МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ Духовная и нравственная ценность рассказов В. М. Шукшина


мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«оБОЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»«НАМ БЫ ПРО ДУШУ НЕ ЗАБЫТЬ…» Духовная и нравственная ценность рассказов В. М. Шукшина
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Разработала:
преподаватель русского языка
и литературы
Ткачева Е. Д.
2015 г.
Рецензия
Внеклассное мероприятие по литературе Ткачевой Е. Д. посвящено знакомству обучающихся с личностью талантливого писателя, режиссера и актера В. М. Шукшина и его рассказами, которые ставят современные нравственные вопросы. Рассказы, рассматриваемые в рамках проведения мероприятия, помогают взглянуть на то, что происходит в повседневности, с другой стороны. Голос автора – это голос русского народа, это голос совести, это зов души.
Актуальность выбора темы данного мероприятия обусловлена тем, что современная молодежь зачастую не имеет представлений о многих нравственных понятиях, не задумывается над проблемой нравственного выбора, им не с кем и некогда об этом говорить. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия соответствующего направления призваны разбудить в них эту потребность.
Мероприятие имеет большой нравственный потенциал. Строится на основе общения, диалога. Преподаватель стимулировал обучающихся к высказыванию своей точки зрения, создавал условия для раскрытия каждой личности, даже самых слабых обучающихся.
Мероприятие отличал положительный эмоциональный фон, обучающиеся были раскрепощены, заинтересованы, с интересом делились мнениями и общались.
Преподавателем использовалась красочная презентация о жизни и творчестве писателя, которую помогали готовить обучающиеся.
Рассказы Шукшина анализировалась глубоко, подробно, все это связывалось с личным опытом обучающихся, что способствовало повышению познавательного интереса.
Преподаватель старался проводить параллели с литературой 19 века, поэзией, историей. В итоге все согласились с тем, что православие является основой нашей жизни, это связано с историей нашей страны, вся культура тоже основывается на православии. Как итог – отказаться от этой веры мы не можем и не имеем права, это заложено в нас на генетическом уровне.
Мероприятию предшествовала большая подготовительная работа: обучающиеся неоднократно перечитывали тексты рассказов, готовили вопросы и пытались самостоятельно найти на них ответы, работали с биографией Шукшина, подбирали о нем стихотворения и заучивали наизусть.
Внеклассное мероприятие соответствует всем методическим требованиям, может быть рекомендовано к публикации и использованию преподавателями в педагогической работе.
Методист _____________________ Лобатюк Н. А.

Оглавление
Введение…………………………………………4
Методическая разработка ……………..…….....5
Заключение ……………………………………..26
Библиографический список …………………...27
Приложение …………………………………….28
Введение
Духовно – нравственные ценности составляют основу нашей жизни. Но в современном мире мы наблюдаем тенденцию к переоценке традиционных ценностей, их нивелированию. Поэтому проблема становления духовно – нравственной личности стоит в современных условиях наиболее остро. Мало того, образование должно быть направлено на формирование национального самосознания как необходимого условия возрождения России и ее дальнейшего развития в условиях современного мира, стремящегося к всеобщей глобализации, уравниловке и стиранию самоидентичности народов.
Именно литература является сокровищницей, где в сконцентрированном виде хранятся для всех поколений основы незыблемых нравственных ценностей. Ведь в каждом литературном произведении содержится целый ряд нравственных проблем. Важно только их увидеть, раскрыть перед обучающимися и попытаться вместе с ними в коллективном поиске и диалоге найти жизненно важное решение, пережить ситуацию вместе с героем и автором. Одним из ярких представителей прозы ХХ века по праву считается В. М. Шукшин. Его слова «Нравственность есть правда» могут служить эпиграфом ко всему его творчеству. Современному читателю Шукшин жизненно необходим. Поэтому знакомство с его рассказами необходимо сделать яркими и запоминающимися. Рассказы «Мастер» и «Крепкий мужик», знакомство с которыми происходит в неразрывном единстве, с разных сторон затрагивают вопросы веры, отношение человека к красоте, творчеству, стремление к духовному идеалу.
«Нам бы про душу не забыть…»
Духовная и нравственная ценность рассказов В.М. Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик»
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с личностью В.Шукшина и его творчеством.
- выявить специфические черты рассказов писателя, особенности его героя.
- способствовать формированию представления о русской литературе как едином, непрерывном процессе познания Человека, как одном из видов искусства.
Развивающие:
- способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства художественного слова;
- развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания.
Воспитательная:
- воспитание чувства прекрасного, пробуждение души у обучающихся.
- воспитание ответственного отношения к своей жизни, уважительного отношения к людям, ответственности. Показать учащимся на основе изучения рассказов “Крепкий мужик” и “Мастер” общечеловеческие ценности: совесть, благородство и достоинство.
Методы работы: передача знаний, объяснение учителя, выразительное чтение, пересказ, беседа с элементами анализа, ТСО.
Оборудование: тексты произведений, схемы, портрет писателя, выставка книг Шукшина, мультимедиапроектор.
Предварительная работа с учащимися:
- Индивидуальные задания.
- Чтение рассказов самостоятельно.
