Текст к презентации на тему: Профессиональная компетентность учителя — главный ресурс образовательного процесса.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №11
Г. ВЫКСЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


РМО учителей биологии
Сообщение на тему: « Профессиональная компетентность учителя – главный ресурс образовательного процесса».
Выполнил: учитель биологии МБОУ СШ №11
Васюхина Т. В.
г.о.г. Выкса
2016
« Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников
учителя – ключевая особенность современной школы».

(Национальная образовательная стратегия-инициатива «Новая школа») Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения качества современного образования. Возникает вопрос: Компетентный преподаватель и преподаватель профессионал-это одно и то же или нет. Сегодня профессионализм педагога нельзя рассматривать вне понятия «компетентность». Характеризуя педагога-мастера, мы подразумеваем, что он обладает профессиональной компетентностью. Понятие профессионализма базируется на понятиях профессиональной компетентности. Каковы же слагаемые компетентности? И в чем, наконец, различие между «компетентностью» и «компетенцией»?

«Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо, обладание всесторонними знаниями, позволяющими успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности».
«Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав».
Компетенции – это требования. Компетентность – это проявление этих требований.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления.
Взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность» устанавливается следующим образом:
- компетентность – более широкое понятие, чем компетенции и характеризует субъект деятельности;
- компетенция – составляющая часть компетентности, относится к деятельности (УМЕНИЯ).
В области образования наиболее распространены компетенции:
- предметно-методологические;
- психолого-педагогические;
- здоровьесберегающие;
- коммуникативные;
- информационные.
Профессиональные компетентности педагога подразделяются на: предметные, педагогические и социальные.
В общечеловеческом аспекте слагаемые Компетентности педагога:
- это его истоки, то, какие азы культуры, нравственности дало его окружение;
- воспитание;
- ценностные ориентиры;
- образование;
- образованность;
- культура;
- мотивация, как источник Вдохновения, Творчества.

Что переварили учителя, тем питаются ученики.

(Карл Клаус)
Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Законченный смысл решения педагогической задачи сводится к следующему: «мыслить – действовать – мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.
В профессиональной деятельности Компетентность – источник достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности, личностный потенциал. Она дает широкий круг общения. Повышение компетентности – постоянное развитие, с тем, чтобы соответствовать времени и профессии.
Учитель, обладающий профессиональной компетентностью:
- осознает себя Одухотворенной личностью. Состояние подъема необходимо для эффективного осуществления целостности педагогического процесса: решения задач обучения, воспитания и развития школьника.
- находится в состоянии творчества. Создав творческую природу своей работы, учитель перестает трактовать ее как простую передачу определенного набора знаний новым поколениям.
- следует принципам гуманистической психологии. Ее слагаемые: любовь, принятие ребенка таким, какой он есть.
- стремиться к овладению современными педагогическими технологиями.
Современная педагогика – это педагогика совместного сотрудничества: Учитель – Ученик, педагогика сотворчества. При переходе на новые образовательные стандарты акцент смещается от Знаний к Умениям. Задача педагога сегодня – не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить Умением Учиться. С такой задачей может справиться лишь учитель-практик, учитель-профессионал. Только педагог, обладающий профессиональной компетентностью, через изменение образовательного процесса и способов деятельности обучающихся, может осуществить главную образовательную цель: развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, избирать способы деятельности, контролировать и оценивать свои достижения. Какая же роль здесь отводится учителю? Он: Над или В образовательном пространстве? Профессиональные позиции педагога сегодня смещаются в сторону управления образовательным процессом. Учитель:
- организатор деятельности;
- консультант;
- тьютор;
- организатор рефлесии;
- эксперт;
- партнер.
Основой образовательного процесса становится Деятельностный подход. Учитель выступает в нем в роли «управленца» познавательной деятельностью. К концу обучения современный процесс обучения должен осуществляться по схеме:
- планирование обучающимися своей деятельности;
- выбор ими источников информации;
- освоение и присвоение ими новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками;
- самоанализ и самооценка результатов своей работы.
Учитель должен обеспечить условия для реализации учебного процесса, создать проблемную ситуацию, столкнуть цель ученика с преодолимой трудностью. Чтобы ее решить, учащиеся выполняют УД (надо создать на этом этапе ситуацию успеха), направленные на результаты: личностные, предметные, метапредметные. Старая притча гласит: «Надо дать удочку и научить ею ловить рыбу». Именно в действии порождается знание.

«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни
он всегда будет только подражать, копировать».
( Л.Н. Толстой)
Новая модель образования, базирующаяся на деятельностном подходе, требует от учителя овладения и использования современных педагогических технологий, с помощью которых он сможет реализовать новые требования.
- Технология проблемного обучения.
- Технология критического мышления.
- Проектная технология.
- Уровневая дифференциация.
- Информационная технология.
- Коммуникативная технология.
В своей работе стараюсь использовать различные технологии. Они существенно повышают эффективность процесса обучения, но требуют большой подготовки учителя и высокой мотивации учащихся. С использованием этих технологий мною было разработано и проведено множество мероприятий, проектов, акций, исследований. Исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задачи, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также методов исследования, собственного экспериментального материала, анализ собственных знаний и вытекающих из него выводов.
Как биолог, люблю исследовательскую деятельность, в которой также есть определенные достижения.
Есть положительный опыт в разработке программ и методик по внеурочной и внеклассной деятельности.
В новых условиях, когда акцент смещается в сторону Деятельности, Умений, велика роль проектных технологий. Проект – оригинальная практико-ориентированная работа интегративного, метапредметного и творческого содержания. Особенно мне удаются социальные проекты.
В жизни каждого педагога есть весна и осень его деятельности. На изломе или на закате своей работы безусловно каждый задает себе один и тот же вопрос: «Состоялся ли я как педагог?» Без пафосных слов и выражений отвечу: «Скорее, да». Есть многочисленные победители олимпиад, конкурсов. Есть последователи в моей или смежных профессиях. Есть определенные награды, звание. Многие годы руководила районным методическим объединением. 26 лет работаю с высшей квалификационной категорией. Но полной удовлетворенности по-прежнему нет. Слишком много нереализованных идей, проектов. Нет успокоенности. Обучая учиться, постоянно учусь сама. В этом вижу главный критерий развития, профессионального роста, источник творческого вдохновения.