Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов Надеиной Елены Алексеевны


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская средняя школа» Белогорского района Республики Крым
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов
Надеиной Елены Алексеевны

Я, Надеина Елена Алексеевна, 08.02.1971 года рождения, в 2002 году окончила Полтавский психолого-педагогический университет, специальность «Практический психолог, учитель начальных классов».
Стаж работы учителем начальных классов 26 лет. По итогам предыдущей аттестации 2013 года имею высшую квалификационную категорию.
Кто - то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд – выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперед – выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд – выращивает молодое поколение. А учитель – это тот человек, который выращивает будущее.
Мы живём в эпоху, когда идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
Качественные изменения в системе образования не возможны без использования в учебно-воспитательном процессе инновационных образовательных и педагогических технологий, методик.
С точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения.
Если есть стремление что-то понять, в чём – то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Как и каждый учитель, я тоже ежедневно задаю себе эти вопросы. Поиски оптимальных вариантов обучения привели меня к выводу, что вцентре обучения должен стоять не учитель, а сам ученик. Именно это характерно для технологии развития критического мышления.
Моя педагогическая философия. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» - Лев Николаевич Толстой.
Цель моей работы: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы.
Для достижения этой цели я изучила теоретический материал и опыт работы учителей-методистов.
На основе этого теоретического материала я разработала систему уроков. Данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приёмы учебной работы по видам учебной деятельности.
Немаловажное значение для успешного формирования и развития качеств ученика имеет системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов. Она реализуется в рамках накопительной системы. Одним из способов оценивания результатов обучения считаю портфолио выпускника, которое начинаю формировать со своими учениками начиная с 1 класса. Накопительная система учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.Я на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбираю, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её, способствуя выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а я, как педагог отслеживаю, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие, личностные и метапредметные действия. Чтобы динамика образовательных достижений учащихся за период обучения стала очевиднее, накопительную систему оценивания начинаю с ребятами с 1 класса, поэтому обязательно сохраняю первые тетради, первые творческие работы ребенка. 
Умею проектировать свою профессиональную деятельность и деятельность учащихся с учетом современных требований к качеству образования. Стараюсь строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их реальных затруднений и потребностей. Владею педагогическими технологиями и использую их в процессе деятельности (использование проблемного, частично-поискового, исследовательского обучения и др.). В своей работе учитываю возрастные особенности учащихся, уважаю их мнение, убедительно объясняю свою позицию в детском коллективе. На своих уроках стараюсь создать благоприятный морально-психологический климат в ученическом коллективе, мотивирую на достижение результатов, оказываю психолого - педагогическую поддержку, создаю ситуации достижения успеха.
. В тоже время считаю, что не обязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Поэтому в своей работе сочетаю классические методы обучения младших школьников с новыми информационными технологиями, которые существенно дополняют и поддерживают традиционное обучение.
Тема по самообразованию «Использование ИКТ на уроках в начальной школе». Под информатизацией начальной школы понимаю включение в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средств обучения, воспитания и развития младших школьников. Провела для коллег открытые уроки с использованием ИКТ по темам :Н.Н.Носов «Живая шляпа», «Заповеди» (ОРКСЭ). Информатизация дает возможность дифференциации процесса обучения за счет индивидуального темпа и последовательности выполнения заданий различного уровня сложности. Использование мультимедийных средств расширяет способы предъявления учебной информации.
Каждый урок я начинаю с положительного эмоционального настроя на работу, стараюсь обогатить образовательный процесс позитивными эмоциями, это способствует снятию психологического и физического напряжения.
В начале урока тренирую детей в самостоятельном формулировании не только темы, но и цели урока, порядка организации учебной деятельности. Мои вопросы («Что мы изучаем?», «Догадайтесь, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?», «Для чего надо знать?», «Какие термины в названии темы вам известны, что вы о них знаете?», «Как мы будем действовать?» и т.д.) подталкивают детей на самостоятельный поиск необходимой информации. Выстраиваю работу каждого ученика с учетом тех знаний, которые у него имеются по данной конкретной теме. Использую задания проблемно-поискового, развивающего характера, с интересным содержанием. Такой подход в обучении помогает мне вовлечь в активную работу каждого ученика. Всегда при выполнении заданий я внимательно выслушиваю мнения каждого ученика.
