  Обществознание 10-11 кл. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова  и др. М.: Просвещение, 2009г. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание 10 кл. (базовый уровень)Издательство «Просвещение"  2009,2010 годБоголюбов Л.Н.и др. Обществознание 11 кл (базовый уровень) М., изд-во «Просвещение»,2009-2011г.
Учебно-методический комплекс. Дополнительная литература
№ класс предмет Доп.литература1 5кл История Г.И.Годер  История Др.мира. Раб. тетр 5кл.Вып.1,2 М.»Просвещение»,2009.
  6кл Обществознание А.И.Кравчеко, Е.А.Певцова Обществознание Рабочая тетрадь.6 кл. . М.Русское слово,2011
2 6кл История Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России с древнейших времен до конца 16 века.6 кл.Рабоч.тетр. М.»Просвещение»,2009
  7кл Обществознание Рабочая тетрадь «Обществознание» под ред. А.И. Кравченко Е.А.Певцова «Русское слово»,2011
3 7кл История А.Я.Юдовская Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории1500-1800.В 2 вып.
Данилов А.А., Косулина Л.Г.История России: конец 16-18 век:7кл.Рабочая тетрадь М.»Просвещение»,2009Е.В.Симонова Тесты по истории. К учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 век.7 класс»..4 8кл История А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. Рабочая тетрадь по новой истории.1800-1913. М.»Просвещение»,2009
Данилов А.А.,Косулина Л.Г.История России19 век:8 кл. Рабочая тетр.:В 2 частях. М.»Просвещение»,2009
  8кл Обществознание Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» Под ред. Е.А.Певцова «Русское слово»,2009Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»,8 кл.
5 9кл История Данилов А.А.,Косулина Л.Г.История России:20-нач.21 века:9кл.Раб.тетр.: В 2 вып. М.»Просвещение»,2009История России.20 век. Хрестоматия/ Составители А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.»Просвещение»,2009
  9кл Обществознание Поурочные методические разработки к учебнику «Обществознание» Под ред. Е.А.Певцова «Русское слово»,2009Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание»,9 кл.
6 11кл История Хрестоматия по отечественной истории:1914-1945 гг.-М.,1996.Хрестоматия по отечественной истории:1946-1994 гг.- М.,1996.Отечественная история 20- начала 21 века: Документы и справочные материалы. Под редакцией А.О.Чубарьяна.М., 2005 г.История России 1945-2008 гг. Книга для учителя.Под ред. А.В.Филлипова.М.,»Просвещение»2008.Сергеев Е.Ю. Хрестоматия по курсу «Новейшая история зарубежных стран»:11 класс М.»Просвещение»,2009Шацилло В.К. Политические деятели в новейшей истории: Книга для учащихся к курсу «Новейшая история зарубежных стран» М.»Просвещение»,2009
  11кл Обществознание Методические рекомендации. Под ред. Л.Н.Боголюбова М.»Просвещение»,2009Школьный словарь по обществознанию 10 -11 классы. Пособие для учащихся.Под ред. Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. М.»Просвещение»,2009
Основанием для выбора УМК послужило наличие учебников в нашей школе, разработанных учебных программ, методических пособий для учителя.
Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:
Соответствует стратегии модернизации содержания образования – ФГОС первого поколения.
Соответствует современному уровню базовой науки.
Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
Обеспечивает преемственность содержания.
Раскрывает межпредметные связи.
Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендован Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
Имею комплект диагностических материалов по истории и обществознанию, способствующих проверке качества знаний обучающихся, в том числе тесты по темам, контрольные работы, карточки и т.д. В своей работе активно использую электронные средства обучения, компьютерные программы. ИКТ использую для проведения диагностики, составления разноуровневых контрольных работ, тестов, карточек, таблиц и плакатов
Используя в работе данные УМК, дополняя их, изменяя в соответствии с возможностями учащихся, стараюсь добиваться положительных результатов.
Раздел 4.
Вклад в повышение качества образования, распространение собственного опыта
Для повышения своей педагогической компетентности и внедрения новинок в учебно-воспитательный процесс я повышаю свою профессиональную квалификацию на краткосрочных курсах повышения квалификации.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.
Год Название программы Количество часов Организатор
2009 1 Курсы повышения квалификации учителей социально-гуманитарных дисциплин
КРИППО г.Симферополь 108ч КРИППО г.Симферополь 2009 г.
