Рабочая программа курса по выбору Секреты русского языка 3 класс 2016-2017 уч. г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Луганской Народной Республики «Краснолучская общеобразовательная
школа I-II ступеней № 14»




СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
ЗДУВР _________________ Директор __________________
Ф.И.О. Ф.И.О.

________________________ __________________________
(подпись) (подпись)

____________________________ _______________________________
(дата) (дата)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного материала
по курсу «Секреты русского языка»
в 3 классе на I-II семестры 2016-2017 учебного года
(в классах с русским языком обучения)



Составитель: учитель начальных
классов Жорник Олеся Ивановна










Красный Луч
2016 г.
1.Пояснительная записка
Изучение курса по выбору осуществляется с учетом принципов и методических установок, содержащихся в пособии для учителя «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010 г., в Примерных программах внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2011г.
Курс «Секреты русского языка» для 3 класса является закономерным продолжением и дополнением уроков русского языка. Учащиеся получают более подробную информацию о лексике и фразеологии русского языка.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Учащиеся получают сведения из истории слов и выражений, лингвистические сказки, игры, загадки, весёлые рисунки-задания и т.д. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, как много тайн хранит в себе русский язык. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Учащиеся расширяют свои знания по русскому языку, совершенствуют речь, учатся любить и чувствовать родную речь. Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Цель и задачи курса
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку (по лексике, фразеологии, этимологии).
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2. Общая характеристика курса по выбору
Актуальность и перспективность курса:
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам орфографии” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Секреты русского языка” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты: культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.
Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры
Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации про граммы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге модели грамотной речевой деятельности.
Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.
Концепция программы
Концепция программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Чтение» и опосредованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует обще интеллектуальному развитию ребёнка.
Описание курса по выбору в учебном плане
Программа рассчитана на 34 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3-х классов.
4 Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения курса по выбору
Личностными результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание курса по выбору
1. В мире фонетики – 10 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Деловая игра «Друзья русского языка», входное тестирование, творческие игры и задания, игры со слогами, игра-конкурс.
2. В мире орфографии – 6 ч
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
-сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
-сочетания чк-чн, чт, щн;
-перенос слов;
-правописание гласных и согласных в корне слова;
-разделительные Ь и Ъ
Упражнения и дидактические игры.
3. В мире словообразования – 4 ч
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Работа с текстами, упражнения, дидактические игры, творческие задания.
4. В мире слов, или что такое лексика? – 5 ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
5. В мире морфологии – 8 ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи. Работа с текстами, интеллектуально-познавательная игра, игра-тренинг, интеллектуально-творческая игра.
6. Итоговое занятие. – 1 ч Игра-конкурс «Знаешь ли ты русский язык?».
Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Календарно-тематическое планирование 3 класс
(1 ч. в неделю, 34 ч. в год).

п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Количество часов
Дата




По плану
По факту


В мире фонетики




1
Что изучает фонетика?
Вводное занятие.
1



2
В гости к алфавиту.
1



3
Наши помощники звуки, буквы и слова
1



4
Наши помощники звуки, буквы и слова
1



5
К тайнам звуков и букв
1



6
К тайнам звуков и букв
1



7
К тайнам звуков и букв
1



8
Буквы в слове переставим – много новых слов составим.
1



9
Буквы в слове переставим – много новых слов составим.
1



10
Урок-игра: «Все о фонетике»
1




В мире орфографии.




11
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.
1



12
В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.
1



13
Про чк, чн, чт, нч, рщ
1



14
Про чк, чн, чт, нч, рщ
1



15
Ъ и Ь – помощники в словах
1



16
Ъ и Ь – помощники в словах
1




В мире словообразования




17
Корень- родоначальник, или что такое словообразование?
1



18
Корень- родоначальник, или что такое словообразование?
1



19
Как «разобрать» и «собрать» слово?
1



20
Как «разобрать» и «собрать» слово?
1




В мире слов, или что такое лексика?




21
Слова – друзья (синонимы).
1



22
Слова - антонимы.
1



23
Слова - близнецы (омонимы).
1



24
Крылатые слова (фразеологические оборот).
1



25
Итоговое занятие по теме «В мире слов, или что такое лексика?»
1




В мире морфологии




26
В гостях у существительного!
1



27
В гостях у существительного!
1



28
Здравствуй имя прилагательное!
1



29
Здравствуй имя прилагательное!
1



30
У дядюшки глагола.
1



31
Его величество глагол!
1



32
Слова-помощники.
1



33
Универсальные заменители.
1



34
Итоговое занятие.
Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»
1




Итого:
34




Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Учащиеся к концу обучения должны знать:
-отличительные признаки основных лексических единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, фразеологией, этимологией;
Учащиеся должны уметь:
- подбирать омонимы, антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться фразеологическим, этимологическими словарями, а также словарями антонимов, синонимов, омонимов.
7. Система оценивания результатов изучения курса по выбору
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Из всех этих компонентов складывается общая устная оценка работы обучающегося.
Цифровая оценка (отметка) по курсу не выставляется. Подробная информация представлена в приложении в Положении о безотметочном обучении.
8. Формы и методы работы
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
-на развитие внимания и закрепления терминологии;
-игры-тренинги;
-игры-конкурсы (с делением на команды);
-деловые игры;
-интеллектуально-познавательные игры;
-интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
-сказочные сюжеты уроков;
-сочинение своих сказок.
9. Условия и ресурсы реализации программы
Условия реализации программы.
В ходе реализации программы курса по выбору «Секреты русского языка» можно выделить несколько этапов:
знакомство школьников с темой занятия;
выполнение заданий;
обсуждение результатов.
Каждому этапу реализации программы соответствуют свои специфические организационные формы:
первый этап – лекция, рассказ, сообщение, чтение;
второй этап – продуктивная игра, иллюстрирование; выполнение заданий, проектов;
третий этап – дискуссия, игра, выставка, конкурс, состязание.
Ресурсы внеурочной деятельности.
1. Главный ресурс - дети.
Главные ресурсы заложены в самих детях. Понять этот индивидуальный потенциал – ключевая задача педагога-воспитателя. Но значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог.
2. Кадровый ресурс.
Педагог-воспитатель, владеющий способами и средствами организации художественно-познавательной деятельности.
3.Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
4. Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
5. Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, словари.



10. Учебно-методическая литература
- Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
- Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
- Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
- Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
- Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
- Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
- Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
- Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
- Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
- Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
- А.Т.Арсирий «В страну знаний с дедом Всеведом» (занимательные материалы по русскому языку), Дрофа, 2004
- А.Т.Арсирий «Занимательные материалы по русскому языку», Просвещение, 1995
- В.Волина «Этимологический словарь», Дидактика Плюс, 2000
- В.Волина «Фразеологический словарь», Дидактика Плюс, 2000
- И.Г.Сухин «Занимательные материалы», Вако, 2004
- О.Холодова «Юным умникам и умницам», Рост-книга, 2005
- Н.Винокурова «Подумаем вместе», Рост, 1998
- Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы, ВАКО, 2007
- Волина В. В. «Русский язык в рассказах, сказках, стихах», “АСТ”, 1996
- Материалы интернет-сайтов






15