Методические рекомендации для выполнения контрольной работы по учебной дисциплине Технический русский язык заочной формы обучения


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Мурманской области
«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ МО «МонПК»)
Технический русский язык
Методические указания по выполнению контрольной работы
Учебная специальность Техническая эксплуатация и обслуживание
электрического и электромеханического
оборудования (по отраслям)
Код специальности 13.02.11
Форма обучения заочная
Мончегорск,
2016
Составитель (автор) – Надежда Михайловна Юсупова, преподаватель ГАПОУ МО «МонПК»
Краткая аннотация:
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся
III курса заочной формы обучения по специальности
13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
для проверки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Технический русский язык».
Рассмотрены на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин
Протокол № 3 от «19» 2016 г.
Председатель цикловой комиссии И.И. Яковлева
общих гуманитарных дисциплин
Согласовано
Заместитель директора
по учебной и методической работе Н.Н. Тугаринова
Введение
В современных условиях, когда дисциплина «Технический русский язык» закрепилась в Федеральных Государственных образовательных стандартах средне-специальных учебных заведениях, возникла необходимость эффективной организации самостоятельной работы студентов. В этой связи расширение дидактического материала является закономерным и необходимым условием образовательного процесса. Однако на первое место выходит проблема проверки уровня качества полученных знаний. Поэтому следующим этапом в сфере оптимизации преподавания рассматриваемой дисциплины должно стать создание методических указаний по выполнению контрольных заданий, которые позволят в полной мере оценить языковую и речевую компетентность студента.
Контрольная работа представляет собой комплекс заданий, ориентированных на обучение студентов русскому языку как средству общения, на формирование и развитие коммуникативной компетенции. Выполнение заданий способствует проверке уровня сформированности данных умений.
Универсальный характер заданий рассчитан на подготовку студентов технических ссузов. Это достигается благодаря тщательному отбору и конструированию содержания, применению лексико-тематических средств. Структура варианта включает в себя несколько заданий, содержание и отбор которых определяется предметом изучения данной дисциплины. По своему содержанию контрольная работа полностью соотносится с целями обучения русскому языку и культуре речи в технических ссузах. В соответствии со сказанным она содержит задания, проверяющие:
1) теоретическую подготовку по курсу;
2) речеведческие знания;
3) владение нормами литературного языка;
4)знания основных орфографических и пунктуационных норм.
Все задания вариативны, и их выполнение связано с самостоятельной работой (репродукция текстов с разной целевой установкой; редактирование текстов, выявление и исправление языковых ошибок; анализ текстов, представляющих разные функциональные разновидности языка). Эти задания посильны для большинства студентов. В случае затруднений они могут обращаться к справочной литературе. Содержание разработанной работы отражает требования Госстандарта.
Цель: проверка и закрепление знаний, умений и навыков по орфографии, орфоэпии, пунктуации, анализу текста.
Задачи:
1. Проверить уровень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения контрольной работы.
2. Обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки.
3. Закрепить знания о дисциплине «Русский язык и культура речи» при выполнении заданий.
4. Совершенствовать орфографические, пунктуационные, орфоэпические умения и навыки, а также работу над текстом, стилями речи и речевыми жанрами.
Методическое обеспечение контрольной работы:
- проштампованные листы;
- рабочие принадлежности: ручка, карандаш;
- необходимые справочные пособия разных типов, необходимые для выполнения заданий;
- план лингвостилистического анализа текста.
Требования к выполнению контрольной работы:
1.Выполнять письменную работу следует на проштампованных листах. На первой странице пишется дисциплина, группа, фамилия, инициалы.
2.Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять поля для выставления ошибок или примечаний преподавателя.
Вариант 1
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения .Янтарная палочка натертая шерстью пр…тягивала к себе легкие предметы пушинки кусочки бумаги. Явление это было открыто ткачихами обр..батывавш..ми шерсть. Возможно оно было извес.?.но людям и раньше но мы (в)первые встреча…м точное оп…сание подобных фактов природа которых была в то время (н…)кому (н…) ясна.
В XIX веке электричество стало основой прогре(с,сс)а (н…)от…емл…мой частью всех технических д..стижений и научных теорий об…ясняющих как устро…н наш мир. (Н…)кого (н…) уд…влял больше тот факт что одними и теми(же) силами рождают?ся совсем (н…)сходные друг с другом явления (взаимо)действие частиц внутри атома и движение мощных (электро)моторов удар молнии и пр…тяжение шерстя…ых нитей палочкой из янтаря.
