Описание профессиональной педагогической деятельности

Описание профессиональной педагогической деятельности
в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения
учителя математики МБОУ СОШ №4 г. Дивногорска Новоселовой Т. М.

Деятельность по обучению
Я работаю 15 лет в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №4 города Дивногорска по должности «учитель».
Цель моей педагогической деятельности – методическое обеспечение деятельностного подхода на уроках математики как условия формирования приемов самостоятельной учебной деятельности учащихся, развития их учебных способностей. Средством достижения цели служит применение на учебных занятиях технологий обучения математике на основе деятельностного подхода: технологии проблемно-диалогического обучения, проектно-исследовательского метода, приемов и методов ИОСО, ИКТ.
Для меня первым и основным критерием выбора методов, средств и форм обучения в деятельностной технологии является уровень сформированности у обучающихся приемов учебной деятельности. По моему мнению, чем ниже уровень обученности и развития школьника, тем более подробная ориентация в решении учебной задачи ему требуется. Используя приемы и методы ИОСО, ИКТ, я создаю условия для продвижения обучающихся по этапам формирования приемов учебной деятельности в разном темпе, с разным содержанием формируемых приемов, с разной формой и мерой помощи извне в соответствии с результатами оценки уровней сформированности обучаемости школьников по модифицированной методике И.И.Третьякова и И.Б.Сенновского, уровней сформированности интеллектуальных умений по методике В. П. Беспалько и уровней сформированности коммуникативных умений по «Лестнице учебных достижений» Шамовой Т. И. При объяснении нового материала я применяю технологию проблемно-диалогического обучения, развиваю исследовательские умения учащихся по выдвижению гипотезы, определению способов ее проверки, умения представить результат поиска в разных видах (схема, рисунок, формула, алгоритм и т.д.), развивая тем самым интерес к предмету, формируя новые знания и творческие способности обучающихся.
Я преподаю математику последние три года в 5-6, 9-11 классах. За эти годы показатели учебных достижений моих обучающихся:
ежегодная успеваемость обучающихся составляет 100%;
положительная динамика качества обученности в среднем по классам составляет 17% (с 31% до 48%);
высокие результаты ГИА-2013: качество обученности - 64%, успеваемость – 100%.
высокие результаты ЕГЭ: 100% выпускников 2014 г. и 2015 г. успешно сдали экзамен, при этом 50% выпускников 2014 г. получили высокие баллы (от 44 баллов до 75 баллов), в 2015г. на базовом уровне качество обученности составило 82%.
По результатам мониторинга определения уровня обучаемости школьников:
31% обучающихся имеют прикладной уровень обучаемости, то есть умеют выполнять задания в измененной ситуации, демонстрируют понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, курса, не выходя за его рамки;
положительная динамика количества обучающихся, проявляющих творческий уровень обучаемости, за последние три года составляет 15% (в среднем по годам обучения с 13% до 28%), – это дети, способные решать проблемы, выходящие за рамки курса.
общекультурный уровень демонстрирует 51% обучающихся, они понимают основные положения курса, умеют объяснить правило, применяют его по образцу, отвечают на вопросы репродуктивного уровня.
Кроме того, по результатам этого мониторинга по одному и тому же классу на протяжении двух лет наблюдается переход обучающихся с одного уровня на другой – более высокий:
Оценка уровней сформированности обучаемости
(обучающиеся 10 кл. в 2013-2014 уч.г., 11 кл. в 2014-2015 уч.г.)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Оценка уровней сформированности обучаемости
(обучающиеся 5а кл. в 2014-2015 уч.г., 6а кл. в 2015-2016 уч.г.)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
включенность обучающихся во всероссийские олимпиады («Альбус», «Эврика», «Познание и творчество») и международный конкурс «Кенгуру – математика для всех» имеет положительную динамику с 76% до 79%.
Результативность участия в олимпиадах и конкурсах представлена в таблице:
Год
Номинация
ФИ
Результат

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по математике

2014
11 классы
Ткаля С.
Призер (III место)

2015
5 классы
Можарова Ю.
Призер (II место)



Семченков М.
Призер (III место)

Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество».