Свидетельство№ 3465. Приказ №195 от 25 сентября 2009 г.
2014 2 Курсы повышения квалификации учителей истории "Содержательные и методические аспекты преподавания отечественной истории (история России) и обществознания "
138 ч Федеральное государственное автономное учреждение "ФИРО” Удостоверение о повышении квалификации, регистрационный номер 25/09/103/12Курсы повышения квалификации учителей социально-гуманитарных дисциплин
Для того, чтобы обучать детей в соответствии с новыми требованиями к образованию, учитель должен самосовершенствоваться. Хорошим толчком для этого является участие в методической работе. Я участвую в работе педсоветов, школьного и районного МО учителей истории и обществознания, участвую в школьных и районных мероприятиях.
Работа школьного методического объединения 2013-2014 г строилась по методической теме: «Использование новых педагогических технологий для повышения качества образования, индивидуализации и социализации обучения », в 2014-2015 г. по теме: «Повышение эффективности и качества образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)»
За это время была проделана большая работа по ознакомлению учителей с различными педагогическими технологиями по теме и выработан план реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)»
Работа МО была организована результативно и эффективно и отмечена положительно.
Участие в работе МО
Дата Тема выступления
2011-2012 Протокол№1 от 23.0.9.2011 Пути преемственности в работе начальной школы и детского сада. Доклад.
2011-2012 Протокол№4 от 08 05.2012 г. Круглый стол «Инновационные технологии в учебном процессе».
Выступление с презентацией.
2012-2013 Протокол№3 от 16.03.2013 г. «Методическая копилка-обзор методических находок учителей» создание медиатеки.
2012-2013
Протокол№4
от 12.04.2013 «О результатах проверки рабочих, контрольных тетрадей»
2013-2014 Протокол№3
от 16.03.2012 «Утверждение материала для итоговой аттестации».
2013-2014 Протокол № 4 от 05.05.2014 г. Круглый стол «Преемственность обучения начальной школы и среднего звена старшей школы».
2014-2015 Протокол №2 от12.10. 2014г. «Определение изменений в существующей образовательной системе школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.»
Участие в работе педсоветов, семинаров, « круглых столов» и мастер – классов, профессиональных конкурсах.
Дата уч. год. Тема мероприятия 2011-2012 Методическая декада. Круглый стол по
теме: «Использование современных педагогических
методик для социализации учащихся школы»
Протокол №176 от15.11.2011г.
Дата 05.01.2012г.
2013-2014 Творческая группа для выработки
рекомендаций по повышению уровня
качества образования Приказ по школе №14 от 24 .01.2014г.
2013-2014 Мастер-класс для молодых учителей Приказ по школе №18 от 12.03.2014г.

Участие в деятельности экспертных комиссий, групп, МО, аппеляционных комиссий и т.д.
Готовясь к переходу на ФГОС участвовала в семинаре «Формирование УУД на уроках истории» в ноябре 2015 года.
Выступала с сообщением на педагогическом совете по теме «Формирование УУД на уроках истории».
Была членом муниципальной районной комиссии по проверке олимпиадных работ по истории в ноябре 2015 года.
Была членом муниципальной районной комиссии по проверке олимпиадных работ по обществознанию в ноябре 2015 года.
Принимала участие в организации и проведении общешкольной торжественной линейки «Крымская весна» в марте 2015 года.
Участвую в работе методического объединения школы и района.
Являюсь членом профсоюза и длительное время была членом профкома школы.
Создала свой персональный сайт, где публикую собственные разработки уроков, рабочие программы, воспитательные мероприятия. Подтверждением этого является сертификат о создании сайта, сертификаты моих публикаций и скриншоты страниц.








