Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов «Сочинение по картине как средство эстетического воспитания младших школьников.»


Опыт педагогической деятельности учителя начальных классов
«Сочинение по картине как средство эстетического воспитания младших школьников.»
Чтобы воспитать человека думающим и чувствующим,
его следует, прежде всего, воспитать эстетически.
Фридрих Шиллер 
Актуальность и перспективность опыта
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования делается акцент на формирование эстетических потребностей, ценностей, развитие эстетических чувств, понимания и сопереживания чувствам других, эмоционально-нравственной отзывчивости.
Сегодня эстетическая функция становится важнейшим аспектом преподавания русского языка. Этот аспект включает в себя активное развитие у школьников языкового эстетического чувства, способность оценивать эстетическую ценность художественного высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности.
Эстетическая ценность языка наиболее ярко отражается в художественном тексте. Чтобы эстетическая функция языка не терялась необходимо формирование у учащихся способности осознавать эстетическую ценность художественного высказывания и проводить элементарный анализ языка художественного произведения. Работая над языковыми явлениями в художественном тексте, ученик совершенствует свою речь. Формирование у учащихся способности создавать собственные речевые высказывания с использованием изобразительных средств родного языка, является одной из главных эстетических функций русского языка. Такую функцию может выполнить сочинение. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Условия формирования опыта:
Сочинение по картине на уроках русского языка может быть эффективным средством эстетического воспитания, если:
1. В процессе выполнения работы будут учитываться особенности восприятия младших школьников.
2. На уроках русского языка будут рассматриваться вопросы эстетической функции языка.
3. В процессе подготовки к сочинению по картине будет организована работа, способствующая формированию эстетической воспитанности младших школьников.
4. Будут созданы педагогические условия для формирования личности школьника. Каждый ученик будет иметь возможность и потребность выявить индивидуальное понимание того или иного высказывания, выразить свои мысли и чувства, обнаружить субъективное восприятие мира, в котором он живет.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников .
2. Провести работу по исследованию уровня эстетического воспитания младших школьников.
3. Рассмотреть методические приемы работы над сочинением по картине, разработать и провести систему упражнений.
4. Сформулировать выводы по проделанной работе.
Теоретическая база опыта
Эстетическое воспитание - одна из важнейших и необходимых сторон воспитания, поскольку обращено к чувствам, эмоциям человека. Чувства выступают как сфера личностного проявления человека. В педагогической литературе сущность эстетического воспитания учащихся рассматривается как «целенаправленный процесс «перевода» эстетической культуры общества на уровень эстетической культуры личности (и процесс обратного обогащения общества уникальной культуры личности), процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать эстетические явления в жизни, природе, искусстве с позиций эстетического идеала, участвовать в созидании».
Одной из важнейших категорий эстетического воспитания является эстетическое восприятие. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
В начальной школе сочинение начинается с первых уроков в первом классе в виде небольших устных рассказов. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Сочинение постепенно перерастает в серьёзную умственную планируемую работу – не только учебную, но и развивающую, формирующую личность учеников.
На первой подготовительной ступени необходимо выбрать тему и вид сочинения. Это функция учителя, но я стараюсь, чтобы дети выбрали эту тему сами. Можно предложить список тем – дети выберут либо общую тему для класса, либо индивидуально каждый для себя.
После выбора темы, следует накопить материал. Сбор материала завершается его систематизацией, выделением главного, что обязательно должно быть использовано, отсечением лишнего, второстепенного. Параллельно со сбором материала, с его расположением идёт языковая подготовка: она включает, во-первых, отбор и подготовку словаря, выверку правописания слов, во-вторых, составление словосочетаний, предложений и фрагментов текста, наконец, мысленное или письменное черновое составление набросков или всего текста. Нужно ценить непосредственность языка школьников, очень осторожно и тактично исправлять недостатки. Необходимо воспитывать у детей любовь к прекрасному, к живому слову. Те из них, кто приучен лишь списывать чужое, не могут потом преодолеть психологический барьер на пути к самостоятельности.
План – необходимая ступень любого действия, любого высказывания. В процессе составления текста сочинения план может корректироваться, это поощряется. С пунктами плана связывается деление текста на абзацы.
Специфическим компонентом урока по картине является вступительное слово учителя о художнике и его произведении, задача которого дать фоновые сведения о художнике, истории создания картины, подготовить учащихся к восприятию произведения искусства.
В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс.
Анализ картины проводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений на начальном этапе или в ходе беседы.
При проведении словарной работы учитель организует ее в определенном направлении так, чтобы лексика следовала в той последовательности, в которой нужно описывать картину, он стремится не только к расширению словаря, но и к активизации пассивного словаря, чтобы учащиеся понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе.
Учитывая, что лексическая подготовка к работе по картине в основном проведена накануне урока, во время беседы акцентируется внимание на отбор наиболее точных и ярких языковых выразительных средств. В этом случае не нарушается целостное художественное восприятие картины попутным объяснением значения большого количества слов и, наоборот, подбор наиболее удачных выразительных средств речи способствует более глубокому осмыслению художественных образов.
В ходе беседы учащиеся осуществляют коллективный поиск слов, необходимых для точного и яркого описания произведения живописи, подбирают образные языковые средства, эпитеты, синонимы, эмоционально окрашенные слова.
