Конспект урока окружающего мира Город, в котором я живу


Технологическая карта урока окружающего мира по системе Л.В. ЗанковаАвтор: Н.А. Исакова, г. Николаевск-на-Амуре, 2013 год
Тема. Город, в котором я живу.
Цель урока:
Деятельностная: открытие новых для учащихся исторических фактов о жизни нашего города через реализацию групповой формы работы;
Содержательная: расширение знаний учащихся о географическом местоположении родного города и истории его создания
Задачи для учителя:
создать условия для обобщения и получения знании учащихся по истории города.
создать условия для развития познавательного интереса учащихся; умения работать с дополнительной литературой и картой, развивать кругозор, память, внимание, культуру речи.
создать условия для воспитания любви к родному городу, чувство гордости за него и людей, проживающих в нём, бережного отношения к памятникам архитектуры своей малой родины.
Задачи для учащихся:
накопить географические и исторические знания о родном городе;
воспитывать чуткое, бережное отношение к родному краю, чувство патриотизма;
прививать любовь к малой Родине.
Образовательная технология: РКМ
Оборудование: презентация, фотографии, конверты с заданиями, ТСО – пульты для теста.
Этапы урока УУД Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Стадия вызова Коммуникативные
Познавательные -Наш урок я бы хотела начать со строчек стихотворения.
Учитель читает стихотворение с пропущенными словами (Николаевск-на-Амуре, Амур, Невельской)
Есть город такой --------------,
Стоит на ------------ реке,
Вокруг величавые сопки,
И шепчет ---------- в тишине.
Он шепчет, что многое видел,
Как строился город большой,
Что первый его открыватель,
Был юный еще ----------------.
Здесь прожиты многие годы,
То были счастливые дни,
И много друзей я там встретил,
Остались лишь в сердце они.
Я слышу гудок парохода,
Как будто завет меня в даль,
И воду седого -----------,
Навеют лишь грусть и печаль.
- Поделитесь впечатлениями об услышанном?
(ученики должны услышать, что слова пропущены и они не знают какие это слова)
-Что же нам делать?
- Как поступить?
СЦЕНАРНЫЙ УРОВЕНЬ
Если дети не определили, что слова пропущены.
- Чего не хватает в стихотворении? Может быть что-то пропущено? Слушают.
Делятся впечатлениями.
Высказывают предположения.
2.Стадия осмысления Познавательные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные - Мы сегодня должны стать исследователями, чтобы отыскать пропущенные слова.
Для этого надо выполнить ряд заданий. Вы готовы отправиться в путь?
1 задание (слайд 1)
- Что нужно путешественнику?
Игра «Соберись в путешествие» (карта, компас, рюкзак, фонарик, лопата, игрушка, спички, диван)Открываем 1 слово
2 задание
- А кто из вас умеет пользоваться картой?
Давайте проверим. (слайд 2)
-Россия – это самое большое по площади государство, это замечательно отражено на карте.
Россия – очень интересная, красивая и удивительная страна. Даже по карте все это можно увидеть – республики, города, горы, реки, леса, водопады.
Договоритесь, кто будет отвечать у доски?
- Покажите границу нашей страны. (слайд 3)
- Покажите столицу России.
- Покажите границу Хабаровского края.
- Найдите столицу Хабаровского края.
- А кто покажет, где находится наш город?
Открываем 2 слово
3 задание
- Когда день рождения Хабаровского края?
-Сколько лет исполнилось в этом году Хабаровскому краю?
Историческая справка (слайд 4-10 )Открываем 3 слово
4 задание
- У вас на парте лежит белый конверт. Ваша задача рассмотреть материал, поставить задачу и выполнить. Время 3 минуты. Если работу завершите, поднимите зелёный сигнал, если понадобится помощь – красный. Будьте внимательны!
(Задания в группах разные. Каждая из групп должна собрать из частей флаг – России или Хабаровского края, г.Николаевска-на-Амуре)
Готовый продукт каждая команда выносит и прикрепляет на доску.
- Флаг Николаевска выполнен под девизом "Где раз поднят русский флаг, он уже спускаться не должен" (Император Николай I , 1850 г.)
Распределите правильно иерархию флагов.
