План-конспект урока по развитию речи по теме:Птицы (перелетные и зимующие).


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 23 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
План – конспект урока
по развитию речи по теме:
«Птицы (перелетные и зимующие).
Подготовила:
Емельянова М.А.
учитель начальных классов
Старый Оскол
2015-2016
Тема: Птицы (перелётные и зимующие).
Цель: углубить и систематизировать знания о зимующих и перелётных птицах;
Задачи: учить рассказывать о птицах по заданной схеме; упражнять обучающихся в употреблении слов в родительном падеже; воспитывать бережное отношение к живой природе, интерес к изучению предмета.
Оборудование: картинки с изображением птиц, опорная схема, таблички, дидактическая игра «Лапки за забором», цветные фишки, кормушки.
ХОД УРОКА
Организационный момент
организация рабочего места
сообщение темы и целей урока
- Сегодня мы продолжим разговор о птицах, о пользе их для человека, о том, чем они питаются, где живут.
( на доске записывается тема: « Птицы» )Повторение пройденного материала
Дидактическая игра «Кого не стало?»
( на доску вывешиваются картинки с изображением животных и птиц; дети называют изображения на них; затем убираются картинки с изображением животных)
- Кто остался?; ещё раз назовите этих птиц?
III. Психологический настрой
- Мы будем хорошо сидеть, мы будем хорошо учиться, мы будем хорошо отвечать.
IV. Беседа по вопросам учителя
- Ребята, каких птиц вы знаете?
- Чем птицы отличаются от животных?
- Чем птицы похожи друг на друга? (оперение, крылья, клюв и т. д. )- А все ли птицы одинаковы по внешнему виду?
- В чём же их различие? (размер, цвет пера, место обитания и т.д. )V. Творческая работа- Расскажите, по каким признакам мы различим синицу, грача, дятла?
- А все ли птицы живут у нас круглый год?
- Куда и когда они улетают?
- Как называются такие птицы?
( на доске вывешивается табличка « Перелётные» )- А почему только некоторые птицы осенью улетают?
- Чем питаются птицы, которые остаются зимовать?
- Как назвать птиц, которые зимуют в наших краях?
( на доске вывешивается табличка « Зимующие» )- Вспомните, как вы помогали птицам зимой?
VI. Физкультминутка
- Ребята, а теперь представьте себе, что мы пришли в весенний лес. Кругом зелёная трава, цветут цветы. Послушайте как поют птицы в весеннем лесу. А теперь полетаем как птички ( дети встают со своих мест и изображают « полёт» птиц. «Полетали» и тихо сели на свои места.
VII. Составление рассказа о птицах по схеме
( схема вывешивается на доске ) Название птицы
Размер птицы
Перелётная или зимующая
Чем покрыто тело
Цвет оперения
Место обитания
Чем питается?
( При затруднении используется отвлечённый рассказ)
VIII. Обобщение изученного материала
- Ребята, мы сегодня много говорили о птицах. Вы знаете, что зимой им трудно найти корм для себя. Как же мы можем помочь пернатым в такое трудное для них время?
( дети отвечают на вопросы и демонстрируют кормушки, изготовленные своими руками на уроках труда ).
- Сегодня после уроков мы выйдем с вами на территорию школьного двора и развесим ваши кормушки в разных местах.
IX. Дидактическая игра « Лапки за забором»
- Сколько птиц оказалось за забором?
X. Отгадывание загадок о птицах
( отгадки вывешиваются под табличками «Перелётные», «Зимующие»)
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…( скворец )
Там, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки,
На ветках…( снегири)
XI. Домашнее задание:
Обвести по трафарету контур вороны и раскрасить птицу.
XII. Подведение итогов урока, выставление оценок.