Выступление на аттестации на высшую квалификационную категорию


Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации образования» «…модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, оценка результата образования ориентирована на сформированность умений применять знания на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, на развитие «компетентности» обучающихся.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является следующее: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, готового к постоянному совершенствованию, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье, компетентного, умеющего самостоятельно учиться, а также создание условий для активизации познавательно - творческих способностей и развития универсальных учебных действий учащихся. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, а также новых методик, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах.
В своей работе руководствуюсь принципами диалога, сотрудничества, сотворчества и личного примера.
Моим педагогическим кредо стали слова Л. Н. Толстого, который утверждал, что «хорошему учителю достаточно иметь два качества: большие знания и большое сердце».
В документах Министерства образования подчеркнута значимость русского языка и литературы, познавательная ценность этих предметов чрезвычайно высока: именно они формируют мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин. В государственном образовательном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Воспитание компетентного человека - главная конечная цель образовательного процесса в средней школе. Система образования должна формировать такие новые качества выпускника как
• инициативность,
• инновационность,
• мобильность,
• гибкость,
• динамизм и
• конструктивность.
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Исходя из этого я определила тему методической работы в межаттестационный период: «Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся».Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования, в том числе и предметного обучения.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должны стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций.
Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждённой для классов общеобразовательных учреждений. Реализую рабочие программы по предметам в соответсвии с гос. Обр. стандартами. Обучение по русскому языку веду по программе под редакцией Т.А.Ладыженской, по литературе по программе под редакцией В.Я.Коровиной. Каждой программе соответствуют учебники. Свою деятельность осуществляю с позиции нормативно-правовых документов.Необходимо выстраивать поурочную систему формирований умений. Задача современного урока: ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА, который умеет ставить цели, решать задачи, комментировать результаты.
Основная педагогическая задача-организация условий, инициирующих ДЕТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Мною были разработаны и опробированы курсы по выбору в 10-11 классе " «Основы русского правописания: орфография и пунктуация».
Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. В межаттестационный период мною были внедрены следующие технологии:
•проблемное обучение;
•технология уровневой дифференциации;
•технология развития критического мышления через чтение и письмо;
•групповые технологии;
•игровые технологии;
•тестовые технологии;
•современные компьютерные технологии;
•тестовые технологии;
здоровьесберегающие технологии;
«Любая инновация активизирует и интенсифицирует деятельность учащихся, повышает эффективность результатов обучения» - утверждает кандидат педагогических наук Т.П.Сальникова. Поэтому для реализации всестороннего развития ребенка, его способностей, его личности, я выбрала инновационные педагогические технологии, которые помогают мне создавать комфортные условия обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Известно, что русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса, поэтому одной из основных задач считаю привитие интереса к языку, стремление разбудить в учениках творческие, интеллектуальные силы. Тщательно готовясь к урокам, учитываю не только своеобразие каждого классного коллектива, но и психологию, возрастные особенности, потенциальные возможности каждого ученика, нахожу и реализую на уроках методические приемы, которые дают ученикам ощущение самостоятельного и творческого участия в процессе изучения предмета.
Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены передо мной. Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний. Как учитель-филолог, считаю, что я должна дать не только определённую сумму знаний, но показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
В своей работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. На своих уроках применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков, использую таблицы, схемы, образцы. Разнообразные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной деятельности учащихся.
Каждый урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей, развивающие любознательность, самостоятельность, активность, творчество. За много лет преподавательской деятельности в кабинете собран богатый дидактический и наглядный материал.
В выборе учебного материала особое внимание уделяю развитию речи учащихся, обогащению их словаря. Учу вдумываться в содержание прочитанного. Использую задания, которые развивают у учащихся самостоятельность в овладении новыми знаниями, формируют умение учиться. Учебную деятельность строю так, чтобы дети сами находили ответы на поставленный вопрос.
Важное место в деятельности учителя русского языка и литературы занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.На своих уроках стараюсь, чтобы каждый ученик, даже слабый, чувствовал себя нужным. Для подготовки к урокам создаю разноуровневый дидактический материал. В классе стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно. Стараюсь заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся.
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Единый государственный экзамен можно рассматривать как определенный рубеж в учебно-воспитательном процессе. Задания по русскому языку составляются методически грамотно, с использованием компетентностного подхода, проверяются все ключевые компетенции учащихся: лингвистическая, языковая, коммуникативная. При подготовке к экзамену я стараюсь формировать главные умения, необходимые для успешной сдачи экзамена. Мои учащиеся успешно сдают ЕГЭ по русскому языку.
