Урок по теме: «Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 22»
Урок по предмету литературное чтение
на тему:
«Отечественная война 1812 года
в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
для 4 класса
Составитель
Чабан Марина Владимировна
учитель начальных классов
г. Воскресенск
2014 год
Тема урока:
«Отечественная война 1812 года
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
для 4 класса, 10-12 лет
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;
развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;
воспитывать чувство любви к культурному наследию своей страны.
Оборудование:
компьютер,
проектор,
проекционная доска,
презентация к уроку,
иллюстрации учащихся,
учебник Н.А Чуракова. Литературное чтение для 4 класса: В 2 частях. – 4-е изд.
Оформление:
портрет М.Ю. Лермонтова,
выставка книг,
доска,
проекционный экран.

Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня наш урок мы начнем необычно. Давайте прослушаем музыкальное произведение.
(Звучит музыкальная постановка Rob D – Cluubd To Death.)
Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящена данная музыкальная композиция?
(Ответы учеников приведены в скобках)
Ученики: (Я думаю, что музыка изображает бурю на море. А я считаю, что о страданиях. Мне кажется, что данная музыка посвящена теме боя, войне)Учитель: Действительно, эта музыка посвящена войне. Но какой именно?
Ученики: (Скорее всего Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, Второй мировой, войне 1812 года).
Учитель: Давайте обратим внимание на экран. На слайде представлен солдат. Посмотрите на него и скажите, к какой эпохе и какой войне он может относится?
Ученики: (Война 1812 года)

Учитель: Итак, тема нашего урока: война 1812 года.
Мы начали изучать ее на уроках окружающего мира. Что вы можете вспомнить о ней?
Ученики: (Генерал Наполеон Бонапарт завоевал часть Европы. В 1812 году напал на Россию.)Учитель: Совершенно верно 12 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию. Началась Отечественная война, которая унесла многие жизни.
Посмотрите на экран. Как можно совместить женщину, войну и Святого отца? Что они могли олицетворять собой?(слайд)
Ученики: (Они ищут кого-то. А может быть это представление смерти и горя.)Учитель: О том кто эта героиня мы порассуждаем еще в конце урока.
Итак, мы говорим о войне 1812 года. Данной теме посвящено много картинных полотен, музыкальных сочинений, художественных произведений. Вот и великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов не остался равнодушным.
История героического сражения под селом Бородино легла в основу его произведения «Бородино».
Перед вами портрет поэта. Мы видим лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушел из жизни – погиб на дуэли. Но за свою короткую жизнь он написал много прекрасных произведений.
В его мастерстве мы убедимся сегодня на уроке.

