Урок Секреты хорошей речи, 7 кл.

Управление образования
Администрации ЗАТО Северск
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 86»












КОНСПЕКТ
Урока развития речи
ТЕМА: «Секреты хорошей речи»











Подготовила:
Учитель русского языка и литературы
Бобкова Лилия Витальевна





Северск 2010



Цели урока: продолжить работу по развитию культуры речи, формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся, необходимые для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно оформлять свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывание); формировать умение создавать устное публичное выступление; формировать умение анализировать текст, отдельные языковые явления.


Оборудование урока:
1) Книги Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной практике. – М.,1978; И.Б. Голуб, Д.Э.Розенталь. Секреты хорошей речи. – М.,1993; Л.И. Скворцов. Экология слова. – М.,1996.
2) Раздаточный материал
- карточки с заданиями;
- Схема
«Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
рисунок: развернутая ученическая тетрадь, на одной странице – фрагмент ученического сочинения с речевыми ошибками;


3) Эпиграфы:
Как уст румяных без улыбки
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного лишнего.
Н.В. Гоголь

4) Словарь понятий и имен

Язык
А. Пушкин

Речь
Н.Гоголь

Стиль
А. Бестужев-Марлинский

Лингвистика
А. Чехов

Языкознание
Д. Гранин

Лингвоэкология
Т. Толстая

Филология
Л. Щерба

Каламбур
Д. Розенталь


Д. Лихачев


Ход урока.

Мобилизующий этап:

Чтение отрывка из письма Ваньки Жукова на деревню деду из одноименного рассказа А.П. Чехова.

II. Постановка учебной задачи
- Ребята, как вы думаете, кто является автором этого письма?
- Попробуйте представить себе его и описать.
- Зачем вы учите русский язык?
- Что вас больше всего огорчает, когда вы получаете тетрадь с сочинениями?
- Что означает буква Р на полях тетради, а буква Г ?
- Что такое речевая ошибка? (Нарушение норм русского литературного языка)
- Что такое грамматическая ошибка? (
III. Постановка цели урока учащимися:
Знать виды речевых и грамматических ошибок, чтобы .... (продолжить предложение)



Задание №1 Лист № 1
Вопросы группам:
Прочитайте вопросы и выберите вариант ответа.
Обоснуйте свое мнение
- Нужно ли говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?
Нет, потому что...
Да, исправлю, потому что...
Не знаю...
Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.
- Согласны ли вы с последним высказыванием?

Вывод: Почему нужно правильно говорить?

IY. Для решения этой задачи предлагаю вам сыграть несколько ролей:
- учителя русского языка,
- лингвиста – это .......,
- писателя.
Пусть вам помогут наблюдательность, чувство слова, чувство юмора, а еще поддержка и помощь друг друга.

Способы решения учебной задачи.
1 группа
Задание №2 РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
Задание. Вы учитель русского языка. Вам на проверку сдал тетрадь новый ученик, которого вы еще не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте красной ручкой ошибки.

КАРТОЧКА №1
При поступлении в институт я написал свою автобиографию.
Впереди лидирует команда наших спортсменов.
На площади он увидел огромную массу народа.
Художник подарил музею свой автопортрет.
(ТИП ошибки – употребление лишнего слова)

На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.
По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.
Мама сказала, чтобы я учился хорошо. Я сказал, что постараюсь.
( ТИП ошибки – употребление рядом или близко однокоренных слов)

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.
Представители общества любят прикорнуть друг перед другом.
(ТИП ошибки – употребление слова в несвойственном ему значении)

По итогам работы расскажите, каким вы представили себе нового ученика.
Воспользуйтесь подсказкой.
Подсказка (примерная схема ответа)
Новый ученик
Фамилия, имя (придумайте).
О чем рассказала вам (учителю) его тетрадь (виды ошибок, примеры, исправленный вариант)
Уровень речевой культуры ученика.
2 группа

Задание №1
Вы - учитель русского языка.
К сожалению, ваш ученик допускает грамматические ошибки.
Исправьте их.

Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело.
Волга ширее Дона.
Он всегда ложит локти на стол.
С наступлением весны дни становятся длиньше.
Я много тренировался, думаю, что побежу на соревнованиях.
С моей точки зрения, спор этот бессмысленен.
Чуть ли не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.
(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий)

1) Прочитав повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», меня поразила судьба героев.
2) Читая басни И.А. Крылова, меня восхищает в них все.
3) Прочитав книгу, у каждого складывается свое впечатление о ней.
(Ошибки, связанные с неправильным построением предложений с деепричастными оборотами)

Дайте совет ученику в форме дружеского письма.
Воспользуйтесь подсказкой.
(Имя ученика)
Я прочитала твои творческие работы. Разреши дать тебе некоторые рекомендации для работы над сочинением. Обрати внимание на..... (тип ошибки, примеры, правильный вариант).
Воспользуйся пособием Д.Э. Розенталя «Справочник по правописанию и литературной практике..»
Выполни упражнение ....

3 группа.
Задание №1
КАРТОЧКА №1
Задание. Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибки. С какой целью использует автор этот прием?
«Агафья Федоровна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капор с желтенькими цветами» (Н.В. Гоголь)
« Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом...на дачу» (А.П. Чехов)

КАРТОЧКА №2
Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибок.
С какой целью автор использует этот прием?
Любит лесной хозяин полакомиться многокостянковыми и покрытосеменными... А как задует сиверко, как распотешится лихое ненастье – резко замедляется общий метаболизм у топтыгина, снижается тонус желудочно – кишечного тракта при сопутствующем нарастании липидной прослойки. Да не страшен минусовой диапазон Михайлу Ивановичу: хоть куда волосяной покров, да и эпидермис знатный...
( Т. Толстая)
Для справки. Сиверко – северный ветер.

Карточка №3
Задание. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
При необходимости воспользуйтесь толковым словарем. Запишите в тетрадь правильный вариант толкования слов.

Западня – квартира с окнами на запад.
Гривенник – юноша с модной гривой.
Маховик – регулировщик на перекрестке.


4 группа
Задание №1

Задание. Выразительно прочитайте текст. Пронаблюдайте за использованием в тексте местоимения этот. Как вы думаете, оправдан ли повтор этого слова в последнем предложении (6 раз).

...Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходя из своего народа. Это – огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его. Сверх того, поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык. У каждого свой стих и свой собственный звон. Этот металлический бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, как смола ..., стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный как мед из горного ущелья; этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкою, щемящею русской грустью, - все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле. (Н.В. Гоголь)


КАРТОЧКА №2
Задание. Прочитайте внимательно текст. Определите вид речевой ошибки. Зачем использует такой прием Н.В. Гоголь?

- Ну, можете представить себе, эдакой какой – нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг какой – нибудь эдакой может представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая – нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения – словом, Семирамида, сударь, да и полно!
(Из рассказа почмейстера – «Мертвые души» Н.В. Гоголя)
Вывод:
- (по тексту карточки №1)................
-(по тексту карточки №2) Какие слова портят нашу речь?

3. Проверка выполненных заданий группами.
Проверка заданий первой и второй групп.
Устные рассказы учащихся.
Вывод!!!
- Наш воображаемый ученик – личность безграмотная, плохо владеет родным языком, допускает много ошибок. Но ведь это пока ученик, он учится русскому языку. Откроем книги писателей.

4. Проверка заданий третьей группы.
Устные рассказы учащихся.
- Писатели нередко пародируют нелогичную речь, и тогда подобные нарушения логики высказывания используются как стилистический прием создания комического эффекта. !!! Например, у Гоголя: «Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами»; у Чехова: «Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом... на дачу».

