Доклад к Республиканским педагогическим чтениям Развитие эстетического вкуса учащихся в процессе внеклассных мероприятий и интегрированных уроков.


Развитие эстетического вкуса учащихся в процессе внеклассных мероприятий и интегрированных уроков.
Работу выполнил учитель русского и литературы
МБОУ «СОШ №23 им. А.П.Антонова»
Бессарабова М.П.Майкоп 2014 г.Тезисы к докладу
«Развитие эстетического вкуса учащихся в процессе внеклассных мероприятий и интегрированных уроков»
1.Главная задача школы – воспитание гармонически развитой личности. Необходимо уделять достаточно внимания такой стороне воспитания ребенка, как эстетическое воспитание, так как у учеников в современное время гаснет интерес к истинным культурным ценностям, накопленным на протяжении веков.
2.Слова К.Д. Ушинского, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, который необходимо донести до ребенка.
3.Высказывание В.А. Сухомлинского о том, что «ребенок по своей природе – пытливый открыватель мира». Необходимо в каждом ученике развивать чувство прекрасного.
4.Важная роль в развитии эстетических чувств принадлежит предметам гуманитарного цикла, литературе и русскому языку.
5.Приобщение учащихся на уроках литературы к высоким образцам отечественной и мировой художественной литературы. В процессе изучения литературы формируются эстетические и нравственные взгляды. Осознание учащимися красоты и ценности родного языка на уроках русского языка.
6.Оказание большого воспитательного и эстетического воздействия внеклассных мероприятий на учащихся.
7. Работа литературного салона в школе «Гори, гори, моя свеча!» Темы литературных вечеров.
8.Большая роль подготовки литературных вечеров, где учащиеся обучаются искусству выразительной речи, стараются понять красоту и глубину литературного языка. Оформление класса рисунками, подбор музыкальных произведений.
9.Пример литературного вечера, посвященного жене А.С. Пушкина Наталье Гончаровой «Моя Мадонна». Цель вечера – дать ребятам почувствовать красоту отношений Пушкина и его жены, понять истинную ценность любви.
10. Использование презентации в целях наглядности, представления о теме. Сопоставления внешней и внутренней красоты А.С.Пушкина и Н.Н.Гончаровой.
11. Основа вечера – литературный сценарий где чередуется задушевная беседа о личности поэта, его жене и их любви с выразительным чтением стихотворений А.С. Пушкина «Признание», «Красавица», «Мадонна», «Сожженное письмо», «Простить ли мне ревнивые мечты» и другие. Использование в качестве музыкального оформления романсов М.И. Глинки, музыки П.И. Чайковского. Использование писем Пушкина и его жены, воспоминаний современников, стихотворений В.Н. Соколова, Ю. Друниной, А. Дементьева.
12. Итог литературного вечера – большой эмоциональный отклик в душах ребят, воспитание в детях высокой культуры чувств.
13. Эстетическое и эмоциональное воздействие литературного вечера, посвященного творчеству С.А. Есенина «Голубая Русь». Формирование эстетического вкуса ребят через анализ стихотворений и работу с литературоведческими терминами (эпитетами, метафорами, олицетворениями и пр.)
14. Выразительное чтение стихотворений С.А. Есенина.
15. Интегрированные уроки как средство художественного развития личности ребенка.
16. Пример интегрированного урока: «Времена года. Роль имени прилагательного в речи и художественном произведении». Использование на уроке стихотворений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина; фотопланшета «Времена года». Результат работы – написание сочинений – миниатюр, работа над художественным словом.
17. Заключение. Развитие творческих способностей, эстетического восприятия прекрасного – результат работы думающего учителя, воспитателя и творца.
Содержание
I.Вступительная часть:
1.Воспитание гармонически развитой личности.
2.Роль предметов гуманитарного цикла – русского языка и литературы – в развитии эстетических взглядов и чувств учащихся.
II.Основная часть:
- работа литературного салона «Гори, гори, моя свеча!», темы вечеров;
- пример литературного вечера по произведению А.С. Пушкина «Моя Мадонна»;
- эмоциональный отклик и развитие эстетических взглядов учащихся как итог литературного вечера;
- эстетическое воздействие на учащихся литературного вечера по творчеству С.А. Есенина «Голубая Русь»;
- интегрированные уроки как средство художественного развития личности ребенка;
- пример интегрированного урока «Времена года». Роль имени прилагательного в речи и художественном произведении.