Работа по теме.
Первичное восприятие текста(фонограмма стихотворения).
Учитель: Пока вы будите прослушивать фонограмму стихотворения «Бородино», постарайтесь определить на сколько частей можно разделить данное произведение?
(Звучит фонограмма)
Учитель: Вы прослушали произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино». На сколько частей вы разделили произведение?
Ученики: (На 4 части – вступление, перед боем, Бородинское сражение, заключение).
Физ.-минутка.
Учитель: А сейчас закройте глаза и прослушайте отрывок из увертюры Петра Ильича Чайковского «1812». Попробуйте представить поле боя.
(Звучит музыка)
Учитель: Каким вы представили Бородинскую битву?
Ученики: (Музыка была торжественной. Битва мне показалась наполненной отвагой и решительностью.)Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Учитель: Откройте учебники на странице 7. Прочитайте самостоятельно стихотворение. При чтении вам необходимо будет выписывать в творческие тетради незнакомые вам слова.
(Учащиеся самостоятельно работают с творческими тетрадями)
Словарная работа.
Работа с картинами:
Учитель: Какие незнакомые слова вы выписали?
Первое слово – редут. Что оно обозначает?
Ученики: (Редут – это вид окопного укрепления)
Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина Н. Самокиша.1910 г, на которой изображен редут.
Работа со словарем Ожегова:
Учитель: Следующее слово сеча. Кто может объяснить понятие данного слова
Ученики: (Сеча – это битва, рубка).
Учитель: Действительно, если мы заглянем в словарь Ожегова сечь означает бить в наказании, рубить на части.
Картечь. Кто – нибудь из вас знает, что обозначает данное слово? Посмотрим определение в словаре С.И. Ожегова:
Картечь – начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии.
Улан, драгун – так называли солдат кавалерийских частей
в дореволюционной армии.
Басурманы – иноземцы.
Лафет - станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Посмотрите на картину художника В. Правдина.1955 г
Бивак – стоянка войска под открытым небом. На слайде изображена картина Александр Юрьевич Аверьянов.
Кивер - высокий головной убор с круглым дном, козырьком.
Чтение по частям.
Учитель: Давайте попробуем еще раз разделить произведение на части и прочитать каждую из них?
Первая часть.
Чтение учащимся отрывка:
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель: Как вы представляете себе дядю героя?
Ученики: (Рассказ ведется старым человеком, участником сражения. Он гордится своими боевыми товарищами.)Вторая часть
Учащийся читает отрывок:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики…
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Учитель: Какое настроение в этом отрывке?
Ученики: (Солдаты недовольны, они не хотят отступать)
Третья часть
Учитель: Сейчас я прочитаю третью часть данного произведения, а вы постарайтесь представить картину боя.
Учитель читает отрывок:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Учитель: Какой бой вы представили?
Ученики: (Бой был страшным и жестоким. Но солдаты были готовы умереть за Отчизну.)А теперь посмотрите, как Бородинское сражение представили великие художники: Верещагин, Богатов, Аверьянов.
(Слайд -показ картин художников).
Заключение.
Учитель: И вот перед нами вновь изображение женщины. Так что же она могла делать на поле, после такой жестокой схватки?
Ученики: (Может быть санитарка. Может быть мать. Может быть жена.)Учитель: Действительно, если мы вглядимся в лицо этой женщины, она слишком молода, чтобы быть матерью. Это вдова.
(На слайде портрет)
Учитель: Маргарита Михайловна Тучкова, жена Александра Александровича Тучкова. Молодая жена всегда сопровождала мужа в военных походах переодевшись денщиком, но в этот раз осталась дома из-за сына, которому не было и года.
1 сентября она получила весть о гибели и отправилась на Бородинское поле, чтобы найти останки мужа. Этого ей сделать не удалось. Маргарита Михайловна Тучкова поставила часовню на предполагаемом месте гибели мужа. Вдовы и родственницы других погибших приезжали в Бородино – так и образовалась обитель. В память о муже Маргарита Тучкова сотворила поминальный хлеб…всем известный Бородинский хлеб. Его рецепт прост: ржаная мука, солод, сахар, кориандр, поминальная молитва, слезы и верность, мужество любящей Женщины и самопожертвование.
Спасо-Бородинский Женский монастырь – православный монастырь вблизи деревни Семеновское Можайского района Московской области. Монастырь- Памятник героям Отечественной войны 1812года.
Слайд
Итог урока.
Учитель: Как тема войны 1812 года отражается в культуре России?
Ученики: (Данной теме посвящены многие картины, художественные произведения, музыкальные композиции)
Учитель: Вы отлично поработали на уроке, проявляли активность и любознательность.
(проставление оценок учащимся с пояснением)
Домашнее задание.
Учитель: Сегодня мы поработали со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». Предложите свое домашние задание?
Ученики: (Можно выучить отрывок из произведения наизусть, а можно нарисовать иллюстрации к стихотворению).
Учитель: Каждый выбирает себе задание по силам и выполняет его.
Спасибо за урок.
Список использованной литературы:
Чуракова Н.А. Литературное чтение для 4 класса: В 2 частях. – 4-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Круковская Н. Л., Шилова Г.Ю. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 288 с.(В помощь школьному учителю)
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 –е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – 944 стр.
Интернет – проект . WWW.1812.ru
http://www.museum.ru/1812/Painting/Borodino/