Коррекционн-развививающая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития


Коррекционн-развививающая программа, направленная на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития
При выделении компонентов в межличностных отношениях младших школьников с ЗПР мы опирались на исследования Амелькова А.А., Бодалева В.Д., Блиновой Л.Н., Захарова А.И., Щербаковой А.М. и др.
Кроме того, проведенная нами диагностическая программа позволила выявить следующие особенности межличностных отношений у младших школьников с ЗПР: в основном, дети с ЗПР с положением в коллективе сверстников испытывают трудности; детям данной возрастной группы свойственна низкая степень сплоченности коллектива; межличностное общение для таких детей менее важно, чем для детей без нарушений; доброжелательность в коллективе младших школьников с ЗПР находится на низком уровне; доверие к другим людям в коллективе младших школьников с ЗПР так же имеет низкий уровень.
Разделяя представления вышеуказанных авторов, а так же опираясь на результаты нашего экспериментального исследования, мы выделили основные параметры, необходимые для развития межличностных отношений младших школьников с ЗПР: положительное восприятие группы в целом; умение вычленить основную информацию, «применить» ее, включаться в процесс кругового общения и взаимодействовать друг с другом; дружелюбие; навыки сотрудничества: согласованные, синхронные действия; развитое чувство общности; навыки конструктивного решения конфликтных ситуаций; ценностное отношение к нравственным качествам одноклассников; развитая память, умение сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение «достраивать» информацию; понимание, что информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику говорящего; умение эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее; осознание понятия «дружба» и проблемных ситуаций в ее контексте.
На основе данного перечня исследований и рекомендаций указанных авторов нами была составлена коррекционно-развивающая программа по коррекции межличностных отношений младших школьников с ЗПР.
Цель программы: развитие межличностных отношений у младших школьников с ЗПР.
Задачи программы: формирование положительного восприятия группы в целом; чувство «МЫ»; формирование понимания другого человека, его эмоционального состояния, оценка других людей; воспитание доброжелательности и доверия к людям; развитие навыков сотрудничества.
Программа состоит из 12 занятий, разделенных на четыре блока, продолжительность которых составляет 20 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Таблица 8
Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие межличностных отношений у младших школьников с задержкой психического развития
№ Тема Цель Содержание
Блок 1. Формирование положительного восприятия группы в целом, чувство «МЫ»
1 «Межличностное общение»
- формирование первичного восприятия группы в целом;
- формирование положительного отношения к одноклассникам Игра «Давайте знакомиться»
2 «Я воспринимаю мир таким, каким его ощущаю»
- формирование положительного отношения к одноклассникам Упражнение «Нарисуй подарок», «Сделай открытку»;
Упражнение «Рисунки на спине»;
Упражнение «Распускающийся бутон»
3 «Учимся слушать друг друга»
- развитие навыков сотрудничества, действовать синхронно, согласованно;
- развитие чувства «МЫ» Упражнение «Опознать на ощупь»;
Упражнение «Трио»;
Упражнение «Слепой поводырь»
Блок 2. Формирование понимания другого человека, его эмоционального состояния, оценка других людей
4 «Дружба - это доверие»
- формирование положительного эмоционального климата во взаимоотношениях. Упражнение «Мое самое любимое - это...»
Упражнение «Сравнение с вещью»
Упражнение «Поменяйтесь местами...»
5 «Учимся слушать»
- конструктивное решение конфликтных ситуаций. Обсуждение проблемных межличностных ситуаций
6 «Учимся слушать внимательно»
- развитие памяти, умения сконцентрироваться и импровизировать, держать нить рассуждений, умение «достраивать» информацию.
Игра «Расскажи сказку»
Блок 3. Воспитание дружелюбия и доверия к людям
7 «Приглядись к тому, кто рядом»
- развитие обрабатывать информацию. Игра «И не то, чтобы «да», и не то чтобы «нет»»
8 «Дружба»
- формирование понимания, что информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику говорящего, что весьма важно при межличностном общении;
- обыгрывание воображаемой ситуации;
- формирование умения эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее Игра «От топота копыт»
9 «Общение и уважение»
- развитие навыка анализа и переработки информации;
- формирование понимания, что пытается донести собеседник. Игра «Слово из песни»
Блок 4. Развитие навыков сотрудничества
10 «Познавая себя - познаешь других»
- формирование эмпатических реакций детей;
- формирование ценностного отношения к нравственным качествам одноклассников. Упражнение «Ласковое имя»;
Упражнение «Хочу сказать приятное»;
«Я икс...»
11 «А без друзей на свете трудно жить...»
- развитие умения вычленить основную информацию, «применить» ее, включаться в процесс кругового общения и взаимодействовать друг с другом
Упражнение «Кто Я?»
12 «Мы - команда»
- закрепить положительный эмоциональный настрой и эффект коррекционной программы;
- анализ понятия «дружба» и проблемных ситуаций в ее контексте;
- дать рекомендации детям для успешного межличностного взаимодействия.
Беседа на тему «Дружба»
Список литературы:
Амельков А.А. психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, - М.:2011. – 108 с.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. Пособие. / Л.Н. Блинова.-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014.-136 с.
Бодалев А.А. Личность и общение – М.: Педагогика, 2011 – 272 с.
4. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.; СОЮЗ, 2012.-224 с.
5. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушением развития. / А.М. Щербакова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС. – 2014. – 40 с