Конспект занятия кружка мягкой игрушки Авторская кукла.Секреты мастера.


Конспект занятия кружка мягкой игрушки «В гостях у Тильды»
«Вводное занятие. Игрушка по выбору. «Авторская игрушка. Секреты мастера».
Цель занятия: познакомить детей с историей игрушки, видами текстильных кукол, привить детям практические трудовые навыки, воспитать у них художественный вкус, развить творческую активность.
Форма занятий: объяснение нового материала, беседа, практическая работа.
Оборудование:  презентация, ножницы, клей, бумага, заготовки для аппликации (носики, глазки, ротики, элементы декора), образцы игрушек.Ход занятия:
1. Организационный момент.
Объявление темы занятия: «Вводное занятие. Игрушка по выбору. «Авторская игрушка. Секреты мастера».
2.Объяснение нового материала.
1.ИСТОРИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ КУКЛЫ
Я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие в волшебный мир тряпичной куклы.
Такая привычная в наше время игрушка как кукла имеет тысячелетнюю историю на протяжении всего периода существования человечества. В истории каждой цивилизации существовали куклы и имели разное назначение. Первые известные упоминания о куклах-манекенах Египетской царицы Клеопатры датируются 20 в. до н. э. Оказывает-ся, у нее была целая кукольная коллекция, служившая для своей хозяйки чем-то вроде журнала мод. Им делали очень дорогие и торжественные наряды. Именно по эскизам кукольных нарядов царица заказывала облачения для особо торжественных церемоний. У разных племен и в разных странах куклы были разными. Они были защитниками от «дурного глаза» в колыбельке ребенка. Для женщины кукла - оберег домашнего очага и уюта, символ плодородия и большой семьи. Мужчины брали с собой на войну или в дальнее путешествие куклу - берегиню: от врага, от меча, от лихого человека. Таких кукол бережно хранили и передавали по наследству, дарили молодым на свадьбу.
Постепенно куклы стали и традиционной игрушкой для каждой девочки. Виктор Гюго написал в своём произведении замечательные слова, выражающие важный сакральный смысл куклы: «Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно так же немыслима, как женщина без детей».
С веками кукла стала, не только игрушкой, но и модной вещицей, дорогим подарком, частью интерьера. В Европе кукол делали художники и скульпторы, знаменитые мастера. Это были настоящие произведения искусства - авторские куклы. Их обряжали в наряды из дорогих тканей в соответствии с модой.
В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура. На Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – их хранили в лубяных коробах, они переходили от одной девочки к другой, ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11-15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы. Мир кукол, будто дивное царство, манит к себе, как детей, так и взрослых. Для каждого найдётся свой уголок в этом ускользающем мире. Ребёнку, чтобы понять. Взрослому, чтобы вспомнить. Чем же хороши куклы? В них есть то, чего нам не хватает в современной жизни: простое человеческое тепло, мудрая наивность и бесстрашная искренность. Смешные и трогательные, только что сшитые, своим появлением они доставляют детям огромное удовольствие. Ребёнок прижимает её к груди, испытывает нежные чувства, становится добрее. Делая куклу своими руками, мы учимся многому: развиваются практические навыки кройки и шитья, вязания, умения гармонично подбирать цвета и оттенки для платья куклы, навыки работы с любым материалом.
2. СОВРЕМЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ КУКЛА. ВИДЫ КУКОЛ (ТИЛЬДА, РЕГГИДИ, ТЫКВОГОЛОВКИ И Т.Д.)
В жизни современного человека, кукла не ушла на второй план как игрушка для ребенка. Кукла опять вернулась к нам как оригинальный подарок, коллекционная кукла (авторская работа), прекрасное дополнение, изюминка в интерьере, и просто молчаливое существо, несущее в себе тепло человеческих рук, его создавших. Глядя на такую куклу, мы начинаем улыбаться, и сердце наполняется теплом. И Мир становится чуточку добрее…
Среди многообразия сегодняшней тряпичной куклы можно выделить несколько наиболее ярких направлений.
