Доклад Воспитание конкурентно-способной личности

ВОСПИТАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный характер и требует для своего решения объединения усилий всех отраслей государства. Экономика сегодня это не просто техническое средство выживания человека, а особый образ жизни, рассматриваемый, как саморазвитие и самосовершенствование человека. Создатель Римского клуба (крупнейшей неправительственной организации, объединяющей ученых всего мира) А.Печчеи сделал заявление о том, что «человек стоит перед дилеммой: либо он должен измениться как отдельная личность, как профессионал и как частица общества, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли».
Поэтому личностное, профессиональное и социальное развитие рассматривается как взаимодополняющие друг друга процессы. Необходимое в настоящее время реформирование системы образования предполагает многоаспектное восприятие сложных социально-экономических и психологических проблем современного общества, умение объемно мыслить.
Таким образом, цель образования сегодня заключается в том, чтобы воспитать конкурентоспособную личность, востребованную на рынке труда, развить у учащихся потребность в самоизменении, заинтересовать в получении знаний, которые позволят человеку твердо стоять на ногах и быть уверенным в себе. Именно труд как основное психологическое явление выступает основой жизни здорового общества. Труд, а не рынок. С гуманистической точки зрения, экономическая свобода – это взаимная ответственность друг перед другом, честность перед собой и согражданами, это терпимость, порядочность, справедливость, нацеленные на сотрудничество.
Стремление к самосовершенствованию самого себя – это лучшее средство создания цивилизованного общества.
Овладеть же принципом саморазвития, самосовершенствования человек может лишь в общении с другими людьми.
Субъектами педагогического общения являются учителя, родители, школьники – взрослые и дети.
При этом в школе ученик должен изучать не объект, а прежде всего самого себя. Он должен осваивать свой мир, формировать свою жизненную позицию. Конечно же, изучение себя самого идет через изучение другого.
Однако, в существующей системе образования это не всегда реально. Ведь взрослые предлагают ребенку готовые цели, которые он должен принять, используя те формы и методы, которые ему поставляют те же взрослые. Такая организация педагогического процесса исключает необходимость и возможность выбора ребенком собственной программы образования и самообразования, снимает с него личную ответственность за сам процесс и его результат.
Хочется отметить, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или в науке, но и в повседневной жизни, каждодневном выборе ситуаций. Все могут реализовать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают.
Однако, есть общие характеристики, присущие самоактуализующимся людям: поглощенность делом как призванием; независимость в суждениях; уверенность в себе; инициативность; внутренний контроль; отношение к внешнему и внутреннему опыту; стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми.
В условиях современной динамично развивающейся школы все эти качества можно легко развивать у учащихся. Для этого необходимо подавать детям каждую новую тему, новый текст, новое мероприятие через постановку проблемной ситуации, для решения которой я советую групповую работу. Начиная с работы в малых группах, дети проходят в первую очередь межличностное общение. Поскольку у каждого в группе есть своя роль, ребенок старается проявить себя именно в ней. Большим плюсом является смена ролей. На следующем уроке тот же ученик выступает в другой роли, но все также стремится показать себя. Советую держать перед глазами детей таблицу, где в качестве подсказки дано начало фразы, с помощью которой ребенок чувствует, что это его мнение, и он по-своему прав. Например: «Я считаю, что», «Мне кажется, что», «Я уверен, что» и т.д.
Также дети проявляют свои личностные качества при постановке различных театрализованных мероприятий. Здесь педагог может и должен использовать способности детей, учитывая типы нервной системы, и позволяя ребенку самосовершенствоваться от первой репетиции к выступлению.
Однако, основная деятельность учащихся – учебная, и здесь педагог должен подвести детей к тому, чтобы они сами хотели получать знания не ради оценивания, а ради самосовершенствования.
Таким образом, при воспитании конкурентоспособной личности педагог должен использовать в качестве объекта – характеристики личности, в качестве фундаментального условия – переход на более высокий уровень самосознания, в качестве психологической поддержки – превращение собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования, в качестве результата – творческую самореализацию, достижение неповторимости личности.






15