Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника

Тема: «Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника».
План:
1.Понятия дифференциации и индивидуализации.
2.Положительные стороны дифференциации.
3.Обратная связь в обучении.
4.Принципы обратной связи.
.
По мнению Сухомлинского "правильная" организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, приводит к существенному улучшению процесса учения и повышению его образовательно-воспитательных результатов.
Итак, что же такое дифференциация и индивидуализация?
Педагогические исследования по изучению работы малых классных групп (по 3-4 человека) показали, что учебная работа, облекаемая в творческую форму, рождает различные виды деловых отношений между школьниками – равноправные, руководства и подчинения, автора и помощников, соавторов и т.п. Сотрудничество приобретает еще более многогранный характер, если продолжается при подготовке домашних заданий творческого характера (составление схем, карточек, совместное сочинение сценариев, оформление иллюстративного материала и т.п.).
Рассмотрим положительные стороны дифференциации:
1.Исключение уравниловки и усреднения детей
2.Объединение детей в группы равных по способностям учащихся для облегчения учения и усвоения предметного материала
3.Повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений
4.Создание щадящих условий для слабых учащихся

Какие возможности от дифференциации получает учитель?

1.Помогать слабому ученику, уделять большее внимание сильно
·му
2.Не снижать общий уровень преподавания
3.Эффективно работать с учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам
4.Создать оптимальные условия для более сильных учащихся
5.Изменить «Я» - концепцию ребёнка: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех

Хорошо организованная дифференциация невозможна без хорошо организованной обратной связи в уроке.
Что из себя представляет обратная связь?
Внешняя и внутренняя
Чёткое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессов обучения и научения.
Основные принципы обратной связи:
Принцип свободы выбора ( в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
Принцип открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
Принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
Принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи).
Чем более развита всякая система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше в ней больше механизмов обратной связи.
Урок будет более успешным, если учитель учитывает и настроение учеников и степень их заинтересованности, и уровень понимания.
Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить содержание, методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника, придать учению характер "разносторонней интеллектуальной жизни", дающей "интеллектуальную радость" как сильному, так и самому слабому учащемуся.



15