На этом же приеме строятся каламбуры (словесные шутки):
Пить чай с лимоном и удовольствием.
Шел дождь и два студента, один в университет, другой в калошах.
Я люблю слушать музыку и свою собаку.
Катя любила Петю и английский язык.
Все смешалось в голове Анны Львовны, а потом в доме.
Он сначала вышел из народа, а потом из гоголевской шинели.
Выехал из России с великим богатством и стыдом.

Каламбуры Пушкина:
Взять жену без состояния я в состоянии, но входить в долги из-за ее тряпок я не в состоянии.
Спрашивали однажды у одной крестьянки, по страсти ли она вышла замуж. – По страсти, - отвечала старуха, - я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.

Часто такой прием используется в заголовках: «Рассад совести и цезия», «Фунт лиха и стерлингов». Такие заголовки образны, лаконичны.

5. Проверка заданий четвертой группы.
Устные рассказы учащихся.
- Слова-паразиты свидетельствуют о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего. Засоряет нашу речь и употребление без надобности иноязычных слов, например: «Среди собравшихся превалировали представители молодежи»; «Идентичное решение было принято учащимися параллельного класса».
Портят речь жаргонизмы, например слова компьютерного жаргона: компутер, тачка, бердан, килять, пень и др.

В современной лингвистике появилось новое направление – лингвоэкология (показываем книгу Л. И. Скворцова «Экология слова»).
Ученик читает стихотворение Е. Винокурова «Язык»:
И с каждым днем
Сильнее ценим мы
Покой лесов и чистоту воды.
В кругу экологической проблемы
Охраны окружающей среды
И наш язык. Он – часть
Большой природы!

- Итак, к какому же выводу мы пришли?
Нужно ли говорить правильно?
Кто имеет право на ошибку?

- В языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «...Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимы, скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее у разных хороших писателей».

Так что же имел в виду Пушкин, сказав: «... без грамматической ошибки я русской речи не люблю»?

Вспомним слова Н.В. Гоголя: «Никто их наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренно и лишнего».

Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Он пишет так (кодопленка):
«Вот уже 16 лет, как я печатаю, и критики заметили в моих стихах 5 грамматических ошибок (и справедливо):
1. остановлял свой взор на отдаленные громады;
2. на теме гор (темени);
3. воил вместо выл;
4. был отказан вместо ему отказали;
5. игумену вместо игумну.
- Вдумайтесь, Пушкин! И тем не менее Пушкин правил по многу раз свои рукописи, добиваясь, чтобы фраза была точной и лаконичной.

Комментирование своих оценок.
Выставление оценок другими группами в оценочный лист.

4. Вывод

5. Творческая работа.
1 группа.
Задание. Придумайте юмористический рассказ, использовав часть приведенных фразеологизмов . (Можно воспользоваться фразеологическим словарем)

ЯЗЫК
... не поворачивается... ... хорошо подвешен...
... заплетается ... ... без костей
... прилип к гортани ... чешется
... отнялся, отсох ... развязался...
... проглотил! ... распустил
Тянуть за язык черт дернул меня за язык
Язык сломаешь типун тебе на язык!
Высунув язык Острый язык
Злой язык
Укороти язык
Не давай воли языку


2 группа
Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн.
2. Обращение с языком кое – как - значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой

3 группа
Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
И.С. Тургенев
2. Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. Куприн

4 группа
Творческое задание.
Соберите из рассыпанных абзацев текст. Прочитайте его.
Внимание!!! У текста нет закл
·ючительной части. Придумайте концовку.

I. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?
II. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха очень приятны.
III. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
IV. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
V. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
VI. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
(По И.И. Посниковой и И.М. Подгаецкой).
Ответ: 4,1,5,3,2,6

Проверка выполнения заданий.