III. Заключение. Развитие эстетического восприятия прекрасного учащимися как результат творческой работы учителя.
IV. Цель работы:
-показать важную роль предметов русского языка и литературы в формировании эстетических взглядов учащихся;
-оценить роль литературных вечеров в формировании культуры чувств учащихся;
-рассмотреть такую форму работы в формировании эстетического вкуса учеников, как интегрированные уроки;
-раскрыть ведущую роль творчески работающего учителя в развитии гармонически развитой личности.
Сегодня преподавание предметов и воспитание молодежи в школах становится все более трудным делом. У учеников гаснет не только тяга к знаниям, но и постижению тех культурных ценностей, которые накоплены человечеством на протяжении веков. Беспокоит то, что учащиеся все меньше готовы к восприятию уроков добра и красоты, что большая часть молодежи вырастает абсолютно бездуховной, не способной отличить настоящие культурные ценности от псевдокультуры, истинную красоту окружающего от красоты ложной. Поэтому в современной школе необходимо уделять достаточно внимания такой стороне развития ребенка, как воспитание эстетическое. Ведь главная задача школы – воспитание гармонически развитой личности.
К.Д. Ушинский говорил, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент и задача наставника состоит в том, чтобы донести его до ребенка. Задача школы – сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, помочь сформировать эстетический вкус с позиции выработанных представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом.
В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать людям добро». Ведь человек с развитым чувством прекрасного не способен на плохие поступки, жестокость, вандализм, равнодушие. Как же сохранить детские души чистыми в мире разгула, насилия, пошлости и цинизма?
Несомненно, что важная роль в школе в развитии эстетических чувств ребенка принадлежит таким предметам гуманитарного цикла, как литература и русский язык.
Русская литература является ведущим предметом в системе нравственного и эстетического воспитания учащихся. На уроках литературы школьники приобщаются к высоким образцам отечественной и мировой художественной литературы. Талантливый учитель способен сподвигнуть учащихся к творчеству, ценностной и эмоциональной оценке изучаемого произведения. В процессе изучения литературы учащиеся овладевают искусством слова, развивают фантазию, личностно раскрепощаются. Учатся оценивать поступки литературных героев. Происходит всестороннее развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство в будущем будут сочетаться с высокой культурой чувств. В этом плане формы проведения учебных занятий могут быть самыми разнообразными: урок-экскурсия, презентация, урок-путешествие, творческая защита и,наконец, интегрированные уроки и внеклассная работа.
Работая много лет учителем русского языка и литературы, я убедилась в большой воспитательной пользе и эстетическом воздействии на учащихся внеклассных мероприятий.
Вот уже 12 лет я веду в школе литературный салон «Гори, гори, моя свеча!». Мы с учащимися разрабатываем и воплощаем в жизнь многие литературные темы, например, был проведен ряд салонов на пушкинскую тему: «Моя Мадонна», «Лампада чистая любви», «Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы», «Друзья, прекрасен наш союз»; на стихи А.Фета и Ф. Тютчева «Природа-мать»; С.Есенина «Голубая Русь»; по лирике А.А. Ахматовой и М. Цветаевой «Нежность женской души»; по произведениям Н.Рубцова «Гори, гори, моя звезда» и А.Блока «О, Русь моя»; «Бардовская песня 20 века»; «Стихи поэтов Великой Отечественной Войны», «В. Высоцкий в поэзии и музыке» и другие.
Обращение к миру поэзии способно сотворить чудо. Творческие способности ребят проявляются уже в ходе подготовки к этим вечерам: они учатся читать стихотворения выразительно, прослушивают записи образцов художественного чтения. Придумывают интересные моменты в проведении вечера, активно общаются друг с другом. При этом появляются такие потребности, как способность вникнуть в мысли и чувства автора, понять глубину произведения и оценить искусство поэтического слова. Ребята пришли к выводу, что успех вечера зависит от их уровня подготовки. Они считают, что слушать красивую и выразительную речь приятнее, а материал должен сопровождаться хорошей музыкой, лучше классической. Вечер проходит в ненавязчивой дружеской обстановке. Горят свечи на столах, красуются принесенные детьми букеты цветов, осенних листьев. Класс оформляется специально подготовленными рисунками, плакатами по теме. Обязательно используем презентации, музыкальные записи.
Естественно, направляющая роль принадлежит мне как учителю, но основные участники вечера – сами ребята. Обычно это молодежь от пятнадцати до восемнадцати лет.