Следует отметить, что если учитель умело организует словарно-стилистическую работу, помогает ученикам в отборе необходимых слов, то в классе устанавливается творческая атмосфера, учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.
В процессе беседы учащиеся записывают отдельные слова, трудные в семантическом и орфографическом отношении.
Успешному проведению словарно-стилистической работы способствует использование толкового словарика на уроке, к которому учащиеся могут обращаться в ходе беседы.
Словарно-стилистическая работа, как необходимый элемент урока с использованием картины, проводится фрагментарно на протяжении всего урока: в ходе анализа картины, в процессе чтения и после чтения искусствоведческого текста. Может быть проведена и комплексно, если искусствоведческий текст предъявляется до беседы по картине.
Одним из компонентов урока русского языка является чтение и анализ искусствоведческого текста, выполняющего роль образца для предстоящего высказывания учащихся.
Искусствоведческий текст целесообразно применять с целью совершенствования написанного в том случае, если он не использовался в качестве образца при подготовке к сочинению. Повторное использование текста снижает к нему интерес учащихся, особенно хорошо успевающих. Поэтому готовясь к работе с картиной, учитель в зависимости от задачи урока решает вопрос о целесообразности использования текста-образца в ходе подготовки к сочинению или для совершенствования написанного. Анализ образца, проведенный на базе сознательного осмысления содержания картины во время беседы, усиливает эмоциональное восприятие текста и помогает глубже понять его содержание. Использование анализа образца после беседы предоставляет учащимся возможность сравнить «свои» слова, найденные в ходе беседы, со словами, употребленными автором текста, и убедиться в богатейших возможностях русского языка.
Составление плана или композиционной схемы предстоящего высказывания является обязательным элементом урока с использованием картины, поскольку этот прием обучения, тесно связанный с умением систематизировать собранный материал, подготавливает учащихся к составлению собственного речевого произведения.
Собирая и систематизируя материал по картине, учащиеся одновременно овладевают умением планировать свое высказывание.
При обучении сочинению целесообразно составлять коллективный план под руководством учителя, причем вначале составляется простой план, а потом — сложный. При этом следует учитывать композиционный жанр будущего высказывания: описание, повествование, рассуждение, — так как план в какой-то степени предопределяет тип и стиль речевого произведения.
После написания сочинения, дети занимаются проверкой своего сочинения. В это время школьники учатся совершенствовать написанное. Прежде всего ученики должны знать, во-первых, что именно они проверяют, во-вторых, последовательность тех операций, которые им советуют выполнить, в-третьих, способы внесения исправлений.
Главное действие – перечитывание текста  с определенной целевой установкой. Предложите школьникам встать в позицию читателя, того, кому текст адресован: сможет ли он увидеть, представить себе, почувствовать то, что хотел показать автор, нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали. Второе перечитывание предполагает поиск тех средств языка, которые, может быть, нуждаются в уточнении, замене и т.п. Такая правка выполняется прямо в тексте, ее условие – аккуратность. Третье прочтение – проверка орфографической и пунктуационной грамотности.
Цель анализа проверенных работ состоит в том, чтобы показать учащимся как положительные, так и отрицательные стороны их работы в композиционно-содержательном плане и речевом оформлении.
При этом учитель исходит из той задачи, которая ставилась перед учащимися при работе с картиной.
Коллективный анализ сочинений подготавливает учащихся к еще более ответственному этапу работы к совершенствованию написанного.

С учениками 3«В» класса я провела методику «Картинная галерея» с целью выявить индивидуальные особенности эстетических суждений, уровень эстетического восприятия учащихся и предпочитаемый ими жанр живописи.
Предварительно было подобрано 30 репродукций картин четырех жанров: 1) пейзажей; 2) портретов; 3) исторических и батальных картин; 4) картин на бытовые сюжеты.
Каждому учащемуся было предложено выбрать репродукцию, которая наиболее ему нравится, и написать о ней высказывание.
Обработка полученных данных.
Анализ результатов 3 «В» класса представлен в таблице .
Таблица Уровень сформированности эстетического восприятия в 3 «В» классе
№ Фамилия Имя Предпочитаемый жанр живописи Уровень эстетического восприятия
1 Агеев П. портрет низкий
2 Алимова Д. портрет средний
3 Булич Ю. портрет средний
4 Вахненко И. портрет средний
5 Грошева Л. портрет низкий
6 Денисова А. пейзаж средний
7 Дронин Д. портрет высокий
8 Казакова В. пейзаж средний
9 Камалтдинов Д. портрет средний
10 Кашкарова П. пейзаж высокий
11 Кувшинников Э. пейзаж высокий
12 Куракин А. бытовой низкий
13 Лаврентьева С. портрет низкий
14 Марлянов А. портрет низкий
15 Мартазова К. портрет средний
16 Миловицкий В. портрет низкий
17 Морозова Д. бытовой низкий
18 Стригулин И. пейзаж средний
19 Рузанкин Д. пейзаж средний
20 Титов В. портрет низкий
По результатам исследования было выявлено, что в классе 3 ученика (это 15%) имеют высокий уровень, 9 детей (это 45%) имеют средний уровень и 8 учеников (это 40%) - с низким уровнем эстетического восприятия картин.
Большие затруднения учащиеся испытывали при выражении своих мыслей, ощущений. 60% учеников предпочитают портрет, 30%- пейзаж, и 10% - бытовой жанр. Исторические и батальные картины не выбрал ни один из учащихся.