ЧЕРДАЧНАЯ ИГРУШКА
Одна женщина сшила игрушку для своей крестницы, девочка пришла к крестной в гости на фабрику и уронила игрушку в сироп с заготовкой для пряничного теста, женщина высушила игрушку в духовке, и удивилась – она стала похожа на пряник и по виду и по запаху. Кукла долгое время пролежала на чердаке небольшой фабрики, забытая своей маленькой хозяйкой, которая время от времени там играла, когда крестная брала девочку с собой на работу. За то время, которое кукла провела на чердаке, она успела не только запылиться, но и состариться, и закоптиться. А ещё – она пропиталась ароматами кофе, корицы, ванили и других восточных приправ. И действительно этих кукол специально состаривают, чтобы казалось, что их словно достали с бабушкиного чердака. От них веет праздником, уютом и … детством.
КУКЛА-ПРИМИТИВ
Кукла-примитив – это тряпичная кукла, самая простая по раскрою. Заметьте, я не говорю, что шить её просто. В куколке-примитиве много внимания уделено деталям, а это делает создание куколки от начала до конца не таким простым.
Шьется такая куколка очень давно, это уже, можно сказать, историческая кукла. Так как раньше "магазинные" куколки были роскошью, мамы и бабушки шили такие куклы своим деткам вручную из подручных материалов - из завалявшихся кусочков ткани, из мешковины. Отсутствие какого-либо педагогического или художественного образования давало о себе знать в таких работах - они были простыми, без каких-то затейливых форм, без соблюдения правильных "человеческих" пропорций у кукол. Но куколки шились с любовью, для своих родных деток, поэтому были очень теплыми, милыми, добрыми - в общем, очень домашними. По-моему, именно за то, что эти тряпичные куколки очень теплые и уютные - их до сих пор шьют с удовольствием для взрослых и детей. Может это обаяние простоты и безыскусности кажется живым воплощением наших детских рисунков, наивных и не совсем умелых... Поэтому и вызывают эти нескладные "замарашки" такие положительные эмоции.
Чем же так привлекательны эти, казалось бы, неказистые куклы?
Этот стиль текстильной куклы, которую можно назвать Народной Художественной куклой, зарождается еще во времена первых Американских поселенцев, которые были вынуждены изготавливать кукол для своих детей, используя самые простые и доступные материалы. В те времена красивые фарфоровые куколки, продававшиеся в магазинах, были просто не по карману и считались роскошью для многих. Но тогда почти все женщины хоть немного умели шить. Так и начинали создаваться любящими родительскими руками первые куклы-примитивы: из обрезков, лоскутков, завалявшихся в рукодельных корзинках, из мешков от сахара или муки, которые всегда найдутся в любом хозяйстве.
Форма головы и тела этих кукол часто бывает ассиметричной. Некоторые куклы вообще ограничиваются лишь едва обозначенными чертами лица. Глаза заменяют пуговицы, нос - нашитый сверху лоскут. Часто у куклы редкие волосы или она совсем лысая. Для пришивания рук или ног иногда используется пуговичное крепление. Обувь чаще "нарисована" прямо на ногах.
Руки и ноги всех примитивов набиваются наполнителем очень плотно, но если хотите, чтобы они сгибались в локтях и коленях, то на их уровне нужно прошить (на машинке или вручную) и далее набивать наполнителем совсем «рыхло» или можно не набивать вообще. Но тогда штанишки и рукав одёжки куклы должны закрывать «пустые» конечности.
Голову нужно набивать очень плотно.
ТЫКВОГОЛОВЫЕ КУКЛЫ
Относятся к примитивам, выделяются особой формой головы, состоящую из 4-5 клиньев, непропорционально большую часто по отношению к телу, напоминающую тыкву, тоненькие ручки и ножки.
Особое внимание к набивке головы у Тыквоголовок. У них голова должна быть тугой и круглой как шарик (на то они и тыквоголовки). И вот тут у них особенность с шеей. Раз голова тяжелая, то шея очень туго набивается тоже. И даже можно в шею вставлять деревянную палочку, на которую потом накручивается голова. Это будет дополнительная опора. А голова потом пришивается к шее.