6. Подведение итогов урока.
- Каковы секреты нашей речи?
(Схема на доске.)
- Наш современник Дмитрий Сергеевич Лихачев, ученый-филолог, истинный российский интеллигент, блестяще владеющий русским словом, в книге «Письма о добром и прекрасном» писал:
Неточности языка происходят прежде всего от неточности мысли. Поэтому ученому, инженеру, экономисту - человеку любой профессии следует заботиться, прежде всего о точности мысли. Строгое соответствие мысли языку и дает легкость стиля.
- Я желаю вам легкости стиля.

Дай Бог нам прадедов наследие сберечь,
Не притупить свой слух там, где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться светлых встреч
С прозреньем Пушкина и красками Рублева.
(В. Рождественский).

7. Подведение итогов работы групп, выставление оценок.

8. Д/З:












Раздаточный материал к уроку.
ГРУППА №1
Лист №1
Вопросы группам:
- Нужно ли говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?
Нет, потому что...
Да, исправлю, потому что...
Не знаю...
Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.
- Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2
РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
Задание. Вы учитель русского языка. Вам на проверку сдал тетрадь новый ученик, которого вы еще не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте красной ручкой ошибки.

1. При поступлении в институт я написал свою автобиографию.
2. Впереди лидирует команда наших спортсменов.
3. На площади он увидел огромную массу народа.
4. Художник подарил музею свой автопортрет.
(ТИП ошибки – употребление лишнего слова)

1. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа.
2. По отношению к Чацкому отношение Софьи изменилось не в лучшую сторону.
3. Мама сказала, чтобы я учился хорошо. Я сказал, что постараюсь.
( ТИП ошибки – употребление рядом или близко однокоренных слов)

1. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.
2. Он попытался сформулировать свое замечание в корректной форме.
3. Представители общества любят прикорнуть друг перед другом.
(ТИП ошибки – употребление слова в несвойственном ему значении)


По итогам работы напишите, каким вы представили себе нового ученика.
Воспользуйтесь подсказкой.
Подсказка (примерная схема ответа)
Новый ученик
1. Фамилия, имя (придумайте).
2. О чем рассказала вам (учителю) его тетрадь (виды ошибок, примеры, исправленный вариант)
3. Уровень речевой культуры ученика.

ЛИСТ№3
1 группа.
Задание. Придумайте юмористический рассказ, использовав часть приведенных фразеологизмов. (Можно воспользоваться фразеологическим словарем)

ЯЗЫК
... не поворачивается... ... хорошо подвешен...
... заплетается ... ... без костей
... прилип к гортани ... чешется
... отнялся, отсох ... развязался...
... проглотил! ... распустил
Тянуть за язык черт дернул меня за язык
Язык сломаешь типун тебе на язык!
Высунув язык Острый язык
Злой язык
Укороти язык
Не давай воли языку






ГРУППА № 2
Лист №1
Вопросы группам:
- Нужно ли говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?
Нет, потому что...
Да, исправлю, потому что...
Не знаю...
Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.
- Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2 РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВ.
Задание. Вы учитель русского языка. К сожалению, ваш ученик допускает грамматические ошибки. Исправьте их.

1) Родители были уверены, что ихний ребенок продолжает семейное дело.
2) Волга шире Дона.
3) Он всегда ложит локти на стол.
4) С наступлением весны дни становятся длиньше.
5) Я много тренировался, думаю, что побежу на соревнованиях.
6) С моей точки зрения, спор этот бессмысленен.
7) Чуть ли не круглый год королевство было погруженное в холодные сумерки и туманы.
(Ошибки в образовании форм прилагательных, местоимений, глаголов, причастий)

1) Прочитав повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», меня поразила судьба героев.
2) Читая басни И.А. Крылова, меня восхищает в них все.
3) Прочитав книгу, у каждого складывается свое впечатление о ней.
(Ошибки, связанные с неправильным построением предложений с деепричастными оборотами)

Дайте совет ученику в форме дружеского письма.
Воспользуйтесь подсказкой.
(Имя ученика)
Я прочитала твои сочинения. Разреши дать тебе некоторые рекомендации для работы над сочинением. Обрати внимание на..... (тип ошибки, примеры, правильный вариант).
Воспользуйся пособием Д.Э. Розенталя «Справочник по правописанию и литературной практике»