Эстетическое отношение к явлениям природы человек выражает в эстетическом восприятии, представлениях, чувствах и суждениях.
Часть методики была направлена на выяснение содержания и характера эстетических суждений о выбранных репродукциях картин. Выяснилось, что школьники, высказывающие свои суждения о пейзаже, отметили такие природные объекты как: деревья, цветы, небо, тропинка. Они детально анализируют цвет, величину изображённых предметов. Называют такие признаки, как количество, форма, характер поверхности. Указывают на расположение объектов, используя слова: «рядом», «вдалеке», «на другом берегу», «везде-везде», «около», «здесь», «издалека» и т. д. В своих суждениях сопоставляют воспринимаемый на картине пейзаж со своим опытом. Некоторые дети, в суждениях о природном пейзаже дают более подробную характеристику объектов природы, называют цвет, формы, величину, указывают на запахи, звуки: «душистый лес», «водопад шумит». Они больше отражают в суждениях движения, действия, чаще отмечают состояния природы.
При описании репродукций картин жанра портрет, ученики описывают выражение лица, цвет глаз, одежду и элементы одежды. Некоторые ученики попытались описать внутренний мир изображенного человека, его эмоциональное состояние. Опираясь на собственный опыт, учащиеся пытаются представить события которые произошли с изображенным человеком. Также, дети описывают фон картины, пытаются угадать приблизительное время написание картины. Часть учеников выразили свои мысли о красоте человека в искусстве и жизни, эмоционально откликнулись на цвет картин, попытались определить функцию ведущих цветов в создании образа.
В своих суждениях о картинах на бытовой жанр, дети пытались определить связь персонажей. Описывали картину в целом, уделяя внимание деталям одежды, утвари, мебели. Некоторые дети пытались определить настроение картины, опираясь на выражения лиц, жесты персонажей, и преобладающие цвета картин. Часть учащихся попыталась определить функцию бытового жанра «передать будущему поколению то, как жили люди в давние времена».
В суждениях об исторических и батальных картинах, ученики обращали свое внимание на оружие, военные атрибуты. Некоторые ученики попытались определить время сражения. Описывая выражения лиц, ученики определяли настроение персонажей и картины в целом. Часть учеников описывали природу.
Среди учеников 3 «В» класса трое дали развернутые суждения, 9 учеников описывали картину и семеро, частично описывали картину, не давая суждений. Результаты исследования эстетических суждений представлены в виде диаграмм.
Рисунок  Особенности эстетических суждений учеников 3 «В» класса
\s
Таким образом, я пришла к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с детьми по эстетическому воспитанию. Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению я использовала различные формы и методы организации работы по написанию сочинения по картине.
В 3 «В» классе, я провела работу по формированию эстетического воспитания младших школьников посредством живописи. Была проведена систему уроков по написанию сочинения по картине. На каждом уроке я использовала систему заданий для развития речи младших школьников (Приложение А ).
Мною были выделены этапы подготовки учащихся к сочинению по картине И.И. Левитана «Март».
1.     Экскурсия на природу, где дети наблюдают за элементами живой и неживой природы (солнце, небо, воздух, снег, земля, деревья, птицы), подбирают наиболее точные слова и обороты речи для их характеристики. Этот этап способствует развитию у детей потребности в высказывании, повышению речевой мотивации, желанию выразить свои мысли и чувства от увиденного, возникает содержательная основа для высказывания, а это – важнейшие условия развития связной речи.
2.   Подготовка на уроках изобразительного искусства, музыки, природоведения, литературного чтения. На уроке изобразительного искусства – рисование весенних пейзажей, где ребёнку даётся выбор в изобразительных средствах. На уроке музыки – молчаливое рассматривание картины «март» под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года». Тогда живописное произведение эмоциональнее воздействует на ребят, даёт толчок их мыслям, чувствам и воображению.
3.  Этап состоит из упражнений, направленных на обогащение словаря учащихся, с помощью которых можно проводить не только анализ картины, но и создать собственные речевые высказывания:
- работа с карточками контекстуальных синонимов во избежание повтора слов в речи;
- подбор синонимов, выражающих определённые оттенки значения или отличающихся по эмоционально-экспрессивной окраске;
-         подбор слов по определённым микротемам (помогающие описать данного героя и т.п.);
-         объяснение значений слов с помощью различных приёмов: определения, найденного в словаре, развёрнутого описания, включение слова в контекст, подбора синонимов и антонимов;
4.     Написание диктанта. Этот этап помогает не только формировать орфографический навык, но и способствует развитию речи и мышления детей.
5. Группа  упражнений, направленных на создание сочинений по картине нового образца. В качестве элементов, позволяющих младшим школьникам в достаточной степени успешно конструировать собственные речевые высказывания, могут служить модели текстов, опорные компоненты (ключевые слова, словосочетания, предложения), заданные фрагменты текста, точные рекомендации (алгоритм действий).
6. Этап состоит из упражнений творческого характера, которые направлены на формирование у младших школьников всего комплекса коммуникативно-речевых умений на основе восприятия  и осмысления картины. На основе картин могут быть созданы не только  повествовательные речевые высказывания, но также описания и рассуждения, сочинения, посвящённые всей картине, и  сочинения-миниатюры по одной из микротем картины.  