Особое внимание здесь уделяется прорисовке лица, предварительно вся кукла грунтуется раствором ПВА, кофе, специями. Очень жизнерадостные и веселые куклы.
КУКЛЫ БОЛЬШЕНОЖКИ
Так же к примитивам относятся куклы – большеножки. От остальных они отличаются непропорционально большими устойчивыми ногами.
На лице этих кукол обозначаются только глаза - зеркало души, и легкий румянец. У этих кукол особое внимание уделяется обуви.
ОБ ОЗОРНОЙ ТРЯПИЧНОЙ РЕГГЕДИ ЭНН
Эту куклу, нельзя спутать ни с какой другой. Черные, как угольком нари-сованные, круглые глаза, красный треугольничек вместо носа, нарисованный широкий озорно улыбающийся рот, рыжие волосы, старенькое платьице и ак-куратный передник. И непременно на платье тряпичное или вышитое сердечко с вышитой надписью «I love you».
Вы можете себе представить, чтобы тряпичная кукла имела свой официальный день рождения, а в 2014 году ей исполняется уже 96 лет!!!
Да, да! Raggedy Ann, Тряпичная Эн-ни «родилась» 7 сентября 1918 года. То есть это, ко-нечно, не день её создания. В этот день Джон Бартон Грюэль получил на неё патент.
А предшествующие этой дате события по-своему интересны и трагичны.
Джон Грюэль родился в 1880 году в Америке. Он был художником и рисовал комиксы, карикатуры и иллюстрации для детей. Для своего времени он был очень известным и популярным художником. У него была дочь Марсела и, как-то раз играя на чердаке, она нашла старую, потрепанную тряпичную куклу. Это была кукла матери Джона. Марселе кукла так понравилась, что она сшила ей новое платьице. А Джон нарисовал кукле круглые черные глаза, красный треугольный нос и улыбающийся веселый рот и назвали куклу Энн.
Осенью 1915 года в школе делали прививку вакциной против оспы и Марселе, вероятно, занесли грязь. Девочка заболела, и спасти ее уже ничего не могло. Чтобы поддержать ее дух отец стал сочинять разные сказки и истории про тряпичную Реггеди Энн. Почти все события в сказках происходили в спальне Марселы, когда девочка выходит из нее. В это время все игрушки оживают. С ними происходят удивительные приключения, которые всегда проходят весело, и хорошо заканчиваются…
В память о своей дочери, в 1918 году Джон Грюэль решил издать сказки о Реггеди Энн. Издатель детской литературы предложил Грюэлю параллельно выпустить в продажу тряпичных кукол Реггеди Энн. Кукол шили дома всей семьей. Куклы расходились как «горячие пирожки».
ТИЛЬДЫ
Мир кукол тильд тоже довольно разнообразен. Куклы Тильды имеют множество разных обличий: зайцы, коты, ангелы, садовницы и куклы Тильды, мишки, собачки и так далее. Тут важна именно техника исполнения игрушки... Всех их объединяют некоторые общие черты, это маленькие глазки-точечки и игривый румянец на щеках. Да и материал, и способ изготовления у них в общем одинаковый. Чаще всего Тильды шьются из натуральных материалов, это и лен, бязь, хлопчатобумажные ткани, иногда шерстяные. Но никто не мешает вам использовать, например, джинсовую ткань или шелк. Так как игрушки изготавливаются в небольших размерах, желательно чтобы рисунок соответствовал ему и не был слишком крупным. Шить зверька или куколку Тильду можно как вручную, так и используя швейную машинку, кому как удобнее и кто обладает какими навыками. Их можно дарить на самые разнообразные праздники, начиная от Дня рождения и заканчивая Днем Святого Валентина. Куклы тильды – игрушки, которыми с удовольствием играются дети, зачастую они предназначены для декора помещения или шьются с целью дарения на какие-либо праздники.
Имя автора — Тоне Финангер (Tonne Finanger). Незамысловатый крой, на лице глазки - точечки нарисованные черным цветом, натуральные ткани в мелкий цветочек- сделал этих кукол очень узнаваемыми и популярными.