Внеклассная работа по предмету направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование познавательного интереса к русскому языку и литературе. Считаю, что внеурочное время учащихся, как и урок, должно быть наполнено содержанием, интересными увлекательными делами. Стараюсь, чтобы первые шаги детей за пределами уроков были бы шагами в мир прекрасного. Традиционным стало проведение внеклассных мероприятий: вечеров поэзии, игр, КВН. Все мероприятия носят тематический, развивающий характер, расширяют рамки учебных программ, имеют положительное воспитательное воздействие. В течение многих лет работала в специализированном классе Уральской сельскохозяйственной академии на базе нашей школы, вела курсы «Подготовка к государственной итоговой аттестации учащихся 9-11 классов». Учащиеся специализированного класса участвуют в выполнении заочных контрольных работ по русскому языку, пишут рефераты, научные статьи, сочинения, исследовательские проекты, участвуют в заочных интернет-олимпиадах и очных олимпиадах по русскому языку и тематических олимпиадах по профессиям. В 2014 году учащийся 11 класса Кремешков Алексей занял третье место в интернет-олимпиаде по русскому языку среди абитуриентов академии. За межаттестационный период в данный вуз поступило 6 учащихся и 4 выпускника-в аграрный колледж.
Являлась классным руководителем в течение 5 лет. Осуществляла целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность для создания условий саморазвития и самореализации личности каждого из учащихся, их успешной социализации в обществе. Формировала у каждого ученика мотивацию к учению, опираясь на изученные возрастные и психологические особенности. Выпустила класс, в котором было 13 учащихся, одна ученица получила аттестат об основном общем образовании с отличием. Все выпускники определились с выбором дальнейшей учебы, трое учащихся выбрали профессию педагога и поступили в Свердловский областной педагогический колледж. Это Раубе Елена, Салимгараева Римма, Карамова Юлия. Радует и тот факт, что моя дочь Инна тоже работает преподавателем английского языка в родной школе.
Я охотно делюсь своим опытом с коллегами. На сайте Инфоурок размещены разработки уроков и внеклассных мероприятий.
Великий педагог-мыслитель К.Д.Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!» Я также считаю, что учитель должен постоянно развиваться. Он должен не только углублять свои знания по преподаваемому им предмету, изучать методическую литературу, но и расширять свой кругозор. И в конечном итоге учитель должен стремиться стать мастером своего дела. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает повышение профессионального мастерства. Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. За межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации в объеме 320 часов.
В течение многих лет являюсь членом районной экспертной комиссии по проверке экзаменационных работ учащихся 9 классов, последние три года - членом экспертной комиссии по проверке контрольных диагностических работ по русскому языку учащихся 11 классов. С обобщением опыта своей педагогической деятельности выступала на школьном методическом объединении и муниципальном методическом объединении учителей русского языка и литературы, на окружном педагогическом семинаре, проводила открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету.
Награждена грамотами Администрации школы, управления образования СГО, главы СГО за внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности. Имею также благодарности от родительского комитета учащихся 11 класса за 2012, 2013, 2014 год. Но главной наградой для меня является отношение моих учащихся к предмету, их «повёрнутость» к художественной литературе, их неравнодушное отношение ко всему, что происходит вокруг.
Проанализировав свою деятельность по реализации компетентностного подхода в обучении , я определила для себя цели следующего проектировочного периода:
Продолжить ведение педагогического мониторинга.
Разработать и внедрить методическую базу для оценки уровня учебных достижений по русскому языку и литературе в соответствии со стандартами второго поколения.
Расширить использование технологий, продуктивных форм и методов обучения, учитывающих интересы, особенности учащихся.
Внедрить систему работы по подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе учащихся, имеющих высокий уровень мотивации к обучению.
Миссия учителя - научить человечности. Я считаю, что именно уроки русского языка и литературы способствуют формированию у ребят доброты, щедрости души, уверенности в себе, умению наслаждаться окружающим миром, потому что именно эти предметы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Какую ответственность перед обществом возлагал на учителя великий мудрец!
Пожалуй, ни для кого не является откровением, что духовно-нравственный кризис, свидетелями которого мы являемся, одна из глобальных проблем нашего общества. Тема духовно-нравственной культуры и необходимость соблюдения морали сегодня обсуждается повсеместно. Исключительная важность и приоритетность этих знаний, как внутренней основы для каждого человека, признается практически всеми ведущими педагогами, учеными и мыслителями. И очевидно, что вклад в формирование нравственных критериев школа должна внести, сориентировав соответствующим образом учебный и воспитательный процесс. Специфика нашей работы такова, что мы сеем зёрна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Является важным то, что знания, полученные на уроках русского языка и литературы, во внеклассной работе помогут учащимся в их дальнейшей повседневной жизни и профессиональной деятельности. Считаю, что если ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшей жизни.
В заключение отмечу, что работа по реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным, формирует у учащихся понимание жизненно-практической значимости содержания образования. Мой опыт работы по данной теме еще не велик и не позволяет делать какие-то глобальные выводы, говорить о результатах уровня достижений ключевых компетенций. Связано это в первую очередь с тем, что в целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения, критерии оценки достижения этих результатов в педагогической литературе еще плохо разработаны. Поэтому мы сейчас можем говорить только о первом шаге уровня достижений ключевых компетенций, где формулируется состав этих универсальных умений, которые должны быть усвоены, и определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию. И, конечно же, формирование компетенций не может ограничиться только уроками русского языка и литературы, только работой одного учителя. Поэтому должны быть найдены возможности применения нового компетентностного подхода в организации всего учебного процесса в школе, и, как говорится, дорогу осилит идущий.