Эпиграф:
Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…
В. М. Шукшин
Ход урока
1.Оргмомент
Слово учителя (звучит песня «Калина красная»)
Добрый день, ребята. Сегодня у нас встреча с интересным человеком. Василий Макарович Шукшин… Писатель, актер, режиссер… Разговор у нас пойдет о его биографии, творчестве.
2. Сообщение темы и целей урока
Наша задача – постараться понять, о чем он мечтал, к чему призывал, что для него в жизни было главным.
Поэтому неслучайно эпиграфом к нашему уроку стали такие слова Шукшина:
Нам бы про душу не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на земле. Ну так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…
(Звучит народная песня)
Обучающийся:
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя,
Стародавнее это село.
Край сибирский,
Пейзаж неброский,
Бьет о берег Катуни волна,
Знает каждый в России, что Сростки –
Это родина Шукшина.
3. Подготовительная работа. Работа с биографией Шукшина
Обучающийся: Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири, в селе Сростки.
Фамилия его происходит от слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся от трепания и чесания льна».
Василию было три года, когда отец его, Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа.
И осталась мать с Василием и малюткой Наташей одна. Пришлось Василию с шести лет работать в колхозе. Во время войны, в 42 году, пришла новая беда: кто – то проколол корове бок вилами, погибла корова, кормилица семьи и пришла в дом страшная нищета.
На некоторое время семья переехала в город. Шукшин писал: «Город напугал меня. Очень много людей, все куда – то спешат и никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Хотел стать пожарным, матросом, шофером и даже жуликом на базаре. Но уголовного кодекса я тогда не знал».
Семья вернулась в деревню, Василий пытался учиться на бухгалтера, потом – в автомобильном техникуме. Но больше всего его привлекало чтение, втайне он пытался писать стихи.
Был Василий и разнорабочим, и грузчиком, и слесарем, работал на стройке. После аармии он работает учителем, об этом он вспоминал так:
«Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что- нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящеее дело…»
Получив родительское благословение и деньги, вырученные от продажи телки, Василий отправляется в Москву – учиться.
В Литературный институт, куда хотел он поступить, прием был уже закончен. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографиии) и попадает на курс известного кинорижисеера Михаила Роммма.
Это послужило толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем – мастером ярких, коротких, интересных рассказов.
В искусстве уютно
Быть сдобною булкой
Французской,
Но так не накормишь
Ни вдов,
Ни калек,
Ни сирот.
Шукшин был горбушкой
С калиною красной
Вприкуску,
Черняшкою той,
Без которой немыслим народ.
Е. Евтушенко.

Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порой смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском человеке, мужике. Его герои – это обычные люди, которые живут рядом.
Страна узнала себя в его героях и полюбила.
В минуту злую, в ночь, когда не спится,
Потрогай книг любимых переплет.
И оживет Россия на страницах,
Заплачет, засмеется, запоет.
Учитель: Во всех этих рассказах проглядывант человеческаядуша с ее повседневными заботами, тревогами, печалями и радостями.
В рассказах «Мастер» и «Крепкий мужик», к котороым мы сейчас обратимся, изображены люди, в чьих душах по – разному преломляются понятия добра, справедливости и истинных ценностей.
Почему мы берем для анализа два рассказа? Потому что рассказы Шукшина раскрываются по – настоящему лишь в сопоставлении друг с другом.
4. Анализ рассказа «Мастер»
Откроем рассказ «Мастер». Вы его прочитали дома.
Кто главный герой рассказа? Зачитаем портрет героя.
(«Жил – был в селе Чебровка некто Семка Рысь, забулдыга, непревзойденный столяр. Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… ….тогда – то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она – в руках. …. Они – ровные от плеча до лапы, словно литые. Красивые руки. Топорик в них игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости…») – с. 97, 1 абзац.
Почему же мастера зовут просто «Семкой», а не по имени- отчеству, хотя лет ему, судя по всему, немало?
(«Семка не злой человек. Но ему, как он говорит, «остолбенело все на свете», и он транжирит свои «лошадиные силы» на что угодно – поорать, позубоскалить, нашкодить где – нибудь – милое дело. Временами он крепко пьет. Правда, полтора года в рот не брал, потом заскучал и снова стал выпивать…»)
Формула нашего героя? С одной стороны, он - ….., с другой - ….. (первая строка рассказа, начало, с. 97)
(Непревзойденный столяр и забулдыга).
Что было в его что – то, что поднимало его выше обыденности? (с. 100, начало 3 абзаца)
(обеспокоенный красотой и тайной).
Как относились к нему люди, как отзывались о его мастерстве (руках)?
С. 98, начало: «У тебя же золотые руки! Ты бы мог знаешь как жить!.. Как сыр бы в масле катался, если бы не пил – то…»
С. 98, чуть ниже. «Он мог такой шкаф изладить, что у людей глаза разбегались. Приезжали издалека, просили сделать, платили большие деньги…»
С. 98, чуть ниже. «Его даже писатель один, который отдыхал летом в Чебровке, возил с собой всобластной центр, и он ему там оборудовал кабинет… Кабинет оба додумались подогнать под деревенскую избу…
С. 98, ниже середины, «Шестнадцатый век, - задумчиво говорил Семка. Он мне рисунки показывал, я все по рисункам делал…»
Можно ли о герое судить однозначно?
(Нет, про него нельзя сказать, что он плохой или хороший, ясно лишь то, что это сложная, многогранная личность, хотя вроде с виду простой человек и живет в обычной деревне.)