Поставьте ударение в следующих словах:
Знамение, феномен, досуг, некролог, жалюзи, завидно, дремота, украинский, оптовый, подростковый, (разговор) начат, облегчить, черпать, валовой, вероисповедание, включишь, предвосхитить, по средам(день недели), христианин, мозаичный.
Запишите правильно термины:
А(к, кк)…муляторные б…тареи, д…ф…цитные энерг…тические ре(с, сс)урсы, (тепло)(электро)станции коэ(ф,фф)иц…нт полезного действия, (научно)и(с,сс)ледовательский институт, (энерго)снабжающие организации, (двух)тарифный сч…тчик , (гидро)турбины, двигатель внутре…его сг…рания.
Напишите небольшое сочинение на тему: «Грамотный человек – обязанность или необходимость»?
Вариант 2
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
В последн… время часто пишут об уд…вительных но пока (н…)об?яснимых находках пол…гая что такие чудеса наше…о века как самолеты (электро)приборы и сложные технол…гические процессы уже были извес.?.ны (не)сколько тысяч… лет назад. Даже скептики вынужд…ны пр…знать что (не)которые арх…ологические находки — веское тому по.?.тверждение.
Наиболее извес.?.ной веществе…ой находкой тако…о рода можно с…итать электрическую батарею изготовле….ую за (2000) лет до опытов Луиджи Гальвани проведе…ых в 1786 году и до источников тока созда…ых А. Вольтом в (XIX) веке. Ее наш…л в 1937 году во время раскопок под Багдадом немецкий арх….олог доктор Вильгельм Кёниг. К сож…лению он не пр…дал особого значения своей находк….
Если в древнем мире существовали электрические источники тока образцы которых найдены в Двуречь… то логично допустить сущ…ствование приборов устройств использовавших получе…ую (электро)энергию. Какие это были приборы мы (н…)зна…м.
Поставьте ударение в следующих словах:
Углубить, украинский, сосредоточение, некролог, квартал, благоприобретение, инженеры, задолго, маркетинг, комбайнер, (Разговор) начат, облегчить, черпать, валовой, вероисповедание, включишь, предвосхитить, по средам, христианин, мозаичный.Запишите правильно термины:
Возобн…вля…мые источники энергии, разность электрических п…тенц…алов, ме(г, гг)ава(т, тт), (энерго)силовая машина, (дизель)ген…ратор, (радио)технические элементы, (электро)механический факультет, (скачко)образное изм…нение выходных в…личин, энергия природных ре(с, сс)урсов .
4. Напишите памятку на тему: «Значение словарей в жизни человека»
Вариант 3
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
Если допустить что (древне)египетские жрецы польз…вались электрическими лампами накаливания то возника…т вопрос об источниках энергии. Бата(р, рр)ея подобная той что нашел Кёниг под Багдадом для столь мо…ных св….тильников соизм…римых по своим размерам с ростом человека явно (мало)мо…на. Читая рельеф как читают инж…нерный чертеж можно видеть что от ба(л, лл)онов св…тильника идут толстые провода каб…ли или шланги которые соед…няют.?.ся с баком. Содержание и назн…чение этого «бака» остает.?.ся пока (н…)ясным (по)скольк… текст надписей еще (н…) ра(с, з)шифрован. Очевидно этот «бак» исполнял функции ген…ратора.
(По)этому поводу инж…нер(электрик) Гарн сообща…т следующее. Так как для питания св…тильников было (н…)обходимо высокое напр…жение жрецы возможно использовали ленточный (электро)статический ген…ратор который пр…меняет.?.ся в основном в ядерной физик…. Заряды вводят.?.ся (в)нутрь шара на изолирова…ой ленте и снимают.?.ся наконечниками. Таким образом шар зар…жает.?.ся и находит.?.ся под большим напр…жением. Даже при помощи простых (электро)статических ген…раторов легко можно получить напр…жение в (100000) вольт.
Поставьте ударение в следующих словах:
Августовский, оптовый, балованный, аристократия, мастерски (делать), феномен, ходатайствовать, эксперт, усугубить, начатый.Запишите правильно термины:
Д…ф…цитные (энерго)системы, (ва(т, тт)секунда. К…нвектор – это от…пительный прибор. (Радиацио…о)опасный об.?.ект, р…зисторы и электро…ые лампы, (электро)движущая сила, точечное заряже…ое тело, п..ляризация ваку.?.ма, (радио)активное зар…жение.
Напишите памятку на тему: «Как нужно себя вести во время спора».