2012
«Математика в спорте» 5-8 кл.
Похабов В.
8 класс
Призер – III место
(113 баллов)

2013
«Математика в жизни человека» 8-9 кл.
Ткаля С.
9 класс
Призер – III место
(107 баллов)


«Математика в жизни человека» 8-9 кл.
Чапыгина Н.
9 класс
Призер – III место
(107 баллов)

2014
«Олимпийский кросс» 9-11 кл.
Ткаля С.
10 класс
Лауреат – II место
(99 баллов)

2015
«Готовимся к ОГЭ по математике» 5-8 кл.
Семченков М.
5 класс
Лауреат – I место
(120 баллов)

Я, как руководитель призеров всероссийского конкурса «Познание и творчество», дважды внесена в книги «Ими гордится Россия. Часть 2. Педагоги, на которых равняется Россия!». - Обнинск: Малая академия наук «Интеллект будущего» в 2012г. (С142) и 2015г. (С26), созданных в рамках национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России».
обучающиеся 5-6, 10-11 классов значительно повысили уровень сформированности интеллектуальных и коммуникативных умений: умение проводить анализ-синтез возросло у 35% обучающихся; уровень сформированности умения классифицировать повысился у 27% обучающихся; 49% школьников показали положительную динамику уровня сформированности умения сравнивать; уровень сформированности умения обобщать стал выше у 33% обучающихся; 80% обучающихся ярко проявляют коммуникативные умения, то есть хорошо умеют выразить свою точку зрения с разных позиций, видят основания другой точки зрения, умеют выделять проблему и обосновывать ее, активно отстаивают свою точку зрения; 65% учащихся умеют взаимодействовать друг с другом, правильно формулируют вопросы, понимают себя во взаимодействии с другими, квалифицируют свои действия в коммуникации.
Внеурочная деятельность по учебному предмету
Моя внеурочная деятельность включает проведение спецкурсов, индивидуальных занятий по математике, направленных на углубление и расширение знаний по математике, формирование общеучебных умений обучающихся. Ведущей технологией обучения на занятиях по спецкурсам являются технологии обучения на основе деятельностного подхода, в частности приемы и методы ИОСО, проектно-исследовательский метод, ИКТ. Я организую работу обучающихся в малых группах, в парах, в парах сменного состава, индивидуальную работу на различных этапах формирования приемов учебной деятельности.
100% обучающихся включены во внеурочную деятельность: индивидуальные и групповые занятия, спецкурсы «Развитие познавательных способностей учащихся, 5-8 классы», «Математика. Повторение курса в формате ЕГЭ, 10-11 классы», «Решение задач повышенной сложности, 9-11 классы». Эффективная внеурочная деятельность способствовала 100% сдаче ГИА – 2013, ЕГЭ – 2014, ЕГЭ – 2015.
Я руковожу научно-исследовательской деятельностью учащихся, которая способствует формированию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Результативность участия в научно-практических конференциях различных уровней представлена в таблице:
Уч.
год
Вид работы
Тема работы
ФИ учащегося
Форма представления
Результат

2012-2013
Исследовательская работа
Решение линейных диофантовых уравнений с двумя переменными
Ткаля С., Чапыгина Н.
9 класс
Городская НПК «Первые шаги в науку»
II место


Исследовательская работа
Решение нелинейных диофантовых уравнений с двумя переменными
Ткаля С., Чапыгина Н.
9 класс

II место

2013-2014
Исследовательский реферат
Решение диофантовых уравнений второй степени с двумя переменными
Ткаля С., Чапыгина Н.
10 класс
Городская НПК «Первые шаги в науку»
I место





Краевой форум «Молодежь и наука» (дистанционный тур)
I место


Исследовательская работа
Применение принципа Кавальери при нахождении объемов тел
Первых П.
11 класс
Городская НПК «Первые шаги в науку»
Ш место