Я провела урок по написанию сочинения по картине, на котором проводилась работа по формированию эстетического воспитания младших школьников. (Приложение А)
На данном уроке я ставила цель эстетическое воспитание личности, воспитание любви к предмету и родного слова.
Содержание учебного материала соответствует возрасту учащихся, задачам, планируемым результатам урока. На уроке использовались следующие методы воспитания: метод упражнения, метод поощрения на протяжении урока присутствовал демократический стиль педагогического общения.
На всех этапах урока воспитывала любовь и интерес к предмету и русскому языку с помощью возбуждения эмоциональных и мотивационных состояний; ориентировки на личностные впечатления учащихся ; обучение учащихся самооценке и самоанализу учебной деятельности.
На каждом этапе урока были созданы ситуации успеха для учащихся в учебно-познавательной деятельности: использовали приемы постановки эмоционально - оптимистической перспективы по развитию творчества (поощрение, позитивное отношение к творческим удачам; различные виды творческих работ учащихся: написание сочинения, самостоятельная работа с творческим заданием).
Анализируя сочинения (Приложение Б ), я выявила следующие результаты:
Оценка сторон сочинения по следующим критериям:
-объем высказывания;
- наличие сложных предложений;
Объем высказываний определяет степень развития письменной речи в её целостности, устанавливается через подсчет всех лексических единиц. Результаты представлены в таблице .
Таблица 3 Объем высказываний
Количество слов 3 «в» класс
Средний показатель 44
Максимальный результат 56
Минимальный результат 36
При подсчете сложных предложений в письменной работе школьников их количество было соотнесено с общим количеством всех предложений в тексте и подсчитан процент среднего употребления сложных предложений на одну работу. Этот показатель составил 48,5%. Из общего числа сложных предложений в сочинении (средний показатель) было установлено процентное соотношение сложных предложений различных типов: сложносочиненных, сложноподчиненных, бессоюзных сложных и сложных предложений смешанного типа. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4 Наличие сложных предложений
Сложные предложения 3 «в» класс
сложносочиненные 25,1%
сложноподчиненные 37%
бессоюзные 24,8%
смешанного типа 15,9%
После проделанной работы, проводилась видоизмененная анкета «Ориентация на художественно-эстетические ценности» (Ю.П.Соловьева).
Необходимо обвести кружком цифру того ответа, который больше всего отвечает твоему мнению. Отвечай, пожалуйста, на каждое высказывание, выбирая только один из готовых ответов. Помни, нет ответов хороших, или плохих. Цифры, которые проставлены после каждого высказывания, означают следующее: 7- совершенно верно; 6-верно; 5-скорее верно, чем неверно; 4-трудно сказать; 3- скорее неверно, чем верно; 2-неверно; 1- совсем неверно.
1.Искусство учит человека больше, чем наука. (7 6 5 4 3 2 1)
2. Я люблю слушать музыкальные произведения. (7 6 5 4 3 2 1)
3.Жизнь без искусства теряет всякий смысл. (7 6 5 4 3 2 1)
4. Классическая музыка для меня предпочтительнее, чем современная.
(7 6 5 4 3 2 1)
5. Я часто читаю книги по искусству о писателях, художниках, композиторах, поэтах. (7 6 5 4 3 2 1)
6. Моим другом может быть только человек, разбирающийся в искусстве и литературе. (7 6 5 4 3 2 1)
7. Я собираю книги о музыке и композиторах. (7 6 5 4 3 2 1)
8. Иногда я прослушиваю дома аудиозаписи выразительного прочтения произведений художественной литературы. (7 6 5 4 3 2 1)
9. Читать произведения русской народной литературы, так же интересно, как и классическую. (7 6 5 4 3 2 1)
10. Мне больше нравятся люди эмоциональные, чем рассудительные. (7 6 5 4 3 2 1)
11. Постоянно участвую в постановках спектаклей по произведениям литературы. (7 6 5 4 3 2 1)
12. Я часто бываю в театре, филармонии. (7 6 5 4 3 2 1)
13. В свободное время я занимаюсь одним из следующих видов деятельности: сочиняю стихи; иллюстрирую сказки , рассказы и т.п., читаю любимые книги; пробую писать музыку и т.п. (7 6 5 4 3 2 1)
Максимальное количество баллов может быть- 91, минимальное -13 баллов. Уровни сформированности художественно-эстетических потребностей таковы: высокий, если набрано от 61 до 91 балла; средний - 31 до 60 балла; низкий – от 13 до 30 баллов.
Таблица 5 Уровни сформированности эмоционально-оценочного и поведенческого критериев у учащихся экспериментального 3 «В» класса.