Почему его не понимают люди?
(Он не пользуется своим мастерством, чтобы обогатиться.
С. 98, начало: «А я не хочу как сыр в масле. Склизко».) То есть обогащение – это не главное в его жизни, наверное, у него есть какие – то свои приоритеты.
В чем причина Семкиного пьянства? (
С. 97, ниже середины: «Я вот нарежусь, так? И неделю хожу – вроде виноватый перед вами. Меня не тянет как – нибудь насолить вам, я тогда лучше про вас всех думаю. Думаю, что вы лучше меня. А вот не пил полтора года, так насмотрелся на вас… Тьфу!... »
Значит жизнь в деревне далека от семкиного идеала. И душа героя ищет красоты, добра, но делает это неумело.)
Что однажды привлекло его внимание?
С. 98, последний абзац: «В то же лето, как побывал Семка в городе, он стал приглядываться к церковке, которая стояла в деревне Талице, что в трех верстах от Чебровки. В Талице от двадцати дворов осталось восемь. Церковка была закрыта давно. Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу под откосом, который огибала дорога в Талицу…»
Какой глагол употребляет автор, чтобы показать путь Семки к пониманию этой неброской красоты?
В этом же отрывке – «…он стал приглядываться» , то есть понимание красоты пришло к нему не вдруг, сразу, а постепенно…
Учитель:
Испокон веков строились на Руси православные храмы. Они были в каждом городе, в каждом большом селе. Часто их создавали на самом видном месте, в честь какого – то события.
Когда шел человек в церковь?
Крестить детей, венчаться, отпевать умерших , о чем – то попросить, в чем – то покаяться, и по большим церковным праздникам, и по воскресным дням.
Учитель: Шли люди на праздник, нарядившись во все самое лучшее, шли за очищением души.
Некрасов так писал о церкви:
В стороне от больших городов,
Посреди бесконечных лугов,
За селом, на горе невысокой,
Вся бела, вся видна при луне,
Церковь старая чудится мне,
И на белой церковной стене
Отражается крест одинокий…
Учитель: Посещение храма – праздник души человека, ее очищение. (рассматриваем изображения храмов).
На какую церковь была похожа талицкая?
С.106, 3 строка сверху: «Более или мене точная копия владимирских храмов»
С. 103, чуть ниже середины: «Красивая, да, Игорь Александрович легко поднялся, взял с полки книгу, показал фотографию храма. Похоже? … Похоже… Это владимирский храм Покрова. 12 век. Не бывали во Владимире?»
Учитель: Приглядитесь и вы к изображению знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. В рассказе говорится, что талицкая очень похожа на нее. Удивительное здание: легкое, женственное, изящное, какое – то просветленное. Она растворяется в природе.
Ученик : Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил этот храм после кончины своего сына Изяслава. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.
Глава церкви олицетворяет пламя свечи, обращенное к Господу. Этот храм – вершина русского зодчества.
Учитель: Именно эта неброская красота и поразила Семку в талицкой церкви.
Чем еще она его привлекла? Зачитайте.
Отрывок: с. 99, второй абзац. 3 предложение: «Тишина и покой кругом. Тихо в деревне. И стоит в зелени белая красавица – столько лет стоит! – и молчит. Много – много раз видела она, как восходит и заходит слнце, полоскали ее дожди, заеосили снега… Но вот – стоит. Кому на радость? Давно уж истлели в земле строители ее, давно распалась впрах та умная голова, что задумала ее такой, и сердце, которое волновалось и радовалось, давно есть земля, горсть земли. О чем же думал тот неведомый мастер, оставляя после себя эту светлую каменную сказку? Бога ли он величал или себя хотел показать? Но кто хочет себя показать, тот не забирается далеко, тот норовит поближе к большим городам или вовсе – на людную городскую площадь – там заметят. Этого заботило что – то другое – красота, что ли? Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа. Милый, дорогой человек!)
- красота церкви,
- тайна мастера, зачем он тут ее поставил.
Местоположением (с. 98, внизу: «По каким – то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение. Как принято, а поставили внизу, под откосом. Еще с детства помнил Семка, что идешь в Талицу и задумаешься, то на повороте. У косогора, вщдрогнешь, - внезапно увидишь церковь, белую, легкую, среди тяжело зелени тополей.
С. 99 середина 1 абзаца: «выигрывала маленькая, под косогором. Она всем брала: и что легкая, и что открывалась глазам внезапно… ….. Талицкую как будто нарочно спрятали от праздного взора, и только тому, кто шел к ней, она являлась вся, сразу…»
Учитель: Здесь звучит удивительный, тонкий мотив: есть вера напоказ, формальная, а есть та, что «изнутри», чистая, светлая, которая и рождает истинную красоту человеческой души.
Образ церкви настолько светел, чисти красив, что просто невозможно не проникнуться глубокой любовью к нему. Он как раз и символизирует истинную красоту.
Найдите метафорический ряд в описании церкви.
(«светлая каменная сказка», «как песня», «стоит в зелени белая красавица», «красавица необыкновенная» (с. 104), «каменная сказка», как живая). Учитель:
в своем дневнике он назовет ее «девка невиданной красоты», об этом мы сегодня прочитаем позже.
Выставляет на доске карточки с метафорами.
