Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса


Ребенок — существо разумное, он хорошо знает потребности,
трудности и помехи своей жизни.
Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина,
не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность,
вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.
Януш Корчак
(выдающийся польский педагог, писатель).
Психолого – педагогические основы успешного педагогического взаимодействия учителя с субъектами образовательного процесса: родителями и учащимися
Формы и модели успешного психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса
Психолого-педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:
Добровольность
Сотрудничество
Уважение интересов друг друга
Соблюдение законов и иных нормативных актов
Модели психолого-педагогического сопровождения
В  основу построения модели психолого-педагогического взаимодействия легли следующие принципы:
- принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития;
- принцип субъектности, предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности;
- принцип амплификации психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;
- принцип деятельности, который базируется на теории психического развития ребенка, раскрытого в трудах А.Н. Леонтьева [3] и Д.Б. Эльконина [5], центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Данный принцип означает, что ведущим способом процесса развития эмоционального интеллекта школьников является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание условий, в которых бы активизировались его проявления;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.
Модели взаимодействия участников образовательного процесса:
1)        Ребенок – ребенок:
свободно общается  со сверстниками;
приобщается к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);
развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;
самовыражается  через  совместную творческую деятельность;
учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
учится договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.
2)      Родитель – ребенок:
признание прав и свобод ребенка,
сотрудничество,
сопереживание и поддержка,
обсуждение ситуации через диалог,
гибкое введение ограничений.
3)        Педагог - ребенок:
признание ценности личности ребенка;
признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
диалоговое взаимодействие с ребенком;
актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    
4)        Педагог - родитель:                                         
добровольность в сотрудничестве.
искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  
конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).            
5)        Педагог – педагог - администрация:
развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
демократичность в общении;
сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;
учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;
проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.
Формы психолого-педагогического взаимодействия.
Формы психолого-педагогического взаимодействия можно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средствами – учение, игры, труда, общения
- формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )- игровые формы (имитация, соревнования)
- формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп)
- формы общения (прямое, опосредованное)
Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов:
- словесные формы (информация, собрания, митинг)
- наглядные формы (выставки, стенды)
- практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея)
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
     В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Счастье – когда тебя понимают
Педагоги, родители и учащиеся являются участниками образовательного процесса. И качество их взаимодействия влияет на качество обучения и благоприятную обстановку в школе, имидж школы.
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным "инструментом" учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.
Различного рода нарушения в общении ученика и учителя подавляют творческий
саморазвивающийся потенциал ребенка, стимулируют негативные чувства, асоциальные формы поведения учащихся, напряженные аффективные состояния учителей, сопровождаемые в наиболее острых случаях невропатическими реакциями, соматическими и психическими заболеваниями.
Важно, чтобы общение проходило в вежливо – предупредительном тоне, но и слишком серьёзная и официальная манера общения с учащимися не способствует успеху.
В процессе педагогического общения не следует стремиться к достижению односторонних преимуществ, подчёркивать высокий статус преподавателя перед учащимися, так как это ранит их самолюбие и снижает эффект общения. Для высокого эффекта педагогического общения важно создать благоприятный психологический климат.
Правила педагогического общения рекомендуют оставлять за пределами учебного заведения домашние невзгоды и раздражение.
Ни загруженность работой, ни общественное положение, ни неприятности, ни плохое самочувствие не дают права преподавателю быть невежливым с коллегами , родителями и учащимися.
Для педагога умение сочетать решение рабочих задач в процессе профессионального общения и вне формальной обстановки - один из самых эффективных способов достичь успеха.
Учащиеся не всегда выполняют указания преподавателя .Педагогическое указание по форме может быть директивным, демократическим или даже либеральным. Для учащегося в принципе любая форма педагогического указания воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Демократическая форма распорядительной информации значительно повышает качество исполнительной деятельности и дает большую отдачу, по причине того, что учащийся с большим желанием выполняет задание.
Отдавая педагогическое указание, важно руководствоваться правилом: "желание — залог успеха".
Важно знать, каким мотивом руководствовался учащийся — внешним или внутренним — и на сколько этот мотив им осознавался. Внешними (он это сделал потому, что так приказал преподаватель) или внутренними (он это сделал потому, что, независимо от преподавателя, у него появилось такое желание). Осознанные человеком мотивы — это и есть желание.
Одной из причин невыполнения учащимися указаний преподавателя является отсутствие взаимопонимания.
Если учащиеся не понимают, чего от них хотят, то они не смогут выполнить дело так, как того требует или просит их преподаватель.
Важно, чтобы учащийся знал тот профессиональный язык, на котором преподаватель отдает указание.
Понимание зависит также от общей культуры, от общего интеллектуального развития учащихся.
Психолого-педагогические приемы достижения аттракции( расположенности.)
Психологический механизм приема «имя собственное»
Когда к человеку обращаются и при этом произносят его имя, то таким образом вольно или невольно показывают внимание к данной личности, а это утверждение данной личности. От этого возникает чувство удовлетворения, связанное с положительными эмоциями ,и, как следствие, — притяжение к источнику положительных эмоций и достижение расположенности (формирование аттракции).
