Конспект урока по литературе на тему «Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов» (8 класс)


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа
(МБОУ Грушевская ООШ)
План-конспект
по литературе
для 8 класса
Тема:
«Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов».
Составитель: Коваленко Людмила Александровна
учитель русского языка и литературы высшей категории
Электронный адрес: covalencko.ludm@yandex.ru2014г.
ст. Грушевская
Тема урока: Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа. Приемы создания образов.
Цель урока: выявить основные мотивы рассказа и примы создания образов; развивать навык анализа текста; воспитывать нравственное отношение к окружающим.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок развивающего обучения.
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, репродуктивный.
Методические приемы: аналитическая беседа с чтением эпизодов, выразительное чтение, повторение изученного.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные технологии.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Наш урок будет посвящен творчеству великого русского писателя, философа, педагога Льва Николаевича Толстого. Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы, что нам известно о нем. (рассказ «Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы», автобиографические повести «Детство», «Отрочество»).
С самого детства Толстой вел дневник. Целью ведения дневника было самосовершенствование, изменение в лучшую сторону, самовоспитание. Толстой пытался понять, почему он и другие люди поступают так, а не иначе, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, как складывается характер. Это не значит, что он был идеальным человеком, наоборот, наблюдая за собой, стремясь понять себя, он научился понимать себя и других.
Сегодня мы будем говорить о рассказе «После бала». К нашему уроку подобран эпиграф:
Человек немыслим вне общества.
Л.Н. Толстой
Как вы понимаете это выражение?
Как эта мысль Толстого соотносится с рассказом «После бала»? (Герой рассказа попадает в различные жизненные обстоятельства; правила поведения человека диктуются общественным мнением, зависят от него).
Актуальна ли эта мысль в настоящее время?
Прежде чем начать обсуждение событий и героев рассказа, я предлагаю вам вспомнить определение этого жанра. (Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа составляет одно событие, охватывающее небольшой промежуток времени).3. Целеполагание.
Попробуем сформулировать тему урока, в этом нам помогут два слайда. Что вы видите на слайдах? ( Прекрасный бал и наказание солдата, полковник на балу и на плацу).
Тема урока: Нравственность и чувство долга, истинная и ложная красота – основные мотивы рассказа «После бала».
Что такое нравственность?
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Сформулируем задачи урока.
Знать: основные мотивы рассказа
Уметь: определять приемы создания образов.
4. Проверка домашнего задания.
Дома вы познакомились с рассказом и выучили отрывок «Бал был чудесный…» наизусть.
1. Индивидуальная работа.
Используя интерактивную доску, восстановите порядок событий, происходящих в рассказе.
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8af15471-3102-43a7-9c53-0c04ca0b7ceb/%5BLI8RK_8-02%5D_%5BTR_03%5D.swf)
На какие основные части можно разделить рассказ?
(Вступление – на балу – после бала – заключение)
Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика.
2.Выразительное чтение наизусть.
Читается отрывок «Бал был чудесный…» наизусть (сопровождающийся слайдами). Ваше задача оценить чтение, высказать о нем свое мнение.
3. Работа в тетрадях с печатной основой.
Какое художественное средство языка помогает воссоздать атмосферу бала? (Эпитет)
Какие цвета преобладают в описании Вареньки и ее отца? (Белый)
Какая деталь объединяющая Вареньку и ее отца присутствует в описании? (Перчатка)
5. Объяснение нового материала.
Что послужило источником для создания рассказа? (известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя Сергеем Николаевичем).
На каком композиционном приеме основан рассказ? (контраст, антитеза)
Какая часть рассказа противопоставлена балу? (После бала)
1. Прослушивание фрагмента рассказа «Наказание за побег», читает М.М.Тарханов.
(http://school-collection.edu.ru/catalog/res/05e1977f-f3ad-4e94-97f9-91b977c4ef8c/?interface=pupil&class=50&subject=10)
На кого был похож отец Вареньки?
