«Работа над развитием вокально-хоровых навыков и воспитания нравственно-духовных качеств учащихся со сниженным интеллектом средствами музыкального фольклора»

Государственная общеобразовательная специальная (коррекционная ) школа –интернат VIII вида № 7








Доклад к методическому объединению по теме:

«Работа над развитием вокально-хоровых навыков и воспитания нравственно-духовных качеств учащихся со сниженным интеллектом средствами музыкального фольклора»




Учитель I квалификационной категории
по предмету Музыка и пение
Сторожук Л.А.










Москва, 2011-2012 уч.г.







Одним из основных факторов нравственно-духовного воспитания и развития вокально-хоровых навыков у учащихся со сниженным интеллектом является музыкальное искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости , душевного подъема.
Возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке, танцах, обрядовых играх и хороводах.
На своих уроках я знакомлю учащихся с фольклорными произведениями, с обычаями, бытом, трудом народа, бережным отношением к природе , чувством юмора.
Часто фольклор не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт.
Наиболее распространенное и доступное средство в музыкальной культуре – народная песня . В ней заложено всё: правдивость, душевность , простота, доступность, богатство мелодий и жанров, разнообразие ритмов . Самые простые из песен, доступные и знакомые самым младшим классам , высоко художественны.
Используя на уроках музыки и пения коротенькие народные попевки- видишь оживление на лицах ребят .Мелодии и слова доступны, понятны и, поэтому притягательны. Они запоминаются, варьируются и исполняются детьми самостоятельно, а значит, активизируют их мышление, память, воображение, корригируют эмоции, поведение.
Русские народные песни богаты разнообразием жанров, ладовым строением и ярко выраженным характером. Частушки, песни солдатские , колыбельные, бытовые, юмористические, обрядовые; протяжные, напевные или задорные, озорные и веселые – дети с удовольствием слушают их, подпевают, эмоционально откликаются на них.
Народный песенный материал позволяет эффективно решать задачи эстетического и нравственно-патриотического, духовного воспитания, развития творческих способностей и активности учащихся.
Процесс обучения пению длительный и сложный для ребёнка с умственной отсталостью, т.к. требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения. Это вид музыкального исполнительства, которое оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы .
Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует центральную нервную систему, увеличивает работоспособность ученика.
Процесс обучения пению позволяет решить ряд задач:
развитие у учащихся познавательной деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха, укрепления голосового аппарата , помогает развивать вокально-хоровые навыки, звукообразование, певческое дыхание, артикуляцию, слуховые навыки, дикцию, эмоциональную выразительность при исполнении. Вырабатываются и коррегируются:
- певческая установка, дыхание, атака звука.
- подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней
челюсти.
- ясное и четкое произношение согласных
- развивается звуко-высотный слух (чистота интонирования
мелодии.
- мелодический слух (особенность запоминания мелодии).
В связи с тем, что песня разучивается на нескольких занятиях, интерес к ней у детей постепенно снижается. Для его поддержания использую разнообразные методы и приемы:
Песенный репертуар составляю с учетом коррекционных задач. Сохраняя основные требования программы, круг песен постепенно расширяю. Часто в своей работе использую песни-упражнения (потешки, прибаутки) , которые способствуют постепенной выработке естественного звучания голоса, отчетливого звукопроизношения, облегчения в работе над расширением диапазона. Многие народные песни помогают учащимся осознанно различать звуковысотный состав и соотношение отдельных частей мелодии, развивают умение произвольно приспосабливать свой голосовой аппарат для воспроизведения как высоких, так и более низких звуков. Это полезные упражнения на определение высоты звука, расширение диапазона, чистоту интонирования.
Для различения чередования коротких и долгих звуков, умения точно воспроизвести ритмический рисунок использую попевки, с показом чередования звуков или движения мелодии рукой. Использую и такие приемы, как «ритмическое эхо».