Что задумал сделать мастер?
С. 101 ниже середины, диалог с попом: «Отремонтируйте ее – это же чудо! Я возьмусь отремонтировать. За лето сделаю. Двух – трех помощников мне – до холодов сделаем…»
С. 102, последний абзац, 2 предложение: «А попутно Семка выкладывал и свои соображения: стену ту, восточную, отшлифовать, как и хотел мастер, маковки обшить и позолотить и в верхние окна вставить цветные стекла – тогда под куполом будет такое сияние, такое сияние!..»
С. 105, 2 абзац: «Совершенно точно! Главное, не так уж много там и делов – то: перебрать маковки, кое – где поддержать камни, может. Растягу вмонтировать – повыше, крестом…»
Зачем он хочет это сделать?
(Принести людям радость, показать людям красоту, пробудить в сердцах доброту).
С. 99. Ниже половины, со слов: «…Ну, хорошо, красиво, волнует, радует… Разве в ж этом дело? Он и сам радовался , и волновался, и понимал, что красиво. Что же? Ничего. Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй…»
Чем еще вызвано желание Семки отреставрировать церковь?
(Он обеспокоен не только красотой, но и тайной. Ему казалось, что он проник в замысел автора).
Что же задумал неведомый автор?
С. 99 последний абзац: «Посмотрел Семка и заметил: четыре камня вверху, под карнизом, не такие, как все, – блестят. Подошел поближе, всмотрелся – да, тот мастер хотел, видно, отшлифовать всю стенку. А стена восточная, и если бы он довел работу до конца, то при восходе солнца (оно встает из – за косогора) церковка в ясные дни загоралась бы с верхней маковки и постепенно занималась светлым огнем вся, во всю стену – от креста до фундамента. И он начал эту работу, но почему – то бросил…»
С. 100. Предпоследний абзац: «Семка сел на приступку алтаря, стал думать: зачем этот каменный прикладок? И объяснил себе так: мастер убрал прямые углы – разрушил квадрат. Так как церковка маленькая, то надо было создать ощущение свободы внутри, а ничего так не угнетает. Не теснит душу, как клетка – квадрат. Он поэтому снизу положил камни потемней, а по мере того, как поднимал прикладок, выравнивал его со стеной, - стены, таким образом, как бы отодвинулись…»
Учитель: Два момента подчеркивает Шукшин, когда пишет о Семке: «обеспокоенный красотой и тайной».
Неведомый автор сделал все, чтобы в маленьком пространстве создать ощущение свободы, ведь «ничто так не угнетает , не теснит душу, как клетка – квадрат».
Учитель: Так и герои Шукшина всегда ищут возможность вырваться душой за жесткие рамки прямоугольников, в которые их заталкивает жизнь, воспарить ввысь.
К кому герой рассказа обратился за помощью?
(К церкви – поп, митрополит. Писатель – не открыл дверь. Облисполком.
К власти церковной и государственной.
Получил ли он эту помощь?
Нет.
Поп и митрополит отказываются, ссылаясь на государство, которое ведет борьбу с религией.
Поп: (с. 101, внизу: Государство восстанавливает. В своих целях. Ты сходи, сходи к митрополиту – то).
Митрополит: с. 103 диалог, до середины: «Дело даже не в этом. Какая же это будет борьба с религией, если они начнут новые приходы открывать. Ты подумай – ка. »
Чуть ниже: «Я подскажу как. Напишите миром бумагу: так, мол, и так – есть в Талице церковь в запустении. Нам она представляется ценной не с точки зрения религии…»
Писатель не открыл дверь.
С. 103, внизу: «Но сперва Семка решил сходить к писателю. Нашел его дом… Писателя дома не было».
С. 104, до середины: «Писатель так и не вышел. Наверное, его правда не было».
Облисполком:
С. 105, посл абзац, только то, что написано в бумагуе: «Ну слушайте…Талицкая церковь. Н – ской области, Чебровского района, - стал читать Игорь Александрович. Так называемая – на крови. Предположительно 70 – 90 годы 17 века. Кто – то из князей Борятинских погиб в Талице от руки недруга… и на том месте поставлена церковь. Архитектор неизвестен. Как памятник архитектуры ценности не представляет, так как.. »
С. 106, вверху: «…как ничего нового для своего времени, каких – то неожиданных решений или поиска таковых автор здесь не высказал. Более или менее точная копия владимирских храмов. … перестала действовать в 1925 году».

Учитель: К судьбе церкви остаются равнодушны и духовенство, и родная советская власть.
Почему так получилось?
Так как все они рассматривают церковь с утилитарной точки зрения, взвешивают ее культурную или историческую ценность.
И никого не волнует духовность и красота.
Учитель: Их доводы продиктованы здравым смыслом, что исторической и архитектурной ценности церковь не представляет.
Вот и получается, что церковка никому не нужна, кроме простого человека, испытывающего острую потребность в вере, красоте и радостном спокойствии души, которое давала эта церковь.
И эту потребность не дает ни сан священника, ни образование, ни власть. Она просто есть в душе или ее нет.
Что им в ответ говорит Семка?
Как Семка смотрит на церковь, какой довод ищет в защиту?
(«Надо же! Ну, допустим, копия. Ну и что? Красоты – то от этого не убавилось». )
С. 106, середина: «Но красота – то какая!» - пытался он упорствовать.
