Статья на тему Совершенствование практики преподавания и обучения на основе подходов семи модулей.


Тема: Совершенствование практики преподавания и обучения на основе подходов семи модулей.
58420108585Деревянко Елена Алексеевна,
ГУ Затобольская школа – гимназия
акимата Костанайского района,
Костанайской области,
учитель математики.
В рамках проведения практической конференции по теме «Профессиональное развитие, ориентированное на познавательные потребности обучающихся, через воспитание коллегиальной культуры и совершенствование навыков преподавания», мне представилась возможность поделиться своим опытом работы. Работая над исследованием в действии в течение года, мною была определена тема ОЭР «Использование стратегий критического мышления на уроках математики для развития познавательных навыков учащихся».
Любой учитель, желающий улучшить результаты, вовлечь детей в процесс обучения, должен взращивать коллегиальную культуру, благодаря которой, ребенок чувствует себя личностью, которую уважают и ценят, что дает ему уверенность. Уверенные в себе люди могут идти на любой риск, который влечет за собой интересные, разнообразные идеи.
Реализуя идеи семи модулей, я больший акцент уделяю развитию у учащихся и у себя в том числе критического мышления, что позволяет стимулировать интерес к новому через уже известное и выяснять появившиеся вопросы. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Этап вызова настраивает на ту информацию, которая будет раскрываться на следующем этапе урока. Для меня этот этап знаком, потому что, работая по технологии проблемного обучения, в классической педагогике его называют созданием мотива к обучению, что способствует появлению мотивации в познании нового материала. В результате ученики на этом этапе сами для себя формулируют цель: для чего я буду изучать новую тему, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на возникший вопрос. Возникновение собственных целей для изучения нового является основным стимулом для развития творческого и критического мышления.
Естественно сразу все приемы применить не возможно, и я пытаюсь в повседневной работе применять те, которые дают результат, являются «изюминками» урока. Это позволяет повысить результативность урока, поднять эмонационально – мотивационный уровень. Моим восьмиклассникам очень нравятся такие приемы, как: Горячий стул, а мы его еще называем «тепленький», Паспорт, где можно увидеть, какие дети фантазеры, Интеллектуальная карта, Верите ли вы, Ромашка Блума, где учимся задавать вопросы и отвечать на них. Ребятам очень нравится работать в группах, причем группы у нас бывают рабочие, сформированные по интересам и группы вновь сформированные. Нужно отметить, что ребята умеют работать в любой группе, хотя когда начинала эту работу, то им больше нравилось работать в группе по интересам. Учащиеся легко распределяют роли в группе, и выполняют ее в течение урока. Этот момент еще не всегда получается так, как хотелось бы, потому что есть дети, которым сложно работать на математике, такие ребята чаще выбирают себе роль часовщика, который следит за временем, за тем, чтобы к исходу его группа смогла получить результат. В группах 4 человека: организатор и спикер - тот, кто следит за тем, чтобы всем в группе было комфортно, за тем, чтобы все были услышаны, за тем, чтобы группа не отклонялась от темы и  кто будет высказывать мнение группы, это как правило ребенок талантливый и одаренный; художник – тот, кто оформляет постер, обладает художественными навыками; секретарь – тот, кто записывает ВСЕ мысли группы, может услышать каждого ученика.  
Приведу примеры применения приемов критического мышления на своих уроках.
Прием Горячий стул на этапе вызова или рефлексии: «Формулы сокращенного умножения» , «Признаки и свойства четырехугольников», «Неполные квадратные уравнения», «Формулы площадей поверхностей и объемов многогранников и тел вращения» и т д. Прием Паспорт на этапе осмысления: «Квадратные уравнения», «Цилиндр», «Решение иррациональный уравнений». Прием Толстые и тонкие вопросы Ромашка Блума, Кубик ( вопросы по таксономии Блума) : «Квадратные уравнения», «График и свойства функций у=х2и у=-48260186055х3», «Свойства параллелограмма», Прямая и правильная призма». Прием Составление кластера: «Квадратные уравнения», «Определенный интеграл». Прием Оживи картинку: «Площадь криволинейной трапеции», «График и свойства функций у=х2и у=х3». Уже сейчас удается прием «Зигзаг» в 11 классе, мы отрабатываем его с ребятами уже год. Сложный прием оказался как для меня, первый урок был комом, но постепенно все сложилось, как должно быть.
Так же мне хотелось бы немного остановиться на оценивании работы учащихся. Очень сложно оценить работу каждого ребенка при групповой работе, поэтому на такие уроки я предлагаю листы оценивания, где прописываю, за что, на каком этапе урока ставится балл и за что отнимается балл. Затем прописываю оценку за определенное количество баллов. Работу группы в зависимости от того, что делала группа, оцениваем по критериям. Хочу привести пример урока, который проводили как урок защиты проектов учащихся, работающий над своим проектом в течение месяца. Это урок по теме Задачи практического содержания на нахождение площади поверхности тел вращения. Ребятам был предложен
-482604661535среднесрочный проект по теме «Геометрия вокруг нас». Этапы проведения проекта следующие: 1) Создание рабочих групп, определение целей и задач проекта, планируемых результатов, распределение работы между учащимися в группах, определение критерий оценивания проекта. 2)Поиск необходимой информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, поиск задач практического содержания из учебников и задачников. 3)Оформление результатов работы в виде буклетов, презентаций и наглядных пособий. 4) Подготовка к защите проекта, консультации учителя. Определение критерий оценивания деятельности ученика, решения практической задачи, презентации, оценивания буклета. 5) Защита творческих работ учащихся, оценивание и подведение итогов проекта, рефлексия. Вместе с учащимися были разработаны критерии оценивания проекта- это оценки за: Презентацию, Буклет, Наглядно решенную практическую задачу. Так же определили, как будем оценивать деятельность ученика, т е это: а) Члены группы оценивают каждого учащегося за его работу в группе; б) Работа группы в целом над проектом, оценивается учащимися других групп; в) Учитель оценивает работу каждого по результатам решенной задачи; г) Эксперты подводят итог работы. Разработали критерии оценки решения практической задачи: (от 5 до 10 баллов): 1)Правильный выбор практической задачи. 2)Грамотное выполнение чертежа. 3)Верный выбор алгоритма решения, выбор формул. 4)Верность в расчетах. 5)Грамотная убедительная речь при пояснении задачи. Критерии оценивания презентации: (от 5 до 10 баллов) 1)Определение цели. 2)Историческая справка о происхождении тела. 3)Основные характеристики, формулы. 4)Применение геометрического тела в жизни. 5)Умение представить свой проект. Критерии оценивания буклета: 1)Достаточный, необходимый справочный материал. 2)Креативность, оригинальность. 3)Примеры применения формул при решении практических задач. 4)Наличие 10 практических задач. В результате работы над проектом, учащиеся стали надежными товарищами по команде, благодаря которым всё запланированное осуществилось, да и трудности тоже оказались преодолимыми. Считаю, что применение приемов критического мышления учащихся – это надежный путь повышения качества образования.  «Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыка критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации», - подчеркнул Президент РК Н.А.Назарбаев в своем Послании народу РК «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Литература:
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель).- М.: Изд-во “Бонфи”, 2002
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004