№ Название публикации Название издания
1 Статья «Формирование УУД на уроках истории»
На школьном уровне
2 Методическая разработка «Пояснительная записка к рабочей программе по истории» http://infourok.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-rabochey-programme-po-istorii-508480.html
3 Методическая разработка «Мероприятие по правовому воспитанию» http://infourok.ru/meropriyatie-po-pravovomu-vospitaniyu-514497.html
4 Методическая разработка «Календарно-тематическое планирование. 6 класс. История» http://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-klass-istoriya-730188.html
5 Методическая разработка «Научная работа по истории. Капризы моды» http://infourok.ru/man-istoriya-kaprizi-modi-730142.html
6 Методическая разработка «Урок обобщения. Киевская Русь» http://infourok.ru/urok-obobscheniya-kievskaya-rus-728064.html
6 Портфолио учителя истории Понимая значимость внеклассной работы, организовываю и провожу внеклассные мероприятия по предмету. Так, чтобы привить интерес школьников к предмету, систематически участвую в проведении внешкольных мероприятий и предметных недель по истории и обществознанию. В октябре 2015 года совместно с учителем географии в рамках предметной недели были проведены мероприятия:
№ п/п МЕРОПРИЯТИЕ КЛАСС ДАТА
1 Выставка рисунков «Земля – наш общий дом»
(история, география, обществознание).
5-11 кл. 26.10.2015
3
Устный журнал «Чудеса на Земле». Викторина
(история, география). 5-6 кл. 27.10.2015
4 Сообщения учащихся по истории и географии.
5-11 кл. в течение недели
5 Классный час «Закон на нашей Земле» 8-9 кл 19.10.2015
6 Интеллектуальная игра «Путешествие по Правограду» 5 кл 20.10.2015
7 Литературно-музыкальная композиция «Ради жизни на Земле….» 8-9 кл. 28.10.2015
8 Тематическая беседа «Я и конфликты» 7 кл. 20.10.2015
9. Правовая игра-турнир знатоков права 10-11 кл 20.10.2015
10 Просмотр и обсуждение фильма «Буллинг,
чем он опасен для общества»
8-9 кл 20.10.2015
11 Классный час «Чтобы помнили…» 8-9 кл 23.10.2015
Большую работу провожу по краеведению. Мои ученики участвуют в конкурсах научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель». В 2014 году ученица 8 класса Аванесян Анна стала победительницей республиканского конкурса «Моя родина – Крым». В 2016 году ученик 10 класса стал участником Всероссийского конкурса «Моя малая родина», итоги которого будут подведены весной 2016 года. Ученица 10 класса Жукова Татьяна приняла участие в республиканском конкурсе «История моей деревни», результаты которого будут в конце февраля 2016 года.
В течение всей своей педагогической деятельности организую экскурсии детей по родному краю. Пожалуй, нет такого уголка Крыма, где мы бы не побывали с учащимися нашей школы.
Являясь классным руководителем 8-а класса, провожу активную воспитательную работу. В приведённой ниже таблице показана тематика некоторых классных часов, проведённых мною с учащимися класса.
Темы классных часов и мероприятий Ответственные
Причины несчастных случаев на улицах и дорогах Кл.руководительОгонь – друг или враг человека Кл.руководительИстория возникновения правил культурного поведения Кл.руководительЧтоб болезни не бояться – надо спортом заниматься Кл.руководитель. Мед.сестра.
Культура мира .Учимся общаться. Кл.руководитель
Психолог
Предупреждение травматизма. Кл.руководительПротивопожарный режим в детском учреждении. Тренировочная эвакуация Кл.руководительКак помириться после ссоры Кл.руководитель.ПсихологОбычаи и традиции народов России. Кл.руководитель.
Символы России: герб, флаг, гимн Кл.руководительБуллинг, чем он опасен для общества Кл. руководитель. Психолог
Как сказать НЕТ и отстоять свое мнение Кл.руководительНюрнбергский процесс. Кл.руководитель,
Подозрительные люди и предметы Кл.руководитель,
О милосердии и красоте. Акция «Белый цветок» Кл.руководитель,
Тактичность и вежливость Кл.руководитель,
Этикет поведения в общественном месте Кл.руководитель,
Наш класс – единая команда Кл.руководитель,
Как воспитать свой характер Кл.руководитель, Психолог
Толерантность Кл.руководитель
К. Симонов. В. Даль. Кл.руководитель и родители
Успех в воспитании учеников в огромной степени зависти от слаженной деятельности
классного руководителя с родителями учащихся. Я постоянно провожу анкетирование детей и родителей, которое позволят вовремя выявить основные проблемы и определить пути их решения. На классных родительских собраниях обсуждаются ситуации в классе, подводятся итоги работы, определяются основные направления дальнейшей работы с детьми, проводятся лектории:
Влияние родителей на учебу и поведение детей.
Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
Роль семейного общения в предупреждении появления негативных привычек у детей.