Большой интерес у учащихся вызвал вечер, посвященный жене А.С. Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой «Моя Мадонна». А.И. Куприн об отношении Пушкина к жене писал: «какая бездна красоты была в его чувстве, которым он мог согревать любимую женщину, как он при своем мастерстве слова мог быть нежен, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях!» Цель этого вечера – дать ребятам почувствовать истинную ценность и красоту любви Пушкина, нежность и глубину отношений Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Ребята вспоминают о том, как начались отношения Пушкина и Гончаровой. Подчеркивают необычайную красоту Натальи Гончаровой. Используя компьютер, демонстрируются на экране портреты Гончаровой художника А.П. Брюллова и В.И. Гау, А.С. Пушкина В. Тропинина и О. Кипренского. Ведется непринужденная беседа о большой, чистой и взаимной любви этих двух замечательных людей. Звучит романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье»…
Учащиеся рассказывают о встрече и женитьбе влюбленных, взволнованно читают наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Признание», «Красавица»:
«Но встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг становишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты».
Участники вечера подчеркивают, что несмотря на то что Наталья Гончарова была невероятно красива, она была еще и скромна, сдержанна, умна. Рассказывая о переписке Пушкина и его жены, ребята приводят примеры из писем, где Пушкин писал Гончаровой «А душу твою люблю более…» И конечно, кульминационно звучит стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна», сопровождаемое романсом М.И. Глинки «Не пой, красавица, при мне»; читают стихотворения «Ночь», «Сожженное письмо», «Простишь ли мне ревнивые мечты…».
Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волнение?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда терзать мое воображение?
Ребята рассказывают о глубоких чувствах поэта и его жены, об их любви, доверии друг к другу и даже о чувстве ревности. Приводят примеры писем Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой друг к другу. Какая забота, любовь и нежность сквозят в строчках писем! Забота друг о друге и любимых детях: «Здорова ли ты, душа моя? И что мои ребятишки?»
С волнением дети рассказывают и о встрече с Дантесом, его роковом влиянии на судьбы Пушкина и Гончаровой. А далее идет речь о верности Натальи Гончаровой, и грустное повествование о том, как нежно, с чувством глубокого сострадания она ухаживала за умирающим поэтом. Звучат стихотворения В.Н. Соколова «Натали, Наталья, Ната…», Ю. Друниной «Наталья Пушкина», А. Дементьева «А мне приснился сон», звучит «Лунная соната».Л.В.Бетховена.
И заключительным аккордом звучат слова о Гончаровой – матери. Из воспоминаний французского дипломата виконта Д’Аршиак: «Баюкая ребенка, она, казалось, отплывала от нас в какой-то особый мир, не доступный для всех окружающих, где ее охватывала блаженная дремота высшего, ничем не омраченного счастья». Наблюдаю за выражением лиц детей в классе. Да, вот идеал настоящей любящей и нежной матери, и понимаю, что они это чувствуют. В классе царит атмосфера глубокого эмоционального вдохновения. Ребята с большим волнением декламируют стихотворения поэта, стараются как можно выразительнее прочитать отрывки из прозы. Все это говорит о том, что они глубоко проникли в данный литературный материал, он волнует их и находит отклик в их душах. Считаю, что цель этого вечера достигнута, и он оказал большое эстетическое воздействие на слушателей. Именно сегодня дети учились отличать красоту истинную от ложной, понимать благородство и высшую ценность настоящей любви. Лица ребят просветленны, они читают свои стихотворения о любви. Вот запись из альбома на память: «О! Мгновенье волшебства! О! Продлить его, продлить – да только нечем (Дж. Р.Р. Толкин). Интересно, удивительно… духовно…» Считаю, что мероприятия такого рода воспитывают в ребенке высокую культуру чувств, развивают потребность в добром общении.
Очень интересно и вдохновенно проходят и другие литературные вечера. Не менее волнуют ребят стихотворения С.Есенина (литературный вечер «Голубая Русь»). Какое глубокое влияние оказывают на детей стихотворения «Черемуха», «Береза», «Весенний вечер», «Зима», «На небесном синем блюде», «Ночь», «Осень», «Тихо в чаще можжевеля по обрыву» и другие. Здесь эстетические взгляды ребят формируют ся через такие приемы, как анализ стихотворений, работа с литературоведческими терминами (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения). Например, дети познают, что природа у Есенина одухотворена, и наблюдаем это через олицетворения: «Осень, рыжая кобыла, чешет гривы», «Слышен синий лязг подков…». Есенин – искусный мастер русского слова, певчая душа России, ее вечная радость и вечная боль. И звучат на вечере его изумительные стихи:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…
Дети проникаются тем, что поэзия С. Есенина – чудесный, неповторимый мир, а вся красота родного края воплотилась с годами в стихотворениях, полных любви к русской земле и ее народу:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску…
В своей практике в целях художественного развития личности детей применяю такой вид работы, как интегрированные уроки. Эти уроки, построенные на диалоге разных видов искусства, способствуют формированию правильной эстетической ориентации, пониманию смысла прекрасного в жизни и искусстве, обогащают внутренний мир ребенка, очищают душу. Ведь задача учителя — разбудить в своих учениках живое чувство, желание жить по законам красоты. На таких занятиях преследуется достижение нескольких целей и задач: межпредметные связи,и расширение кругозора учащихся, умение соотносить и наблюдать связи между различными видами искусств.