п/
п №вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Б
А
Л
Л
Ы У
Р
О
В
Е
Н
Ь
И.Ф. учеников 3«В»класса 1 Агеев П. 7 5 3 5 5 4 5 5 5 4 6 5 5 64 В
2 Алимова Д. 6 4 3 6 7 3 2 3 2 4 4 4 2 50 С
3 Булич Ю. 7 6 4 5 4 5 6 7 5 6 5 7 7 74 В
4 Вахненко И. 5 4 5 5 6 3 3 5 5 3 2 3 5 54 С
5 Грошева Л. 3 4 7 5 7 5 7 6 5 5 6 5 5 70 В
6 Денисова А. 4 4 3 3 2 1 1 1 4 3 3 4 1 35 С
7 Дронин Д. 1 1 1 1 2 2 2 4 3 2 2 1 1 23 Н
8 Казакова В. 5 4 7 5 5 3 3 3 2 5 3 5 2 52 С
9 Камалтдинов Д. 3 4 3 4 7 5 6 5 5 5 4 6 6 64 В
10 Кашкарова П. 7 6 7 5 6 5 6 7 7 5 7 5 5 78 В
11 Кувшинников Э. 5 5 5 6 6 7 7 5 5 4 5 4 5 69 В
12 Куракин А. 6 6 7 5 5 4 5 5 4 4 6 6 5 68 В
13 Лаврентьева С. 5 4 5 6 7 4 7 5 6 4 6 5 7 71 В
5 Марлянов А. 4 4 5 4 5 6 7 6 6 5 3 4 5 64 В
15 Мартазова К. 3 3 4 2 2 3 3 4 4 5 3 5 3 42 С
16 Миловицкий В. 4 4 5 5 5 3 2 6 5 7 6 5 2 59 С
17 Морозова Д. 5 6 4 6 4 4 3 4 5 5 5 6 3 60 С
18 Стригулин И. 6 5 5 7 5 5 6 5 7 4 6 4 5 70 В
19 Рузанкин Д. 5 5 4 1 4 4 5 5 2 1 4 5 5 59 С
20 Титов В. 5 5 6 4 6 6 4 5 4 5 4 5 5 73 В
Общее количество баллов 1199
По результатам анкеты, мы выявили , что в основном дети имеют высокий и средний уровень сформированности эмоционально-оценочного и поведенческого критериев.
Результаты представлены на рисунке .
Рисунок Уровень сформированности эмоционально-оценочного и поведенческого критериев в 3 «В» классе.
\s
Рассчитаем среднее число баллов всего класса: 1199:20=59,9.
Из полученных данных можно сделать вывод, что уровень сформированности эмоционально - оценочного и поведенческого критериев в 3 «В» классе высокий (59,9 балла ).
Проделав данную работу, можно сделать вывод, что воспитательный эффект обучения будет максимальным, если работа по подготовке и проведению сочинений организована так, чтобы каждое сочинение обогащало ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.

Заключение
Действительно, в педагогическом процессе необходимо учитывать особенности воздействия искусства. Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитывать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить. Однако на практике можно столкнуться с тем, что учителя мало используют искусство в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практическим навыкам. Это недопустимо, без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становлении такой личности, которая будет сочетать в себе духов богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высший интеллектуальный потенциал.
Я считаю, что работа по эстетическому воспитанию на материале написания сочинений по картине даёт положительный результат.
Список литературы:
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М., 2010.
2. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: 2011. 453с.
3. Бычков В.В. Эстетика: учебник для гуманит. направлений и спец. вузов. М.: Гардарики, 2006. 572 с.
4. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М., 2006.
5. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. Д.: Феникс, 2004. 416 с.
6.Таборидзе М.Д. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 2008. 104 с.
7. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Приложение А
«Весенняя экскурсия в школьном дворе».
Наблюдения за изменениями в природе.
- Ребята, природа ранней весной имеет свои достоинства, давайте полюбуемся окружающим нас пейзажем. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях? (Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.)
- А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома?
- Определим цвет неба, облачность.
- С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот.
- Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?
- Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).
- Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.
- Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).
- Каких птиц вы встретили в школьном дворе? Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску.
- Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?
- Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «весна» , используя записи своих наблюдений в блокноте.
Был разработан фрагмент урока литературного чтения с целью научить детей внимательно всматриваться, глубоко чувствовать, замечать малозаметные детали, рассуждать, запоминать произведение искусства и его автора, расширить их кругозор, обогатить словарный запас, способствовать развитию воображения.
Ход урока:
Учитель читает стихотворение В. Шефнера «Середина марта» .
1960
СЕРЕДИНА МАРТА
Ходит, в высоту подброшенное,Облачко над головой;Как ботинки неразношенные,Снег скрипит на мостовой.
День такой сегодня новенький,Он чему-то очень рад,И сосульки, как морковинки,Соблазнительно висят.
И по взгорью к лесу синемуПуть-дорога пролегла,Холодна ещё по-зимнему,Да по-вешнему светла.
-Какую картину вы себе представили? С каким жанром живописи она созвучна? (Это пейзаж.)
-Это зимний или осенний пейзаж? Найдите в тексте подтверждение, что поэт изобразил скорее зимний, чем осенний пейзаж. («Снег скрипит», «сосульки висят», «...путь-дорога холодна по-зимнему».)
-А теперь перечитайте стихотворение и отыщите признаки весны в этом зимнем пейзаже. («Путь-дорога по-веьинему светла», «...день новенький».)
-Как вы понимаете значения этих выражений? Уточните в толковом словаре значение слова «по-вешнему».
-Какие образы-олицетворения использует поэт? («Облачко, которое ходит», «день, который очень рад».)
-Найдите и зачитайте сравнения. (Снег скрипит, как неразношенные ботинки; сосульки висят, как морковинки.)
-Какое сравнение кажется вам необычным?
- Чем мартовский снег отличается от январского. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим снег на репродукции картины И. Грабаря «Мартовский снег».
-Какое время года изображено на картине? (Весна.)
-Какой месяц? (Первые дни марта.)
-Каким настроением веет от картины? (Радостью от наступления тепла, обилия солнечного света.)
