Описание опыта педагогической деятельности учителя начальных классов


Описание опыта педагогической деятельности
учителя начальных классов Бондаренко А.С. МБОУ «Орловская ООШ»
Самое главное в жизни – уметь учиться.
Петер ШепердМодернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно знаний, умений и навыков, к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, поэтому ключом к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества является формирование самостоятельного, думающего человека. Ученик школы должен быть востребован обществом при любых условиях, поэтому, я считаю, ученика не просто надо научить, а важнее научить учиться.
Целью моей педагогической деятельности является формирование учебной самостоятельности младших школьников и развитие творческих способностей, создание детского коллектива со своими традициями и развитие личности каждого ребёнка.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.
Свои уроки моделирую в рамках современных образовательных технологий: игровая, информационно-коммуникационная технологии, технологии творческого развития, проблемное обучение.
По моему мнению, в процессе работы с младшими школьниками важно создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей. Поэтому на уроках я использую педагогические игры, которые отвечают всем требованиям возрастной психологии младшего школьника. В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается подвижность ума, формируется мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям. Обучение в игровой форме получается более интересным, занимательным и результативным.
Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
Но когда расцветут ваши милые лица,
И живым любопытством глаза озарит:
И в десятках голов моя мысль шевелится,
И в десятках сердец моё сердце стучит.
В. Троицкий
Игра «Собери слово»
Игра «Мой флажок»
Применение ИКТ на различных уроках позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.

Технология творческого развития позволяет организовать активную мыслеречевую деятельность, самостоятельный поиск новых знаний и практических решений. На уроках и во внеурочное время практикую приемы конструирования ситуаций и предметов. Создаем в совместной деятельности сборники стишков, рассказов, рисунков. Интересна ребятам работа с ненаучными вопросами, такими как: «Что корни чувствуют в земле?», «Кто помирит кошку и собаку?» и другие. Сформированность творческого развития достигается в процессе собственного анализа, синтеза, абстрагирования, установления законов, принципов деятельности.


В организации учебно-воспитательного процесса использую методику проблемного обучения. Малый проблемный вопрос возникает в ходе объяснения, закрепления материала на который у ученика нет ответа, его необходимо найти в ходе учебной деятельности. Большие проблемные вопросы требуют планирования, они ставятся в начале занятия или темы. Вся методика урока выстраивается как поиск ответа на проблемный вопрос. Проблемные задания ученик может решить в ходе самостоятельной или групповой работы, через самостоятельную обработку информации и разные формы разрешения проблемы (схема, таблица, текст). На уроках перед детьми ставлю проблемные задачи: найти объяснение слову, найти ошибку в работе, составить схему, сделать анализ текста. Или создаю проблемную ситуацию, которая побуждает детей к нестандартному мышлению в поиске решения. Использование методики проблемного обучения формирует у учеников компетенцию решения проблем и информационную, воспитывает терпение и настойчивость, целеустремленность и толерантность, создает ситуацию успеха.

Проблемный вопрос: Как можем помочь птицам зимой?
Развитие логического и креативного мышления, формирование познавательного интереса и умения учиться полно реализуются на нетрадиционных формах уроков: уроки путешествия, интегрированные уроки, урок решения «ключевых задач», уроки-консультации, урок-соревнование и другие.
Урок есть часть жизни ребенка. Ученик на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

Внеклассная работа по предметам – неотъемлемая часть моей педагогической деятельности, основными формами которой являются:
предметные недели;
внеклассные занятия;
интеллектуальные игры
олимпиады и конкурсы.
Частушки
Фруктовый сад
Я люблю вас, слабыши и лентяи, Хоть немало, признаюсь, от вас перенесла, Даже вас, шалуны, даже самых отчаянных, Доводящих до скрытых мучений и слёз. Вы сейчас не поймёте, как ночью бессонной, Не успев отдохнуть в отведённый мне срок, Я сижу над тетрадью, усталая, влюблённая, В наш грядущий и вам неизвестный урок. Ваш учитель.
Цветы для мамы
Немаловажным считаю продолжать работу по сохранению здоровья учащихся во внеурочное время и дома.


По моему мнению, использование современных педагогических технологий, различных приёмов и методов, внеклассная деятельность, направленная на развитие детей, позволяют моим ученикам стать успешными на уроках и в дальнейшем обучении в старших классах.
Механизм функционирования воспитательной программы осуществляется по нескольким направлениям:
«Учиться – всегда пригодиться» - развитие познавательной деятельности, интеллекта.
Игры-викторины, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Звёздный час», предметные недели.
«Если хочешь быть здоров – позабудь про докторов» - физическое воспитание, формирование здорового образа жизни и активного досуга.
Спортивные игры, «Весёлые старты», «Сказочная Эстафета», «Дурным привычкам – нет!», дни Здоровья, внеклассные занятия «В гостях у Здоровёнка».
«Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» (А. Экзюпери) – нравственное воспитание, культура поведения, работа органов самоуправления.
Ролевые игры «Выручай-ка», «Если друг оказался вдруг…", игры на сотрудничество, часы общения, классные часы «Уроки семейной любви», «Я имею права».
«Родительский дом – начало начал» - работа с родителями.
Поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников: организую, педагогические консультации и тематические родительские собрания, привлекаю родителей к организации внеклассной работы.