С. 103, ниже середины: Она бы людей радовала, стояла!
С. 102. Середина: «Да как, никак! Смотрю – красота какая! И никому не нужна!»
Почему для Шукшина принципиально важно, что герой идет за помощью именно к этим людям?
(Ведь все они – своего рода пастыри народа.
И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им.
Ведь в небрежении находится храм, а храм - это душа народа.
Душа – это храм человека).
Как изменился Семка? (зачитать)
С. 107, конец рассказа, последний абзац:
«С тех пор он про талицкую церковь не заикался, никогда не ходил к ней, а если случалось ехать талицкой дорогой, он у косогора поворачивался спиной к церкви, смотрел на речку, на луга за речкой, курил и молчал.
Люди заметили это, и никто не решался заговорить с ним в это время. И зачем он ездил в область, куда там ходил, тоже не спрашивали. Раз молчит, значит не хочет говорить об этом, значит, зачем спрашивать?»
Почему он перестал ходить к талицкой церкви? (Было стыдно. )
Стыдно за себя, свое бессилие, за равнодушие окружающих и властей.
Учитель:
В своем дневнике Шукшин пишет об этом так:
Ученик: «Обидно было и досадно, как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку. Все на нее показывали и кричали несуразное. А он, Семка Рысь, вступился за нее, и обиженная красавица посмотрела нна него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и объяснили, что девка та такая – растакая, что жалеть ее нельзя, что…
Ученик: И Семка сник головой. Все вроде понял, а в глаза поруганной красавице взглянуть нет сил – совестно. И обидевшись, Семка махнул на все рукой. Течение обыденной жизни выносит его к пивному ларьку… Кто знает, если бы ему удалось восстановить церковь, возможно, перестал бы он пить… «Он взял на поповские деньги пол – литра водки и употребил ее всю тут же…» Семка пьет, чтобы уйти от злобы на себя, не умеющего отстоять «поруганную красавицу»…Умерло ли в нем чувство красоты?
Ответ: Нет. Прежнее чувство живет в нем, только он пытается спрятать его от людей.
Учитель: Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни иногда равносильна смерти.
Идея возрождения красоты помогла Семке обрести смысл жизни.
Но ему не дали его реализовать, «убили» в нем жизненный стержень и теперь в душе у него рана, которая кровоточит и болит.
Он не может смотреть на церковь от боли и бессилия. Поэтому он отворачивается, молчит и курит.
Почему же рассказ назван «Мастер»?
Ответ: Семка все делает умело, красиво, добротно, на века, с душой, старается для блага людей, хочет принести им радость. Он творец, созидатель, создает красоту своими руками. И душа его чиста и прекрасна.
Кто тот Мастер, кого имеет в виду Шукшин: Семка или же неизвестный древнеруссский зодчий?
Мастер – это и Семка, и тот, который построил эту церковь.
Шукшин показывает слияние их душ, нравственных и эстетических идеалов. Само слово мастер говорит о созидающем начале в человеке, и их это объединяет сквозь века.
Учитель:
Если человек способен любить даже без понятия,
чувствовать какую – то вину перед чем – то уничтожаемым,
жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл.
Шукшинским героям в жизни мало иметь дом, корову, деньги и почет,
они ищут смысл жизни, а смысл этот в жизни по совести, по правде.
5. Анализ рассказа «Крепкий мужик»
Учитель: Обратимся к рассказу «Крепкий мужик». «Мастер» вместе с этим рассказом образует своего рода диптих (две картины, связанные единым замыслом).
В «Мастере» есть слова, которые связывают его с этим рассказом.
С. 99 ниже середины, со слов: «Умей радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй… Не умеешь – воюй, командуй или что – нибудь такое делай – можно разрушить вот эту сказку: подложить пару килограммов динамита – дроболызнет, и все дела. Каждому свое».
Мы узнаем, чем же связаны эти рассказы.
Учитель задает вопросы обучающимся:
С чего он начинается? (Зачитать описание церкви)
С. 107, со 2 предложения: «Из старого склада – из церкви – вывезли пустую вонючую бочкотару, мешки с цементом, сельповскиекули с сахаром – песком, с солью… …. Метла, грабли, лопаты…
И осталась она пустая, церковь, вовсе теперь никому не нужная. Она хоть и небольшая, церковка, а оживляла деревню (некогда сельцо), собирала вокруг себя, далеко выставляла напоказ.
Кто является здесь главным героем и что он задумал?
(Бригадир Шурыгин задумал разрушить церковь).
С. 107, середина: «Бригадир шурыгин Николай Сергеевич…»
С. 107, далее, из диалога: «Церква – то освободилась теперь…
Там кирпич добрый, я бы его на свинарник пустил, чем с завода – то возить… Я ее свалю…»
В чем причина поступка бригадира Шурыгина, уничтожающего церковь без всякого приказа и какой – либо корыстной цели?((Удовольствие от того, что можно распоряжаться.
С. 108 начало, 2 абзац: «Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким другим: крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей – вроде и не слышал их, и не видел».
С. 110, конец: «И то тебе, бедному, негде кирпич достать! – Халява! – тоже обозлился Шурыгин. Не понимаешь, значит, помалкивай!»