-Такие деньки говорят нам о том, что зима уходит. Человек и природа пережили долгие месяцы холода, мрака, грустных мыслей. Появилось ощущение перемен.
-Приходилось ли вам наблюдать, например, пейзаж из окна вашей комнаты при разном освещении? В солнечный день и в пасмурный, утром, днем, вечером... Наверное, вы заметили, как все преображается, словно по волшебству, хотя за окном те же самые дома и деревья.
А какого цвета снег? Белый — это знают все. Так и говорят: белее снега! И все-таки всегда ли мы видим снег белым? Вот как описывает цвет снега в морозный солнечный день А. Пушкин: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит...
«Великолепными коврами» — это словосочетание сразу ассоциируется с целой гаммой цветовых тонов, многоцветьем «белого» снега.
«Мартовский снег» — так называется известная картина И. Грабаря. Посмотрите, она как бы перекликается с пушкинскими строками. С большим живописным темпераментом передает художник яркую игру красок на снегу, освещенном солнцем и уже по-весеннему шершавом. «Я писал с таким увлечением и азартом, — вспоминает Грабарь, — что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление от этой жизнерадостной мажорной фанфары».
-Где снег пока еще ярко-белый и нетронутый? (Там, где не ходят люди.)
-Где — с большим количеством следов, потемневший от оттепели? (На дороге.)
-Где подтаявший и порыжевший от земли? (На тропинках.)
-Можно ли, глядя на снег, прийти к выводу, что на улице ярко светит солнце? (Да, на переднем плане видны тени от деревьев; по-разному освещены изображенные на картине предметы.)
-С помощью какого приема художник помогает нам это увидеть? (Спомощью контраста.)
-Мимо каких деревьев (хвойных или лиственных) селянка идет за водой?
-Какого возраста селянка: это молодая девушка или пожилая женщина? (Она молода, так как собирается принести два ведра воды, идет быстро, и у нее фигура молодой девушки.)
-Что вы можете сказать о походке селянки: она идет не спеша, степенно или быстро, стремительно? (Она идет быстро и стремительно.)
-Как вы думаете, ведра пустые или полные? (Они пока пустые, так как барышня идет быстро.)
Помогают ли изображенные ведра увидеть, что день ослепительно яркий и солнечный? (Да, на них яркие солнечные блики.)
Я разработала фрагмент урока изобразительного искусства «Весенний пейзаж», с целью ознакомления учащихся с биографией И.И. Левитана и его картиной «Март».
Фрагмент урока изобразительного искусства « Весенний пейзаж».
Рассказ о художнике и истории создания картины.
Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 г. г. ) Родился 18 (30) августа 1860 года в Литве, в образованной обедневшей еврейской семье. Любовь к природе и особая чувствительность к ее состояниям были присущи ему с детства. Он с ранних лет любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать закат или восход, а когда наступала весна, совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город, куда он убегал всякий раз, как на это выдавалось хоть полчаса. К растениям, цветам и деревьям относился как к братьям нашим меньшим, способным чувствовать, радоваться, тянуться к солнцу в дни весны, грустить, роняя листву перед наступлением холодов. «Летом Левитан мог лежать на траве целый день и смотреть в высь неба. „Как странно все это... — говорил он , — и как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира — земля и небо…(из воспоминаний К. Коровина о Левитане).
И.И. Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что написана картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине.
Свободно и непринужденно кисть художника передает состояние пробуждающейся природы, свежий и влажный воздух, насыщенный дыханием пригретой земли, весеннее солнце, отбрасывающее от предметов синие тени на потемневшем ноздреватом снегу. Зритель не только видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает лошаденка, запряженная в низкие сани-волокуши… Так возникает образ природы – не статичной и застывшей, не «остановленное мгновение красоты», а природы трепетной, пульсирующей, живой.
Беседа по картине.
Какие чувства, желания рождает пейзаж?
Выберите слова-названия чувств, которые помогут вам передать настроение.
Радость
Удивление
Испуг
Восторг
Восхищение
Грусть
Волнение
Беспокойство
Интерес
- Каков, по-вашему замысел картины?
Художник показал пробуждение природы, весеннее обновление земли. Все словно замерло вокруг, согретое ласковы солнцем.
-Какой день изобразил художник?
День теплый и солнечный.
-Как вы догадались, что день солнечный. Ведь самого солнышка здесь нет?
На это указывают желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стенах дома, тени от деревьев, небо такое голубое бывает, когда ярко светит солнце.
-По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?
Яркое солнце; высокое голубое небо; капель с крыши дома; проталинка у дома; снег побурел, подтаял; ветки берез тянуться к небу; к нежным лучам солнышка.
-Что вы можете сказать про цвет неба?
Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и прозрачный, что кажется, будто от него идет какое-то радостное сияние.
-Какие краски использовал художник, чтобы показать свое отношение к весне?
Дети обращают внимание на все оттенки снега, голубые тени, дорогу в коричневых, фиолетовых тонах, на золотистые стволы деревьев под лучами солнца.
-Какие тона преобладают – теплые или холодные?
Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льют теплые желтые тона.
Задания на развитие творческого воображения
-Представьте, что вы оказались в этих местах. Что бы вам захотелось сделать?
Покататься на лошади, побегать по рыхлому снегу, убежать в лес и подышать свежим воздухом, постоять под сосной и полюбоваться красотой, погреться на крылечке под лучами солнца.
