Конспект занятия по изобразительному искусству на тему Зимующие птицы. Снегирь. для учащихся 1 класса


Тип занятия: Изучение нового материала.
ТЕМА: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. СНЕГИРЬ».
Цель: Учить детей изображать птиц (снегирь).
Задачи:
-учить поэтапно, изображать форму птицы (снегиря),
- развивать навыки быстрого карандашного наброска,
-развивать мелкую моторику, чувство цвета и ритма,
-воспитывать заботливое отношение к птицам, к «братьям нашим меньшим»,
-воспитывать в детях интерес к изобразительной деятельности.
Предметные результаты: Уметь изображать птицу (снегиря), выполнять работу в цвете; Закрепить умения смешивать краски;
Метопридметные результаты:
Личностные качества: Проявлять любовь и заботу к птицам.
Оборудование: пед. рисунок, наглядный материал в картинках.
У уч-ся: синий картон, простой карандаш, ластик, краски, непроливайка, палитра, кисти.
Ход урока.
Организация учащихся (1мин)
Здравствуйте ребята, у нас сегодня не обычное занятие, к нам пришли гости, посмотреть, что же мы сегодня будем интересное делать.
Проверка готовности учащихся к занятию. Нам сегодня для работы понадобится лист синего картона, краски, кисти, карандаш, ластик, баночка с водой, палитра. Посмотрите, все у всех есть?
Подготовка красок к работе.
Постановка темы и цели занятия (3мин)
Для того чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вам послушать стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю (Александр Яковлевич Яшина «Покормите птиц зимой»)
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов, К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна, Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть, И для птиц тепло.
Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать,Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз,К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
-О чём это стихотворение? К чему призывает автор?
-А как вы помогаете птицам зимой?
- Из чего делают кормушки? (из фанеры, дерева)
-Ребята, а что же делать тем птицам, которые живут в лесу, ведь там нет кормушек! Самое страшное для птиц - не холод, т.к. птицы, которые остались зимовать в лесу, и те, которые прилетели в наши леса зимовать, отрастили себе пушок – второй слой пёрышек. Холод им не страшен. А вот голод, когда нечего кушать, - самый страшный враг для лесных жителей. Если и гибнут птицы зимой, то, как раз от голода. И прилетают птички из леса поближе к человеку с надеждой на то, что люди добрые, они пожалеют несчастных пташек и накормят их: кого крошками, кого зёрнышками, а кого и сальцем.
-Ребята, как вы думаете, для чего мы начали наше занятие с беседы о зимующих птицах?
-Давайте вместе сформулируем тему нашего занятия. («Зимующие птицы»)
3. Беседа о зимующих и перелётных птицах (11мин)
- Как вы понимает выражение «зимующие птицы»? (которые постоянно живут рядом с нами, не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы).
-Каких зимующих птиц вы знаете? (картинки: синица, снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, сова, филин).
Послушайте несколько народных примет о птицах:
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
Ворона сидит утром на верхушке дерева и каркает – к вьюге.
Вороны в небе устроили хороводы – к снегопаду.
Работа с наглядным материалом.
- Как вы думаете, какая птица лишняя в этом ряду? (снегирь)
-Почему? (другие птицы перелётные)
-Каких птиц называют перелётными? (которые улетают на зиму в тёплые края)
- А что можете сказать про снегиря?
Вывод: Сегодняшний урок будет посвящён этой необычайно красивой птице.
- Что значит, посвятим занятие? (будем рисовать снегиря)
4. Вводная беседа о снегире.
- Кто знает, почему снегиря так назвали?
Рассказ о снегире: Так его назвали потому, что снегири прилетают вместе с первым снегом. За окном зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку. Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих. Гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом.
С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм.
Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, держат себя с достоинством. Как бы ни был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке – самочке.
Снегири очень доверчивы. Их легко поймать. К человеку они привыкают быстро и могут жить в клетке. Но в неволе они теряют свой красивый алый цвет и становятся чёрными.
-Как отличить снегиря от других птиц? (красная грудка, чёрные крылья, чёрный хвост и чёрная головка, серая спинка)
5. Наблюдение и анализ поэтапного рисунка.
-Обратите внимание, какого снегиря будем рисовать?
- Как расположим альбомный лист?
-Рисовать будем поэтапно.
Показ поэтапного рисунка педагогом.
6. Карандашные наброски.
7. Физкультминутка на внимание.
-Я буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, машите руками.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки, даже совы – с плюшками.
8. Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете)
- Каким цветом мы будем изображать фон? (голубой)
- Для ветки рябины, какие будем использовать цвета? (коричневый, коричневый + синий)
-Для рябины используем красный и оранжевый цвет.
-Какой цвет возьмём для грудки? (красный) Головы и хвостика? (черный).
- Когда будете рисовать крылья, то верхняя часть крыла будет серая, а нижняя черная, в черный цвет добавьте немного зелёного.
9. Самостоятельная работа (25мин)
10. Выставка работ учащихся с обсуждение робот (3мин)
11. Итог занятия (2мин)
Мы сегодня на занятие учились рисовать птицу (снегирь), познакомились с образом жизни снегиря, закрепили знания о перелетных и не перелетных птицах. На этом наше занятие подошло к концу. Понравился он вам? Что нового узнали? Какие выводы для себя сделали?
11. Организованное окончание занятия. Уборка рабочего места.