Чтобы помочь ребенку решать его проблемы, нужно их знать.
Как помочь ребёнку подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ и ОГЭ.
Ученики моего класса принимают активное участие в жизни школы и в решении проблем местного социума.
Под моим руководством класс принял участие в экологическом проекте «Благоустройство класса и школы», в ходе которого учащиеся принимали участие в озеленении пришкольного участка. Ребята нашего класса являются активными участниками спортивных соревнований, КВН, конкурсов плакатов и стенгазет, номеров художественной самодеятельности.
Раздел 5.Результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений
Одними из важнейших показателей всего учебного процесса является уровень успеваемости, показатель качества знаний по предмету.
Для анализа результатов успеваемости и качества знаний я взяла данные за 2014-2015 учебный год и 1 полугодие 2015-2016 учебного года, то есть период работы по новым учебным программам. Результаты успеваемости и качества знаний учащихся по истории и обществознанию представлены в следующих таблицах и диаграммах.
учитель предмет класс 2014-2015 учебный год 1 полугодие 2015-2016 учебного года
Качество знаний Успеваемость Качество знаний Успеваемость
Зайцева Л.А. история 6-а 37% 100% 62% 100%
6-б 50% 100% 76% 100%
7 61% 100% 78% 100%
8-а 46% 100% 75% 100%
8-б 69% 100% 81% 100%
9-а 71% 100% 56% 100%
9-б 77% 100% 81% 100%
10 45% 100% 86% 100%
11 68% 100% 86% 100%

Сравнительная диаграмма результатов качества знаний по истории за 2014-2015 учебный год и первое полугодие 2015-2016 учебного года
Средний показатель 2014-2015 учебный год 1 полугодие 2015-2016учебного года
Успеваемость 100% 100
Качество 58% 75%

Сравнительная диаграмма средних показателей качества знаний по истории за 2014-2015 учебный год и первое полугодие 2015-2016 учебного года
Сравнительные таблицы и диаграммы наглядно демонстрируют рост качества знаний по истории за данный период в среднем на 17%: с 58% в 2014-2015учебном году и до 75% в 1 полугодии 2015-2016 учебного года.
Приведённые выше таблицы и диаграммы не отражают изменения качества знаний по обществознанию, так как в этом учебном году я преподаю этот предмет только в 6-х классах, которые ранее этот предмет не изучали. Поэтому в следующих таблицах и диаграммах я отразила изменения качества знаний и успеваемости по обществознанию только за текущий учебный год.
АНАЛИЗ
изменения успеваемости и качества знаний учащихся в течение 2015-2016 учебного года
учитель предмет класс кол-во
учеников 1 контрольная работа 1четверть 2 четверть
2 3 4 5 кач. усп. 2 3 4 5 кач. усп. 2 3 4 5 кач. успев.
Зайцева Л.А. обществознание 6-а 23
21 - 17 5 - 23% 100% - 16 6 1 31% 100% - 8 11 2 61% 100%
обществознание 6-б 25 - 6 11 6 73% 100% - 7 7 11 72% 100% - 6 8 11 76% 100%

Диаграмма результатов качества знаний по обществознанию за первое полугодие 2015-2016 учебного года
Сравнительная таблица и диаграмма также демонстрирует рост качества знаний по обществознанию за 1 полугодие 2015-2016 учебного года в среднем на 17%: с 51% в 1 четверти до 68% во 2 четверти 2015-2016 учебного года.
Также я проанализировала качество полученных знаний и уровень успеваемости за 1 полугодие текущего учебного года по истории. Полученные результаты отражены в следующих таблице и диаграмме:
АНАЛИЗ
изменения успеваемости и качества знаний учащихся в течение 2015-2016 учебного года
учитель предмет класс кол-во
учеников 1 контрольная работа 1четверть 2 четверть
2 3 4 5 кач. усп. 2 3 4 5 кач. усп. 2 3 4 5 кач. успев.