ЛИСТ №3
Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. Куприн.
2. Обращение с языком кое – как - значит и мыслить кое – как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой





ГРУППА №3
ЛИСТ №1
Вопросы группам:
- Нужно ли говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?
Нет, потому что...
Да, исправлю, потому что...
Не знаю...
Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.
- Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2
КАРТОЧКА №1
Задание. Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибки. С какой целью использует автор этот прием?
«Агафья Федоровна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капор с желтенькими цветами» (Н.В. Гоголь)
« Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с маменькой, мебелью и братом...на дачу» (А.П. Чехов)

КАРТОЧКА №2
Прочитайте выразительно текст. Определите вид ошибок.
С какой целью автор использует этот прием?
Любит лесной хозяин полакомиться многокостянковыми и покрытосеменными... А как задует сиверко, как распотешится лихое ненастье – резко замедляется общий метаболизм у топтыгина, снижается тонус желудочно – кишечного тракта при сопутствующем нарастании липидной прослойки. Да не страшен минусовой диапазон Михайлу Ивановичу: хоть куда волосяной покров, да и эпидермис знатный...
( Т. Толстая)
Для справки. Сиверко – северный ветер.

Карточка №3
Задание. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.
При необходимости воспользуйтесь толковым словарем. Запишите в тетрадь правильный вариант толкования слов.

Западня – квартира с окнами на запад.
Гривенник – юноша с модной гривой.
Маховик – регулировщик на перекрестке.

ЛИСТ №3
Задание. Прочитайте высказывания. Напишите, какое из приведенных высказываний затронуло вашу душу и воображение больше других, почему?

Писатели о русском языке.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
И.С. Тургенев
2. Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А. Куприн




ГРУППА № 4
Лист №1
Вопросы группам:
- Нужно ли говорить правильно?
- Исправите ли вы собеседника, если он допустит речевую ошибку?
Нет, потому что...
Да, исправлю, потому что...
Не знаю...
Каждый должен говорить, как хочет и как ему нравится. Не следует исправлять ошибки, считать себя умным.
- Согласны ли вы с последним высказыванием?

ЛИСТ № 2
4 группа
Задание. Выразительно прочитайте текст.
Пронаблюдайте за использованием в тексте местоимения ЭТОТ.
Как вы думаете, оправдан ли повтор этого слова в последнем предложении (6 раз).

...Поэты берутся не откуда же нибудь из-за моря, но исходя из своего народа. Это – огни, из него же излетевшие, передовые вестники сил его. Сверх того, поэты наши сделали добро уже тем, что разнесли благозвучие, дотоле небывалое. Не знаю, в какой другой литературе показали стихотворцы такое бесконечное разнообразие оттенков звука, чему отчасти, разумеется, способствовал сам поэтический наш язык. У каждого свой стих и свой собственный звон. Этот металлический бронзовый стих Державина, которого до сих пор не может еще позабыть наше ухо; этот густой, как смола ..., стих Пушкина; этот сияющий, праздничный стих Языкова, влетающий как луч в душу, весь сотканный из света; этот облитый ароматами полудня стих Батюшкова, сладостный как мед из горного ущелья; этот легкий, воздушный стих Жуковского, порхающий, как неясный звук эоловой арфы; этот тяжелый, как бы влачащийся по земле стих Вяземского, проникнутый подчас едкою, щемящею русской грустью, - все они, точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши великолепного органа, разнесли благозвучие по русской земле. (Н.В. Гоголь)

КАРТОЧКА №2
Задание. Прочитайте внимательно текст. Определите вид речевой ошибки. Зачем использует такой прием Н.В. Гоголь?
- Ну, можете представить себе, эдакой какой–нибудь, то есть капитан Копейкин, и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире. Вдруг какой–нибудь эдакой может представить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая–нибудь Гороховая, черт возьми, или там эдакая какая–нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой–нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть прикосновения – словом, Семирамида, сударь, да и полно!
(Из рассказа почмейстера – «Мертвые души» Н.В. Гоголя)

Вывод:
- (по тексту карточки №1)................
-(по тексту карточки №2) Какие слова портят нашу речь?