Он мечтает оставить о себе память:
С. 111, выше середины:
Проходя мимо бывшей церквы, Шурыгин остановился, долго смотрел на ребятишек, копавшихся в кирпичах. Смотрел и успокаивался.
«Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с нее крест своротил. А тут – вся грохнулась. Конечно, запомнят. Будут своим детишкам рассказывать. .. ».
Какое произведение вспоминается?
(Шурыгину просто некуда девать свою силу. Шурыгин уважал быструю езду
Это гоголевская птица – тройка. Это и было первопричиной.
Мужик – то крепкий. Шурыгину просто некуда девать свою силу.

Учитель: Любовь Шурыгина к быстрой езде как нельзя лучше выражает необузданность русского характера, его стихийность.
(«Конь несет меня лихой, а куда не знаю…» - восклицает герой глубоко символичного стихотворения Алексея Конст. Толстого.
Учитель: Таких примеров разрушения достаточно в нашей истории. Известно, что в Москве в советские годы был разрушен Храм Христа Спасителя.
Храм этот был построен на народные деньги, собранные по всей России.
Вот как об этом пишет оператор Владислав Микоша, снимавший разрушение храма на пленку:
«Тогда все, что я должен был снимать, было как страшный сон, от которого хочешь проснуться и не можешь. Через широкие распахнутые двери выволакивали с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на землю, в грязь… Стаскивали стальными тросами при помощи мощных тракторов золотые кресты с малых куполов…»
«Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены. В пустые проемы огромных окон врывался ледяной, со снегом, ветер. Рабочие батальоны в буденовках начали вгрызаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня… Только сила огромного взрыва окончательно уничтожила Храм Христа Спасителя, превратив его в огромную кучу развалин… (журнал «Огонек», 1988, № 41)
В. Микоша пишет: «Мама долго плакала по ночам. Молчала о Храме. Только раз сказала:
- Судьба не простит нам содеяннного .- Почему нам? – спросила жена.
- А кому же? Всем нам… Человек должен строить. А разрушать – это дело Антихриста. Мы же все, как один, и спасти не могли?»
Учитель: То же сопротивление оказывает и старинная – на века- кладка и в рассказе Шукшина.
Каким образом он осуществляет задуманное? (зачитать описание разрушения церкви)
С. 108, почти начало стр: «Подогнал три могучих трактора… На разной высоте обвели церковку тремя толстыми тросами, под торсы – на углах и посреди стены – девять бревен…»
С. 108, середина: «Между тем бревна закрепили, тросы подровняли, Сейчас взревут тракторы и произойдет нечто небывалое в деревне – упадет церковь…»
С. 109, до середины: «Шурыгин махнул трактористам… Моторы взревели. Тросы стали натягиваться. Толпа негромко, с ужасом вздохнула. Учитель срвался с места…»
С. 109, последний абзац: «тросы натянулись, заскрипели, затрещали, зазвенели… Хрустнуло одно бревно, трос, врезавшись в угол, запел балалаечной струной. Странно, что все это было хорошо слышно – ревели три трактора, напрягая свои железные силы.
Дрогнул верх церкви… Стена, противоположная той, на которую сваливали, вдруг разодралась по всей ширине… Страшная, черная в глубине, рваная щель на белой стене пошла раскрываться. Верх церкви с маковкой поклонился, поклонился и ухнул вниз. Земля вздрогнула, как от снаряда, все заволокло пылью…»
С. 109 (конец) – 110 (начало): «Два трактора еще продолжали скрести гусеницами землю. Средний по высоте трос прорезал угол и теперь без толку крошил кирпичи двух стен, все глубже врезаясь в них.
….. «…Через три часа все было кончено. От церкви остался только невысокий, с неровными краями остов. Церковь лежала бесформенной грудой, прахом. Тракторы уехали».
Что оно напоминает? Какие ассоциации вызывает у вас вид погибающей церкви? Зачитайте.
Возникают ассоциации с рваной раной на теле человека.
Это гибель живого существа.
С. 109, внизу, со слов: «Стена, противоположная той, на которую сваливали, вдруг разодралась по всей ширине… Страшная, черная в глубине, рваная шель на белой стене пошла раскалываться»
Учитель: Сцена падения церкви в рассказе – кульминационная.
Она не может оставить читателя равнодушным.
Что значила для жителей села эта церковь? (Привыкли, помнили обряды).
С. 108, ниже середины: «Люди постарше все крещены в ней, в ней отпевали усрпших дедов и прадедов, как небо привыкли видеть каждый день, так и ее…»
С. 112, начало: «Почто не замечали! Да, бывало, откуда не идешь. Ее уже видишь. И как ни пристанешь, а увидишь ее – вроде уж дома. Она сил прибавляда…»
Как относится к происходящему народ?
с. 108, середина: «И вдруг все удивились и примолкли».
С. 109, начало: «прибежал учитель, молодойеще человек, уважаемый в деревне. – немедленно прекратите! Чье это распоряжение! Это семнадцатый век! – не суйся не в сое дело! – сказал Шурыгин. _ это мое дело! Это народное дело! – учитель волновался, поэтому не мог найти сльные, убедительные слова, только краснел и кричал. _ вы не имеете права! Варвар! Я буду писать!
С. 109, ближе к середине: «Толпа негромко, с ужасом вздохнула, Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна был упасть, стал под стеной. – Ответишь за убийство, идиот!»
