Преимущества и недостатки различных методов преподавания курса ОРКСЭ


Преимущества и недостатки различных методов преподавания курса ОРКСЭ
Активные формы работы и методы обучения, которые используются в учебном процессе:
Метод моральных дилемм и дискуссий
Эвристические методы
Проектирование
Исследовательский метод
Активные формы учебной работы:
Интервью
Взаимные вопросы и задания для групп
ВзаимообъяснениеБеседа эвристического характера
Драматизация (Театрализация)
Учебные и социальные проекты
Дискуссии (дебаты, диспуты)
Эвристические беседы
Деловые и ролевые игры
Практикумы
Викторины
Уроки-экскурсии
Конкурсы
Творческие мастерские
Сквозные виды учебной деятельности:
Составление словаря-глоссария (терминов и понятий)
Составление галереи образов
Работа с притчами
Метод / Форма Преимущества Недостатки
Работы в малых группах (парах)
в группах Снимает страх ребенка перед поставленной задачей
Способствуют формированию коммуникативных умений
и качеств (выслушивать и принимать разные точки зрения, учитывать мнения других), развивают лидерские умения и качества, умение работать в команде Шум на уроке, в обсуждении принимают участие активные учащиеся, имеющие лидерские качества. Замкнутые учащиеся принимают позицию пассивного наблюдателя .
Метод моральных дилемм и дискуссий  Выработка умения четко излагать мысли, аргументировать соображения
Умение обосновывать предполагаемые решения, отстаивать убеждения
Возможно включение всех учащихся
Формирование ораторских способностей Сложная предсказуемость хода суждений
Тщательная подготовка (точность и четкость формулировки вопросов)
Проектирование Активное участие учащихся, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки;
Создание комфортной образовательной среды
Дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей.
Использование информационных технологий
Формирование исследовательских умений;
Мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками
Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, Необходимость помощи взрослого (родителей). Большинство проектов создаются родителями, а не учащимися.
Невысокая игровая составляющая способна снизить познавательный интерес
Драматизация
Привлекательна для младших школьников. Требует много времени для подготовки
Интервью Предоставление самостоятельной работы учащимся
Формирование связи с родителями Не все учащиеся смогут активно проявиться
Применение средств ИКТ Наглядность
Позволяет концентрировать внимание учащихся и активизировать их познавательную деятельность
дает возможность формировать информационную компетенции у обучающихся, экономия времени на уроке. Поиск необходимого материала (интерактивной игры, презентации и т.д.) занимает большое количество времени
Уроки-экскурсии Развивает речь, логическое и ассоциативное мышление учащихся.
Способствует развитию коммуникативных способностей учащихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывает уважительное и бережное отношение к материальным и духовным ценностям, памятникам мировой культуры.
Воспитывает толерантное отношение к представителям различных конфессий. материальные затраты, обеспеченность транспортом, сопроводительные документы,
обязательное наличие сопровождающих.
Составление словаря-глоссария (понятий и терминов)
Совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, Систематизация учебного материала. Понятия и термины сложны для понимания учащихся 4 классов.
Работа с литературными произведениями.
формирует личностные ценности обучающихся, закладываются основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства. Большой объем времени на поиск необходимого литературного произведения по изучаемой теме
Работа с притчами.
Воспитание нравственных качеств, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Затрата времени на поиск необходимых притч в интернете или литературных источниках.
Лекция.
Возможность изменения последовательности раскрытия темы, темпа изложения материала в зависимости от реакции слушателей, или от их уровня восприятия. Высокие требования к мастерству учителя.
Низкая активность учащихся
Невозможность учета недостатков в образовательном процессе обучающихся.
Семинарские занятия.
Позволяют контролировать степень понимания слушателями пройденного материала.
лучше усвоение самостоятельно изученного материала при чтении дополнительно литературы;
Учитель должен быть опытным, коммуникабельным человеком.
Ограниченное количество обучающихся в группе
Видео обучение.
Наглядность и доступность изложенного материала.
Объекты и процессы представлены в деталях и в движении;
Возможность организовать самообучение (болеющие дети) и закрепление материала.
Многократное использование
Использование в удобном темпе, месте, в удобное время Невозможность учитывать индивидуальные достижения обучающихся;
Учащиеся пассивны
Необходимость ограничения времени
Наличие инструкции;
Творческие мастерские.
Составление галереи образов. Формирование образного восприятия изучаемого материала, культурной эрудиции учащихся.
Возможность использования разнообразного наглядного материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.
Учащиеся затрачивают много времени на поиск в интернете или литературе необходимой информации