В конце урока обсуждаем не только то, что нового узнали, но и то, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
Выставляю оценки не только по конечному результату, но учитываю и достижения этого результата, самостоятельность, оригинальность. Это позволяет донести до сознания учеников, что зачастую важен не только результат, но и та работа, которую он проделал для достижения этого результата.
Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную или групповую работу.
Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны для учащихся, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Прекрасным средством воспитания и обучения является игра.
Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.
Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариативных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования.
В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А ещё они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.
Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать.
Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.
Важными орудиями в моей работе являются улыбка и доброе слово.
А сколько прибавляют они и уроку, и ребёнку! Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить. Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, я добилась высоких показателей в учебно - воспитательном процессе.
На уроках математики активно использовала словесные, предметные, схематические, символические модели, что способствует развитию логического, абстрактного мышления. На пути решения задачи, нахождения значения выражения или доказательства «работы» того или иного математического закона в более сложной и данный момент «нерешаемой» самостоятельно ситуации разрешаю детям использовать калькулятор.
Динамика качества знаний по математике имеет следующие показатели:
Учебный год Класс «5» «4» «3» Успеваемость Качество знаний
2012-2013 2 класс 7 4 3 100% 79%
2013-2014 3 класс 6 5 3 100% 79%
2014-2015 4 класс 5 6 3 100% 79%
2015-2016 1класс На уроках русского языка с первых дней обучения уделяю особое внимание звуковому составу слова, орфоэпической и орфографической разминке на каждом уроке. Учу детей овладевать грамотной речью. Уделяю особое внимание на уроке умению мыслить и доказывать свою позицию. Считаю, что вместе с тем каждый ученик имеет право на ошибку. Ведь не ошибается только тот, кто не работает.
Динамика качества знаний по русскому языку имеет следующие показатели:
Учебный год Класс «5» «4» «3» Успеваемость Качество знаний
2012-2013 2 класс 4
9 1 100% 93%
2013-2014 3 класс 6
6 2 100% 86%
2014-2015 4 класс 4 7 3 100% 74%
2015-2016 1 класс В учебнике по литературному чтению собраны произведения, имеющие важное значение для нравственного воспитания. Задания к текстам помогают развивать творческие способности детей. Для этого использую на уроках специальные задания, обучающие словесному иллюстрированию, выразительному чтению, инсценированию, творческому пересказу, сочинению. Обращаю внимание на развитие речи младших школьников, для этого даю задания, которые развивают речь читателя (работа над заголовком, планом, всеми видами пересказа), а также задания, которые помогают стать хорошим читателем (работа над беглостью, над осознанностью, правильностью и т.д.).
Динамика качества знаний по литературному чтению такова:
Учебный год Класс «5» «4» «3» Успеваемость Качество знаний
2012-2013 2 класс 10
.2 2 100% 86%
2013-2014 3 класс 9 2 3 100% 79%
2014-2015 4 класс 8 3 3 100% 79%
Таким образом, разнообразные приемы помогают мне не только активизировать познавательный интерес обучаемых, но и способствуют эффективному использованию времени на уроке.
У моих выпускников сформировано стремление к самообразованию:
они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Использование данных технологий и приемов обучения позволило мне достигнуть хороших результатов обучения.