-Чтобы бы вы могли там услышать?
Весеннюю капель, шелест веток от теплого ветерка, стук двери на крыльце, крик галок и ворон, хруст наста под ногами.
Тема урока Этап урока Упражнение
«Употребление
слов с суффиксами» Актуализация опорных знаний. «Подберите синонимы к слову художник. Попробуйте составить предложения с этими словами».
(Художник – мастер кисти, живописец, пейзажист, автор картины).
«Склонение имен существительных во множественном числе». Закрепление знаний. Комментированное письмо. «Светятся белые стволы (березы), а за ними темная зелень (сосны). Снег на (крыша) подтаял, на (дорога) потемнел, стал рыхлым. На белом снегу синие тени от (осина и сосна). Грачи спешат соорудить на (береза) гнезда. В голубом небе тоненькие веточки (береза) переливаются разными цветами.»
«Употребление
слов с суффиксами» Актуализация опорных знаний. Объясни значение слова настроение с помощью толкового словаря. Каким бывает настроение? Проведи морфемный анализ этого слова.
«Назначение зависимого слова в словосочетании»  Самостоятельная работа. Найди границы предложений. Подбери синонимы к выделенным словам.
«Радостная весна. Наступила. Весь день светит. Яркое солнце деревья просыпаются. От зимнего сна какое время года! Солнце льется с небес.Золотыми лучами. Набухают почки на деревьях скоро. Из них брызнут первые зеленые листочки.
«Назначение зависимого слова в словосочетании.» Закрепление знаний  Творческое списывание.
Спиши текст, вставляя слова: весёлые, птичьи, пернатых, ранняя, яркое, весеннее, тёплый, синий,
говорливый, шумные, нежная, клейкие. Найди словосочетания и выдели их на письме.
«Наступила … весна. …солнце освещает землю. Воздух … Затрещал на реке …лёд. Зажурчал в овраге… ручеёк. Выглянула … травка. Появились… листочки на берёзках. Уже прилетели … грачи. Они поправили гнёзда на деревьях. Детвора радостно встречает …друзей. Ребята мастерят …домики. Скоро в них запоют …скворцы.»
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Сочинение по картине И.И.Левитана «Март».
Тип: развитие речи
Цель: обучение написанию сочинения по картине на примере картины И.Левитана «Март».
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о сочинении по картине.
2. Развивать коммуникативно-речевые умения: отбирать соответствующие языковые средства, использовать изобразительные средства языка для описания картины, выражать свои чувства от восприятия картины.
Планируемые результаты - формирование следующих УУД:
Познавательные: логические: сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера.
Личностные: эстетическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование – составление плана сочинения, саморегуляция – способность к мобилизации сил и преодолению препятствий.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.
Оборудование: Репродукция картины И. Левитана «Март» в электронном виде.
Ход урока.
1.Организационный момент
2. Сообщение темы урока. Вводная беседа с постановкой учебной цели.
- На уроке изобразительного искусства мы с вами познакомились с художником И.И. Левитаном и рассмотрели его картину «Март». Сегодня мы с вами будем писать сочинение по этой картине.
Много слов живет в нашем языке, с помощью которых можно описать явление природы. Помнишь ли ты описание радуги, ландыша, наступления весны? Кажется что автор удивительных произведений обмакивает свое перо в разные оттенки . А потом пишет цветными чернилами на бумаге. И получается неповторимый образ. Что же такое образ? Давайте поразмышляем над этим словом.
Образ - это картина, зарисовка, описание… Образ создается по впечатлениям художника. Мы смотрим на картину. А перед глазами возникает образ журчащего ручейка, бушующего моря или летнего дождя.
Здорово получается : художник создает образ, а мы его воспринимаем . И в голове рождаются новые мысли, а в сердце - новые чувства.
- Рассмотрите репродукцию картины И.И. Левитана «Март». Давайте попробуем погрузиться в ту красоту, которую оставил нам художник. Посмотрите внимательно как изображены деревья, снег, лошадь, дом. Что вы увидели, почувствовали глядя на эту картину? (высказывания детей)
Рассказ учителя по содержанию картины.
Картина И. Левитана «Март» - один из самых поэтичных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось передать самые первые мгновения весны, самые первые ее шаги. Дыхание весны ощущается во всем: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по-весеннему высоком небе.
На дороге, что ведет к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особенно тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит еще не тронутой. Небо – высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца теплый, желтый. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать и вот–вот, шурша, сползет с нее.
Удивительная тишина вокруг. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке и задремала. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.
3. Лексико-стилистическая и орфографическая подготовка.
- Сейчас, мы заполним таблицу. Вот эта таблица, давайте посмотрим, что же она в себя включает? (Показываю таблицу и представляю колонки)
-Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине? (Имя прилагательное).
В таблице даны опорные слова, которые являются главными для описания картины.
- Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее.
Снег Плотный, серый, грязный, рыхлый.
снег – рыхлый, неплотный, видны следы от саней и человеческих ног.
Снега еще много, особенно в лесу.
Лес Зеленый, темный, манящий.
Лес – Вдали зелень чуть светлее, яркая, плотная, Роскошные кроны деревьев.
Осины – высокие, стройные, тонкие.
Березы-хрупкие, стройный, тоненькие, изящные.
дорога Ведет к дому, а узкая тропинка уходит в лес.