Вариант 4
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
Вальтер Гарн опублик…вал книгу «Свет для фараонов» в которой он описыва…т р…конструирова…ые по изобр…жениям на рельефах (2) действующие модели. Одна из них пр…дст…вляет собой (электро)дуговой разрядник при работе которого возника…т инт…нсивный световой э(ф, фф)ект. (2) модель которая д…монстрировалась на (между)народной конференции Общества древних астронавтов в Вен…, пр…дставляет собой стекля...ую колбу дли…ой (40) санти(м, мм)етров с (2) мета(л, лл)ическими штифтами. Заметим что древние египтяне были очень искус.?.ны в изготовлен… стекла. «Если из этой колбы вык…чать воздух то даже при (н…)высоком напряжен… наступает разряд — пишет Гарн. При давлении примерно (40) ми(л, лл)иметров ртутного столба светящаяся нить и(с, з)гибает.?.ся. Если и дальше откачивать воздух то (змее)образная линия растягивает.?.ся пока (н…)заполнит всю стекля…ую колбу. Вид этого проце(с, сс)а соответству…т изображениям на древних рельефах».
(По)скольку установлено что рельефы храма Хатор от…бражают традицио…ые для египетской мифологии сюжеты и выполне…ы по древним образцам то изображе…ые светильники следует относить (н…) к поз.?.нему а к среднему или даже древнему царству.
Поставьте ударение в следующих словах:
(Разговор) начат, облегчить, черпать, валовой, вероисповедание, включишь, предвосхитить, по средам, христианин, мозаичный.Запишите правильно термины:
Безопас.?.ное (энерго)потр…бление,(ветро)энерг…тические установки,линии электро)передач... Ка(л, лл)ория– это (вне)системная ед…ница количества теплоты. Пок…затель э(ф, фф)ективности, магнитная трансф…рмация напр…жения, (полу)проводниковые приборы, (радиа)цио…ое излучение, (потоко)сц…пление взаимной индукции.
Напишите сочинение на тему «Нужно ли знать русский язык»? (1-2 страницы).
Вариант 5
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
Русский свет
 В 1876 г. в Лондон… на выставк… точных физических приборов русский изобр…татель Павел Николаевич Я блочков дем…нстрировал перед пос…тителями (н…)обыкнове…ую эл…ктрическую свечу. Похожая по своей форме на обычную ст…ариновую эта свеча г…рела осл…пительно ярким светом. В том(же) году свечи Яблочкова появились на улицах Парижа. Помеще…ые в белые матовые шары они давали яркий пр…ятный свет. В короткое время чудес.?.ная свеча русского изобр…тателя заво…вала (все)общее пр…знание. Свечами Яблочкова осв…щались лу…шие гости…ицы улицы и парки крупнейших городов Европы. Пр…выкшие к тусклому свету свечей и кер…синовых ламп люди прошлого века восх…щались свечами Яблочкова. Новый свет называли русским светом, северным светом. Газеты (западно)европейских стран писали «Свет приходит к нам с севера из России» «Россия родина света».
Поставьте ударение в следующих словах:
Шарфы, шофер, кровоточащий, наврала, диспансер, затемно, ненадолго, кремень, жалюзи, повторенный.
Запишите правильно термины:
Килова(т, тт), вторичный энерг…тический ре(с, сс)урс. Бел – ед…ница уровня силовой величины (одно)име…ых энерг…тических величин. Распр…делительный щит, зада…ые изменения (не)электрических входных величин; (свето)р…гулятор (тепло)потр…бляющих установок , во(с, сс)т…новление свободного электрического з…ряда .
Напишите сочинение на тему «Грамотный человек – обязанность или необходимость»? (1-2 страницы).
Вариант 6
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
Одно из наиболее ярких достижений физики (XIX) века теория (электро)магнитного поля Майкла Фарадея и Джеймса Максвелла. Она надежный теоретический фундамент (много)числе…ых технических изобретений которыми был так богат (XX) век от создания радио (в) начал… до совреме…ой мобильной связи.
Математически эта теория пр…дставлена уравнениями Максвелла описывающими изм…нения в пространстве и времени векторов электрического и магнитного поля в зависимости от распр…деления электрических зарядов и токов. Однако есть все(же) одно смущающее обстоятельство ур…внения (электро)магнитного поля Максвелла (в)отличи… от ур…внений других полей являются линейными при сколь угодно больших з…рядах и токах. Это означает что при увеличении з..рядов и токов в любое количество раз во столько(же) раз ув…личат.?.ся и электрические и магнитные поля.