Чтобы соответствовать тому уровню, которого требует от учителя современная школа, стремлюсь постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, обучаясь на курсах, посещая семинары:
1. Курсы повышения квалификации учителей начальных классов в Крымском республиканском институте последипломного педагогического образования ( свидетельство о повышении квалификации №5486 Приказ №418 от 09 декабря 2011г)
2. Курсы повышения квалификации учителей в федеральном государственном автономном учреждении «Федеральный институт развития образования» по «Концептуальные положения и методы построения образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС»(удостоверение о повышении квалификации №06/04/103/98)
3. Курсы повышения квалификации учителей в федеральном государственном автономном учреждении «Федеральный институт развития образования» по «Концептуальные положения и методы преподавания ОРКСЭ в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС»( удостоверение о повышении квалификации №07/04/103/22)
4. Курсы повышения квалификации в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский республиканский институт постдипломного педагогического образования» по программе «Концептуальные основы деятельности образовательной организации
«Кто стоит на месте, тот отстает» - эта поговорка древних римлян как нельзя лучше отражает мое стремление к постоянному поиску новых идей, новых проектов.
Трудно представить современный урок без использования ИКТ. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
как средство наглядности учебного процесса;
для организации коллективной и групповой работы (проекты);
как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы и другие виды работ). Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, проекты.
Результатом этой работы являются высокие показатели участия детей в школьных и районных олимпиадах и конкурсах.
«Зима в Белогорье глазами детей»
2012-2013 уч.год
Районный конкурс 2 Васильцова Дарина (победитель)
«Моя малая Родина»
2012-2013 уч.годРайонный конкурс 1 место
Районный конкурс «Язык – душа народа»
2013-2014 уч.год
Районный конкурс 2 1 место (Прокаев М.)
3 место (Васильцова Д.)
«Зима глазами детей»
2013-2014 уч.год
Районный конкурс 1 За активное участие
Творческий проект «Крым в моём сердце»
2012-2013 уч.год
Республиканский конкурс 1 Васильцова Дарина (сертификат победителя 1 этапа в номинации «Крым в объективе»)
«Моя малая Родина»
2013-2014уч.год Районный конкурс 5 1 место Сизова Яна, Бекиров Эмиль, Васильцова Дарина, Зенькович Олег,Прокаев Максим.
200 – летие Т.Г.Шевченко 2013-2014уч.год Районный конкурс 2 Васильцова Д. 3 место,
Прокае М. 1 место
2 этап XIV Международного конкурса по укр.яз. имени П.Яцыка2013-2014уч.год Районный конкурс 4 Зенькович О. 1 место,
Прокаев М. 1 место
Сизова Я. 2 место,
Костинецкая Н. 2 место
Васильцова Д. 2 место
«Край родной, навек любимый»
2014-2015 уч.год Районный конкурс 1 3 место
(Сизова Яна)
«Салют, Победа!» 2015 год Районный конкурс коллектив за участие
Вывод: в перспективе планирую более углубленно изучать инновационные технологии, способствующие развитию детского творчества, всячески поощрять и поддерживать самостоятельные творческие задумки и начинания учеников. 
Во всём для своих ребят стараюсь прежде всего сама быть личным примером. Поэтому активно участвую в разноуровневых мероприятиях.
Название профессиональногоконкурса
Название конкурснойработы
Учебный
год
Уровень Результат
Работа педагога в инновационном режиме» «Воспитательная работа» 2012-2013 районный 1 место
Районный этап Республиканского конкурса «Лучший классный руководитель» «Лучший классный руководитель» 2013-2014 районный 3 место
Работа педагога в инновационном режиме» «Духовно-нравственное воспитание» 2014-2015 районный 2 место
Работа педагога в инновационном режиме» «Работа с одаренными детьми» 2014-2015 районный 3 место
«Учитель года» 2014 районный 1 место
«Лучший урок с использованием ИКТ» 2015-2016 районный 2 место
На лучшую презентацию работы образовательного учреждения «Воспитательная работа» 2015-2016 районный 2 место
Электронное
портфолио педагога 14.11.2016 районный призер
С 2015 года возглавляю районное методическое объединение учителей начальных классов, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки, выступаю с сообщениями перед коллегами, участвовую в районных семинарах.
Выступала по темам:
«Использование ИКТ в начальной школе» (21.11.2012г.),
«Традиции народов Крыма» ( 29.04.2013г.),
«Отчет о проделанной работе учителей начальных классов района» (29.04.2013),
«Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОСНОО» ( 20.10.2016г