Зайцева Л.А. история 5-а 20 - 5 7 6 72% 100% - 4
8 8 80% 100% - 4 6 10 80% 100%
история 5-б 18
17 - 4 11 2 76% 100% - 3 10 5 82% 100% - 3 6 8 82% 100%
история 6-а 23
21 - 19 3 - 14% 100% - 16 6 1 32% 100% - 8 11 2 62% 100%
история 6-б 25 - 10 11 3 58% 100% - 10 7 8 60% 100% - 6 9 10 76% 100%
история 7 18/
19 - 7 5 4 56% 100% - 6 8 4 66% 100% - 4 10 5 78% 100%
история 8-а 16 - 11 3 1 27% 100% - 10 3 3 37% 100% - 4 9 3 75% 100%
история 8-б 16 - 9 6 1 44% 100% - 4 10 2 75% 100% - 3 10 3 81% 100%
история 9-а 16 - 11 3 2 31% 100% - 11 1 4 31% 100% - 7 5 4 56% 100%
история 9-б 17
16 - 10 6 - 38% 100% - 4 12 1 76% 100% - 3 9 4 81% 100%
история 10 21 - 10 10 - 50% 100% 100% - 3 12 6 86% 100%
история 11 7 - 1 3 2 83% 100% 100% - 1 4 2 86% 100%
-118110241935
Диаграмма результатов качества знаний по истории за первое полугодие 2015-2016 учебного года
Учащиеся школы принимают активное участие в олимпиадах по истории и обществознанию, дистанционных конкурсах и олимпиадах, в конкурсах научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель».
Участие и результативность учащихся в предметных олимпиадах:
Учебный год Предмет, класс Результат ФИО учащихся
2015-2016 История, 11 класс Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады Оганисян Армен
2014-2015 История, 11 класс 2 место в муниципальном этапе всероссийской олимпиады Ачкасова Мария
2013-2014 История,11 класс Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады Эбулисов Эмиль
2012-2013 История, 11 класс Призёр муниципального этапа всероссийской олимпиады Пилипчук Оксана
2011-2012 История, 10 класс Победитель муниципального этапа всероссийской олимпиады, Призёр Пилипчук Оксана, Яковенко Мария
Участие и результативность учащихся в конкурсах научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»:
Мероприятие год Учащиеся Результат
Республиканский конкурс «Крым - моя малая родина» 2014 Аванесян Анна, 8 класс Победитель республиканского уровня
Конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»
2015 Жукова Татьяна,10 класс Призёр, 2 место муниципального уровня
Всероссийский конкурс «Моя малая родина» 2015 Аванесян Давид, 10 класс участник
Конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»
2014 Жукова Татьяна, 9 класс участник муниципального уровня
Конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»
2013 Шевченко Ольга, 11 класс Победитель, 1 место муниципального уровня
Конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»
2012 Шевченко Ольга, 10 класс Призёр, 2 место муниципального уровня
Конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»
2011 Пилипчук Оксана, 11 класс Победитель, 1 место муниципального уровня
Конкурс научно-исследовательских работ Малой академии наук школьников Крыма «Искатель»
2010 Пилипчук Оксана, 10 класс Победитель, 1 место муниципального уровня
Участие и результативность учащихся в дистанционных конкурсах:
Мероприятие год Учащиеся Результат
Всеукраинский интерактивный ученический конкурс юных обществоведов «Хрустальная сова» 2012 г Эбулисов Эмиль 3 место всеукраинского конкурса
Всеукраинский интерактивный ученический конкурс юных обществоведов «Хрустальная сова» 2013 г. Эбулисов Эмиль 3 места всеукраинского конкурса
Всеукраинский интерактивный ученический конкурс юных обществоведов «Хрустальная сова» 2012 г Шевченко Ольга 2 место всеукраинского конкурса




Считаю, что важным достижением любого учителя является продолжение его деятельности в его же учениках. Поэтому, в течение всей своей педагогической деятельности я стараюсь привить ученикам любовь к предмету. Среди моих выпускников есть и те, которые избрали для себя историю своей профессией. Так, моя выпускница Исмаилова Ленора Асановна закончила исторический факультет Луцкого государственного университета, закончила аспирантуру и в настоящее время успешно трудится на должности учителя истории В Кировсом УВК «Школа-гимназия» № 2. Учителем истории в Симферопольском районе Республики Крым работает также моя выпускница Воробьёва Татьяна Владимировна, закончившая исторический факультет Симферопольского государственного университета.
Хочется отметить, что и в этом году один из выпускников нашей школы планирует поступать на исторический факультет Крымского федерального университета.
Раздел 6.
Награды и поощрения за успехи в профессиональной деятельности