С. 109, перед предпосленим абзацем:
«Но все не двигались с места. Всех парализовало неистовство Шурыгина. Все молчали. Ждали.»
Учитель: (Толпа застыла в оцепенеии. Кто – то пытается несмело возражать Шурыгину.
Один лишь учитель действует. Но один в поле не воин.
Вот здесь затронута насущная тема. Так часто бывает и в нашей жизни: отходим в сторону, когда нужно объединиться, когда необходимо доказывать.
Вот она, правда шукшинская.
Шурыгин говорит, что церковь просто так стояла. А как думает народ, его мать, учитель?
(Ответишь за убийство,
как небо привыкли ее видеть каждый день, она сил прибавляла.
С. 110, ниже середины: «Дурацкое дело нехитрое…» - не скрывая злости, сказала продавщица.
С. 110, внизу: «Дам сейчас гирькой по кумполу, узнаешь халяву»
С. 111, сверху: «Руки чесались у дъявола…»
С. 111, середина: «Колька, идол ты окаянный, грех – то какой взял на душу!.. И молчал, молчал, дьяволина… Хоть бы заикнулся раз – тебя бы, может, образумили добрые люди. Ох ты, горе мое горькое, теперь хоть глаз не кажи на люди. Проклянут ведь, проклянут! И ждать не будешь, откуда напасти ждать: то ли дома окочурисся в одночасье,то ли где лесиной прижмет невзначай!»- слова матери бригадира.
С. 111, ниже и до конца: «Грех – то какой!», «дьявол зудил руки», «идол ты лупоглазый», «глаз теперь не кажи на люди…»
С. 112. Выше середины: «Пошел к черту! Он теперь дружок тебе!»
Ниже: «Тебя просили, ты послушал? Не проси теперь и других. Идиот!»
Ниже: «Вылупил – то шары свои!»
Ниже: «Харя твоя бесстыжая!»

Учитель: Это была частица души и бытия каждого деревенского жителя. И мать Шурыгина пророчит ему проклятие.)
А как он относится к людям?
С. 108, ниже середины: «Шурыгин – ноль внимания. И все та же сосредоченное выражение на лице, та же неподкупная строгость во взгляде.
Ниже: «Но трактористам Шурыгин посулил по бутылке на брата и наряд на исполнение работ».
С. 109, вверху: «Не суйся не в своедело!»
Ниже: «- Уйди! – заревел шурыгин. И на шее унего вспухли толстые жилы.»
Ниже: «- давай, какого! – заорал Шурыгин трактористам.»
С. 110:выше середины и до середины: «Все, угорела! – весело закричал в трубку.
Председатель явно не понял, кто угорел.
- да церква – то! Все, мол, угорела! Ага! Все в порядке! Учитель тут пошумел малость. .. Но! Учитель, а хуже старухи! Да нет, все в порядке! Гробанулась здорово! Покрошилась много, ага! Причем они так: по три, по четыре кирпича: кусками. Не знаю, как из потом долбать. Попробовал ломиком – крепкая, зараза! Действительно, литье! Но! Будь здоров! Ничего!
Помогут ли ему люди в строительстве? Почему?
Нет.
С. 112, после диалога, выше середины: «Шурыгин, чтобы не слышать ее ворчанья, ушел в горницу, сел к столу, налил сразу полный стакан водки, выпил, закурил. «К кирпичам, конечно, ни один дьявол не притронется – подумал он. Ну и хрен с ними! Сгребу бульдозером в кучу, и пусть крапивой зарастает…».
Что можно сказать в целом об этом человеке?
(Бездушный, черствый, разрушитель).
Учитель: В рассказе «Крепкий мужик» Шукшин показывает героя, оторвавшегося от корней, утратившего связь с духовными истоками русского человека.
Не просто на старинное здание покушается «крепкий мужик» Шурыгин,
А на устои человеческой жизни, на то, чему трудно подобрать название в слове – на корни, истоки, веру.
Поэтому герой поразительно одинок в своем селе, даже в родном доме. И звучат из толпы неодобрительные голоса, продавщица не хочет продавать ему бутылку, называют его идолом и дьяволом, жена уходит на ужин к соседям, даже мать бранится и называет его теме же словами, как и бабы на улице магазина. Ей, старой, совестно и страшно за сына.
Учитель: Тема храма – особая у Шукшина. Герои его ищут веру, бескорыстную, не вызванную, например, страхом перед смертью, которая побуждает обращаться к Богу.
И о вере шукшинские герои выражаются недоверчиво, а о церкви говорят с большой любовью.
Храм у Шукшина – символ веры не обрядной, а веры идеальной, в поисках которой и находятся его любимые герои.
Учитель: А что происходит с храмами в наше время?
Ученик: Как хорошо, что наступили перемены, храмы не закрывают, не разрушают, и сейчас по всей России восстановлено много храмов. Например, восстановлена наша Коренная пустынь, что в Золотухинском районе Курской области. Восстановлена Смоленская церковь в Обояни. Восстанавливается храм в селе Косиново Обоянского района.
(Показ слайдов и фотографий).
Учитель: Золотурусский писал: «Проза Шукшина начинается в быте, зарождается в быте, но тянется она к горним снегам», т. Е. к небесному, высшему, неземному.