2014-2015
Исследовательский реферат
Решение диофантовых уравнений второй степени с двумя переменными
Ткаля С., Чапыгина Н.
11 класс
Краевой форум «Молодежь и наука» (очный тур)
Лауреат


Творческий проект
Арифметические ребусы
Можарова Ю.
5 класс
Городской конкурс творческих и исследовательских работ младших школьников
«Я - исследователь»
I место





Краевой конкурс творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес – страна исследований», посвящённого 70-летию Победы
(дистанционный тур)
Лауреат

Деятельность учителя в области здоровьесбережения
Осуществление деятельностного подхода в обучении математике позволяет мне обеспечить сохранность здоровья, отсутствие переутомления учеников за счет смены видов деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, в парах сменного состава, в малых группах).
В соответствии с СанПиН соблюдаю длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения, организую динамические паузы в 5-6 классах на уроках и внеурочных занятиях.
Деятельность в области воспитания
В соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ я через обучение математике воспитываю потребность к систематическому труду и формирую представление о том, что математика тесно связана с практикой, создаёт для неё общие методы, возможности решать основные её проблемы - это позволяет повысить у учащихся учебную мотивацию.
Считаю, что занятия по математике способствуют выработке у обучающихся таких качеств, как точность, сжатость и ясность словесного выражения мысли, произвольное управление своим вниманием, способность сосредоточиться, настойчивость в достижении поставленной цели, привычки работать упорядоченно, понимания важности коллективного труда и уважение к труду товарищей, а также воспитанию чувства прекрасного, гармонии окружающего мира.
Для меня умение обучающихся самостоятельно учиться является одним из основных критериев успешности образовательного процесса. Мои выпускники проявляют осознанный выбор профессиональной деятельности. Две мои выпускницы окончили КГПУ и сейчас преподают математику в нашей школе.
Мое мнение таково, что залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество с родителями (индивидуальные и групповые беседы с родителями, их анкетирование), поэтому родители моих воспитанников являются активными участниками педагогического процесса.
Духовно-нравственная позиция учителя
Одним из главных результатов своего труда считаю то, что более 90% моих обучающихся проявляют повышенный интерес к урокам математики. Проведенный опрос показал, что 92% родителей и детей удовлетворены школьной жизнедеятельностью и результатами учебно-воспитательного процесса.
Я умею устанавливать контакт с обучающимися и их родителями, проявляя к ним уважение и такт, искренний интерес к личности, справедлива в отношениях с учениками и коллегами. Все это обеспечивает благоприятный психологический климат на занятиях, что является залогом успешного обучения.
В делах я проявляю целеустремленность, добросовестность, ответственность, высокую работоспособность.
Проявляю активную жизненную позицию, принимая участие не только в различных педагогических мероприятиях, но и в выставках творческих работ педагогов на августовских конференциях и мероприятиях ко дню Учителя.
Деятельность учителя в области профессионального развития
Сама личность учителя, его внутренний мир, оказывают самое большое влияние на формирование личности обучающегося, поэтому я стараюсь идти «в ногу» со временем, постоянно занимаюсь профессиональным самообразованием, исследованиями, осваиваю новые технологии обучения, создаю проекты и программы и с удовольствием делюсь этим с педагогами не только школы и города, но и России, используя ресурсы собственного сайта ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
С целью совершенствования собственного уровня методической компетентности я ежегодно принимаю участие в различных мероприятиях регионального и федерального уровней:

Название семинара, вебинара, конференции
Место
Сроки
Вид полученного документа


Семинар «Учебно-методическое обеспечение введения федеральных государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования»
ККИПК ППРО
20.02.13 - 22.02.13
Сертификат



Семинар «Современные подходы к обучению математике в условиях внедрения ФГОС»
ККИПК ППРО
27.12.2013
Сертификат



XII региональная конференция «Индивидуально-ориентированный подход в обеспечении предметных результатов по математике»
ККИПК ППРО
13.11.14 - 14.11.14
Сертификат