Прием "зеркало отношений" или "зеркало души"
Доброе и приятное лицо человека, легкая улыбка обладают способностью "притягивать" к себе, формировать аттракцию. Действительно, человек чаще по-доброму и приятно улыбается людям, к которым относится с искренней симпатией.
Располагать к себе людей — коллег, родителей и учащихся — это профессиональная обязанность педагога, продиктованная не должностной инструкцией, а характером его труда. Следовательно, использовать приемы формирования аттракции — тоже профессиональная обязанность педагога.
Психологический прием «золотые слова»
 (комплименты)
Использование психологического феномена внушения.
Так, если человек много раз услышал, что у него "золотые" руки, "удивительная способность видеть прекрасное там, где его другие не видят", "общаясь с вами, можно многому у вас научиться" и т.п., он поверит в это. В эффекте внушения происходит как бы "заочное" удовлетворение потребности в совершенствовании какой-то своей черты, возникновение на этой почве положительных эмоций.
Основные условия грамотного общения педагог – родитель.
Ответственность за провал или успех встречи лежит на учителе, так как он профессионал.
Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было пауз и перерывов. Взаимопонимание наладится быстрее, если учитель не сидит за столом выражая позицию начальства, а будет находиться рядом, показывая готовность к сотрудничеству.
Непременным условием состоявшегося общения является взаимное уважение. Понимание должно предшествовать советам. Если родители настроены агрессивно или пришли с установкой что-то сказать или оправдаться перед учителем, они не способны его слушать, принимать советы и рекомендации. А если ещё учитель ответит грубостью, например: “Что вы мне тут доказываете? Я знаю вашего ребёнка
как свои пять пальцев”, в таком случае можно считать, что общение не состоялось.
Понимание должно оканчиваться развивающим советом и готовностью родителей действовать самостоятельно. Чтобы оказать отцу или матери действенную помощь необходимо раскрыть родителю возможности их ребёнка (например: способный мальчишка, имеет силу воли, способен проявить характер) и убедить родителей опираться на эти хорошие качества в дальнейшем. Заботливые родители хотят сами попробовать свои педагогические силы, чтобы убедиться, что они могут, а что пока нет.
Вот формула, которой неплохо бы руководствоваться при общении: “Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребёнок вырос добрым, умным, раскрылись все его способности”.
Очень важно придерживаться открытого общения. В общении необходимо говорить и слушать партнёра.
В диалоге учитель-родитель недопустимы: резкая ирония, саркастические замечания, придирки к неудачно подобранному слову, общее пренебрежение.
Общение без учёта ситуации, настроения партнёра ведёт к душевной глухоте. Не менее важно отражать мысли партнёра по общению (эффект зеркала).
Если учитель встречает родителя с улыбкой, родитель отвечает тем же. Если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон.
Аналогичной может быть и реакция учителя.
Не стоит спорить с родителями, спор может вызвать обиду и отчуждённость. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребёнка, и как он его воспринимает.
И самое главное - нам всем следует помнить, что главной целью общения является ребёнок.
Если между родителем и учителем существует неприязнь, то её нужно преодолеть во имя ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к неудачам и успехам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход, чтобы убедить родителей словом и делом: я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо!
И ещё несколько рекомендаций
Не выносить суждений
Педагогу необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
Не проповедовать
Абстрагированные воззвания типа «Ваш родительский долг обязывает…», «Вы как родители должны…» не воспринимаются родителями как важные, потому что эти призывы не ассоциируются с конкретными педагогическими ситуациями.
Не поучать
Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
Не приказывать
Учителю необходимо помнить, что любые слова, которые содержат разного рода обязательства, могут вызвать протест
Общаясь с родителями, следует отказаться от фраз типа «вам обязаны», «вам нужно», «вы должны» и т.п., так как естественной реакцией на эти утверждения могут стать слова родителей:
«Я вам ничего не должен.
Это мой ребенок, и я буду
поступать так, как сочту
нужным!»
Не угрожать
Педагог не должен забывать, что любая угроза – это признак слабости, а угроза со стороны учителя – это еще и свидетельство педагогической несостоятельности и некомпетентности. Угрозы или ультиматумы со стороны учителя – это провокация конфликта. Фразы, построенные по модели «Если Вы не сделаете того-то и того-то , то…», являются свидетельством неумения учителя аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения с родителями.
Не ставить «диагноз»
Необходимо помнить, что все фразы педагога должны быть корректны. Категоричные высказывания типа «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против.
Не разглашать «тайну»
Учитель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
Не оправдывать и не оправдываться
Учитель, выстраивая свои отношения с родителями, должен занимать четко выраженную позицию, не оправдывая отрицательных поступков школьника и не оправдываясь в своих действиях в рамках педагогического процесса, так как соглашательская позиция педагога может сделать существующую педагогическую проблему менее значимой для родителей.
Не провоцировать конфликты
Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями и детьми, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения.




Литература:
      1.  Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб.  Пособие для студ. высш. учеб.  заведений. -  М.: Издательский центр Академия – 2006. -  336с.
     2.   Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.