6. Сопоставление двух рассказов
Обратимся к творчеству Шукшина. Если сравнивать героев этих двух рассказов, что можно о них сказать?
Чем схожи и чем различны их характеры: Семка Рысь и Николай Шурыгин.
Вроде и тот, и другой – деревенские мужики. Чем же они отличаются?
Семен Рысь – созидатель, творец. Несмотря на неудачи, постигшие его, видится в нем и совестливость, и боль, и чувство вины за неосуществленное дело – признаки живой, чуткой души.
А бригадир Шурыгин? Ради сиюминутной пользы, удали, ложного понимания своей значительности разрушает церковь.
Только ли Храм рушится? Нет, рушится что – то важное, хрупкое, истинное, что отличает человека от всех других живых существ.
Обратите внимание, что людей всегда считали по душам – например, сто человеческих душ.
Счастлив тот человек, в чьей душе есть совестливость, доброта, умение видеть прекрасное.
Но вернемся к нашим героям. Оба они – герои стихийного образа жизни, выламывающиеся из обыденности.
Только стихийность Семки напрвлена на добро, а стихийность Шурыгина разрушительна.
Первый вариант у Шукшина встречается чаще.
Любимые герои Василия Макаровича – это странные люди, чудаки, чьи жизненные ценности и взгляд на мир не совпадают с обывательскими. Они живут не разумом, а чувством, сердцем.
Они не умеют красиво говорить и не всегда в состоянии высказать то, что их мучит.
Его герои – стоящие особняком не понятые и не принятые другими людьми.
7. Итоги урока
Учитель: Рассказы Василия Шукшина писались 20 – 30 лет назад . Но и сегодня они становятся нужными, актуальными, к ним повышается интерес. Почему?
Ученик: Ведь духовность, о которой так много говорят, истощается. К сожалению, многие люди становятся все более равнодушными, нечуткими друг к другу. Им глубоко безразлично, что было раньше, да и что ждет человечество впереди, они живут одним днем, ни о чем особо не задумываясь.
Как же с совестью жить нам согласно,
Если столько повсюду соблазнов,
И в мирской суете, и в тиши
На медяк не потратить души?
Учитель: У поэта Юрия Левитанского есть замечательное стихотворение, очень уместное по отношению к нашему разговору и к жизненной позиции В. Шукшина:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы.
Каждый выбирает по себе.
Учитель: Думайте, молодые люди! Думайте! Решайте – как жить, какой дорогой шагать, строить ли, созидать или быть разрушителем…
8. Заключительное слово
А Василий Макарович Шукшин остается нашей совестью.
Он сгорал в каждом созданном им образе. Сердце его было болеющее , ранимое. Быть может, поэтому и сгорел он так скоро. А
Судьба отпустила ему на жизнь всего 45 лет. Он погиб на съемках фильма «Они сражались за Родину» по произведению Шолохова – не выдержало сердце.
Ученик: В его рассказе «Верую» есть такая фраза: «Вот жалеют… мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длиннее, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает».
Это сказано о Есенине, но слова эти с полным правом можно отнести и к самому Шукшину.
Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила Москва мужика
И активную совесть.
Он лежал под цветами на треть,
Недоступный отныне.
Он свою удивленную смерть
Предсказал всенародно в картине.
В каждом городе он лежал
На отвесных российских простынках.
Называлось – не кинозал –
Просто каждый пришел и простился.
Он сегодняшним дням – как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
Так же зябла, подняв воротник,
Вся страна в поездах и на нарах.
Он хозяйственно понимал
Край, как дом, где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.
(Андрей Вознесенский)
Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, его мысли, и каждый его рассказ заставляет задуматься: что с нами происходит, всегда ли мы по – человечески поступаем?
«Нам бы про душу не забыть…» - помните эти слова в любой жизненной ситуации, стойте за истину, боритесь со злом, не оставайтесь в стороне.
Его рассказы о людях: добрых и жестоких, страдающих и равнодушных, они воспитывают в нас человека, предлагают подумать о самом себе, о жизни…
Обратимся к эпиграфу нашего урока – словам писателя.
Как созвучны эти слова со строками прекрасного русского поэта, современника Шукшина, поэта Николая Рубцова:
До конца, до самого креста
Пусть душа останется чиста.
Все книги Василия Макаровича – история души русского человека. А душе, утверждал писатель, нужны моменты взлета, радости, освобождения – праздник нужен, чтоб звенел, слышался чистый голос ее, как колокол!
Звучат колокольные звоны.
Выставление оценок: Все кто отвечал сегодня, получают оценки.
Д/З
Небольшое сочинение – рассуждение «Тема нравственности в рассказаз Шукшина.
Прочитать рассказы Шукшина «Алеша Бесконвойный»,
«Верую!», «Чудик», «Микроскоп».

Заключение
Данная методическая разработка может быть использована в работе преподавателей литературы. Отношение к православным святыням, которые исторически являются нашим достоянием, стремление жить по зову совести, зову души – эти категории составляют основу данного мероприятия.
Тема затрагивает личный и жизненный опыт обучающихся, расширяет их кругозор, помогает увидеть важное в жизни, задуматься над своими поступками и поступками окружающих. Формирование интереса к творчеству Шукшина, его неординарной личности расширяют кругозор обучающихся, развивают их познавательные интересы.
Библиографический список