Открываем 4 слово
Физминутка (слайд 11)
5 задание
- На парте лежит красный конверт. (В конверте 3 фотографии: Г.И. Невельского,
Николай 2 и Александр 2)
-Найдите портрет первооткрывателя нашего города
Историческая справка (слайд 12-18)
Открываем 5 слово
6 задание
Тур «Самый внимательный» (слайд19)
- Мы ходили в краеведческий музей и слушали увлекательный рассказ о нашем городе. Вот сейчас мы и проверим, кто из вас самый внимательный.
1. Сколько лет исполнилось г. Николаевску-на-Амуре?
150 163 170
2. На какой реке стоит наш город?
Волга Амур Москва-река
3. Кто основал наш город?
Петр I Невельской Хабаров4. Сколько лет исполнилось Г.И.Невельскому в этом году?
120 80 200
5. Как назывался корабль, на котором приплыла экспедиция Невельского?
«Мария» «Виктория» «Байкал»
Открываем 6 слово
7 задание
- А теперь отправляемся в вашу фото галерею
Тест с пультами
1.Выберите фотографию, на которой изображён памятник основателю нашего города.
2. В столице нашей страны г.Москве находятся царь-пушка, царь-колокол, а какой «царь» находится в нашем городе?
3. Выберите фотографию, на которой изображён памятник погибшим борцам в годы Гражданской войны.
4. Найдите памятник посвящённый морякам – подводникам.
Открываем 7 слово
Делятся мнениями.
Выбирают нужные предметы.
Открывают 1 слово.
Работа с картой в группах.
Находят контур России и столицу нашей страны.
Находят границу и столицу Хабаровского края.
Отвечают и показывают у доски.
Открывают 2 слово
Отвечают на вопросы
Слушают историческую справку
Открывают 3 слово
Ставят задачу и
выполняют задание.
Определяют местоположение флагов.
Открывают 4 слово.
Выполняют задание.
Слушают историческую справку
Открывают 5 слово
Отвечают на вопросы
Открывают 6 слово
Работа с пультами
Открывают 7 слово
3.Рефлексия Познавательные Коммуникативные
Личностные -Предлагаю вернуться к началу урока.
- Давайте посмотрим на наши слова. Что у нас получилось?
- Может, вы знаете, о каком городе идёт речь?
Дополним теперь наше стихотворение словами, чтобы открыть последнюю фразу.
Какие слова мы будем добавлять? (Николаевск-на-Амуре, Невельской, Амур) (слайд20)
Есть город такой Николаевск,
Стоит на Амуре реке,
Вокруг величавые сопки,
И шепчет Амур в тишине.
Он шепчет, что многое видел,
Как строился город большой,
Что первый его открыватель,
Был юный еще Невельской.
Здесь прожиты многие годы,
То были счастливые дни,
И много друзей я там встретил,
Остались лишь в сердце они.
Я слышу гудок парохода,
Как будто завет меня в даль,
И воду седого Амура,
Навеют лишь грусть и печаль.
Открываем последние слова
-А теперь прочитаем наш синквейнГОРОД
РОДНОЙ ЛЮБИМЫЙ
ЖИВЁТ РАБОТАЕТ ВДОХНОВЛЯЕТГОРОД, В КОТОРОМ МЫ БУДЕМ ЖИТЬ!!!
НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ
-Почему мы будем жить здесь?
Просмотр фильма о Николаевске-на-Амуре.
СЦЕНАРНЫЙ УРОВЕНЬ.
Если останется время, то дети читают стихи о Николаевске-на-Амуре
Николаевск – на – Амуре –
Скромный город вдоль реки.
Ты по-своему красивый,
Быть с тобой - такая честь,
Говорю тебе: «Спасибо»
Лишь за то, что просто есть.
Николаевск – частичка России,
Поселение русским родня,
Не найти уголка мне красивей,
Дорогая сторонка моя.
Словно в вечном стоят карауле
Опушённые сопки тайгой.
Город-порт на могучем Амуре,
Прикипела к тебе всей душой.
Город самый лучший,
Ты стоишь на круче
Над рекой могучей
Среди гор и елей,
Словно в колыбели,
Дождичком умытый,
Солнышком согретый,
Радугой обвитый,
Ветерком воспетый. Слушают, дополняют, отвечают на вопросы.
Вставляют пропущенные слова
.
Читают синквейнаСмотрят фильм.
Читают стихи.