Одежда Тильды чаще всего сшивается вместе с ее телом. Для этого надо сначала сшить 2 разные ткани (ткань, предназначенную для тела и ткань для одежды), хорошо отутюжить, и выкраивать, совместив линию шва с линией, указанной на выкройке.
Конечности Тильды в суставах прошиваются для сгибания и набиваются менее плотно, чем тело. Тогда после пришивания они будут хорошо сгибаться.
Тильды – все-таки больше не игровые, а именно интерьерные игрушки. Их используют в качестве сувениров. Поэтому их часто ароматизируют. Для аромата можно добавить в набивку ванилин, корицу, или вкусно пахнущие травы (лаванду, жасмин, базилик), можно положить и готовые мешочки-саше.
ВАЛЬДОРФСКАЯ КУКЛА
Вальдорфская кукла является частью вальдорфской педагогики. Они изготавливаются только из натуральных природных материалов, включая набивку - овечью шерсть.
Еще одной особенностью вальдорфской куклы является то, что её пропорции должны соответствовать человеческим, чаще - детским. Соотношение: голова к телу - это одна треть от него. Черты лица кукол нежные, округлые, глазки вышитые. Такие куклы изготавливаются только вручную и хорошо передают энергетику мастера ребенку.
ЧУЛОЧНО-ТЕКСТИЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Очень интересный вид кукол, изготовленных из колготок, специальными утяжками создается образ куклы, тело часто каркасное и обтянутое теми же колготками. Чаще всего лица получаются шаржевыми, гротескными, неповторимыми.
3. Практическая часть.
А теперь мы с вами станем волшебниками и приступим к самому таинственному действу в процессе изготовления мягкой игрушки – замыслу.
Что бы придумать свой образ игрушки, то есть стать настоящим автором, нужно быть немного волшебником и большим фантазером.
Поделюсь с вами своими секретами, как определить образ, внешний вид нашего героя.
Форма – круг, треугольник (на слайде), от формы и деталей зависит содержание – пример смешарики – в основе шар, а характерные узнаваемые детали дополняют образ.
Треугольник – вершиной вниз мы превращаем в шуструю старушку, а вершиной вверх – в основательного богатыря.
Цвет – для работы с цветом удобно использовать цветовой круг Иттена (на слайде схемы использования круга).
Детали – из безликой куклы они делают тот или иной персонаж – например повязка на глазу и костыль – и перед нами пират, легкое платьице и крылышки – и перед нами фея.
Глаза – зеркало души. Глаза могут быть выполнены из пуговок, французских узелков, бусин или нарисованы акриловыми красками, но именно глазки передают настроение и эмоции нашей игрушки.
Итак, приступим к созданию образа будущей игрушки.
Для этого зададим себе ряд вопросов, ответы на которые помогут нам решить эту задачу. Наверное, основное в авторской кукле - это образ. Придумать куклу гораздо сложнее, чем выполнить. Вы можете взять, за основу образа любого персонажа, например, героя любимой сказки или легенды.1.Кто он? Мальчик или девочка, бабушка или дедушка? То есть возраст и пол персонажа.
2.Какова сфера его интересов? Работа, хобби. Сумасшедший профессор, художник, старушка, кот-забияка или зайка-милашка.
3.Во что он одет? В зависимости от сферы интересов, определяем одежду нашего персонажа. Если он пират - то это наверняка будет костыль и повязка на глазу, если это фея – то воздушное платье и крылышки.
4.Какой у него характер? Добрый – злой, ленивый – активный, пессимист – оптимист, зануда – весельчак, хитрец – простак, подлый – благородный, умный – глупый.5.Какие у героя физические достоинства или недостатки? Накаченный атлет, хиляк, хромой, горбатый, высокий или маленького роста, обычный, одно ухо больше другого, толстый – худой и т.д.2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
«Ребята, теперь мы с вами приступаем к созданию эскиза нашей игрушки, но не нужно делать его слишком сложным, иначе вам будет трудно воплотить ваш замысел и сшить игрушку»
3. Итог занятия:
Проверка работ, выставка.