Хочу рассказать об одном из таких уроков в 6классе: «Времена года. Роль имени прилагательного в речи и художественном произведении». Эпиграфом к уроку были замечательные слова Ф.И. Тютчева: «Не то, что мните вы, природа; Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык...» За основу урока взят материал об обучении роли имени прилагательного в художественной речи (на уроках русского языка и литературы). Мною был изготовлен планшет «Времена года» с фотографиями, иллюстрирующими смену времен года. А весь урок построен на использовании стихотворений Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», «Летний вечер», А.А. Фета «Весенний дождь», Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», С.А. Есенина «Береза». Музыкальным сопровождением на уроке являлся цикл П.И. Чайковского «Времена года». Ребятам были даны индивидуальные карточки, где они должны были определить в стихотворениях эпитеты, метафоры, олицетворения. Стихотворения читались выразительно, наизусть. Применялся такой вид работы, как сочинение — миниатюра, где целенаправленно использовался планшет с фотографиями. На таком уроке происходит не только взаимопроникновение разных видов искусств, но и развивается эстетический вкус учеников, расширяется понятие красоты природы, чему способствует поэтическая речь известных русских поэтов. Результатом урока явились оригинальные сочинения - миниатюры. Ощущалось, что ученики вложили в них свою душу, почувствовав музыку родной речи.
Думаю, что развитие творческих способностей, эстетического чувства восприятия прекрасного — результат работы думающего учителя, воспитателя и творца. В бурный век компьютеризации так важно, чтобы дети умели жить жизнью сердца, чтобы загорались глаза от прекрасных стихов и классической музыки. Мне хочется помочь своим воспитанникам перешагнуть через вялость и дряблость души, наполнить маленького человека сознанием важности и полноты своего существования на земле.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников/ Е.В. Бондаревская. - М., 1980г.;
2. Гессен А. Набережная Мойки, 12. Последняя квартира А.С. Пушкина, 2-е издание/ А. Гессен. - М., 1963г.;
3. Елисеева Л.В. Формирование и развитие нравственно — эстетической культуры школьников / Л.В. Елисеева. - Саратов: 1996г.;
4. С.А. Есенин в воспоминаниях современников, в 2-х томах/ — М., Художественная литература, 1986г.;
5. Есенин С. Стихотворения/ С. Есенин. - Мир книги, 2007г.;
6. Есенин С. Стихотворения и поэмы/ С.Есенин. - Профиздат, 2009г.;
7. Киященко Н.Н. Эстетическое сознание личности/ Н.Н. Киященко. - М.: 1994г.;
8. Кучерук О.В. Межпредметные связи в эстетическом воспитании школьников во внеурочной деятельности/ О.В. Кучерук. - Белгород: 2000г.;
9. Кузнецова А.И. Моя Мадонна/ А.И. Кузнецова. - М.: 1997г.;
10. Лебедев О.Е. Общая педагогика, история педагогики/ О.Е. Лебедев, П.И. Третьяков. - Педагогика, 2003г. - №10, 8-14 с.;
11. Лысенко Т.И. Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы/ Т.И. Лысенко. - Оренбург: 2007г.;
12. Меняйлова Т.Л. Формирование качеств личности человека, культуры школьников на основе реализации культурологического подхода/ Т.Л. Меняйлова. - Новокузнецк: 2008г.;
13. Последний год жизни Пушкина. Переписка, Воспоминания, Статьи — М.: Правда, 1988г.;
14. А.С. Пушкин в воспоминаниях современниках, в 2-х томах/ - М.: 1976г.;
15. Пушкин А.С. Лирика/ А.С. Пушкин — М.: Гослитиздат, 1963г.;
16. Смелова В.Г. Повышение учебной мотивации обучающихся основной и полной средней школы средствами межпредметной интеграции/ В.Г. Смелова. - М.: 2009г.;
17. Цветаева М. Мой Пушкин в кн. День поэзии/ М. Цветаева — М.: Советский писатель, 1962г. - 287 с.