Как звали в народе Николая I?
2. Работа с таблицей.
Сопоставим описание полковника и наказываемого с помощью таблицы.
Полковник Наказываемый
Высокий военный в шинели и фуражке. Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное и неестественное.
Шел твердой, подрагивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… подвигался ко мне, то опрокидываясь назад…, то падал наперед…
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо.
Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Спотыкающийся, корчившийся человек.
Вывод: полковник все тот же с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами, но в сопоставлении с окровавленной, истерзанной жертвой экзекуции, его красота и военная выправка выглядят кощунственно.
3. Сопоставление частей рассказа.
Характе- ристики На балу После бала
Чувства Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, доволен, счастлив, блажен, добр. Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет.
Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющие, красивый, высокий, статный, свежий, блестящий, радостный. Жестокая, нехорошая музыка, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, испуганный, грозно, злобно, гневный. Цвет Белый, розовый, румяный, серебряные, светло. Черное, красное, пестрое, белые.
Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль. Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос.
Детали Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера. Оттопыренная губа полковника, замшевые перчатки.
4. Анализ таблицы.
Определите роль белого цвета в обоих частях рассказа.
Какова роль детали, замшевой перчатки полковника в рассказе?
С помощью какого приема передает Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни? (анафора) стр.124.
Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
6. Обобщение изученного.
1.
Кто из героев рассказа обладает данными качествами?
Положительное Отрицательное
Иван Васильевич нравственность полковник Безнравствен-ностьИван Васильевич честь, долг полковник бесчестье
активный протест Иван Васильевич пассивный протест
истинная красота полковник ложная красота
противостояние злу Иван Васильевич неучастие во зле
Иван Васильевич рождение любви Иван Васильевич угасание любви
2. Работа с тестом.
1. Жанр произведения –
повесть;
очерк;
рассказ;
поэма
2. Раскрыть идею произведения помогает:
антитеза;
гипербола;
олицетворение;
эпитет
3. Число рассказчиков в произведении:
один;
два;
три;
четыре
4. Авторская позиция:
скрыта;
выражена в авторском повествовании;
передана одним из персонажей;
открыто высказана в словах Вареньки
5. Роль вступления в произведение:
показать время и место действия;
познакомить с участниками событий;
познакомить с рассказчиком;
произнести хвалебную речь в честь царя
6. Повтором одной и той же стилистической фигуры
(«…все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и все так же били барабаны и свистела флейта, и все так же твердым шагом двигалась… статная фигура полковника») автор:
воспроизводит унылый звук музыки;
показывает полковника в новой роли;
передает ужас совершающегося;
заставляет принять решение немедленно удалиться
7. Произведение заставляет задуматься о:
судьбе полковника;
личной ответственности человека за жизнь общества;
любви Ивана Васильевича;
о красоте Вареньки
8. Тема произведения:
повествование о любви Ивана Васильевича;
рассказ о полковнике;
показ николаевской России;
родительская привязанность полковника к своей дочери Вареньке
9. Образ полковника:
типичен;
трагичен;
исключителен;
комичен
10. Тип повествования в произведении:
нейтрален;
эмоционально окрашен;
протокольно сух;
научно-популярен.
Ответы: 1-В, 2-А, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-В, 7-Б, 8-В, 9-А, 10-Б.
«5» – 10б, «4» – 8-9б, «3» – 6-7б.
3.
Первоначальные названия рассказа были «Дочь и отец», «А вы говорите», почему Толстой остановился на названии «После бала».
Чем актуален для нас рассказ Л.Н. Толстого?
7. Домашнее задание.
1. Написать сочинение по выбору:
- История в рассказе «После бала».
- Обстоятельства и жизненный выбор в рассказе «После бала».
- Идейно-художественное своеобразие рассказа «После бала».
2. Выполнить урок 67 в тетрадях с печатной основой.