Поставьте ударение в следующих словах:
Опломбировать, асимметрия, сливовый (компот), аналог, благовест, вероисповедание, гербовая (печать), дремота, искра (зажигания), кашлянуть.Запишите правильно термины:
(Электрически)заряже…ая частица, направле…ое движение носит…лей электрических з…рядов, (электро)статич…ская индукция, индуктирова….ое электрическое поле, (сверх)проводник, (магнито)движущая сила, (а,о)бсолютная (ди)электрическая воспр…имчивость, (вебер)амперная характеристика.
4.Составьте памятку на тему «Как провести деловую беседу»?
Вариант 7
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
Пор…зительно что до сих пор (не)извес.?.на природа земного магнетизма. Первая извес.?.ная попытка его об.?.яснения была пр…дпринята выдающимся английским (естество)испытателем Уильямом Гильбертом в конце (XVI) века.
Изготовив маленькую модель (З, з)емли из постоя…ого магнита он убедился в схож…сти ее свойств с оригиналом и пришел к выводу что Земля огромный сф….рический магнит. Эта точка зрения дом…нировала (в)течении… (300) лет пока (н…)была опровергнута в конце (XIX) века Пьером Кюри. Он эксп…р….ментально доказал что постоя…ые магниты (железо, никель) размагничивают.?.ся при достаточно высокой температуре так называ…мой точк… Кюри. Что (же) к…сает.?.ся недр Земли то в них температура значительно выше точек Кюри для железа и никеля и потому от идеи Гильберта пр…шлось отказат.?.ся.
(В)дальнейш…м был пре…принят ряд и(н, нн)ых попыток решения этого вопроса
Поставьте ударение в следующих словах:
Прибыл (в столицу), закупорить, убыстрить (процесс), вероисповедание, включишь, дозировать (лекарства), загнутый, заперта, исчерпать, красивейший.Запишите правильно термины:
С…здание в веществе намагниче…ости, (магнито)статич…ское поле, (кулон)вольтная характеристика, (н…)си(м,мм)етричный эл…мент электрической цепи, электрическая цепь с распр…деле…ыми п…раметрами, (потоко)сц…пление (само)индукции, ди(ф,фф)ер…нциальная индуктивность.
Составьте такое резюме, чтобы ваши шансы быть принятыми на желаемое место работы стали максимально высоки
Вариант 8
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
Шаровая молния это один из наибол… уд…вительных об.?.ектов. По…вляющаяся иногда (во)время грозы она пр…дставляет собой (н…)большой упругий шар с диаметром обычно (н…) большим (50) сантиметров и временем жизни от секунд до (не)скольких минут. Пор…жает ее способность сохранять свою форму. Ведь соверше…о (н…)понятно какие силы (с, з)держивают ее от быстрого р…спада. Если(бы) она (во)все (н…)имела электрических зарядов то таким силам просто (н…)откуда было(бы) взят.?.ся. Но кла…ическая теория (н…)помогает и в случа… существования з…рядов. Если(бы) шаровая молния имела заряды одного знака то согласно составной части теории Максвелла — закону Кулона, она(бы) разл…телась. Ведь (одно)име…ые заряды отталкивают.?.ся. А если(бы) в ней ч…редовались заряже…ые слои разного знака то (по)тому(же) закону она (н…)сумела(бы) сохранить свою форму. Как извес.?.но (разно)име…ые з…ряды пр…тягивают.?.ся.
Поставьте ударение в следующих словах:
Украинский, домовый (комитет), уставный, рудник, плесневать, языковая (колбаса), понявший, убыстрить ( прохождение), баловать, подростковый.
Запишите правильно термины:
(Ди)электрическая постоя…ая, электрический д…поль излуч…тельный, точечное зар…же…ое тело, (без)вихр…вое электрическое поле, коэ(ф, фф)ици…нт магнитной индуктивной связи, п…ляризация вакУ…?.ма (ди)электрическая, конвекцио…ый ток.
Напишите сочинение на тему «Человек по своей природе — эгоист или альтруист»? (1-2 страницы)
Вариант 9
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
Изм…рения внешнего электрического поля (З, з)емли показывают что оно вызывает.?.ся отрицательным э(ф, фф)ективным з…рядом пр…мерно равным (полу)ми(л, лл)иону кулон. Но каков(же) ее исти…ый з…ряд? Для кла…ической линейной теории электрического поля это простой вопрос в ней нет отличия между э(ф, фф)ективным и исти…ым з…рядом. Однако в описываемой (н…)линейной теории ответить на да…ый вопрос довольно затруднительно. Ведь в ней зависимость э(ф, фф)ективного з…ряда от исти…ого пер…одически повторяет.?.ся. И значит исти…ые з…ряды отл…чающиеся на величины кратные периоду будут давать одно и то(же) значение э(ф, фф)ективного з…ряда и одинаковое внешнее электрическое поле. (По)этому исти…ый з…ряд (З,з)емли может оказат.?.ся (много)большим чем ее э(ф, фф)ективный з…ряд с…ставляющий около (пол)миллиона кулон.