Широкое применение в уроках музыки и пения получило такое направление, как использование народных инструме ложек, трещоток, бубнов. Народные ударные инструменты – это неоценимые помощники в музыкально-ритмическом воспитании детей. Они развивают не только ритмический и динамический слух у детей с недоразвитием, но и воспитывают коллективизм, чувство ответственности за исполнительскую деятельность, повышают интерес к творчеству, помогают адаптироваться и самореализоваться ребенку в коллективе. Умственно отсталым детям порой бывает сложно контролировать свои эмоции во время игры на ударных инструментах. В этом случае задача учителя организовать игру так, чтобы ребенок услышал, что он выделился из общего ансамбля, создал шум из звуков, и исправил свою ошибку самостоятельно. Важно объяснить ребенку, что весело и задорно совсем не означает громко и грубо.
Разнообразие методов и приемов позволяет разучивать с учащимися до 5-8 попевок, народных песен, разнообразных по характеру, форме и содержанию: игровые, лирические, колыбельные, патриотические, героические, торжественные, грустные, напевные и задорные, веселые и шуточные.
Разучивание фольклорных произведений проходит поэтапно, однако текст песен лучше запоминается детьми, если он подкреплен образами и движениями. При разучивании песен очень часто использую танцевальные движения. Для учащихся начальной школы песня или хоровод – это веселая игра в которой они овладевают приёмами танцевальных движений, согласовывают их с музыкой и пением. В младших классах с большим удовольствием дети инсценируют народные песни такие как: «Блины», «Во кузнице», «Бояре». Яркие образы, простые движения, понятное содержание дают возможность реализовать выполнение движений при пении, запоминающийся сюжет позволяет исполнить песню выразительно, образно, и, главное,– творчески.
Атрибутика и элементы костюмов влияют и на выразительность исполнения фольклорных произведений, помогают «вжиться» в образ. В старших классах ребята уже свободно используют разнообразные предметы в любых народных песнях. Фольклорные композиции используются на всевозможных общешкольных мероприятиях. Элементы народных костюмов не только помогают проникнуть в образ, но и воспитывают интерес и уважение к народным промыслам и традициям, любовь к своему народу, своим истокам. Для учащихся подбираю специальный репертуар, включающий доступность , выражающий разнообразные эмоции и душевные состояния, ярко передающие образы и содержание песни. Главное их качество – художественность и доступность при исполнении.
Уроки музыки – это еще и уроки истории, уроки искусства, этики и нравственности. На уроках в старших классах мы не только изучаем быт. В 9 классе вся 2 четверть посвящена изучению русского народного фольклора, где учащиеся более подробно знакомятся с историей, с обычаями русского народа . Мы прослеживаем связь поколений, преемственность традиций, уважение и бережное отношение к наследию дедов и отцов – что и является основной целью нравственно-духовного воспитания учащихся. Это не только эстетическое воздействие на умственно отсталых детей, но и воспитание толерантности по отношению друг к другу, независимо от национальности и вероисповедания.
На протяжении многих лет учащиеся, участвующие в конкурсах художественной самодеятельности, видят костюмы ребят других школ. На занятиях вместе с детьми обсуждаю, что в костюмах приближено к настоящему народному, что осовременено или стилизовано, а какой элемент является ключевым, подчеркивающим национальную принадлежность. Национальный костюм несет на себе не только смысловую нагрузку, но и оказывает эстетическое воздействие, Ребята должны понимать, что излишества могут испортить целостность костюма, а, отсутствие важного элемента сделать его неузнаваемым.
Народное творчество всегда актуально, наша задача научить детей понимать это. Хранить и беречь традиции, передавать их из поколения в поколение, оберегать природу родного края – это долг каждого гражданина, а наша задача воспитывать достойных граждан, даже если это дети с отклонениями в психическом или физическом развитии. Совместное творчество – это совместные переживания ,совместные эмоции, и важно направлять их в нужное русло с правильной оценкой происходящего.








Список литературы:



1.Янушевска-Варых М.М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня. – М.: Издательский дом РАО, 2005.
2. Айдарбкова А.А. «Музыкальное воспитание, как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми детьми», Москва, 1989г.
3.Антонова Л.Ю., Педагогическая статья »Влияние фольклора на эстетическое воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки, пения и ритмики.»
4. Чувахина Т.Г., Грингауз И.Г., Чувахин Д.Л. , педагогическая статья «Коррекция интеллектуального и психо – эмоционального развития детей с нарушением интеллекта средствами музыки».
5. Евтушенко И.В. «Музыкальное воспитание умственно отсталых детей - сирот», Москва, 2003г.




























15