Дорога на переднем плане широкая, хорошо утоптан снег, солнце уже хорошо пригревает, потому сквозь снег видны участки оттаявшей бурой земли.
Лошадь Рыжая, дремлющая, усталая, запряжённая в легкие сани. Лошадь терпеливо ждёт своего хозяина.
Небо Голубое, прозрачное, ясное, чистое, высокое; не видно ни облачка
Солнце Яркое, сияющее, ликующее.
Яркий солнечный свет.
Солнце разлито по всей картине.
Запах пахнет – снегом, хвоей, свежим воздухом, легкое ощущение сырости, легкий морозец
Звук Звук капели, пение птиц, шум ветра, фырканье лошади, голоса людей в доме
Настроение Вся картина залита солнцем, которое как будто улыбается. Поэтому и настроение создается радостное, приподнятое.
Радостное, приподнятое настроение (бодрое, оживленное внутреннее душевное состояние)
дом ярко-жёлтый, деревянный, в нём есть люди, т. к. возле него стоит лошадь. Мы видим только фрагмент дома. Часть стены и крыльцо. На крыше над крыльцом лежит снег, дверь в жилище открыта, как будто приглашает войти.
Заполняя таблицу, учитель обращает внимание на орфограммы. Вместе с учениками выделяет орфограммы:
снег
небо (ср.р.)
хвойный лес
осины (мн.ч.)
лошадь – лошади
дом
дорога
скворечник
4. Обсуждение структуры сочинения, вида текста.
- Какой текст вы, будете составлять? (описание)
Критерии оценивания по содержанию: Памятка «Подготовка к сочинению» .
1.Правильность раскрытия темы. Соответствует ли содержание сочинения содержанию картины.
2.Соразмерность частей текста: вводной, основной и концовки.
3.Связь между частями текста.
4.Правильность построения предложений.
5.Точность употреблений слов в тексте.
5.Определение темы и основной мысли текста.
- О чем будете писать рассказ? Какова его тема? Кто главный персонаж картины?
Какое время года наступает? (Наступила весна.)
- Какие изменения происходят в природе? (Все кругом оживает. Наступает весенняя   пора. )
-Что изображено на картине?
6. Составление плана сочинения.
- Сколько частей обычно мы выделяем в сочинении?(Три части: вступление, основная часть, заключение)
-О чём можно написать во вступлении? (О художнике и его творчестве, о наступающей весне).
-Составьте устно вступление вашего сочинения. (Учащиеся предлагают различные варианты).
-Каким будет первый пункт нашего плана?
1.И.И.Левитан – великий пейзажист.
(Весна – удивительное время года).
-О чём вы должны написать в основной части? (Описать то, что изображено на картине).
2.Описание картины И.И.Левитана «Март».
В какой последовательности мы будем описывать картину:   1.Сюжет картины (о чем повествует картина);
 2.Что изображено на переднем плане;    3.Что изображено на заднем плане картины; 4.Описать основных героев картины ( лошадь , небо , лес, дорога, дом);  5.Описать цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);   Что вы напишите в заключение? (Что понравилось в картине; какие чувства вызывает картина; о чувствах художника, переданных в картине; о своих впечатлениях).
-Как можно озаглавить заключительную часть?
3.Мои впечатления от картины.
Примерный план:
1.И.И.Левитан – великий пейзажист.
(Весна – удивительное время года).
2.Описание картины И.И.Левитана «Март».
3.Мои впечатления от картины.
7.Написание сочинения.
 8.Самопроверка.
9.Подведение  итогов урока.
Работа над редактированием текста
Основные этапы работы:
Оценка учителем результатов работы класса в целом.
Зачитывание отдельных удачных и неудачных словосочетаний, предложений, абзацев (без указания на автора), их анализ.
Зачитывание удачных сочинений или отрывков самими детьми. («Найди самое удачное место в своем сочинении (или сочинении соседа) и прочитай его. Попробуй объяснить, почему оно показалось тебе самым удачным»)
Работа над ошибками (групповая и индивидуальная).
Приложение Б
Казакова В., 3 «Б»
Сочинение по картине И.Левитана «Март»
Художник изобразил на картине весну, март.
Картина яркая и красочная.
Небо на ней – прозрачное и безоблачное, солнце – тёплое и яркое, а воздух чистейший и тёплый.
Снег тающий, грязный и ноздреватый, а деревья, особенно берёзы, блестят золотом от яркого солнечного света.
На дороге стояла лошадь. Она была запряжена в сани. Лошадь свесила голову , будто пригрелась на солнышке.
Если бы я оказался внутри картины, я бы услышал пение птиц, фырканье лошади, шум весеннего ветра.
Как только я увидел эту картину, я подумал, что это обычная фотография. Я и не подозревал, что можно написать такую красоту. Мне картина очень понравилась.
Денисова А., 3 «А»
Сочинение по картине И.Левитана «Март»
Март – это первый месяц весны, это время, когда тает лёд и множество ручейков несутся вниз.
Картина Иссака Левитана наполнена светом, она очень яркая и красивая.
На переднем плане картины изображена дорога. Дорога ведет к дому, возле которого стоит усталая лошадь. На заднем плане изображен весенний лес.
Небо на этой картине яркое и светлое, солнце весёлое, воздух наполнен светом, снег искрится и играет, а деревья переполняются жёлтым и коричневым цветами.
Мне очень понравилась эта картина.