Эта особе…ость (н…)линейной теории позволяет (по)новому подойти к вопросу о природе магнитного поля (З, з)емли оно может(быть) вызва…о круговыми токами з…рядов (З, з)емли уча.?.ствующих в ее осевом вр…щении.
Поставьте ударение в следующих словах:
Исчерпать, сливовый, упрочение, щавель, приданое, наверх, исключит (из списка), докрасна, избалованный, цемент.Запишите правильно термины:
Пров…дение работ по (меж)государстве…ой ст…ндартизации, (магнито)электрическое поле, заряже….ая частица, (полу)проводники, р…зультирующее магнитное поле, (электро)динамическая сила, магнитная трансф…рмация напр…жения, (линейно)поляризова…ая волна.
Напишите сочинение на тему «Всякое ли дело может быть интересным и творческим»? (1-2 страницы)
Вариант 10
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить пропущенные знаки препинания. Цифры, стоящие в скобках, записать прописными буквами. Сделать синтаксический разбор выделенного предложения.
(В)начал… (электро)ген…раторы и (электро)двигатели развивались (н…)зависимо друг от друга как две соверше…о разные машины. Первый изобр…татель электрического ген…ратора основа…ого на принципе (электро)магнитной индукции пожелал остат.?.ся (н…)извес.?.ным. Произошло это так. (В)скор… после опубликования доклада Фарадея в Королевском обществе в котором было изложе…о открытие (электро)магнитной индукции ученый наш…л в своем почтовом ящик… письмо подписа…ое инициалами Р. М.
Оно содержало описание перво…о в мире синхро…ого ген…ратора и пр…ложе…ый к нему чертеж. Фарадей внимательно раз…бравшись в этом проекте направил письмо Р. М. и чертеж в тот(же) журнал в котором был в свое время помещ… н его доклад надеясь что (н…)извес.?.ный изобр…татель следя за журналом увидит опубликова…ым не только свой проект но и сопр…вождающее его письмо Фарадея исключительно высоко оценивающее изобретение Р. М.
Почти (одно)време…о с Р. М. конструир…ванием ген…раторов занимались братья Пикси и про(ф,фф)е(с, сс)ор физики Лондонского ун…верситета и член Королевского общества В. Риччи.
Поставьте ударение в следующих словах:
Плесневать, премировать, бронированный (билет), каталог, гастрономия, мусоропровод, христианин , занятая (аудитория), языковой (барьер), завидно.
3.Запишите правильно термины:
(Трёх)фазная система, ра(сч, щ)ет электрических цепей, мо…ности постоя…ого тока, эл…ментарный электрический з…ряд, (электро)магнитная энергия, (М, м)еждународный (электро)технический словарь, область (электро)магнитных явлений, (дизель)ген…ратор, (научно)и(с,сс)лед…вательские и про…ктные институты, (электро)механический факультет.
4.Подготовьте и напишите резюме в адрес того предприятия, где вы хотели бы работать.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Изд.: «Просвещение», 2013г..
2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. «Пособие для занятий по русскому языку». – Изд.: «Просвещение», 2014г.
3. Н.В. Кузнецова. «Руский язык и культура речи» - Изд.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2015.
4. Официально – деловой стиль. Его композиционные особенности. Виды деловых бумаг.
5.Как составить резюме: http://www.mem.com.ru/rules/
http://www.superjob.ru/pro/5052/
Дополнительные источники:
1. А.А.Акишина, Н.И.Формановская. «Этикет русского языка» - Изд.: Ленанд, 2013г..«Все правила русского языка» - Изд.: АСТ, Астрель, 2014г..2. Н.С.Ашукина. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. – М.:2014;
3. . Ю.А.Бельчиков. «Практическая стилистика современного русского языка» - Изд.: АСТ-Пресс Книга, 2014г.
4. «Современная русская речь. Состояние и функционирование» - Изд.: Эксмо, 2013г.;
5. А.Б.Шапиро. «Современный русский язык. Пунктуация. – Изд.: КомКнига, 2014г.