Вебинар «Организация работы с одаренными детьми»
Проект «Инфоурок»
11.09.15
Свидетельство № ВЛ-280559804

Повышение квалификации за последние три года на краевом уровне в ККИПК ППРО представлены в следующей таблице:

Название курсов повышения квалификации
Количество учебных часов
Сроки
Вид полученного документа,
№ документа


«Содержание и методика преподавания математики в условиях требований к итоговой аттестации в основной и старшей школе»
88
3.02.14 - 14.02.14
Удостоверение
№ 44495


«Психолого-педагогические основания обучения детей с умственной отсталостью в образовательных организациях»
72
19.01.15 - 28.01.15
Удостоверение
№ 2778


«Подготовка экспертов по математике по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ГИА 2012-2014, ОГЭ 2015 года»
74
март 2012 (16 ч)
25.03.13 – 26.03.13 (16 ч)
3.03.14 – 5.03.14 (18 ч)
3.03.15 – 5.03.15 (24 ч)

Сертификат
Сертификат
Сертификат
Удостоверение № 8656


«Организация индивидуально-ориентированных учебных занятий в условиях федеральных государственных образовательных стандартов»
72
с 14.09.2015 по 23.09.2015
Удостоверение
№ 1701/уд

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта и мастерства я провожу на разных уровнях:
на школьном уровне:
Выступление на педагогической мастерской «Формирование информационной культуры учащихся», 30.09.2015.
Выступление на ШМО по теме «Организация индивидуально-ориентированных учебных занятий в условиях федеральных государственных образовательных стандартов», 7.10.2015.
на муниципальном уровне:
выступление по теме «Организация проектной деятельности учащихся на уроках математики» на малом пленуме «Естественно-научное образование в современной школе» городской августовской конференции педагогических работников «Достижения и задачи системы дивногорского образования на 2012-2013 учебный год по реализации приоритетных направлений развития образования», 28.08.2012г.
ежегодные выступления на городском методическом объединении учителей математики по темам: «УМК и методическая литература по математике в соответствии с ФГОС ООО и С(П)ОО» 29.11.2013, «Содержание и организация подготовительной работы к ЕГЭ по математике с учащимися» 13.05.2014, «Развитие УУД в основной школе» 29.04.2015.
на краевом уровне:
участвовала в I съезде математиков Красноярского края, 15.11.2013 г.
на федеральном уровне:
Материалы по обобщению опыта моей педагогической работы были представлены:
в социальной сети взаимовыручки для учителей infourok.ru опубликованы:
- урок «Сложение смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели, 5кл», разработанный по технологии проблемно-диалогического обучения ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), 2014г.;
- презентация по теме "Организация проектной деятельности учащихся на уроках математики"( [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), 2014г.;
на образовательном интернет-ресурсе: Metod-kopilka.ru в 2015 г. представлены:
- рабочая программа по математике для 5 класса ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
- проект урока «Свойства арифметического корня n-й степени, 9класс»
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ).
на персональном сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что подтверждается сертификатом № 27965 проекта «Инфоурок».
Эффективный социальный опыт
С 2012 г. по 2014 г. являлась руководителем малой творческой группы педагогов школы «Формирование показателей оценки деятельности педагогов», результатом данной работы является действующее положение «Об оплате труда работников МБОУ СОШ № 4».
В 2013- 2015гг.:
руководитель ГМО учителей математики. В течение этих двух лет шла подготовительная работа учителей математики на уровне города по переходу на ФГОС основного общего образования. Учителями апробированы и представлены различные типовые задачи, направленные на формирование УУД (учебное пособие «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» под ред. А. Г. Асмолова), были выявлены успехи и трудности в их применении, разработаны методические рекомендации, памятки, конспекты уроков в соответствии с ФГОС ООО;
активный член группы по повышению качества математического образования в Красноярском крае при ККИПК ППРО;
председатель предметной комиссии муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике.

30.10.2015г. ______________ Т. М. Новоселова

Диаграмма 1Root Entry