Лист № 3
Творческое задание «Собери рассыпанный текст», прочитайте его.
Внимание! У текста нет заключительной части. Придумайте концовку.
I. Задумались ли вы над тем, в чем проявляется богатство нашего языка?
II. Красота и благозвучие русского языка связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных, с тем, что есть еще и мягкие, которые для слуха очень приятны.
III. Однако не забудем и о звуковой стороне речи.
IV. Русский язык хорошо справляется с обязанностями быть средством общения: он неисчерпаемо богат.
V. Если вы ответите, что оно заключается в богатстве словаря, в отточенности синонимических конструкций, то будете правы.
VI. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не допуская обычно их большого стечения.
(По И.И. Посниковой и И.М. Подгаецкой).






Работа групп

№п/п
Ф.И. ученика
Выполняемая роль
в группе
Оценка за урок,
поставленная
группой

1

Руководитель


2

Спикер


3

Наблюдатель


4




5




6




7









Оценка работы других групп


п/п

группы

задания
Четкость
выполнения
заданий группами в соответствии с целями
Полнота
ответа
Грамотность
речи
выступающих
Проявлние
творческого
подхода

Общая
оценка
деятельности групп

1
1
Зад. №1








Зад. №2








Зад. №3






2
2
Зад. №1








Зад. №2








Зад. №3






3
3
Зад. №1








Зад. №2








Зад. №3






4
4
Зад. №1








Зад. №2








Зад. №3


























Приложение к уроку


Оформление к уроку
Схема
«Секреты хорошей речи»:
ясность
точность
краткость
выразительность
Рисунок: развернутая ученическая тетрадь, на одной странице – фрагмент ученического сочинения с речевыми ошибками;
кодоскоп, магнитофон.


3) Эпиграфы:
Как уст румяных без улыбки
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин

Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего.
Н.В. Гоголь

4) Словарь понятий и имен

Язык
А. Пушкин

Речь
Н.Гоголь

Стиль
А. Бестужев-Марлинский

Лингвистика
А. Чехов

Языкознание


Лингвоэкология
Т. Толстая

Филология
Л. Щерба

Каламбур
Д. Розенталь


Д. Лихачев



4) Типы речевых и грамматических ошибок:
Г - ТИП ошибки - образование форм слов (прилагательных, местоимений, глаголов, причастий)

Р - ТИП ошибки – непонимание значения слова или употребление его в несвойственном ему значении

Р - ТИП ошибки – употребление рядом или близко однокоренных слов

Р - ТИП ошибки – употребление лишнего слова

Р - ТИП ошибки – смешение лексики разных стилей

Г - Тип ошибки - неправильное построение предложений с деепричастными оборотами

Г - Тип ошибки – неправильное построение предложений с однородными членами.

Л - Тип ошибки – нарушение логики

Р - Тип ошибки – неуместное употребление просторечных, диалектных жаргонных слов

5) Высказывания русских писателей о русском языке.

Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
1915 (И.В. Бунин).

Мы должны оберегать язык от засорения, помня, что слова, которыми мы пользуемся сейчас – будут служить многие столетия после нас для выражения неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений.
И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие - образный, емкий, умный язык.
В нем самом есть еже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись. (С. Маршак).

Подлинная красота языка, действующая как сила, создается точностью, ясностью, звучностью слова, которые оформляют картины, характеры, идеи книг. (М. Горький).

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. (А.Н. Толстой).
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. Тургенев).



Состав групп
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Группа №


Группа №


Группа №

Группа №



Для оформления


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






15